Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ролевая структура семьи.




Историческое развитие семьи как социального института.

5. Функции семьи и роль отдельных поколений. (книга)

5. 9. Функции семьи.

Ролевая структура семьи.

12. Функциональность семьи: ее характеристики и уровни.

 

Функции семьи включают: 1. хозяйственно-бытовую 2. репродуктивную 3. воспитания детей 4. сексуально-эротическую 5. духовного общения 6. эмоциональной поддержки и принятия или так называемую психотерапевтическую функцию 7. социального контроля и опеки

Раньше преобладала хозяйственно-бытовая функция. Ребенок воспринимался как новый работник в семье. Детство было коротким. Детей вообще не очень воспитывали.

В 20 веке роль семьи как института социализации подрастающего поколения резко возрастает. Увеличивается продолжительность детства, возникают новые периоды возрастного развития — к отрочеству, все более расширяющему свои хронологические границы, добавляется юность.

Особую ценность в жизни семьи приобретает функция воспитания детей.

Современная семья — семья второй половины нашего века — все более утверждает себя в качестве “психотерапевтического союза”.

Роль:

Основными параметрами ролевой структуры семьи являются характер главенства, определяющего систему отношений власти и подчинения

Авторитарная система отношений предполагает сосредоточение функций управления и принятия решений в руках одного члена семьи. Демократическая система отношений предполагает равноправное участие всех членов семьи в управлении и принятии решений.

Тенденцией развития современной семьи является переход от авторитарной к демократической системе.

Роль — нормативно одобряемая модель поведения, ожидаемая от человека, занимающего определенную социальную позицию и позицию в межличностных отношениях

В ролевой структуре семьи выделяют план межличностных и план конвенциональных ролей.

Конвенциональные роли предписаны социо-культурным окружением. Конвенциональные нормы регулируются правом, моралью, традициями.

Межличностные роли индивидуализированы, определяются конкретным характером межличностных отношений в семье, кристаллизуя в себе уникальный опыт семейного межличностного общения.

Характеристика функциональных ролей в семье. Роль «кормильца» соответствует выполнению функции обеспечения материального благополучия семьи. В традиционной семье эту роль исполняет муж. В современной семье, как правило, работают оба супруга.

Роль «хозяина» («хозяйки») дома реализует функцию организации и поддержания быта& В традиционной семье эта роль отводится жене.

Роль «воспитателя детей» (более старшего возраста), предполагающая управление процессом социализации, морального развития, становления компетентности, как правило, осуществляется обоими родителями.

Роль сексуального партнера, включающая проявление активности и инициативности в сексуальном поведении. Традиционно роль лидера в сексуальных отношениях отводится мужу, однако в последнее время ситуация выглядит далеко не так однозначно в связи с ростом активности женщин.

Роль «психотерапевта», обеспечивающая удовлетворение потребностей членов семьи в эмоциональном взаимопонимании, поддержке, безопасности, чувстве личностной самоценности, является ключевой в современной семье. Традиционно эта роль отводится женщине в силу признания ее большей эмоциональной чувствительности, однако в действительности дело обстоит так далеко не всегда.

Важным фактором роли супруга в семье является его сиблинговая позиция. (сиблинги - братья и сестры).

То есть то, каким ребенком был супруг.

Возможные варианты сиблинговой позиции: единственный ребенок, старший ребенок, средний ребенок, младший ребено к.

Единственный ребенок в семье, как правило, центр внимания родителей, ему уделяют много времени и сил, его успехи не остаются незамеченными, он не обойден родительской лаской и заботой и уж никак не может быть отнесен в категорию «заброшенных».

Старший ребенок в семье — раньше или позже, в связи с появлением младших детей в семье сталкивается с необходимости брать на себя ответственность, выполнять те или иные обязанности по хозяйству. Такая позиция в семье приводит к стремлению брать на себя в собственной семье роль опекуна.

Младший ребенок в семье — предмет всеобщей заботы, избалован всеобщим вниманием и любовью, что роднит его позицию в семье с позицией единственного ребенка.

Средний ребенок в семье — это наиболее сложная позиция. С одной стороны, складываются все «минусы» позиций старшего и младшего ребенка, а, с другой стороны, нивелируются “плюсы” и преимущества обеих позиций.

 

6. Типы семей. (книга)

Критериями типологии семьи являются состав семьи, особенности главенства, характер общения и взаимодействия в семье.

В зависимости от состава семьи выделяют:

- Нуклеарная (ядерная семья) включает супругов и их детей.

- Расширенная нуклеарная семья — нуклеарная семья, дополненная прародителями, и, возможно, другими близкими родственниками (сиблинги супругов, дяди и тети, т. е. сиблинги прародителей и т. д.)

- Неполная семья — семья, в которой в силу развода или смерти, отсутствует один из супругов. Характер функционирования неполной семьи в значительной степени зависит от причины отсутствия второго супруга. Так, разведенный супруг по-прежнему сохраняет свою родительскую роль и принимает участие в материальном обеспечении детей. Однако умерший отец окружен в семье ореолом уважения и любви, в то время как “разведенный отец” в большинстве случаев подвергается открытому или молчаливому осуждению.

- Функционально неполная семья — нуклеарная семья, полная по формальному составу, в которой один из супругов не может постоянно выполнять свои функции. Причины, препятствующие реализации супругом своих семейных ролей могут быть различны: тяжелое или хроническое заболевание, специфика профессиональной деятельности, длительное отсутствие супруга.

- Искаженная семья — семья, в составе которой место одного (или обоих) супругов занимает другой член семьи. Примером такой семьи может быть семья, включающая бабушку, дедушку и внука, родители которого умерли, либо находятся

в разводе, и каждый проживает отдельно.

 

В зависимости от главенства и характера взаимодействия выделяют:

Традиционная авторитарная семья характеризуется единоличным главенством супруга авторитарного типа и традиционным распределением ролей с четкой дифференциацией мужских и женских семейных ролей.

Эгалитарная семья — семья без главенства и четкого распределения ролей и обязанностей, с аморфной и неоформленной ролевой структурой. Как правило, эгалитарная семья — это молодые супруги без детей. Рождение детей требует от супругов структурирования позиций и распределения ролей, поэтому на смену эгалитарному типу приходит традиционный или демократический.

Демократическая (партнерская) семья характеризуется равноправием супругов, совместным главенством с разделением функций, гибкостью в распределении ролей и обязанностей.

«Двухкарьерная» семья — семья, в которой ценности карьеры и профессиональной самореализации значимы для обоих супругов.

В зависимости от характера сексуальных отношений можно выделить: два типа семей, выходящих за пределы принятого социо-культурного стандарта: “открытую” семью и гомосексуальную семью.

“Открытая” семья — семья с открытыми в отношении возможностей установления сексуальных связей границами для обоих супругов. “Открытая” семья представляет собой современный вариант полигамного брака, где сохранена лишь одна функция семьи — сексуальная — и отброшены все остальные. Современная “открытая” семья, в отличие от полигамного брака, признает право обоих супругов на свободные от ограничений сексуальные отношения.

“Гомосексуальная” семья — это длительное устойчивое сожительство однополых партнеров, характеризующееся высокой избирательностью и эмоциональной насыщенностью отношений. Возникновение и легализация таких семей связана с либерализацией общества в отношении сексуальных отношений и ростом терпимости к гомосексуальному поведению.

7. Семья как малая группа. (книга)

 

Семья — малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство (Соловьев Н. Я., 1977).

Это определение семьи подчеркивает две характеристики семьи, имеющих принципиальное, ключевое для понимания закономерностей функционирования семьи значение. Во-первых, понимание семьи как малой социальной группы ставит эффективность функционирования семьи в зависимость от решения проблем внутригрупповой коммуникации, распределения власти и лидерства, разрешения конфликтов, межгруппового взаимодействия как построения отношений семьи с ее социальным окружением — с прародительской семьей и т. д.

Во-вторых, особый характер семьи как малой социальной группы состоит в аффективной интенсивности, эмоциональной “перенасыщенности” отношений между членами семьи, где на одном полюсе — отношения любви, принятия и привязанности, а на другом — отношения ненависти, отвержения, зависимости, негативизма. Семья — важнейший фактор эмоционального благополучия личности, определяющий аффективный тон мироощущения личности.

 

И. С. Кон (1988) провел анализ работ, посвященных проблеме культуральных и исторических особенностей семьи с целью выделения критериев, позволяющих отличить собственно семью от группы. Вывод, к которому пришел исследователь: критерием дифференциации семьи от “не-семьи” является совместное проживание и ведение совместного хозяйства.

 

8. Понятие семейного микроклимата.(википедия, в книге ничего конкретного:()

Например, О. А. Добрынина под социально-психологическим климатом семьи понимает её обобщённую, интегративную характеристику, которая отражает степень удовлетворённости супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда.

Для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплочённость, возможность всестороннего развития личности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность.

Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого.

Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях.

Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям.

10. Циклы развития семьи.

Критериями данной периодизации являются следующие характеристики семьи: 1) жизненные цели семьи, 2) задачи, реализуемые семьей для достижения целей, 3) состав семьи, 4) переходы с одной стадии на другую в соответствии с новыми жизненными целями, решаемыми семейной системой.

Жизненный цикл семьи включает шесть стадий: добрачный период, заключение брака и образование новой семейной пары, семья с маленькими детьми, семья с детьми подросткового возраста, период приобретения детьми взрослого статуса и их отделения (“птенцы покидают родное гнездо”), период жизни семьи после отделения детей.

Стадия 1. добрачный период (молодой взрослый вне брачного союза)

Цель: достижение эмоциональной и экономической самостоятельности личности, принятие ответственности за себя и свою судьбу.

Задачи: — эмоциональная дифференциация «Я» от семьи родителей, автономизация личности, приобретение независимости;

— развитие интимности межличностных отношений (по Э. Эриксону), развитие способности любить и быть любимым в межличностных отношениях с противоположным полом, поиск брачного партнера;

— становление «Я» личности через приобретение профессии и достижение экономической независимости.

2) заключение брака, образование новой семейной пары

Цель: формирование новой семейной системы на основе заключения брака.

Задачи: — выработка и согласование семейных ценностей и семейного уклада;

— решение вопросов главенства и установление лидерства;

— распределение ролей;

— определение финансового-экономического статуса семьи, организация семейного бюджета, решение территориальной проблемы семьи (проблемы проживания);

— организация досуга;

— формирование семейного самосознания “Мы”, выработка общей позиции в отношении будущего семьи, планирование основных жизненных целей семьи;

— установление отношений с расширенной семьей (родителями и родственниками каждого из супругов).

3) семья с маленькими детьми (до подросткового возраста)

Цель: начало реализации функции воспитания детей, расширение семейной системы с включением в нее новых членов.

Задачи: — изменение структурно-функционального строения семьи с формированием супружеской и родительско-детской подсистем;

— формирование родительской позиции матери и отца;

— адаптация семейной системы к включению детей;

— выработка стратегии, тактики и методов воспитания, их реализация;

— установление новых отношений с расширенной семьей с включением ролей бабушек и дедушек для прародителей.

4) семья с детьми подросткового возраста

Основная психологическая характеристика семьи на данной стадии жизненного цикла — совпадение или значительное пересечение кризисных возрастных стадий каждого поколения семейной системы

Цель: развитие семейной системы в направлении учета растущей независимости детей и включение заботы о старшем поколении (прародителях).

Задачи: — пересмотр системы детско-родительских отношений в направлении признания права подростков на взрослость и предоставление им необходимой и возможной меры независимости и самостоятельности;

— забота о старшем поколении семьи (прародителях);

— изменение “весовой категории” поколений, принятие поколением супругов полной меры ответственности за благополучие расширенной семьи и изменение характера отношений между старшей и средней генерацией: признание старшим поколением роли лидера среднего поколения;

— решение задач возрастного развития, перефокусирование личности на преодоление кризиса середины жизни, включая успешное разрешение задач личностного развития и самоактуализации, профессионального и карьерного роста.

5) период отделения детей, приобретающих взрослый статус (семья со взрослыми детьми)

Цель: формирование гибкой семейной системы с открытыми границами;

Задачи: — реконструкция семейной системы как диады;

— формирование новой системы отношений между родителями и детьми по типу «взрослый-взрослый»;

— расширение семейной системы с включением в нее новых членов (супруга(и) ребенка и внуков);

— освоение новых семейных ролей — бабушки и дедушки;

— все более всеобъемлющая забота о старшем поколении, принятие недееспособности и возможной смерти родителей.

6) семья после отделения детей (в пожилом возрасте и старости)

Цель: перестройка системы отношений поколений в рамках расширенной семейной системы с учетом реалий возрастных изменений.

Задачи: — сохранение прежних индивидуальных интересов, видов активности и форм взаимодействия и функционирования в супружеских парах перед лицом физиологического старения, утраты физических сил и возможностей;

— изучение новых возможностей выполнения социальных и семейных ролей (бабушки и дедушки);

— поддержка центральной роли среднего поколения;

— приобретение мудрости и опыта старости в разумном функционировании;

— столкновение со смертью супруга, друзей, ровесников, братьев, переживание утраты супруга и близких;

— построение модели жизнедеятельности после утраты супруга;

— «пересмотр» итогов жизни, принятие неизбежности собственной смерти, решение проблемы личностной интеграции перед угрозой распада

13. Особенности «шизофренического» взаимодействия

14. Неосознаваемые аспекты семейного взаимодействия (сценарий и контрсценарий, «лояльность», синдром годовщины).

Понятие о сценариях было проработанно также в трансактном анализе. Э. Берн считал, что жизненные сценарии основаны на родительском программировании.

• супружеских отношений (в моей семье все женщины были несчастливы в браке, потому что мужья им изменяли);

• денег (в нашей семье вместе с достатком всегда кто-то тяжело заболевал или умирал);

• привязанности событий к определенному возрасту (я вышла замуж в 22 года, так же, как моя мама, бабушка и сестра);

• профессиональной деятельности (все женщины в нашей семье работали в системе образования и сетовали на низкую зарплату, но ничего не меняли) и др.

Особый интерес представляют также сценарные решения, закрепленные за определенными:

• ролевыми позициями (старшая девочка в нашей семье всегда помогала матери и не выходила замуж);

• выбором партнера (в нашей семье все женщины выходили замуж за алкоголиков);

• болезнями (все мужчины нашей семьи в 60 лет начинали тяжело болеть и умирали)

• именами и др.

 

 

Иногда трагические события повторяются не сразу, а спустя годы, но при этом удивительным образом совпадают по дате или возрасту участников. Это явление получило название "синдром годовщины": после внезапной смерти, несчастного случая или тяжелой болезни кого-то из родителей в годовщину этого события случается другая трагедия - дочь или сын заболевают, попадают в аварию или психиатрическую клинику.

 

Рассмотрим мой личный пример. Когда я была студенткой факультета психологии, я была замужем, у нас родился ребенок; как и многие молодые пары, мы испытывали финансовые затруднения. Одна из моих кузин (Аннетт) предложила мне деньги в долг. Я согласилась, не чувствуя себя ни обязаннй, ни виноватой. Когда я закончила учебу и начала работать, я отдала эти деньги. Однако мои коллеги по работе не понимали, как моя кузина могла так легко дать в долг деньги и как я смогла без проблем их принять. И задумываясь над этим теперь, я вспомнила, что мой дедушка был старшим из шести детей и стал сиротой в очень юном возрасте. Их приютил дедушка (мой прапрадедушка), и они росли вместе с его детьми от второго брака. Мой дедушка остался без родителей в 14 лет, начал работать очень рано, чтобы помочь растить своих братьев и сестер и дать им высшее образование[***].

 

 

15. Условия эффективного общения в семье.

· открытость коммуникации;

· высокая активность коммуникации, обеспечивающая интенсивное обсуждение значимых для членов семьи проблем. Регламент семейной жизни должен предусматривать специальное время и создание ритуалов для возможности такого обсуждения — вечернее совместное чаепитие, разговор с детьми перед сном и т.д.;

· необходимая степень самораскрытия в процессе общения, конгруэнтность общения;

· согласованность представлений о семейном укладе, общность семейных ценностей, адекватность семейного самосознания, согласованная целостность системы «Мы»;

· точность невербальной коммуникации, непротиворечивость вербальных и невербальных сообщений;

· сенситивность к высказываниям партнера, использование техники активного слушания («Ты-сообщений») с обратной связью;

· безоценочность и эмпатическое принятие партнера как условие позитивного развития эмоциональных отношений в семье, создания атмосферы психологической безопасности и гармонизации образа Я партнера;

· проявление любви, взаимной эмпатии и поддержки, уважения партнера, что особенно важно в кризисных периодах жизненного цикла семьи и при возникновении стрессовых, фрустрирующих и проблемных ситуаций;

· формирование семейного языка — определенных, согласованных и легко узнаваемых семейных символов, традиций, норм. Семейный словарь включает особые имена, прозвища, символы значимых событий (годовщины знакомства, первого свидания, объяснения и пр.), шутки, остроты, дразнилки, «приколы», семейные рассказы. Существует согласованный язык взглядов, мимики, жестов, поз. Семейные реликвии — предметы, связанные с определенными «знаковыми» событиями семьи, — также выполняют важную функцию стабилизации семейного общения, взаимодействия и формирования семейного самосознания, задающего нормативность жизни семьи.

16. Семейные кризисы (причины, хронология, способы разрешения).

в первые дни после свадьбы;

через 2—3 месяца супружеской жизни;

через 6 месяцев;

через год;

после рождения первого ребенка;

на 3—5-м году совместной жизни;

на 7—8-м году;

через 12 лет семейной жизни;

через 20—25 лет.

Первый критический период наступает между 3-м и 7-м годом существования семьи и продолжается в благоприятном случае около одного года. Ведущую роль в этом случае играют исчезновение романтических настроений, активное противодействие контрасту в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту, рост разногласий во взглядах на вещи, учащение проявлений отрицательных эмоций, рост напряженности в отношениях, чувства неудовлетворенности, возникновение молчаливого протеста, ощущения обманутости и упреков. Кризисная ситуация может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности у одного из супругов.

 

В таких случаях рекомендуется ограничить разговоры, касающиеся супружеских отношений, временно избегать проявлений романтической любви и совместного обсуждения практических проблем (например, воспитания детей). Лучше ориентировать беседу на профессиональные интересы партнера, вести открытую жизнь, когда каждый из супругов не отказывается от своих интересов и связей, чем требовать от партнера общительности. В этот кризисный период супруги должны самостоятельно искать выход из создавшегося положения, потому что вмешательство третьих лиц может только усугубить ситуацию. Отношения супругов, несмотря на несколько лет совместной жизни, очень хрупки, и любое неосторожное вмешательство извне может усугубить семейную деструкцию и привести к разрыву семейных уз.

 

Второй критический период наступает примерно между 13-м и 23-м годом совместной жизни. Этот кризис менее глубокий, но более длительный по времени, чем первый (может продолжаться в течение нескольких лет). Он совпадает с известным в возрастной психологии «кризисом середины жизни». Ближе к сорока годам человек начинает явственно ощущать расхождение между своими мечтами, жизненными планами и ходом их осуществления. Далеко не всем удается двигаться по жизненному пути в строгом соответствии с первоначальными замыслами. Как правило, действительность оказывается жестоким редактором идеальных планов. К тому же начинает ощущаться тяжелый пресс времени, и человек уже не уверен, что успеет сделать все, что хочет.

 

Изменяется и отношение окружающих: пора раздачи авансов заканчивается, проходит период, когда лестно считаться «подающим надежды», «перспективным», «способным и даже талантливым». Социальное окружение ждет исполнения «обещаний» и зрелого человека оценивает по тому, чего он добился в жизни. Результатом кризиса средних лет является выработка нового образа Я, переосмысление жизненных целей, внесение корректив во все области привычного существования, приведение личности в соответствие с изменившимися условиями жизни.

 

Кризис середины жизни — трудное испытание и для семьи. Свою личную несостоятельность многие зрелые индивиды (особенно мужчины) пытаются мотивировать тем, что семейные заботы и проблемы не позволили им реализовать себя сполна, потому что пришлось много сил и времени отдавать детям. В таких случаях уход в самостоятельную жизнь детей нарушает семейное равновесие. Многое из того, что было скрыто за суетностью каждодневного быта, открывается в виде обнаженных проблем. Нередко супруги, прожившие вместе два десятка лет, вырастившие детей, осматривая свое жилище, с удивлением обнаруживают, что стали чужими людьми, — и расстаются.

 

Наступление второго кризиса в супружеских отношениях часто совпадает с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, страхами, появлением различных соматических жалоб, возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей, усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу старения, а также возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне, «пока не поздно».

 

В данной кризисной ситуации необходимо целенаправленное отвлечение супругов от проблем старения и приобщение их к различным групповым развлечениям, для чего потребуется какое-либо внешнее вмешательство, поскольку сами они, как правило, уже не могут проявить инициативу. Не следует излишне драматизировать и события измен. Лучше всего подождать, пока у партнера не пройдет повышенный интерес к внебрачным связям (чем чаще всего и заканчивается).

 

По мнению американского семейного терапевта В. Сатир, семья по мере роста каждого ее члена должна пройти десять основных кризисных этапов, которые сопровождаются повышенной тревожностью, требуют подготовительного периода и последующего перераспределения душевных и физических сил.

 

Зачатие, беременность и рождение первенца. Брак как отношения в известной мере эгоистические перерастает в семью как отношения альтруистические. Происходит изменение ролевой структуры семьи.

 

Начало освоения ребенком человеческой речи, что требует серьезной работы родителей.

 

Налаживание отношений ребенка с внешней средой, чаще всего в школе. Необходимость адаптации детей и родителей к ситуации, когда в семью проникают элементы школьного, «уличного» мира.

 

Вступление ребенка в подростковый возраст, трудности возраста, возможные конфликты с родителями.

 

Взросление ребенка, оставление дома в поисках самостоятельности, независимости. Ощущение родителям и этого периода как потери (синдром «пустого гнезда»).

 

Женитьба взрослых детей, вхождение в семью новых членов (невестка, зять, внуки), проблемы во взаимоотношениях с ними.

 

Наступление климакса в жизни женщины-жены.

 

Уменьшение сексуальной активности у мужчин.

 

Становления родителей в качестве бабушек и дедушек.

 

10. Период заката: уход из жизни супругов.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных