Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Психологическая диагностика
Основной задачей настоящего исследования мы считаем создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих каждому ребенку психологический комфорт и полноценное физическое развитие. С этой целью на первом этапе, подготовительном, мы собрали научную информацию, определили цели, задачи, программу работы и предполагаемый результат. На втором, исследовательском этапе провели медицинскую и психолого-педагогическую диагностику. На третьем, практическом этапе составили программу психолого-педагогической коррекции и продолжали отслеживание результатов и разработку методических рекомендаций для работы с детьми разной двигательной активности.
С целью точного выявления детей с гиперактивностью педагог и другие сотрудники образовательного учреждения (психолог, младший воспитатель, музыкальный руководитель) ведут целенаправленное наблюдение.
В практике своей работы мы для диагностики детей с разной двигательной активностью учитываем следующие параметры.
Медицинские показатели:
• группа здоровья;
• уровень физического развития;
• медицинские заключения (диагноз).
Результаты психолого-педагогической диагностики:
• степень выраженности и устойчивости признаков сверхактивности, импульсивности, внимания, пассивности, замедленности.
Факторы социальной среды:
• наследственность;
• жизненные обстоятельства;
• социокультурное окружение.
• длительность сохранения изменения поведения и т. д.
Основываясь на диагностических критериях СДВГ по классификации DSM-IV (1994) и исследованиях Е. Гаспаровой, М. Кольцовой, В. Гарбузова, мы выделили основные признаки гиперактивного ребенка:
• чрезвычайная активность;
• отвлекаемость, невнимательность;
• импульсивность;
• неспособность доделать работу до конца;
• быстрый темп деятельности;
• бесцельная двигательная активность;
• быстрая утомляемость;
• не может дождаться своей очереди.
Диагноз СДВГ ставит невропатолог, и у некоторых детей он отмечен в медицинской карте, данный диагноз основывается на критериях десятого пересмотра Международной классификации болезней [ВОЗ, 1994] для гипердинамического (гиперкинетического) синдрома с дефицитом внимания (F-90). Одновременно используются критерии классификации DSM-IV (1994). Критерии диагноза проводятся в табл. 1. В клинической практике чаще всего приходится встречаться с детской гиперактивностью и нарушениями внимания, обусловленными СДВГ. Однако помимо СДВГ эти нарушения могут служить внешними признаками других состояний. В связи с этим группой ученых под руководством Н. Заваденко была разработана схема дифференциального диагноза СДВГ.
Таблица 1
Диагностические критерии СДВГ по классификации DSM-IV (1994)
А. Для постановки диагноза необходимо наличие
| B. Некоторые симптомы гиперактивности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребенка до семи лет.
C. Проблема, обусловленная вышеупомянутым симптомом, возникает в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома).
D. Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или школьном обучении.
Согласно принципам классификации DSM-IV, в случаях полного соответствия наблюдаемой клинической картины за последние шесть месяцев одновременно разделам (1) и (2) перечисленных критериев ставится диагноз сочетанной формы СДВГ.
Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям раздела (1) при частичном соответствии критериям раздела (2), то ставится диагноз «СДВГ с преимущественными нарушениями внимания».
Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям раздела (2) при частичном их соответствии критериям раздела (1), то используется диагностическая формулировка «СДВГ с преобладанием гиперактивности».
Но если диагноз в медицинской карте не отмечен, а у ребенка день за днем проявляются признаки гиперактивности, то после целенаправленного наблюдения мы рекомендуем родителям ребенка обратиться к детскому невропатологу. В своей практической деятельности педагоги пользуются памяткой «Критерии выявления гиперактивного ребенка в группе», предложенной психологами г. Санкт-Петербурга.
Педагог может получить дополнительную информацию о ребенке из бесед с родителями и другими родственниками или с помощью их анкетирования.
Обследование детей с синдромом гиперактивности обязательно должно включать методы оценки их психического развития. Рекомендуемыми являются: тест Векслера, тест прерывной деятельности и пробы на время реакции, корректурная проба Б. Бурдона, тест Струпа, субтест «Кодирование» и т. п.
После комплексного исследования формируются группы коррекции по преобладающим нарушениям. В ходе коррекционно-развивающей работы проводятся дополнительные обследования уровня психического развития, так как эти дети отличаются более выраженным дефицитом активного внимания, легкими нарушениями познавательной деятельности, задержкой развития и нарушением речи, иногда и легким интеллектуальным снижением.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|