Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Критерии психологического здоровья.

В проблеме психического здоровья вопрос о критериях оценки последнего являются ключевыми. Ряд авторов для характеристики психического здоровья предлагают какие-то отдельные признаки.

 

Особого внимания среди этих признаков заслуживает критерий психического равновесия. С его помощью можно судить о характере функционирования психической сферы человека с разных сторон (познавательного, эмоционального, волевого).

 

От степени взвешенности психического равновесия зависит уравновешенность человека с объективными условиями, ее приспособленность к ним (В. Н. Мясищев).


Уравновешенность человека и адекватность его реакции на внешнее воздействие имеют большое значение в плане разграничения нормы и патологии - только у психически здорового, т.е. уравновешенного человека мы наблюдаем проявления:

§ относительной устойчивости поведения и адекватности ее внешним условиям;

§ высокое индивидуальная приспособленность организма к привычным колебаниям внешней среды;

§ способность поддерживать привычное комфортное самоощущение.

 

Аномалия в психике личности наиболее ярко заявляет о себе в проявлениях ее дисгармонии, потере равновесия с социальным окружением (т.е. с социумом), в нарушении процессов социальной адаптации.


Чаще перечисляются такие критерии психического здоровья:

Свойства личности: оптимизм, сосредоточенность (отсутствие суетливости), уравновешенность, этичность (честность, совестливость, тактичность и др.), адекватный уровень требований (притязаний), чувство обязанности, уверенность в себе, неуязвимость к обидам (умение избавляться от обид), трудолюбие (не ленивость), независимость, непосредственность (естественность), ответственность, чувство юмора, доброжелательность, терпимость, самоуважение, самоконтроль.

 

Психические состояния: эмоциональная устойчивость (самообладание); зрелость чувств, соответственно возрасту; владение негативными эмоциями (страх, гнев, жадность, зависть и др.); свободный естественное проявление чувств и эмоции, способность радоваться, сохранение привычного оптимального самочувствия.

Психические процессы: максимальное приближение субъективных образе к объектам действительности, отражающие (адекватность психического отражения); адекватное восприятие самого себя, способность к логической обработки информации; критичность мышления; креативность (способность к творчеству, умение использовать интеллект), знание себя; дисциплина разум (управление мыслями).

Особое значение придается степени интегрированности, ее гармоничности, консолидированности, уравновешенности, а также таким составляющим ее направленности, как духовность (познание, стремление к истине), приоритет гуманистических ценностей (добра, справедливости, любви, красоты и др.), ориентация на саморазвитие, обогащение своей личности.

Самоуправление - здоровая личность характеризуется выраженной целенаправленностью (получением смысла жизни), волей, энергичностью, активностью, самоконтролем, адекватной самооценкой.

Социальное здоровье личности находит отражение в таких характеристиках: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация (равновесие) к физической и социальной среды; направленность на общественное дело, культура потребления, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, бескорыстие, демократизм в поведении.

Кроме того, можно говорить о характерных признаках психического нездоровья, неблагополучия, из которых наиболее типичны.

Свойства личности: зависимость от вредных привычек; уход от ответственности за себя, потеря веры в себя, свои возможности, пассивность («духовное нездоровье»).

Психические состояния: тупость чувств, беспричинная злость; враждебность; ослабление как высших, так и низших инстинктивных чувств, повышенная тревожность.

Психические процессы: неадекватное восприятие самого себя, своего «Я»; нелогичность, снижение когнитивной активности; хаотичность (неорганизованность) мышление; категоричность (стереотипность) мышление; повышеная внушаемость; некритичность мышления, в целом такая личность довольно дезинтегрованная; ей свойственные потеря интереса, любви по отношению к близким, пассивная жизненная позиция.

Самоуправление: неадекватность самооценки; ослабление (даже потеря) или, наоборот, неоправданно гипертрофированный самоконтроль; ослабление воли.

Социальное неблагополучие проявляется в неадекватном восприятии (отображении) окружающего мира; дезадаптивном поведении; конфликтности; враждебности; эгоцентризме; стремлении к власти (как самоцель), стремлении к обогащению, владении вещами и др.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ | В своей периодизации З.Фрейд прослеживает линию психосексуального развития.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных