Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Различия между сферой культуры и сферой материального производства

Сфера культуры Сфера материального производства
Продукция имеет нематериальную природу. Продукция имеет материальную природу.
Не поддается количественному измерению. Поддается количественному измерению.
Индивидуальное производство. Массовое, серийное производство.
Определяющее значение имеют внеэкономические факторы. Определяющее значение имеют экономические факторы.
Обязательное условие — неповторимость, оригинальность каждого «продукта». Стремление к унификации, одинаковому набору свойств в каждом изделии.
Эффект не ограничен во времени. Эффект ограничен во времени.

Таким образом, культурные блага, формирующие и удовлетворяющие культурные потребности, по своему характеру неоднородны. Они различаются по степени материализации, способу удовлетворения культурных потребностей и по выполняемой ими функции.

Не менее важным является определение основных видов продуктов, создаваемых в культурной сфере.

]Так, О. Новотный и Я. Фишер разделяют культурные блага с последующей детализацией на:

1) материальные объекты формирования и удовлетворения культурных потребностей;

2) нематериальные объекты формирования и удовлетворения культурных потребностей (сюда относятся, как правило, культурные услуги).

Таблица 6.2

Классификация культурных благ по формированию и удовлетворению культурных потребностей

1. Материальные объекты и удовлетворения культурных потребностей 1.1. Средства культуры 1.1.1. Производственные (скрипка, фортепиано); 1.1.2. Информационные
1.2. Предметы культуры 1.2.1. Связанные с удовлетворением культурных потребностей; 1.2.2. Опосредующие фазы производства и потребления объектов культуры
2. Нематериальные объекты формирования и удовлетворения культурных потребностей 2.1. Услуги Выполняющие функции передаточного механизма в культуре
2.2. Услуги Выполняющие непосредственно культурные функции

Среди материальных объектов формирования и удовлетворения культурных потребностей (1) следует выделить:

1.1. средства культуры, которые, в свою очередь, делятся на:

1.1.1. «производственные» (скрипка, фортепиано, театральные костюмы и т. д.), т. е. с помощью которых идет производство культурных благ;

1.1.2. информационные (радиоприемники, телевизоры и т. д.). Некоторые информационные средства, такие, как магнитофон, могут использоваться и в качестве производственных средств, например в самодеятельном творчестве, при создании радиопередач и т. п.;

Отдельные производственные средства, представленные в пункте 1.1.1, одновременно можно рассматривать как произведения искусства (например скрипка работы Страдивари), и тогда их, несмотря на материальную сущность, нужно считать продуктом духовного производства, выполняющих функцию предмета культуры.

1.2. предметы культуры (например, картины и т. д.). К ним относятся все произведения искусства, существующие отдельно от художественной деятельности создающего их художника, которые могут обращаться как пригодные для продажи товары. Это продукты не материального производства (которые указаны в пункте 1.1), а духовного, но имеющие свое материальное воплощение.

Группу предметов культуры (1.2) можно разделить на:

1.2.1. предметы культуры, непосредственно связанные с удовлетворением культурных потребностей (например, художественные фильмы и т. д.);

1.2.2. предметы культуры, опосредующие фазы производства и потребления объектов культуры.

Между этими фазами имеет место материальное воспроизводство, которое представляет собой неизбежный этап процесса производства этих предметов, но само по себе не является культурной деятельностью. Типичным примером таких предметов культуры выступает книга. Ее производство на этапе авторского творчества и редакционно-издательского процесса есть культурная деятельность. Если речь идет не о каком-либо особом библиографическом издании, то на следующем этапе книга — есть продукт полиграфической промышленности, а этот этап является не культурной, а промышленной деятельностью.

Нематериальные объекты формирования и удовлетворения культурных потребностей (2) также разделяются на:

2.1. услуги, выполняющие функцию передаточного механизма в культуре (они имеют функциональное отношение к культурным потребностям как нематериальные средства культуры). К ним относятся: выдача книг в библиотеках, показ фильмов в кинотеатрах, прокат театральных костюмов и т. п. Именно к этой сфере (а не к сфере торговли) следует отнести продажу предметов художественного творчества, книг я т. п.;

2.2. услуги, выполняющие непосредственную культурную функцию, например, работа театрального актера, концерт исполнителя-виртуоза, деятельность руководителя профессионального хора, лекция ученого и т. п.

Часть этих объектов (1.1 и 2.1) лишь опосредованно обеспечивает формирование и удовлетворение культурных потребностей. Другая же часть указанных объектов непосредственно способствует их формированию и удовлетворению (1.2 и 2.2). Если производство и потребление (в экономическом смысле) объектов культурных потребностей ограничивалось бы рамками одной из этих подгрупп, то в отрасли культуры нарушилось бы равновесие в процессе воспроизводства.

О ресурсах в сфере культуры

Категория ресурсов имеет важное значение в определе­нии самого предмета экономики. Как известно, ресурсы все­гда ограничены, потребности же людей — безграничны. За­дачей экономики как раз и является исследование путей та­кого использования ограниченных ресурсов, при которых дос­тигается максимальное удовлетворение безграничных потреб­ностей общества.

Специфика социально-культурной сферы с точки зрения ее экономической характеристики проявляется прежде всего в особенностях ее ресурсного потенциала.

В отношении структуры ресурсной базы в сфере культуры отечественные ученые высказывают различные мнения.

Так, Л.И.Якобсон выделяет четыре вида ресурсов: трудо­вые, материальные, природные и информационные. Г.М.Галуцкий основывает свою классификацию ресурсов сферы куль­туры на другом принципе, подразделяя их на две группы:

а) ресурсы творческого производства (трудовые, материаль­ные, энергетические, финансовые и информационные);

б) ресурсы духовного восприятия (уровень культуры насе­ления и резерв свободного времени).2

На наш взгляд, подразделение ресурсного потенциала культуры на ресурсы воздействия и ресурсы восприятия в наибольшей степени отражает качественную специфику соци­ально-культурной сферы.

Специфические особенности производственных ресурсов в сфере культуры.

1. Предметом труда в сфере культуры является человек, и этот фактор оказывает решающее воздействие на структуру и характер ресурсной базы отрасли.

Так, в СКС в весьма ограниченном объеме представлен такой вид ресурсов, как сыри; и основные материалы (10-12% всех затрат), в то время как в промышленности на них при­ходится более 60%.

2. Социально-культурную сферу характеризует сочетание вы­сокой трудоемкости услуг с относительно малой фондо- и ма­териалоемкостью (в 2,5 раза меньше, чем в промышленности).

3. Трудовые (кадровые) ресурсы культурной отрасли от­личаются более высоким уровнем профессиональной квали­фикации, причем по этому показателю сфера культуры на­много превосходит другие отрасли хозяйственного механизма (в культуре каждый третий работник имеет высшее образова­ние, в промышленности — каждый двенадцатый). В матери­альном производстве решающее значение имеет труд рабоче­го, в сфере культуры — труд специалиста. В половозрастном отношении в сфере культуры налицо преобладание женщин (до 70-75%).

Специфические особенности производственных ресурсов в сфере культуры.

 

1. Предметом труда в сфере культуры является человек, и этот фактор оказывает решающее воздействие на структуру и характер ресурсной базы отрасли.

 

Так, в СКС в весьма ограниченном объеме представлен такой вид ресурсов, как сыри; и основные материалы (10-12% всех затрат), в то время как в промышленности на них при­ходится более 60%.

 

2. Социально-культурную сферу характеризует сочетание вы­сокой трудоемкости услуг с относительно малой фондо- и ма­териалоемкостью (в 2,5 раза меньше, чем в промышленности).

 

3. Трудовые (кадровые) ресурсы культурной отрасли от­личаются более высоким уровнем профессиональной квали­фикации, причем по этому показателю сфера культуры на­много превосходит другие отрасли хозяйственного механизма (в культуре каждый третий работник имеет высшее образова­ние, в промышленности — каждый двенадцатый). В матери­альном производстве решающее значение имеет труд рабоче­го, в сфере культуры — труд специалиста. В половозрастном отношении в сфере культуры налицо преобладание женщин (до 70-75%).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сведения об итогах квалификационных экзаменов, ИГА | Ознакомление с историей предприятия


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных