Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Жизнь непредсказуема. Цель – это попытка контролировать то, что контролю не поддается».




Как написать хороший текст: забудьте о школьных сочинениях

Писать понятно и доступно - навык, и этому несложно научиться. Этот навык особенно важен в интернете, где внимание читателей рассеяно. Даже интересные темы не будут читать, если автор ходит вокруг да около и "раскочегаривается" только к концу текста.

Правильно составлять тексты учил нас в Голландии профессор по Marketing Management, усатый, шумный, похожий на оголландившегося Эркюля Пуаро. Курс его был один из самых практически полезных - в том числе, пару занятий мы учились кружочками вырисовывать планы докладов и структурировать мысли.

Это я потом использовала в диссертации, на работе, в книге и, само собой, в постах ЖЖ. Нельзя начинать с плана, как нас учили в школе, потому что мозг не мыслит линейно. Сначала надо выписать все мысли, которые у вас есть по вашей теме, и только после этого уже их структурировать, собрать в логичный план. Если мы составляем иерархический план сразу (1, 2.1, 2.2, 2.3, 3), мы прыгаем через две ступеньки, что не способствует ясности.

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ

Начинаю я с большого круга в центре листа, куда записываю основную мысль текста. Хитрость в том, что это не название, это не "о том-то". Это описание моего внутреннего драйва для текста, зачем я его пишу, какую мысль хочу донести до читателя. Иногда приходится подумать, чтобы четко сформулировать свою цель.

Важно, чтобы основная мысль в тексте была только одна! Люди плохо воспринимают две мысли, это уже много. Иногда обидно, но приходится себя ограничивать. Либо делить текст на разные части со своими заголовками и внутренней структурой.

Например, я когда-то писала на тему Лучшая цель - отсутствие цели. Вкратце - когда-то я пробовала ставить перед собой цели и разочаровалась, но не могла от целей отказаться - в нашем обществе целеполагание поощряяется. Потом я вычитала, что главная история о важности целей фальшивая, обрадовалась и решила жить без целей. Однако, и жизнь без целей меня разочаровала, потому что оказалась скучной. Я опять вернулась к целям, но уже не в качестве "жизненных ориентиров", а в качестве "средства от скуки".

Здесь никак не получалось одной основной мысли. Получались две. Одна - что цели, которые нас поощряют ставить, часто не отвечают нашим внутренним потребностям, не приносят удовольствия и не гарантируют успеха. Вторая - что радостная и счастливая жизнь все-таки требует некоторых целей, поскольку совсем без них скучно. Поэтому я сделала два поста, каждый для своей мысли.

Соответственно, в центральном круге для первого поста я писала, что "цели - не так хороши, как нам их преподносят". Разумеется, можно было бы подойти к теме и с других ракурсов - хотя бы "нам врут о целях". Тогда в тексте я бы больше приводила примеров о том, как "гуру успеха" придумывают примеры, выдавая их за реальные, или говорят о чем-то недоказанном, а их последователи в итоге разочаровываются.

РАЗВИТИЕ ТЕМЫ

Вокруг центрального большого круга я записываю, что хотела бы и могу сказать - в беспорядке, где есть свободное место. Мне не надо думать на этом этапе, какая мысль должна следовать за чем, я выписываю все, что приходит в голову, в произвольном порядке. Поэтому, кстати, важно не писать "в столбик" - бессознательно мы будем стараться структурировать и ограничим себя.

Когда все выписала, сходные мысли соединяю стрелочками - выстраиваю связи между ними. На этом этапе видно, что некоторые мысли - лишние, не соответствуют моей основной мысли или не вписываются в структуру. Их я вычеркиваю. А некоторые важные пункты оказываются "голыми", к ним добавляю примеров.

И только после этого я нумерую, что за чем и в каком порядке должно следовать. На фотографии к этому посту видно, как это выглядит - хотя на большие тексты уходит иногда целый разворот тетради, а для рабочих текстов и книги я использовала большие блокноты формата А4.

В это же время я продумываю, в каком виде текст будет лучше смотреться. Вариантов много - история с выводами, история с пунктами, простой список, вопросы и ответы и т.д. Я подробно писала об этом в "Руководстве" и по тэгу "Ведение блога".

ПЛАН И НАПИСАНИЕ ТЕКСТА

После предыдущего этапа у меня получился план. Дальше я план переписываю набело и проверяю - есть ли там логичность, цельность. Есть ли у меня интересные истории/примеры, чтобы оживить текст. По этому плану я уже пишу пост.

При написании, разумеется, учитываю, чтобы в каждом абзаце была одна мысль, предложения были простыми и понятными, основные пункты выделенными, заключения усиливали впечатления от текста - в общем, все то, о чем я писала в "Руководстве".

MindMapping, в принципе, тоже на этом основан, но мне ни одна программа не подошла. На бумаге все нагляднее и проще. Второй недостаток программ - они требуют строгого "ветвистого строения", то есть у вас от одной "ветки мысли" отходят другие, ее раскрывающие. А значит - вам уже надо связи между ними логически выстраивать. Вы опять пропускаете пункт, когда вы просто все выплескиваете на бумагу, не заботясь о последовательности и связях.

Разумеется, все это относится к текстам, в которым вам надо что-то сказать, а не просто поговорить. "Говорить" - приятно и создает ощущение эмоциональной близости, если вас слушают и отвечают. "Сказать" - нацелено на эффективность донесения вашей мысли. Это более понятно мужчинам, которые ценности "говорения" с нами не всегда разделяют. Когда-то я даже любимому мужчине некоторые длинные письма писала, начиная с создания неиерархического плана.:) Иногда я так планирую и разговоры - пусть и не столь детально. Не только по работе, но даже перед встречей с подругами-друзьями, когда понимаю, что хочется много сказать, а времени будет не хватать.

И нет, это не сложно и не занимает так уж много времени, как только вы научитесь это делать. Но дает важнейшие преимущества:
 вы получаете четкий, логичный, легко читаемый текст,
 вы упрощаете себе его написание,
 вы избавляетесь от страха белого листа (выписывать все, что приходит в голову - очень просто!)

"Лучшая цель - отсутствие цели"

Жизненные цели нужно начинать ставить как можно раньше - на год, три, пять, десять, а то и все двадцать лет вперед. Это вдалбливали нам преподаватели по менеджменту. Цели надо разбивать на задачи (полгода, квартал, месяц), затем на более мелкие задачи и решать каждый день по одной. И это соответствует здравому смыслу, все логично.

А еще у гуру целей есть впечатляющая история, переходящая из книги в книгу. В 1953 году

психологи узнали у выпускников Йеля, кто из них имеет конкретные записанные цели на будущее. Таких было 3%. Через 20 лет группа исследователей узнала, что стало с выпускниками. Те 3% достигли бОльших финансовых успехов, чем остальные 97% вместе взятые! Солидно, правда?

Вот и я наставила себе целей. К 25 годам у меня в планах было защитить диссертацию, найти высокооплачиваемую работу с загранкомандировками и выйти замуж. Не буду утверждать, что я каждый день делала шаг в этом направлении. Тем не менее, ровно в 25, в один год я всего этого достигла.

Более того, исполнилось даже смутное желание славы (славу трудно планировать, я только мечтала). Статья обо мне появилась в квебекском издании журнала ELLE, а фотографию со свадьбы взяли в фотоальбом «Русские». Там я красовалась вместе с Хакамадой, Макаревичем, Эдуардом Лимоновым, Андреем Деллосом, группой "На-на" и еще энным числом разнообразных людей.

Сразу после этого я погрузилась в серьезную депрессию.

Я напрягалась, переживала, работала, хотела достичь целей, поставить галочку в графу «Сделано». Поставив же галочки, ожидала почивания на лаврах. Разве же не счастья в итоге обещают нам те, кто учит ставить цели? Как бы не так. Выяснилось, что жизнь после достижения целей имеет свои серьезные проблемы, недовольства, трения. А я к ним оказалась ну совсем не готова. Кандидатская же степень и портреты в глянце не были написаны у меня на лбу. Они никак не изменили ни меня, ни отношения ко мне окружающих. Упс. Незадача.

Я тут не уникум. «Мама» Гарри Поттера Джоан Роулинг в интервью Опфры Уинфри недавно призналась, что борется с тяжелой депрессией и мыслями о суициде. Сказала, что сейчас менее счастлива, чем когда была матерью-одиночкой с маленьким ребенком и урывками писала первую книжку в уличных кафе.

Засада с достижением целей меня, конечно, смутила. Я больше не ставила себе глобальных целей в жизни, осторожничала. Однако, в душе всегда себя ругала за это. Не давали мне успокоиться пример выпускников Йеля и общая направленность делового мира на непременное стремление к цели.

А потом я прочитала статью на одном из моих любимых сайтов ZenHabits: «The best goal is no goal».Автор Лео Бабаута рассказывает, что перешел к жизни без целей, почему это здорово и как это сделать другим. Меня очень вдохновил его пример. Большой камень с души свалился.

И я поняла, что меня так смущает в концепции целей. Я изучала маркетинг. Поэтому я осторожно отношусь к любым словам и идеям, создающим потребность. Потому что создание нужды, потребности, недовольства – это лучший (и неэтичный) способ манипуляции. Когда вы к какой-то цели стремитесь, когда вам чего-то не хватает сейчас, вами можно управлять. Прекрасную Лису-Алису и великого Кота Базилио помните? «…И делай с ним, что хошь».

А еще вас легко убедить купить, достаточно сказать: "Это поможет в ваших планах!" Счастливый и всем довольный человек – увы, плохой массовый покупатель. Да и не самый удобный член социума – управлять-то им как? Вот поэтому люди, верящие в бизнес-подходы в обычной жизни, чем-то напоминают мне последователей религиозных культов. То же рвение, убежденность, и та же легкая управляемость, даже если цели они выбирают себе сами.

Есть и другой важный момент. Я очень люблю свою работу, она позволяет мне реализовать большинство моих склонностей. Но в институте я никак не могла поставить себе целью получить ее. Такой профессии тогда просто не было. Вот любопытный ролик, который говорит, что 10 из самых востребованных работ в 2010 году не существовали в 2004.

И даже если что-то существует, мы не всегда знаем об этом, когда ставим цели. Например, о профессии организатора мероприятий я узнала всего за пару лет до того, как им стала. О фильцевании прочитала только в 2006 году. Так что рано поставленные наши цели легко могут ограничить нас. Не дадут увидеть то новое, что может нас обрадовать еще больше.

Но как же выпускники Йеля-то? И вот тут мне попалась отличная статья в американском журналеFast Company. Автор поставил себе целью найти оригинал исследования, на которое ссылаются гуру личностного развития. После череды весьма забавных отсылок и отговорок плюнул и нашел самих выпускников. И выяснил, что никакого исследования не было. Правда, один из выпускников Йеля 1953 года написал в выпускном альбоме, что не видит для себя никаких перспектив трудоустройства. Этим человеком был Форрест Марс, недавно вышедший на пенсию глава компании Марс (Mars, Snickers, Dove, Orbit, Whiskas, Pedigree, Uncle Ben’s…)

Последний бастион пал, и я решила жить без целей. Как это было и что из этого вышло - в следующей записи, а пока еще одна цитата:

Жизнь непредсказуема. Цель – это попытка контролировать то, что контролю не поддается».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных