Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






История становления теории о влиянии ролевых игр

Реферат

 

 

Психодрама и социодрама Дж. Морено

 

 

Исполнитель:

Федорова Полина Владимировна

Студент 4 курса

645 группы.

 

Ярославль, 2016 год.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

История становления теории о влиянии ролевых игр…………………..….…..4

Понятие «психодрама»………………………………………………….…….….6

Понятие «социодрама»…………………………………………………….……11

Заключение…………………………………………………………………….…14

Список используемой литературы……………………………………………...15

 

Введение

Социальная психокоррекция — это групповые и массовые методы коррекции коммуникативных нарушений на уровне психодинамики (на уровне личности), групповой динамики, социодинамики.

Развитие теории и практики социальной психокоррекции идет параллельно с разработкой теоретических и методических основ социальной психопатологии.

Рассмотрим два метода социальной психокоррекции (по Дж. Морено): психо- и социодраму и тренинг активной релаксации, которые используются в социальной психокоррекции для снятия излишнего мускульного и психологического напряжения.

Театральное перевоплощение существует почти столько же, сколько и цивилизация. Исполнение роли, постановка пьесы и другие приемы, заимствованные повседневностью у театра, имеют те же цели в драматургии человеческих жизней. Неудивительно, что эти приемы были использованы при лечении и стали частью психотерапии. Дж. Л. Морено (1889-1974), пионер в использовании драматургических элементов в терапии, назвал открытый им метод психодрамой. Множество событий произошло со времен основания метода. Сейчас психодрама прочно занимает позицию жизнеспособной альтернативы другим терапевтическим подходам; она развилась в систематический метод с разработанными стратегиями и техниками во многом благодаря Зерке Т. Морено, чей вклад в эту область огромен.

 

 

История становления теории о влиянии ролевых игр

История ролевых игр связана с разработкой теории ролей, а также с появлением понятия ролевых игр в современном бихевиоризме и социологии. В 1966 г. Биддл и Томас написали книгу "Происхождение и история теории ролей", где в качестве своих предшественников называют Дж. Мида, Дж. Морено и Р. Линтона. Вклад Морено заключается в описании двух стадий генезиса ролей: восприятия роли и воплощения, или разыгрывания, роли. Линтон предложил разграничить понятия "статуса" (социального положения) и роли, тем самым признав, что:

а) положения и соответствующие роли являются элементами общественного уклада и что,

б) поведение человека можно рассматривать как разыгрывание роли, а саму роль — как связующее звено между поведением человека и социальной структурой.

Исторически, однако, зарождение понятия роли не связано ни с социологией, ни с психологией. Морено писал, что слово role (роль) происходит из латинского rotula (небольшое колесо или круглое бревно), которое позднее стало означать скрученный в трубочку лист бумаги, на котором записывали слова пьес для актеров. Лишь с XVI—XVII веков "роль" означает игру актеров.

Понятие ролевых игр как части психотерапии было разработано лишь в XX веке. Одними из первых ролевые игры в психотерапии использовали Зильбург и Генри (1941). Сами они указывали, что еще в начале XIX века Рейл отмечал терапевтический эффект от "разыгрывания сцен" пациентами психиатрических больниц. Морено в начале XX века описывал ролевые игры с детьми в городских садах Вены. Однако лишь в 30-х гг. эксперименты с разыгрыванием сцен были признаны эффективной психотерапевтической процедурой.

С середины 50-х гг. применение ролевых игр в США пошло двумя путями. Их стали широко использовать в психотерапии, включая группы личностного роста. Сюда же относятся все терапевтические применения, которые Николе и Эфран (1985) назвали "современной терапией катарсиса", включая классический метод социометрии и психодрамы Морено, гештальт терапию, а также группы встреч (Гольдберг, 1970), первичную терапию (Янов, 1970), терапию реальностью (Глассер, 1965) и частично трансактный анализ (Берн, 1961).

Ролевые игры в психотерапии стали применяться и сторонниками бихевиористских методов лечения, не признававших роль катарсиса в терапии, — терапии фиксированной роли (Келли, 1955) и репетирования поведения (Вольп, 1958). По сути психодрама располагается где-то между современной терапией катарсиса и поведенческой терапией, поскольку признает важность как катарсиса, так и переобучения.

Второй областью применения ролевых игр стали тренинговые группы, которые ставят задачу саморазвития и самосовершенствования, а не психотерапии. Это направление было создано в основном с целью развития в людях навыков руководителей, поведения в больших и малых группах, взаимодействия, разрешения конфликтов в группах, формирования адекватного самовосприятия и восприятия других. Классическими примерами могут послужить Т-группы (группы тренинга), а также центры психологического тестирования на профессиональные качества и способность к руководству.

Сегодня ролевые игры применяются повсюду и незаменимы в разнообразных областях использования психологии. Однако несомненно, что наиболее эффективно они применяются в психотерапии.

Понятие «психодрама»

ПСИХОДРАМА — это метод инсценирования личного опыта, т. е. проигрывание ролей на сцене, направленное на активизацию психических процессов участников.

 

Психодрама — это глубинная психотерапия группы. В основе психотерапевтического действия психодрамы лежит принцип "от формируемой эмоции — к стимулу, к действию, а через него к катарсису". Понятие античных трагедий "катарсис" ввел в научный оборот Аристотель. Катарсис — это "очищение" зрителя. Древнегреческие драматурги считали, что инсценирование трагедии освобождает зрителя от чрезмерно сильных эмоциональных переживаний.

 

Действие катарсиса позднее привлекло внимание психологов. Так, Л. С. Выготский писал: "...несмотря на неопределенность его (катарсиса) содержания и несмотря на явный отказ от попытки уяснить себе его значение в аристотелевском тексте, мы все же полагаем, что никакой другой термин из употребляющихся до сих пор в психологии не выражает с такой полнотой и ясностью того центрального для эстетической реакции факта, что мучительные и неприятные аффекты подвергаются некоторому разряду, уничтожению, превращаются в противоположные и что эта эстетическая реакция как таковая сводится к такому катарсису, то есть к сложному превращению чувств".

 

В последние годы проблема "катарсиса" в психологии понимается шире. Катарсис связывается с эмоциональной трансформацией — превращением отрицательных эмоций в положительные.

 

Исследования отечественных исследователей, проведенные в 1975 — 1985 гг. в Кемеровской области, выявили благотворность катарсиса как механизма аффективной разрядки от негативных переживаний больших социальных групп.

 

Психодрама опирается на два толкования катарсиса: как "отчуждения переживании" и как "разрядки напряжений".

 

Отчуждение чувства — это превращение его в посторонний объект рассмотрения и анализа, надежный способ умертвить чувства. Нам представляется, что такое понимание катарсиса развивалось в унисон фрейдовскому психоанализу, основной идеей которого является "отреагирование" вытесненных аморальных влечений, якобы изначально движущих поведением человека.

 

Идея, положенная 3. Фрейдом в основу его метода, — это идея катарсиса как исцеления через осознание.

 

Понимание катарсиса как "отреагирования" вытесненных влечений означает ликвидацию напряжения влечений, энергетический разряд. Оно сопряжено с фрейдовским представлением о регрессивном характере всего живого. Однако отнюдь не все ученые согласны с этим. Так, Ю. Бородай подверг критике фрейдовскую концепцию катарсиса как раскрепощения, считая, что в результате "разрядки" в психосоциальном развитии личности начинает доминировать психика низшего уровня. Ю. Бородай, как и Т. Флоренская, видит сущность катарсиса в переключении энергии влечений на более высокие цели. В этом, по их мнению, суть катарсического преобразования личности.

 

В психодраме Дж. Морено, отмечает американский психолог К. Рудестам, понятие катарсиса определяется как эмоциональное потрясение и внутреннее очищение.

 

Но рассматривать катарсис только как психодраматический механизм аффективной разрядки нецелесообразно. Это, во-первых, сужает понимание социопсихологической значимости самого метода психодрамы, а во-вторых, сужает понятие психодрамы.

 

Классическая психодрама представляет собой терапевтический групповой процесс, использующий инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Но на сегодняшний день психодрама применяется намного шире, нежели лишь в качестве групповой психотерапии, являясь очень гибким и многогранным методом, который может быть универсальным при умелом подходе. Психодрама сочетает в себе возможности и для глубокой психотерапии, и для тренинга социальных навыков. В зависимости от потребностей клиента, этот метод может быть использован и для проживания сильных чувств, и для осознания истоков проблем и нахождения способов их решения. Психодрама используется и как тонкий инструмент психотерапии, и как эффективный метод профессионального обучения и личностного развития.

 

Это не отдельная техника, а целая методология, синтетический метод, посредством которого пациент может получать самый широкий спектр переживаний.

 

Удивительно, однако, своими корнями психодраматические эксперименты (которых на сегодняшний день насчитывается уже более трехсот), какими бы странными и фантастическими ни казались, уходят в ритуалы и обычаи древних культур. Их можно также найти в классических произведениях мировой литературы.

 

Согласно концепции Морено, поскольку любой человек — существо социальное, то группа может более эффективно решать его проблемы, чем один человек. Группа представляет собой открытую систему, живой, постоянно меняющийся организм. Чтобы понять, что в данный момент происходит в группе, Морено придумал измерительный инструмент — социометрию. Как работает этот "инструмент"? Каждого человека в группе просят задуматься над заданным вопросом (критерием), например: "С кем бы я хотел пойти на прогулку?". Затем необходимо подойти и положить руку на плечо тому человеку, который соответствует этому критерию. В результате исследователь получает "рисунок" группы, по которому видно, кто какое место занимает по этому критерию в группе. Видны "звезды притяжения" — люди, с которыми очень многие хотели бы провести время, "звезды отвержения" — те, с кем никто не хочет общаться, взаимные положительные и отрицательные выборы, разбиение группы на подгруппы и т.д. Умело подбирая критерий, можно влиять на ситуацию в группе.

 

Психодраматические группы обычно состоят из 5–20 человек и ведущего психодрамы. Группы бывают как длительными — на несколько месяцев, так и короткими — на 1–2 дня или несколько часов. Длительные группы обычно закрытые, т.е. присоединиться к ним в процессе работы уже нельзя — только с самого начала, в течение первых встреч.

 

Темой для работы может быть любая проблема протагониста, любой вопрос, который его волнует и на который ему важно найти ответ. Это может быть почти все что угодно: выбор работы или выбор супруга, повышение качества жизни или проблемы в отношениях с людьми, обретение внутренней свободы или поиск смысла жизни.

 

Очень важный критерий уровня профессионализма ведущего: в психодраме (как и в психотерапии в целом) не оценивается работа протагониста, не даются советы, — психодраматическая групповая работа строится на уважении к каждому участнику группы, к их чувствам и внутреннему миру.

 

Достижение поставленных целей достигается путем использования специальных техник или приемов организации и ведения психодрамы. Сюда относятся:

 

Монолог - это речь главного действующего лица, в которой он выражает свои мысли и чувства, как аудитории, так и самому себе. Монолог позволяет протагонисту взглянуть на свои переживания как бы со стороны.

Техника терапевтического монолога. Представляет собой изображение (посредством комментирующих диалогов и действий, так сказать ``реплик в сторону'') скрытых мыслей и чувств протагониста, сопровождающих мысли и чувства, проявляемые внешне, или, другими словами, это изображение внутреннего отношения протагониста к своей поли Эта техника особенно эффективна для выявления несоответствия между реальными событиями и их восприятием протагонистом, их роли в выстраивании и изменении межличностных отношений.

 

Двойник или второе “Я'' - участник, который способен в любой момент заменить протагониста переодически приходит ему на помощь и дублирует исполнение роли. Если протагонист не может развить действие дальше, то двойник помогает ему. Двойник высказывает тайные чувства и помыслы протагониста, т.е. исполняет роль своеобразного внутреннего голоса. Обычно двойника сажают рядом с протагонистом или ставят рядом как совесть. Двойник говорит от первого лица, полностью идентифицируя себя с протагонистом. Двойник расширяет представление участников о скрытых, неосознанных мотивах поведения.

 

Обмен ролями. Протагонист на время меняется ролями с человеком, принявшим на себя роль ``вспомогательного ``я''. Это помогает понять затруднения протагониста, помочь ему более точно выразить свой замысел, дает возможность второму я показать свое понимание ситуации, выразить свое отношение к ней. При обмене ролями психодраматическое действие может принять совсем другое направление, помочь разрешить конфликт, найти адекватную форму поведения в ситуации, избавиться от мук совести, чувства вины, ощущения неполноценности.

 

Отображение (зеркало). Тесно связано с техникой обмена ролями. Режиссер просит протагониста временно отойти на задний план и понаблюдать, как дублер играет его роль. Методика отображения помогает протагонисту осознать, как его воспринимают другие. Отображение в качестве обратной связи помогает протагонисту изменить свои неправильные суждения или поведение.

 

Техника самореализации. Протагонист изображает на сцене свой жизненный план с помощью нескольких вспомогательных эго.

 

Кроме этих основных приемов существуют и дополнительные, например, проекция будущего, когда проигрываются ситуации, которые могут произойти в будущем; прием ``свечи'', при котором каждый член группы на время становится протагонистом и остается им до тех пор, пока у него в руках находится горящая свеча, прием ``разговор за спиной'', в ходе реализации которого протагонист садится спиной к аудитории и слушает впечатление участников группы о своей игре.

 

 

Понятие «социодрама»

Социодрама (от лат. socius — общественный, и греч. — действие) — вид психодрамы, направленный на раскрытие, анализ и обработку индивидуальных представлений и межличностных отношений. Он был предложен основателем психодрамы, групповой психотерапии и социометрии известным румынским психиатром и социологом Я.Л. Морено.

 

У каждого из нас свой внутренний мир, своё восприятие и играем мы личные роли. Однако мы находимся в социуме, а поэтому у нас есть совпадающие элементы, а также аспект взаимодействия. И в любом конфликте принимает участие не один человек, а социум, в котором эта личность находится.

 

В психодраме весь акцент делается на конкретного индивидуума, чьи проблемы разбирает группа, пытается установить причину их возникновения. Для полного разбора той или иной ситуации этого мало, необходимо понять, кто ещё был вовлечён в неё, как группа повлияла на произошедшее. Это решается с помощью социодрамы и в этом их главное отличие. Кен Спарк это различие описал так: "И психодрама, и социодрама пытаются посеять семена изменений. Однако психодрама смотрит в корень проблемы, в то время как социодрама смотрит в саму почву, в которой наши коллективные корни формируются или деформируются. Социодрама лечит болезни общества, которые, в свою очередь, делают больными его членов".

 

В центре внимания социодрамы находятся реагирование коллектива на те или иные обстоятельства, которые обусловлены той культурной средой, в которой они находятся, теми проблемами, которым подвержено в этот момент данное сообщество. Сюда относятся переживания в сферах: профессиональная, этическая, гендерные отношения, социальная и прочие.

 

Социодрама работает не группой вообще, а конкретно с данной группой. Она помогает понять её неповторимость и метод реализации этой индивидуальности.

 

С помощью социодрамы группа может найти самое главное для неё событие, актуальные чувства и отношения между членами группы, помочь раскрыть заложенный в ней потенциал.

 

Данная техника позволяет выражать сразу несколько реальностей в отличие от психодрамы. Например, взаимоотношения супругов — это одна реальность, которую рассматривает психодрама. Но в жизни всё по-другому, поскольку есть воздействие социума на эти отношения извне. Здесь на помощь приходит социодрама, помогающая разобрать все реальности, повлиявшие на ситуацию. В ней центр событий всегда расфокусирован, точнее фокус делается сразу на нескольких реальностях, не сводя это в единый центр. Здесь встречаются друзья, знакомые и даже целые народы, эпохи. Они открываются друг другу, взаимодействуют, устанавливая какие-то свои границы, создают области общей реальности.

 

Социодрама помогает нам вернуться к реальности нашего общения, даёт возможность появления не только отдельным индивидуумам, но и коллективам. Важно, что она не пытается доказать что-то кому-то, она помогает прояснить ситуацию, переосмыслить происходящее и сделать шаг к социальному изменению.

 

Для социодрамы характерно:

 

· Отсутствие сценария, обязательных ролей.

· Нет режиссёра, влияющего на ход действия, а только социодраматург, помогающий ситуации раскрыться во всей полноте.

· Роли развиваются, взаимодействуют и становятся более контролируемыми.

· Роли не закрепляются за конкретными исполнителями. Актёры сами определяют, какую роль они будут играть.

· Всегда существует два и более протагониста.

· Не стремится к фактической достоверности. Каждый участник может потребовать прекратить развитие действия, если оно приносит ему боль.

· Нейтральна, не поддерживает какого-либо субъекта, или группу.

· Социодраматург имеет право провоцировать игру для более полного раскрытия роли каждого участника группы.

Социодрама содержит в себе 3 обязательных фазы:

 

Разогрев. Используются техники, помогающие активизировать жизненную ситуацию.

Действие. Инсценируются события, приводит к катарсису и инсайту.

Консервация. Участники делятся своими чувствами, которые они прожили во время игры и что чувствуют, снимая с себя эти роли. Во время этих описаний у зрителей может открыться новое видение ситуации.

Таким образом, социодрама собирает в себе все события и выражает отношения между различными реальностями, помогая найти способы взаимодействия. В результате достигается компромисс, возможно примирение, стороны приходят к соглашению.

 

Морено полагал, что социодрама "открывает двери к новым когнитивным и экспериментальным возможностям преобразования, к социодраматическому тренингу спонтанности и креативности и прокладывает пути к переустройству общества".

Данный метод помогает взаимодействовать друг с другом, не исключая друг друга, а дополняя, обогащая и сохраняя при этом свою индивидуальность.

Процедура организации социодрамы предполагает ряд этапов. Первый этап - это выбор ситуации.

Второй - этап наработки различных вариантов нравственного выбора. Здесь ведущий опрашивает членов группы, задавая им один и тот же вопрос как бы вы поступили, оказавшись в подобной ситуации? Опрос ведется до тех пор, пока количество вариантов не достигнет 4-6. В завершение второго этапа члены группы разбиваются на команды, члены которых разделяют полностью или практически целиком разные варианты нравственного выбора линии поведения персонажа, действующего в ситуации. Численность команд не обязательно должна быть равной, ведь популярность разных решений зависит от степени личностной зрелости участников, их жизненного и профессионального опыта.

Третий этап командной работы предполагает внутри командную дискуссию и наработку аргументов в пользу заявленной нравственной позиции.

Четвертый этап представляет собой организацию полемики между членами разных команд с элементами проигрывания поворотных моментов ситуации, связанных со сделанным участниками выбором. Он может содержать элементы рефлексии, когда участники социодрамы говорят о своих мыслях и чувствах, возникающих у них в моменты проигрывания или при наблюдении за ними.

Пятый этап - этап повторного голосования. Ведущий игры вновь обращается к участникам с вопросом о сохранности или изменении их точки зрения о правильности ранее сделанного выбора. Те из них, кто поменяли свой выбор, чья точка зрения поколебалась под влиянием происходящего, называют причины и события, заставившие их усомниться в собственной правоте и принять другое решение. Если таких людей не окажется, эффективность процедуры оценивается как недостаточная.

 

 

Заключение

За годы своего существования в качестве метода психологической помощи психодрама накопила ценный опыт работы со многими сложными проблемами, в том числе и с последствиями психологических травм. Так, в Израиле психодраматисты работали с посттравматическим стрессом участников военных действий, в США этот метод широко использовался для социально-психологической реабилитации ветеранов вьетнамской войны.

Психодраматический метод оказывался действенным и в работе со взрослыми различного возраста, профессий, национальностей, социального положения и, конечно же, — с детьми.

Такая широта применения психодрамы не удивительна: этот метод исходит из того, что способность к игре естественна для человека, она свойственна и детям и взрослым.

Размышляя о потенциале ролевых игр, Я. Морено отмечал, что они дают человеку возможность активно экспериментировать как с реалистичными, так и с нереалистичными жизненными ролями, выстраивать стратегию поведения с различных ролевых позиций (как самого человека, так и окружающих его людей). Участники ролевых игр приобретают навыки спонтанного поведения, расширяют свой ролевой репертуар.

Психодрама — это направление, исповедующее позитивизм и оптимизм, и именно это заставило меня сделать выбор в ее пользу.

В настоящее время психодрама широко распространена во многих странах, существуют множество объединений психодраматистов, регулярно проводятся конференции, издаются книги и периодические издания по психодраме.

 

В нашей стране этот метод получил распространение с 1989 года. Сегодня в России психодрама представлена 5-ю институтами и Ассоциацией психодрамы: Институт ролевого тренинга и психодрамы, Институт групповой терапии и социального проектирования, Институт групповой и семейной психологии и психотерапии, Московский институт гештальта и психодрамы, Институт психодрамы и тренинга. Они осуществляют подготовку специалистов по психодраме в различных городах России и за рубежом. Секция психодрамы в рамках Профессиональной психотерапевтической лиги была создана в 2005 году. Представители секции регулярно принимают участие в конгрессах и декадниках ППЛ.

 

 

Список используемой литературы

 

1. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама – М., 1993

 

2. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом – Москва, 1998

 

3. Лендрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 1994.

 

4. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Морено – М., 1994

 

5. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студ. Вузов – М.:ТЦ «Сфера»,2000.

 

6. Психотерапевтическая энциклопедия – [под ред. Б. Д. Карвасарского], 3-е издание, «Питер», 2006.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Движение точки по окружности. | Самостоятельные части речи


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных