ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сентябрь – октябрь – ноябрьВалентина Викторовна Гербова Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий Сентябрь – октябрь – ноябрь Рекомендация читать детям каждый день остается в силе и в средней группе детского сада. Многие песенки и потешки русского народа, авторские поэтические произведения являются удачным материалом для подвижных игр и импровизаций: "Зайчишка-трусишка…", "Гуси, вы, гуси…", "Дон! Дон! Дон!.." и др. Перед тем как познакомить детей с песенкой "Дон! Дон! Дон!..", целесообразно напомнить им песенку "Тили-бом! Тили-бом!", в которой усилиями соседей удалось спасти кошкин дом. "В новой песенке кошкин дом сгорел. Попробуйте догадаться, почему это произошло?" – просит детей воспитатель. "Все спешили, суетились, испугались", – говорят дети, и педагог подтверждает их ответ строчками из песенки: "Коза выскочила, глаза выпучила, залить не может"; "Бежит уточка с ковшом, но ковш уронила, воду-то разлила" и т. п. Игру в прятки можно начать "Считалочкой" В. Витки (пер. с белор. И. Токмаковой). Раз, два, три, четыре, пять, Негде зайчику скакать: Всюду ходит волк, волк, Он зубами щелк, щелк! А мы спрячемся в кусты, Прячься, заинька, и ты. Ты, волчище, погоди! Как попрячемся – иди. Перед дневным сном детям следует читать такие произведения, которые не заставляют их волноваться за судьбу героев, например: сказку "Война грибов с ягодами" в обр. В. Даля, "Заяц и еж" (из сказок братьев Гримм, немец., пер. А. Введенского, под ред. С. Маршака); главы из книги А. Милна "Винни-Пух и все-все-все" (пер. с англ. Б. Заходера) и главы из книги А. Введенского "О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке". Убаюкать детей поможет потешка: Лень-потягота, Поди на Федота, С Федота на Якова, С Якова на всякого… "Сказка о кругленьких и длинненьких человечках" Р. Сефа – веселое и мудрое произведение, помогает легко предотвратить любую конфликтную ситуацию, стоит лишь прочитать строчки: "Ах, не надо, ох, не надо ссориться по пустякам". Дошкольникам полезно читать уже знакомые произведения из программного репертуара для детей 3–4 лет: Д. Лукич "Три плюшевые сказки" (пер. с сербохорват. Л. Яхнина), Б. Поттер "Ухти-Тухти" (пер. с англ. О. Образцовой), Й. Чапек (главы из книги "Приключения песика и кошечки", пер. с чешск. Г. Лукина), Г. Цыферов (главы из книги "Про цыпленка, солнце и медвежонка"), С. Прокофьева (главы из книги "Машины сказки") и др. [1] Следует продолжать работу по приобщению детей к рассматриванию иллюстраций в книгах, начатую в младшем возрасте. Еженедельно в книжном уголке следует выставлять книги для рассматривания. Педагог должен восхищаться наблюдательностью детей, побуждая их описывать иллюстрации: "Догадайтесь, о чем книга. Расскажите, кому какой рисунок особенно понравился и почему". Позже он должен рассказать о том, что дети не заметили, описать рисунок, который им совсем не понравился, побуждая обратиться к книге еще раз. Обязательно нужно рассматривать с детьми сборники русских народных песенок, например иллюстрированные Ю. Васнецовым, А. Елисеевым, В. Конашевичем; "Новую азбуку" Л. Толстого с рисунками А. Пахомова, М. Петрова, Т. Морковкина. Удобны для рассматривания "Сказки в картинках" с рисунками Н. Шеварева, М. Меженинова и других художников. После того как дети рассмотрели книгу и достаточно подробно описали содержание рисунков, важно объяснить им, почему именно эта книга заняла почетное место в книжном уголке. При этом обязательно следует назвать фамилию художника. Можно попросить детей обратиться за помощью в методический кабинет или к родителям с просьбой узнать, какие еще существуют книги с рисунками этого художника. В ходе работы с детьми следует обращать внимание на звукопроизношение; на то, что и как рассказывают дети, подсказывать им правильные формы слов, помогать без искажений строить предложения, бережно относиться к детским фантазиям. Сентябрь Занятие 1. Беседа с детьми на тему "Надо ли учиться говорить?" Цель. Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи. Ход занятия "Весь год каждую неделю на занятиях по развитию речи мы будем учиться правильно и красиво говорить на родном русском языке, – начинает занятие воспитатель. – Как вы думаете, почему надо (и надо ли!) хорошо владеть родным языком?" Педагог выслушивает ответы детей и обобщает их: "Богатый запас слов, умение понятно для окружающих строить высказывания, доброжелательность речи – показатели культуры человека". Продолжая беседу, педагог напоминает, что пока не все слова дети произносят правильно, без ошибок, а иногда им не хватает слов, чтобы о чем-то рассказать. "Давайте проверим, права ли я?" – предлагает воспитатель. Он показывает яркую мягкую игрушку, например, лису. Дети описывают ее. "Молодцы, – хвалит их педагог, – замечательные слова вспомнили. Но я дополню ваше описание лисички. Мех у нее блестящий, разных цветов: светло-желтый, оранжевый, ярко-рыжий. Хвост лохматый, ушки торчком, белоснежные щечки, под шейкой – пушистая белая пелеринка". Воспитатель предлагает вниманию детей рисунок с образцами тканей [2]. "Вашему вниманию предлагаются ткани для наволочек, пододеяльников, простыней, – объясняет педагог. – Кто какую ткань выбирает?" Воспитатель помогает детям правильно охарактеризовать ткань. Подсказывает, как по-другому можно начать свой ответ: "Я хочу наволочку из ткани…", "Мне понравилась ткань…", "Думаю, что самая красивая ткань…" И так далее. Педагог объясняет, что принято говорить простыня, а не простынь. Просит объяснить смысл слова пододеяльник. Завершая занятие, педагог спрашивает у детей, убедились ли они в том, что нужно учиться правильно говорить по-русски. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|