Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ




7.1. Понятие возраста человека

Психологический анализ закономерностей развития личности в онтогенезе необходимо начать с понятия возраста человека.

Возраст - объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе.

В таблице 3 указаны основные периоды возрастного развития человека с учетом половых различий и временной продолжительности. Однако, в данной периодизации основными критериями выделения возрастов являются прежде всего биологические показатели развития человека.

В обыденной жизни также существуют представления о возрасте. Например, мы по-разному общаемся с детьми разного возраста. Это означает, что возраст - реально существующая характеристика, определяющее наше отношение к человеку. Можно сказать, что возраст – эмпирическое понятие, т.е. понятие, возникшее как обобщение внешне заметных, чувственно воспринимаемых признаков. Однако, для научной психологии такое описание возраста недостаточно, т.к. оно не объясняет механизм возникновения, завершения, продолжительности того или иного возрастного периода.

В отечественной психологии возраст рассматривается как относительно устойчивый отрезок развития. Первое обоснованное деление онтогенеза на отдельные возрасты дал П.П.Блонский, отметив наличие особых, так называемых «переходных возрастов», представляющих в педагогическом отношении значительные трудности (например, подростковый возраст).

В теории деятельности А.Н.Леонтьева возраст определяется через ведущую деятельность и место человека в системе общественных отношений. Определяя понятие «возраст», А.Н.Леонтьев пишет следующее: «Выясним, прежде всего, что определяет собой психологическую характеристику личности на том или ином этапе ее развития. Первое, что должно быть указано здесь, заключается в следующем: в ходе развития ребенка под влиянием конкретных обстоятельств его жизни изменяется место, которое он объективно занимает в системе человеческих отношений».

Например, при поступлении ребенка в школу многое меняется. Он становится взрослее, осваивая новый для него вид деятельности – учение. У школьника появляются обязанности не только перед близкими взрослыми, но и перед обществом.

 

Таблица 3

Возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной физиологии в г. Москве в 1965г.

 

Периоды развития Продолжительность
Новорожденный Грудной возраст Раннее детство Первый период детства Второй период детства   Подростковый возраст   Юношеский возраст   Средний (зрелый) возраст первый период   второй период   Пожилой возраст   Старческий возраст Долгожители   1 - 10 дней 10 дней – 1 год 1 – 2 года 3 – 7 лет 8 – 12 лет для мальчиков 8 – 11 лет для девочек 13 – 16 для мальчиков 12 – 15 для девочек 17 – 21 для юношей 16 – 20 для девушек   22 – 35 для мужчин 21 – 35 для женщин 36 – 60 для мужчин 36 – 55 для женщин 61 – 74 для мужчин 56 – 74 для женщин 75 – 90 для мужчин и женщин Старше 90 лет

 

Сегодня мы сталкиваемся с бурной разноголосицей в представлениях о

возрасте. Возрастные ориентиры в современном обществе размываются, и потому все труднее удерживать единую «лестницу» возрастов. Несколько десятилетий назад такие события, как поступление в школу, в пионерскую организацию, в комсомол и т.д., были жестко привязаны к определенному хронологическому возрасту. И во взрослой жизни были такие ориентиры – возраст вступления в брак, начала работы. Эти события членили взросление на отдельные четко ограниченные этапы. Эти вехи на линии жизни индивида были относительно универсальны для представителей данного общества, служили основанием для периодизаций.

Каждому возрастному периоду приписывается некоторый набор харак-

теристик и, как следствие, набор требований к представителю данного возраста. Например, ребенок старше семи лет должен быть школьником. Если по каким-то причинам этого не происходило, это свидетельствовало о какой-то аномалии (социальной, психологической, биологической и т.д.).

Но общество интенсивно развивается, меняются его социальная структура, набор социальных институтов, в которых, в частности, происходит взросление. Соответственно меняется и представление о ребенке, о взрослом, относящемся к какой-либо социальной структуре.

Эти перемены приводят к размыванию возрастных ориентиров. В 70-

е годы, например, родители, желавшие отдать своего ребенка в школу в шесть лет, вынуждены были преодолеть множество преград со стороны системы образования. В настоящее время можно встретить в школе и пятилетнего ребенка.

Увеличивается и сам период взросления. Сегодня, особенно в разви-

тых европейских странах и в США, возраст начала регулярной работы по специальности и вступления в брак все более отодвигается к рубежу тридцатилетия. Человек все дольше остается «невзрослым».

Все эти социальные в своей основе явления размывают возрастные

ориентиры, делают все менее четкой «идею возраста». Однако в сознании большинства членов данной культуры остается фиксированное представление о возрасте, о задачах развития человека, основанных на ожиданиях, существующих в данной культуре, отсюда логично вытекает понятие «культурного возраста». Такой «культурный возраст» есть своеобразная шкала, относительно которой человек выстраивает свою возрастную идентификацию.

В современной психологической науке принято рассматривать несколько видов возраста человека: хронологический, биологический, социальный, психологический, субъективный, т.к. кроме обладания физиологическими особенностями организма каждый человек является носителем социально-культурных норм и субъектом межличностных отношений.

Хронологический возраст – это возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни. Хронологический возраст человека есть личный факт его жизни.

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. В понятие биологическоговозраста за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Ввиду их измеряемости установлены определенные возрастные нормативы. Если в организме человека наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, тогда говорят, что его биологический возраст превышает его хронологический возраст.

Для определения надежности деятельности специалистов опасных профессий вводится также понятие энергетический возраст. В исследованиях В.А.Пономаренко, Д.В.Гандера, А.А.Вороны по вопросам психологического обеспечения летного труда энергетический возраст понимается как возраст, характеризующий величину отклонения энергопотенциала (дыхательных возможностей организма) от должного для данного хронологического возраста.

Социальный возраст измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников. В понятие социального возраста за основу взяты те социальные изменения, которые происходят в психике. Это, с одной стороны, жизненные события, которые имеют место у каждого (профессиональный выбор, вступление в брак, рождение детей и внуков и т.д.), и, с другой, возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни. Если они отстают от нормативных, то социальный возраст меньше хронологического, если опережают – то больше. В психологии труда разработано понятие профессионального возраста, который характеризуется профессиональным опытом, профессиональным стажем, т.е. тем, на какой стадии профессионального развития находится человек.

Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующими нормативными среднестатистическими данными. Здесь за основу психологического возраста взяты те психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике человека. Для детей они более или менее описаны, а для взрослых нужны дополнительные исследования. Общая картина здесь та же, что и с биологическим возрастом: если психические изменения отстают от хронологического возраста, то говорят, что психологический возраст меньше хронологического, и наоборот, при опережении ими хронологического возраста психологический возраст превышает хронологический.

Все указанные категории подразумевают объективное, внешнее измерение. Но существует еще и субъективный, переживаемый возраст личности, имеющий внутреннюю систему отчета. Субъективный возраст - это возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности.

В исследовании А.А.Кроника, Е.И.Головахи были опрошены 83 че-

ловека (40 женщин и 43 мужчины) с высшим образованием в возрасте от 21 до 44 лет. Все испытуемые получили задание представить, что не знают своего истинного хронологического возраста и определить его. Результаты показали, что только у 24% опрошенных субъективная оценка возраста совпала с хронологическим возрастом или отличалась от него незначительно (с разницей в 1 год). 55% испытуемых, что составило большинство, субъективно воспринимали себя более молодыми, чем это было в действительности. 21% опрошенных оценивали себя как более старших по возрасту. Итоговые результаты исследования следующие:

1) Средняя абсолютная разность между субъективной оценкой и реальным возрастом составила 4,2 года.

2) С возрастом значительно увеличивается число лиц, оценивающих себя более молодыми, чем в действительности.

Так, в группе до 30 лет таких оказалось 47%, а в группе 30 лет и более - 73%.

3) Степень занижения собственного возраста в самооценках также

значительно увеличивается: в группе до 30 лет средняя величина заниже-

ния возраста составила 3,6 года, а в группе свыше 30 лет –8,3 года.

Авторы считают, что полученные данные можно анализировать

на двух уровнях – биологическом и социальном. Первый содержит предположение о существовании у человека некоего «счетчика» годовых циклов психофизиологической активности, на основании показаний которого формируются оценки собственного возраста. Однако даже при наличии такого биологического механизма человек не способен полностью осознавать и объективно оценивать его показания. Возможно поэтому происходит некий сбой в субъективной оценке показателей этого биосчетчика, который как раз и выражается в несовпадениии самооценок возраста и его объективной величины.

Второе возможное объяснение явления несовпадения заложено в су-

ществующей в обществе системе возрастно-ролевых ожиданий, т.е. требований, предъявляемых к достижениям человека соответственно его возрасту. С этой точки зрения самооценка возраста является результатом сопоставления личностью своих наличных достижений в различных сферах жизнедеятельности с соответствующими возрастно-ролевыми ожиданиями. Если достижения человека опережают социальные ожидания по отношению к нему, он, по-видимому, будет чувствовать себя старше истинного возраста. Если же человек достиг меньшего, чем от него ждут в данном возрасте, то он будет чувствовать себя моложе.

7.2. Закономерности психического развития

личности в онтогенезе

В трудах Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, К.К.Платонова, Б.Ф.Ломова, А.К.Марковой и других выделены следующие закономерности возрастного психического развития:

1)Для возрастного психического развития характерно качественное своеобразие каждого возраста, что означает появление новообразований развития. В каждом из возрастов складываются новые психические качества (новообразования), они означают вклад этого возраста в общее психологическое развитие. Так, развитие личности дошкольника связано с появлением соподчинения мотивов, нарастанием произвольности поведения, формированием более адекватной и устойчивой самооценки, чем у детей раннего возраста. Центральное психологическое новообразование старости – мудрость, которая характеризуется зрелостью ума, глубоким взаимопониманием с окружающими, оптимистичными жизненными установками.

Новообразованиями личности курсантов в условиях обучения в военных институтах являются: летные способности, способность к самоанализу своего уровня летной подготовки, личного вклада в решение задач обучения, личных перспектив в летной профессии (летно-инструкторская деятельность в ввузе, командно-штабная деятельность, испытательская работа), способность к продуктивному межличностному общению и т.д.

2)Возрастному психическому развитию присуща гетерохронность – разновременность развития: хронологический, биологический, социальный и психологический возраст могут не совпадать. Например, в психологии юности хорошо описано явление, характеризующее «детскость» мышления и поведения человека – инфантилизм (психологический возраст отстает от хронологического).

По данным В.А.Пономаренко, временной разрыв между биологическим и хронологическим возрастом летчика составляет 7-9 лет. Летный состав в сорокалетнем возрасте по своим психофизиологическим резервам соответствует 50-летнему человеку. Обследования летного состава в возрасте 30-55 лет (выборка 1000 человек) показали, что полными психофизиологическими резервами, обеспечивающими устойчивость к стресс-факторам, обладают до 30 лет – 65-75% обследованных, в 30-35 лет –30-40%, в 41-45 лет – 20-30%, старше 50 лет – 15-20%. Полученные данные подтверждают, что возраст и продолжительность стажа выступают в качестве профессионального риска снижения уровня здоровья.

Известны примеры и другого варианта развития, когда жизненные обстоятельства и индивидуальные особенности человека определяют значительное опережение его психологического становления относительно хронологического и т.д.

3)Для возрастного психического развития характерна необратимость, т.е. развитие в направлении от прошлого к будущему. Нельзя объективно вернуть себя в предыдущий возраст (за исключением случаев мысленного возврата в прошлое, например, под действием гипноза, других психотерапевтических процедур).

4)Возрастному психическому развитию свойственна преемственность, т.е. все последующие фазы развития связаны с предыдущими, при этом старые структуры и образования не исчезают, а входят в состав новых, перестраиваясь. Особенно показателен в этой связи процесс профессионального становления человека, способного не только накапливать знания, навыки и умения, но и формировать на их основе новые мотивы достижений и саморазвития.

5)Возрастное развитие психики и личности характеризуется сензитивностью, котораяопределяется как присущее определенному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психическихсвойств и процессов. Это означает, что человек на отдельных этапах развития наиболее чувствителен к некоторым педагогическим воздействиям, которые вызывают у него появление определенных качеств. Например, прогрессивное развитие речи в раннем возрасте обусловлено созданием взрослыми оптимальных условий, преждевременное или запаздывающее обучение в этом направлении может неблагоприятно сказаться на всем психическом развитии ребенка. Условия обучения в общеобразовательных школах-интернатах с первоначальной летной подготовкой наиболее адекватны формированию таких психологических качеств личности, как патриотизм, летный характер, мотивация на летную профессию и т.д.

6)Для возрастного психического развития характерны кризисы развития. Психологическое содержание кризисов развития состоит в перестройке смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, дальнейшему становлению личности.

В отличие от кризисов невротического или травматического характе-

ра, возрастные кризисы относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода психологического развития. Возрастные кризисы могут возникать при переходе человека от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его социальных отношений, деятельности и сознания.

В отечественной психологии существуют две принципиальные позиции в понимании кризисов психического развития в детстве:

1. По Л.С.Выготскому, возрастной кризис – норма онтогенеза. Возраст-

ной кризис – особый период преобразования социальной ситуации развития, когда новообразование предшествующего периода разрушает старую социальную ситуацию развития и провоцирует образование новой.

2. По А.Н.Леонтьеву, кризис – свидетельство не совершившегося свое

временно перехода ребенка в новую систему отношений, который состоит в смене ведущей деятельности. Такой подход трактовал кризис как неблагоприятный синдром (трудновоспитуемость), поддающийся педагогической коррекции.

В зарубежной психологии приняты иные подходы к пониманию воз

растных кризисов. Так, по Э.Эриксону, кризис – потенциальный выбор, который осуществляется в процессе онтогенеза между благоприятным и неблагоприятным направлением развития. В современных зарубежных исследованиях (А.Каспи, Р.Хавигурст, П.Хейманс и др.) проблемы возрастного развития широко изучаются в контексте «жизненных задач» человека, т.е. в ситуациях, которые потенциально могут стать критическими. Некоторые научные позиции западных авторов схожи с отечественными подходами по вопросам стадиального характера онтогенеза, также признается социальная обусловленность принятия индивидом жизненных задач, эмоциональный аспект периода кризиса, однако, идея регулярности онтогенеза, представленная у нас в понятиях социальной ситуации развития или деятельности, разделяется западными исследователями в меньшей мере.

В соответствии с этапами возрастного развития говорят о кризисах

детства: новорожденности, одного года, трех лет, семи лет, подростковом, юношеском и кризисах взрослости: молодости, зрелости, пожилого возраста и старости.

Так, кризис новорожденности сопровождается возникновением пси

хической жизни – первой улыбкой, глазным контактом. Кризис одного года знаменует появление автономной речи, прямохождения, развитие сенсорики, предметной деятельности. Новообразования кризиса трех лет – система «Я сам», нарастающая эмансипация ребенка от взрослого. Кризис семи лет – появление произвольности, «внутренней позиции», выражающей новый уровень самосознания и рефлексии ребенка: он хочет выполнять социально значимую деятельность – учение в школе. Подростковый кризис характеризуется формированием чувства взрослости, началом самоопределения в жизни. Юношеский кризис связан с развитием устойчивого самосознания и стабильного образа «Я», с усилением личностного контроля, самоуправления.

Отличия кризисов взрослости от кризисов детства состоят в следующем (по Б.С.Братусю):

1) возникают реже, с большим временным отрывом (7 – 10 лет);

2) не столь строго привязаны к возрасту и более зависят от социальной ситуации развития;

3)проходят достаточно осознанно и более скрыто, не демонстративно.

Б.С.Братусь выдвинул гипотезу о том, что общий механизм, лежащий в

основе развития личности в ходе всей жизни, – противоречие между двумя сторонами деятельности субъекта – мотивационно-потребностной (смысловой) и операционно-технической (познавательной). Переломы и сдвиги

в развитии возникают именно тогда, когда налицо несоответствие между наличными возможностями, областью знаний, умений человека и системой его смысловых связей с миром. В точках значительного расхождения этих сторон деятельности и происходят малоизученные возрастные кризисы взрослости.

7)Возрастному психическому развитию присущи пластичность, компенсаторность. Компенсаторность в данном смысле – психологический механизм возмещения недоразвитых или нарушенных психических структур путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных. Это означает, что постепенное ослабление или даже утрата некоторых психологических способностей компенсируется формированием и развитием новых. В частности, обнаружены большие адаптационные и пластичные возможности в позднем возрасте. Так, пожилые специалисты компенсируют снижение времени реакции выработкой уникальных стилей профессиональной деятельности, позволяющих им не снижать качество и ритм работы.

8)Возрастное психическое развитие характеризуется по мере взросления и старения человека возрастанием индивидуализации, т.е. неповторимым своеобразием психики и личности. Человек приобретает в своем индивидуальном опыте самобытные способы профессиональной деятельности и общения. Начиная с юношеского возраста, потребность в индивидуализации нарастает.

9)Возрастное психическое развитие характеризуется многонаправленностью, что означает на каждом отрезке жизненного пути не только роста (приобретений, новых адаптивных возможностей), но и упадка, потерь, причем в течении жизни происходит изменение их соотношения. Однако, неправомерно рассматривать процесс старения человека с точки зрения абсолютного регресса, т.к. и на этом этапе онтогенеза имеют место прогрессивные новообразования – новые интеллектуальные стратегии, смыслообразующие мотивы и познавательные способности.

10)Возрастному психическому развитию свойственна определенная вариативность, т.е. отсутствие жесткой предопределенности, конечные формы психического развития не заданы, однако, оно происходит по образцу, который существует в обществе.

7.3. Время жизни, жизненный цикл, жизненный путь личности

На современном этапе развития психологии принято использовать три основных термина для описания индивидуального развития человека (онтогенеза) в его целом – время жизни, жизненный цикл и жизненный путь.

Время жизни, или протяженность, пространство жизни обозначает временной интервал между рождением и смертью. Психологу важно понимать преемственность в развитии отдельных этапов и стадий жизни, что дает изучение психического развития личности на протяжении всей жизни. Время жизни человека - это не только количество прожитых им лет, но и субъективное представление будущего. Такой прогноз может существенно повлиять на самооценку личности, определить различные стратегии жизни.

Понятие жизненного цикла предполагает, что ход жизни представляет собой постоянный круговорот, подобный временам года. Многие биологические и социальные возрастные процессы действительно являются циклическими. Так, организм нормально проходит последовательность рождения, роста, созревания, старения и смерти. Личность сначала усваивает, затем выполняет и, наконец, постепенно оставляет определенный набор социальных ролей (трудовых, семейных, родительских), а затем тот же цикл заново повторяют ее потомки. Однако в понятие цикличности не укладываются многие процессы индивидуального психологического развития человека. Например, прогрессивное профессиональное развитие на протяжении всей жизни.

Наиболее емкий и употребительный современный научный термин для описания индивидуального развития – жизненный путь. «Всякое живое существо развивается, но только человек имеет свою историю» (С.Л.Рубинштейн). Жизненный путь - история индивидуального развития личности. Человек включен в разнообразные сферы общественно-исторического процесса, он принадлежит к конкретному поколению, и события эпохи так или иначе становятся фактами его биографии. Согласно И.С.Кону, изучение жизненного пути человека требует сочетания социологического, психологического и исторического анализа. До недавнего времени психологи изучали процессы индивидуального развития так, как если бы эти процессы совершались в неизменном социальном мире, тогда как историки и социологи прослеживали изменения в социальном мире без учета сдвигов в содержании и структуре жизненного пути индивида. Сегодня ясно, что нужно изучать развивающегося индивида в изменяющемся мире. В свете новой методологической перспективы возрастные различия – не просто следствие универсальных этапов онтогенеза, но результат сложного переплетения траекторий индивидуального психического развития, общественно-производственной, трудовой карьеры и брачно-семейного цикла.

Историко-культурный анализ жизненного пути и его отдельных компонентов отнюдь не отрицает онтогенетического развития. Однако он проясняет и подчеркивает ведущую роль, которую играют во взаимодействии биологического и социального исторические условия. Ничто не может изменить последовательность циклов детства, взрослости и старости, но длительность и содержание каждого из них существенно зависят от социальных факторов. Причем эта зависимость имеет не только количественный, что наглядно видно при изучении динамики продолжительности жизни или процессов акселерации, но и качественный характер.

Как считают антропологи, имеется определенная филогенетическая закономерность, согласно которой в процессе биологической эволюции возрастает значение индивида и его влияние на развитие вида. Оно проявляется, во-первых, в нарастании длительности периода индивидуального существования, в течение которого накапливается индивидуальный опыт, оказывающий влияние на дальнейшую эволюцию, и, во-вторых, в нарастании вариативности (морфологической, физиологической и психической) внутри вида.

Такая же закономерность обнаруживается и в человеческой истории. Кроме общего удлинения продолжительности жизни человека по сравнению с другими антропоидами, меняется соотношение и длительность ее этапов. С одной стороны, повышается значение подготовительного этапа жизнедеятельности, происходит удлинение детства как периода первичного обучения и социализации. С другой стороны, в ходе эволюции возрастает приспособительное значение старости как этапа онтогенеза, поскольку старики, передавая накопленную ими социальную информацию более молодым, способствуют увеличению устойчивости и эволюционных возможностей популяции. Как подчеркивал Б.Г.Ананьев, в этом проявляется обратное воздействие жизненного пути на онтогенез. Поэтому возрастные особенности человека, которые, как правило, мыслятся мерками онтогенеза, необходимо рассматривать в более сложной системе отсчета - время жизни, жизненный цикл и жизненный путь.

 

Основные понятия

Возраст, хронологический, биологический, энергетический, социальный, профессиональный, психологический, субъективный возраст, закономерности психического развития личности, время жизни, жизненный цикл, жизненный путь личности.

Темы докладов и рефератов

1. Проблема возраста в современной психологии развития.

2. Закономерности развития личности военнослужащих.

3. Основные направления исследований психологических кризисов взрослости.

 

Контрольные вопросы

 

1) Что такое возраст человека?

2) Дайте характеристику различным видам возраста человека.

3) Перечислите и дайте психологическое обоснование закономерностей развития личности в онтогенезе.

4) Что такое время жизни, жизненный цикл и жизненный путь личности?

 

Литература

Основная

Немов Р.С. Психология. Учебник. В 3-Наприх кн., кн.2, 3. – М.: «Владос», 2003.

Сапогова Е.Е. Психология развития человека. Учебное пособие. – М., 2005.

Дополнительная

Крайг Г. Психология развития. – С-Пб.: «Питер», 2001.

Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.

Пономаренко В.А. Авиация. Человек. Дух. – М., 1998.

 

ГЛАВА 8

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ

 

8.1. Понятие общения в социальной психологии

 

Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология.

Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения внутри группы – углубленное изучение различных социальных фактов, прежде всего, взаимодействия людей, входящих в состав данной группы. Однако никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, дидактические и собственно воспитательные задачи деятельности педагога невозможно достаточно полно осуществить без организации продуктивного процесса общения преподавателя и обучающегося.

Общение в деятельности педагога выступает: во-первых, как средство решения учебных задач, во-вторых, как система социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, в-третьих, как способ организации определенной системы взаимоотношений преподавателей и учащихся, обусловливающих успешность обучения и воспитания, и наконец, в-четвертых, как процесс, вне которого невозможно воспитание индивидуальности учащихся. Таким образом, педагогическое общение выступает, с одной стороны, как эмоциональный фон учебно-воспитательного процесса, а с другой – как его непосредственная содержательная характеристика.

Принципиальным является вопрос о связи общения с деятельностью. Существуют различные точки зрения на эту проблему.

В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Так, например, представитель французской психологической школы Э.Дюркгейм обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику.

В отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто «общаются» в процессе выполнения ими различных общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения этого деятельностного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно это общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Таким образом, факт связи общения с деятельностью констатируется всеми исследователями, стоящими на точке зрения теории деятельности в психологии. Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения. Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяются две ее разновидности: в одной из них общение понимается как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на отдельном этапе онтогенеза, например, у дошкольников и особенно в подростковом возрасте. В другой – общение понимается как один из видов деятельности (имеется в виду прежде всего речевая деятельность), и относительно нее анализируются все элементы, свойственные деятельности вообще (действия, операции, мотивы и пр.). Несмотря на различия в данных подходах, все они не отрицают самого главного – несомненной связи между деятельностью и общением.

Идея «вплетенности» общения в деятельность позволяет также детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности может «конструировать» общение. В самом общем виде ответ может быть сформулирован так, что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания целей, задач деятельности, уяснение специфики объекта ее и даже возможностей каждого из ее участников.

Это согласование деятельностей отдельных участников возможно осуществить благодаря такой характеристике общения, как присущая ему функция воздействия, в которой и проявляется «обратное влияние общения на деятельность». Важно подчеркнуть, что деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

Общение выполняет ряд функций в жизнедеятельности человека и групп. Прежде всего, это познавательная функция. Она состоит в том, что общение является источником важной для личности информации о происходящих событиях в социуме, в сфере, к которой принадлежит группа, восприятиях членами группы друг друга и т.д. В конечном счете общение служит интересам взаимопонимания.

Развивающая функция общения заключается в ее роли во всей социализации личности в онтогенезе. В процессе общения совершается разносторонний обмен знаниями, суждениями, мнениями, переживаниями, ценностями и идеалами, мотивами и интересами, в результате чего происходят изменения психологических свойств и качеств личности.

Детерминирующая функция состоит в том, что общение является одним из существенных факторов социальной детерминации поведения людей, побуждения у них интересов, целей, планов, мотивов, желаний, потребностей, поступков и действий, а также регуляции их появлений. Общение способствует возникновению, усилению определенных психических состояний, процессов, проявлений активности и, наоборот, -сдерживанию, недопущению, ослаблению, «снятию» их.

Сплачивающая функция - способствование возникновению единого мнения, достижению взаимопонимания, согласия, отысканию компромисса, установлению близких взаимоотношений, согласованию действий. Особенно данная функция важна в условиях осуществления совместной деятельности в коллективе.

Функция управления, руководства коллективом реализуется использованием общения в качестве организующего фактора, способствующего установлению организационного порядка в жизнедеятельности членов коллектива, достижению четкого взаимодействия всех членов группы в ходе совместной деятельности, достижения ее целей и удовлетворения интересов каждого.

В отечественной социальной психологии принято выделять три психологические стороны общения. Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.

Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Это – интерактивная сторона общения.

Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно понимать психологические особенности партнера по общению для достижения продуктивного результата совместной деятельности. Указанная сторона общения называется перцептивной.

Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие), перцептивную (взаимовосприятие).

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон, общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

8.2. Общение как обмен информацией

Понимание общения как производство общего, объединяющего людей в процессе их взаимодействия и совместной деятельности, предполагает, что этим общим прежде всего является язык как средство общения. Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, потому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее, т.е. расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой информации свое поведение.

Особенности процесса обмена информацией между людьми:

- если в кибернетических устройствах информация лишь передается, то в условиях человеческого общения она не только передается, но и формируется, уточняется, развивается;

- в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами в общении людей оно сочетается с отношением друг к другу;

- характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством используемых при этом системных знаков партнеры могут влиять друг на друга, оказывать воздействие на поведение партнера;

- коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации или декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: «все должны говорить на одном языке»;

- в условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. Социальный характер коммуникативных барьеров проявляется в различном толковании одних и тех понятий, событий, что порождается социальными, политическими, национальными, профессиональными различиями людей, их мировоззренческими взглядами и убеждениями. Психологический характер коммуникативных барьеров проявляется в том, что они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей людей (застенчивость, скрытость и т.д.), или в силу сложившихся между ними особого рода психологических отношений неприязни, недоверия и т.п.

 

 

 
 

 


Рис. 1. Структура коммуникативного акта

 

 

Обмен информацией становится возможен, если значения, закрепленные за используемыми знаками (словами, жестами, иероглифами и т.д.), известны участвующим в общении лицам.

В человеческом общении имеют место два вида коммуникации – вербальная и невербальная. Вербальная коммуникация – это процесс общения с помощью речи. Средствами вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Различают следующие виды речи – письменная и устная речь, последняя, в свою очередь, подразделяется на диалогическую и монологическую.

Письменная речь появилась в истории человечества много позднее устной речи. Она возникла как результат потребности общения между людьми, разделенными пространством и временем. Благодаря письму оказалось возможным наилучшим образом передавать от поколения к поколению опыт, накопленный людьми, так как при передаче его с помощью устной речи он мог подвергаться искажению, видоизменению и даже бесследно исчезать.

В общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся, которые определенным образом относятся и к коммуникации, и к тем, кто вовлечен в общение. Невербальная коммуникация – это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание. Средствами невербальной коммуникации являются жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., образующие знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации – слова. К средствам невербальной коммуникации могут быть отнесены и различные условные обозначения, с помощью которых коммуникатор информирует о чем-то значимом для него, адресованном для сведения возможных реципиентов (так, звездочки и просветы на погонах несут информацию о воинском звании)

8.3. Общение как межличностное взаимодействие

Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга. Однако межличностное взаимодействие протекает в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм – принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей.

Общество вырабатывает в качестве социальных норм специфическую систему образцов поведения, им принятых, одобряемых, культивируемых и ожидаемых от каждого, находящегося в соответствующей ситуации.

Диапазон социальных норм чрезвычайно широк – от образцов поведения, отвечающего требованиям трудовой дисциплины, воинского долга и патриотизма, до правил вежливости.

Нарушение личностью социальных норм включает механизмы социального контроля (неодобрение, осуждение, наказание), обеспечивающего коррекцию поведения, отклоняющегося от нормы. Обращение людей к социальным нормам делает их ответственными за поведение, позволяет регулировать действия и поступки, оценивая их как соответствующие этим нормам.

Социальный контроль в процессах взаимодействия осуществляется на основе «использования» людьми репертуара ролей. В психологии под ролью понимается нормативно одобряемый способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе. Один и тот же человек, входя в различные ситуации общения, как правило, выполняет различные роли (например, военнослужащего, руководителя, отца, гражданина и т.д.)

Различают два противоположных типа взаимодействия в процессе общения: кооперация и конкуренция. Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Атрибутами кооперации являются такие процессы, как взаимопомощь участников, их взаимовлияние, их включенность во взаимодействие. Важный показатель «тесноты» кооперативного взаимодействия - включенность в него всех участников процесса.

Конкуренция – тип взаимодействия, предполагающий негативные характеристики этого процесса. Однако в ряде исследований в социальной психологии вводится понятие продуктивной конкуренции, характеризуемой как гуманная, честная, справедливая, созидательная. В этом случае во взаимодействии хотя и сохраняется единоборство, но оно не перерастает в конфликт, а обеспечивает лишь подлинную состязательность.

Конфликт – особая форма взаимодействия, определяется как наличие противоположных тенденций у субъектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях. Обязательными признаками конфликта являются: 1) наличие конфликтной ситуации, представленной в сознании ее участников, 2) наличие конфликтных действий. Подробным изучением различных конфликтов в их сложности и многообразии, а также способов их разрешения занимается раздел социальной психологии – конфликтология.

8.4. Общение как восприятие людьми друг друга

За взаимодействием и коммуникативной стороной общения выступает его перцептивный аспект – осуществляемое в общении взаимное восприятие его участников. Действительно, общение становится возможным только в том случае, если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Участники общения должны стремиться реконструировать в сознании внутренний мир друг друга, понять чувства, мотивы поведения, отношение к значимым объектам.

Однако эта реконструкция внутреннего мира другого человека – задача очень сложная. Субъекту непосредственно дан лишь внешний облик других людей, их поведение и поступки, используемые ими коммуникативные средства, и ему приходится проделать определенную работу для того, чтобы, опираясь на эти данные, понять, что представляют собой люди, с которыми он вступил в общение, сделать заключение об их способностях, мыслях, намерениях.

Сам по себе отдельный поступок однозначно не связан с внутренним психологическим планом, за ним стоящим, и это обстоятельство превращает межличностное восприятие в решение психологической задачи. Познавая других людей, человек получает возможность лучше, более надежно определить перспективы совместной деятельности с ними. В социальной психологии выделено действие важнейших механизмов межличностного восприятия: идентификации, рефлексии, каузальной атрибуции и стереотипизации.

Идентификация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. В ситуациях взаимодействия люди строят предположения о внутреннем состоянии, намерениях, мыслях, мотивах и чувствах другого человека на основе попытки поставить себя на его место. Однако субъекту общения важно не только отстраненно взглянуть и понять другого человека, но и принять внимание, как партнер будет воспринимать и понимать его самого. Осознание субъектом того, как он сам воспринимается партнером по общению, выступает в форме рефлексии. Таким образом, восприятие человека человеком можно уподобить удвоенному зеркальному отражению. В процессах общения идентификация и рефлексия выступают в единстве.

Идентификация психологически близка по содержанию к эмпатии. Эмпатия - особый способ понимания другого человека, но не на рациональном уровне, а на эмоциональном. Следовательно, эмпатия – это постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. В случае проявления эмпатии человек принимает во внимание линию поведения партнера по общению (относится к ней сочувственно), но свою собственную может строить совсем по-иному.

В повседневной жизни человек сталкивается с проблемой недостаточной полноты и обоснованности информации о партнерах по общению. Это вынуждает его приписывать другим причины их действий и поступков. Причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения носит название каузальной атрибуции (причинной интерпретации). Каузальная атрибуция чаще всего осуществляется неосознанно. Приписывание причин зачастую происходит в случаях отклонения поведения человека от социальных норм.

Еще один важный механизм восприятия человека человеком в процессе общения – стереотипизация. Стереотипизация – классификация форм поведения и интерпретация (иногда без каких-либо оснований) их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениями, т.е. отвечающим социальным стереотипам. Стереотип здесь – сформировавшийся образ человека, которым пользуются, как штампом. Стереотипизация может складываться как результат обобщения личного опыта субъекта межличностного восприятия, к которому присоединяются сведения, полученные из других источников информации (книг, кинофильмов, высказываний других людей и т.п.). При этом эти знания могут быть глубоко ошибочными и серьезно деформировать процесс межличностного восприятия.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. Во-первых, к упрощению процесса познания, к констатации некоторых штампов в построении образа другого человека. Во-вторых, констатация может заменяться оценкой, что приводит к возникновению предубеждений. Если суждение о человеке строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Так, расовые стереотипы могут носить характер предубеждения.

В социальной психологии в настоящее время продолжаются исследования проблемы точности восприятия человека человеком. Актуальным направлением прикладной психологии является использование социально-психологического тренинга, который применяется для обучения искусству общения в целом, также он ориентирован на повышение перцептивной компетенции участников процесса общения.

Пример социально-психологического тренинга по формированию навыков продуктивного межличностного общения.

Групповое занятие «Техника комплимента»:

В начале занятия необходимо акцентировать внимание участников на вопросы о роли критики и комплимента в межличностном общении. Следует отметить, что как комплимент, так и конструктивная критика являются особыми формами эффективного общения между людьми.

В чем заключается важность комплимента?

3 Комплимент незаменим при конфликтах, когда необходимо «сгладить острые углы».

4 С помощью комплимента можно завоевать симпатии к себе со стороны собеседника.

5 Хороший комплимент свидетельствует о вашей личной культуре и высокой образованности.

Что такое комплимент? Комплимент – это, как правило, нестандартное видение в другом человеке положительных качеств, свойств его личности и выделение ее сильных сторон в ходе общения.

Правила использования комплимента:

1.Комплимент не должен быть шаблонным, трафаретным, повторяющимся многократно;

2.Содержание должно быть понятно и соответствовать уровню культуры (образования) того человека, которому комплимент адресуется;

3.Содержание должно быть личностно значимым для этого человека;

4.Содержание должно соответствовать форме комплимента, и наоборот.

Техника комплимента состоит в правильном выборе и взаимодействии трех составных его частей, что означает:

3) правильный выбор содержания (то, о чем говорится в комплименте);

4) правильный выбор формы комплимента (здесь важны искренность, тембр голоса, мимика, жесты и т.д.)

5) обязательное соответствие формы и содержания текущим условиям обстановки (учет настроения и других особенностей того человека, которому говорится комплимент в данный момент).

Руководитель занятия говорит участникам: «Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны друг к другу, умеем видеть хорошее в другом и говорить об этом».

Участники садятся в большой круг, каждый должен посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится, чтобы сказать ему об этом, т.е. сделать комплимент. Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова партнеру, сидящему слева от него. Во время высказывания все остальные участники внимательно слушают выступающего. Тот участник, которому сделан комплимент, должен, как минимум, поблагодарить, а затем, установив контакт с партнером, сидящим слева от него, сделать свой комплимент и так далее по кругу до тех пор, пока все участники группы не сделают комплимент партнеру.

Примечание. Руководитель тренинга во время высказывания участника следит за тем, чтобы все остальные члены группы не мешали ему говорить. Необходимо их настроить на тактичное отношение друг к другу, на развитие умения слушать и слышать говорящего, обращая внимание на его манеру устанавливать контакт. Если кто-то из участников не готов к тому, чтобы сказать приятные слова партнеру, он имеет право пропустить очередь и выступить после всех.

Основные понятия

Общение, коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения, вербальная, невербальная коммуникация, социальные нормы, социальные роли, кооперация, конкуренция, конфликт, идентификация, рефлексия, каузальная атрибуция, стереотипизация.

Темы докладов и рефератов

1. Основные вопросы психологии общения.

2. Проблема конфликта в социальной психологии.

3. Сущность социально-психологических тренингов.

 

 

Контрольные вопросы

 

1) Что понимается под общением?

2) Дайте характеристику трем психологическим сторонам общения.

3) Как осуществляется процесс передачи информации?

4) Что такое вербальная и невербальная коммуникация?

5) Что понимается под социальными нормами и социальными ролями?

6) Охарактеризуйте и приведите примеры кооперации и конкуренции как типов социального взаимодействия.

7) Дайте определение понятию «конфликт».

8) Что такое идентификация, рефлексия, каузальная атрибуция, стереотипизация?

9) Каковы цели социально-психологического тренинга?

Литература

Основная

Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник. – М., 2010.

Социальная психология /Под ред. А.М.Столяренко. – М.: «Юнити», 2007.

Дополнительная

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М., Социальная психология малой группы. – М., 2002.

Крысько В.Г. Социальная психология. Учебник. – М., 2006.

Лысаков Н.Д. Формирование и развитие личности воспитанников общеобразовательных школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой. – Монино, 2001.

Паркин А.Д. Психология педагогического общения. Курс лекций. – Монино: ВВА, 2002.

Социальная психология в современном мире. /Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. – М., 2002.

 

ГЛАВА 9






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных