Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЛАДШИЕ ИНСТРУКТОРЫ ТУРИЗМА




П.И. Лукоянов

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное состояние и перспективы развития школьного туризма немыслимы без широкого привлечения к процессу обучения и проведению массовых туристско-экскурсионных мероприятий самих учащихся. Действенными помощниками взрослым руководителям в этой работе могут и должны стать младшие инструкторы - боевые активисты туристскою движения в школах, а в последующем - на предприятиях, в колхозах и учебных заведениях.

Младший инструктор, в полной мере владея знаниями и навыками туриста-участника и помощника руководителя похода, отличается от них особыми качествами - умением организовать, методически правильно построить и доходчиво провести занятие по программе обучения туризму, т.е. должен обладать определенными педагогическими навыками.

Руководить кружками младших инструкторов могут преподаватели, руководители туристских кружков Домов пионеров и школьников и туристы-общественники, имеющие звание инструктора туризма.

Кружки младших инструкторов рекомендуется комплектовать из числа учащихся, либо прошедших всю двухгодичную программу видовой туристской подготовки, либо занимавшихся по ней в течение одного года, при условии наличия достаточного туристского опыта и организаторских способностей. Особенно желательно привлекать в кружки юношей и девушек, склонных к преподавательской деятельности и мечтающих связать с ней свою судьбу.

В связи с привлечением в кружки младших инструкторов учащихся с различной степенью туристской подготовки освоение настоящей программы рассчитано на 144 часа или на 216 часов.

Учебный план и программа состоят из трех разделов.

В 1-й - "Общие положения" - включены темы, отработка которых будет способствовать накоплению и углублению туристских знаний будущими вожаками школьного туризма. Среди этих тем главное внимание отводится вопросам идеологического воспитания школьников средствами туризма, истории развития и современной организации туризма в СССР, в том числе и школьного туризма, системе организации туристской работы в общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях и др.

Наиболее важными в формировании будущих младших инструкторов как юных учителей и в обретении ими необходимых инструкторско-методических навыков являются последующие два раздела.

2-й раздел - "Учебная и воспитательная работа" - призван познакомить кружковцев с основами советской педагогики и использовании их в обучении туризму, с формами и методами учебной и воспитательной работы в школьном туризме, а также дать необходимые навыки в умении подготавливаться н занятиям и др.

Хотя первый и второй разделы направлены на расширение кругозора кружковцев, преподаватель, проводя занятия, должен, тем не менее, обращать внимание на методические рекомендации, которыми кружковцы могли бы воспользоваться в своей будущей инструкторской практике при проведении занятий по этим темам.

Особая роль отводится 3-му разделу, главная направленность которого заключается в привитии и закреплении основ методических навыков в проведении занятий.

В практике подготовки младших инструкторов нередко наблюдается одна ошибка: при их обучении, как правило, ограничиваются повторным раскрытием фактологической стороны изучаемой темы. Например, на занятиях по теме "Снаряжение для лыжного похода" руководитель кружка вновь перечисляет необходимое общественное и личное снаряжение, приводит их характеристики, рекомендации по доработке промышленных образцов, изготовлению самоделок и т. д. Ученикам же, занимающимся в кружке младших инструкторов, нужно другое: их нужно научить готовиться и проводить занятия. Цели этой можно достичь только в том случае, если темы третьего раздела будут отрабатываться по методике "учить умению обучать".

Это следует понимать так. Вначале необходимо обучить слушателей умению подготавливаться к занятиям. Объем и последовательность этой работы подробно раскрываются в теме "Подготовка младшего инструктора к занятиям". Завершающим этапом подготовки инструктора к занятиям является составление плана-конспекта или тезисов лекции. Руководитель на конкретной теме программы показывает весь ход подготовки к занятиям, обращая особое внимание на умение выбрать основные учебные вопросы темы, четко сформулировать учебные цели, правильно распределить время, определить целесообразные методические приемы обучения, а также показать различные формы и степень подробности планов-конспектов. В результате этих занятий слушатели кружка должны уяснить последовательность подготовки к занятию и составить план-конспект.

Завершая занятие, преподаватель обязывает слушателей самостоятельно подготовить план-конспект по одной из тем третьего раздела программы. Проведению слушателями занятий по этой теме должно предшествовать рецензирование подготовленных конспектов с целью оценки их качества и доработки по замечаниям. Преподаватель, отобрав для примера различного качества конспекты, показывает, как бы он прорецензировал эти работы, разбирая конкретные ошибки и формулируя пожелания для их исправления. Затем, продолжая занятие или дав задание на дом, он обязывает слушателей прорецензировать конспекты своих товарищей. Рецензирование вырабатывает у кружковцев навыки самостоятельного мышления и объективной оценки работ. Поэтому его следует рассматривать в качестве одного из важнейших элементов обучения.

Привитие инструкторско-методических навыков достигается только в ходе практического проведения занятий вначале со своими товарищами-кружковцами, а затем - с туристами младших классов. Для проведения этих занятий целесообразно рекомендовать наиболее подготовленных учеников.

Все занятия необходимо заканчивать обсуждением, в ходе которого члены кружка отмечают положительные и отрицательные стороны, обращая особое внимание на умение интересно и занимательно вести занятие, логичность в построении урока, правильное использование методических приемов обучения, уверенное владение материалом и т.д.

Обсуждение заканчивается заключением преподавателя, который отмечает все положительные стороны проведенного занятия и обсуждения, разбирает недостатки, а также дает советы по подготовке к проведению занятий по следующим темам.

Темы третьего раздела сгруппированы по следующим направлениям: теоретические занятия (лекции, беседы), групповые занятия в помещении и практические занятия на местности. Освоение этой тематики даст слушателям кружка необходимые навыки в проведении занятий, а также будет способствовать дальнейшему углублению знаний фактологической стороны изучаемых тем, т.е. изучению самого туризма.

Отработка всех тем третьего раздела должна проводиться с учетом специфики вида туризма. Именно с этой целью тема "Техника преодоления препятствий и меры по обеспечению безопасности" с должной подробностью раскрывается по видам туризма, а в других темах отражены видовые особенности.

Часы, определенные учебным планом на каждую тему, должны рационально распределяться преподавателем на консультации и проверку выполнения качества домашних заданий, на проведение и обсуждение занятий.
Успех освоения программы в значительной мере зависит от качества планирования учебного процесса. Вряд ли можно считать достойным подражания такое планирование, когда сначала будут отработаны все теоретические темы, затем темы групповых занятий в помещении я под конец - проведены все занятия на местности.

Более правильно поступят те руководители кружков, которые за основу планирования примут принцип комплексной отработки тем. Например, закончив тему "Характерные заболевания и травмы в походе, их профилактика и лечение", необходимо во время группового занятия в помещении научить слушателей, как вести занятия по теме "Обработка ран, наложение повязок и шин", и затем закрепить все полученные знания и навыки, изучая на местности тему "Транспортировка пострадавшего на длительное расстояние". Такое планирование позволит дать "сквозное" представление о методике проведения занятий и взаимной увязке их содержания.
С целью совершенствования и закрепления методических навыков необходимо планировать проведение занятий по освоенным темам с учениками туристских кружков младших классов.

Занятия по программе младших инструкторов заканчиваются учебно-зачетным категорийным походом, который следует рассматривать, прежде всего, как продолжение обучения. Во время похода необходимо предусматривать проведение практических занятий, особенно по темам, отработать которые в должной степени не представилось возможным, например, по условиям местности или другим причинам.
Туристам - учащимся общеобразовательных школ, училищ профтехобразования и средних учебных заведений, достигшим 15-летнего возраста, имеющим значок "Турист СССР", успешно окончившим семинар (сбор) подготовки младших инструкторов туризма и сдавшим экзамены, присваивается звание младшего инструктора, выдается справка единого образца и значок "Младший инструктор туризма".

Звание младшего инструктора присваивается отделами народного образования, станциями юных туристов, Дворцами и Домами пионеров, учебными заведениями, советами коллективов физкультуры (спортивными клубами) и советами ДСО.

Для присвоения инструкторского звания необходимы следующие документы: представление туристской секции (клуба туристов), справка об окончании семинара (сбора) подготовки младших инструкторов, удостоверение значкиста "Турист СССР", учетная карточка инструктора, две фотокарточки форматом 2 х 3 см.

Младший инструктор имеет право вести занятия в туристском кружке, секции, в отрядах пионерских лагерей, проводить подготовку к выполнению нормативов на значок "Юный турист", быть помощником руководителя в походах выходного дня I категории сложности по соответствующему виду туризма, участвовать в руководстве слетами, соревнованиями, играми и другими массовыми туристско-краеведческими мероприятиями, носить нагрудный значок "Младший инструктор туризма".

Примерный тематический план занятий

Наименование тем Количество часов
Всего Теоретические занятия Практические занятия
в помещении на местности
I. Общая подготовка        
  Туризм и экскурсии - важнейшее средство     - -
  История развития и современная организация     - -
  Система организации туристской работы в     - -
  Организация и планирование туристско-краеведческой работы       -
  Обзор руководящих документов, литературы и учебно-методических пособий по туризму     - -
I раздел:        
II. Учебная и воспитательная работа        
Основные принципы педагогики и их использование при обучении     - -
  Права и обязанности инструктора     - -
  Формы (методы) учебной работы в     - -
  Воспитательная работа инструктора     -  
  Подготовка инструктора к занятиям       -
II раздел:        
III. Специальная подготовка - учебная практика в чтении лекций и проведении групповых занятий (содержание тем раскрывается с учетом специфики вида туризма)
А. Теоретические занятия 23/37 23/37    
  Виды туризма и их особенности 3/5* 3/5* - -
  Подготовка, проведение и подведение итогов похода 3/5 3/5 - -
  Снаряжение для похода 1-й и 2-и категории сложности 3/5 3/5 - -
  Питание в походе 3/5 3/5 - -
  Тактика похода 4/6 4/6 - -
  Естественные и искусственные препятствия, техника их преодоления и меры по обеспечению безопасности 4/6 4/6 - -
  Характерные заболевания и травмы в походе, их профилактика и лечение 3/5 3/5 - -
Б. Практические занятия в помещении     15/25  
  Подготовка похода 3/5 - 3/5 -
  Расчет продуктов питания для похода 3/5 - 3/5 -
  Основные условные топографические знаки 3/5 - 3/5 -
  Краеведческая работа в походе 3/5 - 3/5 -
  Обработка ран, наложение повязок и шин 3/5 - 3/5 -
В. Практические занятия на местности        
  Техника преодоления препятствий и меры по обеспечению безопасности (раскрываются по видам туризма) 33/60 - - 33/60
  Пешеходный туризм:       28 /56
а Движение по травянистым склонам 7/10 - - 4/8
б Движение по заболоченным участкам 6/10 - - 4/8
в Движение по осыпям и моренам 8/16 - - 8/16
г Движение в лесу 4/8 - - 4/8
д Преодоление ручьев и небольших рек 8/16 - - 8/16
Лыжный туризм:       32 /64
а Техника тропления лыжни 3/6 - - 4/8
б Подъемы, спуски, повороты и торможения на лыжах 9/16 - - 8/16
в Преодоление крутых заснеженных склонов 9/16 - - 8/16
г Движение по замерзшим рекам и водоемам 5/8 - - 4/8
д Действия группы в сложных метеорологических условиях 4/8 - - 4/8
е Оказание помощи при обморожениях 3/6 - - 4/8
Велосипедный туризм:       32 /64
а Устройство велосипеда и уход за ним 6/10 - - 4/8
б Техника езды на велосипеде 11/24 - - 12/24
в Техника преодоления препятствий 12/18 - - 12/24
г Движение на улицах и дорогах 4/8 - - 4/8
  Привалы и ночлеги в полевых условиях 4/6 - - 4/8
  Выработки тактического плана преодоления сложного препятствия 5/10 - - 4/8
  Определение сторон горизонта 3/6 - - 4/8
  Движение по азимуту 4/6 - - 4/8
  Ориентирование на местности с помощью карты 3/6 - - 4/8
  Действия участника, отставшего от группы 3/6 - - 4/8
  Транспортировка пострадавшего на длительное расстояние 3/6 - - 4/8
  Учебно-зачетный поход        
III раздел: 58/106 - - 58/106
ИТОГО: 144/216* 47/61 29/39 68/116

* Числитель - количество часов, отводимых на отработку темы при 144-часовой программе, знаменатель - количество часов, отводимых на отработку темы при 216-часовой программе.

Младший инструктор, достигший 18-летнего возраста, получает право на руководство походами выходного дня и походами в соответствии с "Правилами организации и проведения самодеятельных туристских походов на территории СССР", а также может быть зачислен в школу (семинар) средней туристской подготовки.

ПРОГРАММА


I. Общая подготовка.
Туризм и экскурсии - важнейшее средство коммунистического воспитания учащейся молодежи.
Основные направления идеологической, политико-воспитательной работы на современном этапе. Единство политического, трудового, нравственного воспитания и обучения.
Воспитание молодежи на революционных, боевых и трудовых традициях партии и народа, в духе высоких морально-политических качеств, преданности коммунистическим идеалам, советского патриотизма и пролетарского интернационализма, любви к социалистическому Отечеству, трудолюбия и общественной активности, бережного отношения к народному достоянию и природе. Военно-патриотическое воспитание. Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, смелости, выносливости.
Воспитательные возможности экскурсий и походов по выполнению заданий как центрального штаба, так и республиканских и местных штабов туристской краеведческой экспедиции пионеров и школьников "Моя Родина - СССР".
Идейно-воспитательная работа с молодежью должна быть живой, конкретной, интересной и убедительной.

История развития и современная организация школьного и взрослого туризма в СССР. Туризм в дореволюционной России - привилегия имущих классов и представителей обеспеченных слоев населения.
История становления и развития туризма в СССР. Зарождение и формирование организационной структуры туризма (Общество пролетарского туризма -1929 г., Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий - 1930 г.).
Роль профсоюзов в развитии туристско-экскурсионного движения. Туристско-экскурсионное управление при ВЦСПС - 1936 г.
Забота Коммунистической партии, Советского правительства и профсоюзов в развитии активного отдыха трудящихся и членов их семей. Основа массового туризма - дальнейшее повышение благосостояния советских людей, улучшение условий труда и быта, прогресс образования и культуры. Центральный, республиканские, краевые и областные советы по туризму и экскурсиям. Федерации туризма.
История н современная организация детского туризма. Центральная детская экскурсионно-туристская станция, станции юных туристов, Дворцы и Дома пионеров и школьников, туристско-краеведческие экспедиции, соревнования школьников по туризму, туристские походы и др.

Система организации туристской работы в общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях. Роль отделов народного образования, Центральной детской экскурсионно-туристской станции, станций юных туристов. Дворцов и Домов пионеров и школьников, пионерских и комсомольских организаций в развитии туризма.
Основные направления обучения туризму в школах и внешкольных учреждениях: юные туристы, юные туристы-проводники, юные археологи, юные геологи, историки-краеведы, географы-краеведы, литературные краеведы, туристы-пешеходы, туристы-лыжники, туристы-горники, туристы-водники, туристы-спелеологи, велотуристы, младшие инструкторы туризма.
Нормативы на значки "Юный турист", "Смелые и ловкие", "Спортивная смена", "Сила и мужество" и "Турист СССР". Разрядные требования по туризму. Порядок оформления, награждения значками, присвоения разрядов и званий.

Организация и планирование туристско-краеведческой работы. Принципиальная схема организации и формы туристско-краеведческой деятельности в общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях. Планирование туристско-краеведческой работы.
Кружок - основная форма подготовки школьников по туризму. Единство учебной и воспитательной работы в кружке. Планирование учебного процесса. Методические рекомендации по составлению расписания занятий. Особенности обучения в учебно-зачетном походе.
Практическое занятие. Составление плана туристско-краеведческой работы школы и расписания занятий кружка на четверть.

Туристские слеты и соревнования.
Задачи туристских слетов и соревнований. Организационный комитет и штаб слега, их состав и обязанности. Положение о слете. Выбор места слета, согласование с местными властями и лесничеством, оборудование. Организация общего костра и меры безопасности. Охрана природы. Трудовой десант. Виды туристских соревнований. Положение о соревнованиях. Подготовка трасс и дистанций соревнований. Судейская коллегия, ее состав, права и обязанности. Порядок проведения соревнований. Подведение итогов. Определение победителей. Объявление результатов и награждение.
Практические занятия. Разработка положения о соревнованиях. Подготовка трассы соревнований. Участие в судействе.

Обзор руководящих документов, литературы и учебно-методических пособий по туризму. Руководящие документы по организации туристской работы Министерства просвещения СССР, Министерств просвещения союзных республик, Центральной детской экскурсионно-туристской станции и др.
Основная литература (общая и по видам туризма): туристская, краеведческая, педагогическая, методическая. Учебные и наглядные пособия, используемые при обучении туризму.

II. Учебная и воспитательная работа
Основные принципы советской педагогики и их использование при обучении школьников туризму.
Единство обучения и воспитания. Весь процесс обучения направлен на то, чтобы привить навыки и умения, необходимые для проведения похода. Системность и логическая последовательность обучения. Постепенный переход от простого к более сложному материалу. Проведение практических занятий на местности после лекции, бесед или групповых занятий в помещении Сознательное и активное отношение обучаемых. Доступность обучения по глубине и объему. Наглядность обучения. Учебная материально-техническая база. Прочное овладение знаниями, навыками и умениями. Коллективизм и индивидуальный подход в обучении.

Права и обязанности младшего инструктора. Младший инструктор имеет право проводить занятия с туристами, готовить их на значок "Юный турист", быть помощником руководителя в походах, участвовать в подготовке и проведении массовых туристско-краеведческих мероприятий, носить значок "Младший инструктор".
Младший инструктор обязан: добросовестно относиться к своим обязанностям обучающего и воспитателя, быть принципиальным, дисциплинированным и нравственно чистым человеком, хорошо знать теорию и практику туризма, обладать необходимыми организаторскими способностями, морально-волевыми качествами, педагогическими навыками и тактом.

Формы и методы учебной работы в школьном туризме. Теоретические занятия - устное изложение учебного материала: рассказ, объяснение, лекция, беседа.
Зависимость успеха устного изложения от его тесной связи с практикой, подбора и правильного использования фактов, установления атмосферы взаимопонимания с аудиторией, активности обучаемых, умелого построения и эмоциональности изложения материала.
Практические занятия в помещении. Обучение конкретным и практическим темам, когда рассказ и объяснение руководителя сопровождаются демонстрацией и отработкой приемов и навыков без обязательности действий на местности.
Теоретические и практические занятия в помещении должны сопровождаться показом натуральных или изобразительных средств наглядности (схемы, плакаты, макеты, диафильмы, кинофильмы и др.).
Практические занятия на местности. Отработка методики оценки обстановки и принятия решения на преодоление препятствия, выработка тактического плана действий; отработка технических приемов, способов преодоления препятствий и мер по обеспечению безопасности. Порядок отработки технических приемов: краткое объяснение, личный показ, повторный показ одним из обучаемых, отработка приема (тренировка), разбор и домашние задания.
Самостоятельная работа (выполнение домашних заданий); работа с печатными источниками, выполнение письменных и графических заданий, самостоятельное изучение и отработка технических приемов.
Практическая работа - самостоятельное проведение занятий.

Воспитательная работа младшего инструктора. Воспитание туриста - составная часть коммунистического воспитания, процесс формирования личности. "Все... должны воспитываться в духе беспредельной верности своему народу, делу коммунизма... и защиты социалистической Родины" (материалы XXII съезда КПСС).
Основные принципы воспитания: воспитание в процессе школьного и туристского обучения, в коллективе и через коллектив, индивидуальный подход, сочетание требовательности с уважением личного достоинства, опора на положительные качества личности и коллектива, согласованность применения воспитательных воздействий.
Практическое занятие. Разбор конфликтной ситуации и выбор способов выхода из нее.

Подготовка младшего инструктора к занятиям. Последовательность личной подготовки к занятиям: уяснение темы занятия, изучение литературы и учебных пособии, определение учебных вопросов, их объема (содержания) и необходимого времени для отработки каждого из них, определение учебных целей, определение последовательности хода занятий и приемов для отработки каждого учебного вопроса, подбор учебных пособий, составление плана-конспекта занятия.
При проведении занятий в полевых условиях выбрать местность, на которой можно качественно отработать все учебные вопросы, а также наметить меры предосторожности и безопасности во время проведения занятий.
Практические занятия. Составление планов-конспектов занятий, их рецензирование и разбор, проведение занятий в помещении и на местности и разбор их качества.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных