ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Есть только та действительность, к-рую мы сконструировали сами.Осн. идеи РК: 1. Познание = активный процесс конструктивной деятельности субъекта. (Это не репрезентация! Как мы познаем определяет, что мы познаем). Мы можем познать лишь то, что сами сделали. 2. Познание имеет адаптивное значение (чтобы приспособиться и выжить). 3. Познание служит организации внутр. мира субъекта, а не задачам описания объект. реальности. (Не описать реальность, а произвести «адаптивные» способы поведения). Не означает, что любую конструкцию может создать произвольно: нужна конструкция, к-рая не уничтожается сопротивляемостью мира, жизнеспособна, функционирует. 4. Наука должна служить практич. целям. З. Шмидт: «Если идея познаваемости абсолютной действительности теряет свой смысл, стремление к абсолютному познанию истины не может служить легитимацией научной деятельности. Скорее любая исследов. деят-ть … должна доказывать свою полезность». Равновесие (критерий «когерентной истинности»): «конструктивисты довольны тогда, когда ученым ничего не надо делать».
Умберто Матурана (р. 1928): Гносеологический принцип «реально лишь то, что позволяет мне быть реальным». Биология познания. Деятельность нервной системы следует рассматривать как детерминированную самой нервной системой. Стимулы внешнего мира = «спусковые крючки», задающие изменения закрытой для них нервной системе. У любой системы есть свой окружающий мир (ниша), с которым она слита воедино. Ее интеракции с окружающим миром (нишей) представляют собой неразрывное единство. Другое дело, если система наблюдается извне. Наблюдатель, и только он, может проводить различие между системой и окруж. миром, т.е. наблюдать систему под углом зрения ее взаимодействия с нишей. Однако это различающее наблюдение целиком остается в познавательной области наблюдателя и не затрагивает существа операций системы. Любое наблюдение — это различение, выделение частей того, что a priori в качестве некой целокупности существует до всякого наблюдения. То, что оперативно происходит в системе, и то, что выделено различающим наблюдением, не совпадают. Ни одно описание наблюдателя не является полным. Познание же есть не отображ-е независимого, предопределенного мира, но сотворение нового мира. Конкретным организмом в процессе его жизнедеятельности созидается не мир вообще, а некий конкретный мир, всегда обусловленный структурой организма. Поскольку индивидуальные организмы в рамках одного вида обладают более или менее идентичной структурой, они созидают схожие миры. Мы, люди, кроме этого, сообща пользуемся абстрактным миром языка и мысли и благодаря этому сообща творим наш действительный мир.
Б. Ван Фраасен
Эрнст фон Глазерсфельд (р.1917) «РК явл. попыткой построения теории знания, к-рая не выдвигает онтологических притязаний, а поэтому не исходит из предпосылки о реальности, независимой от познающего субъекта». 1. Невозм-ть познания объективного мира (установлено еще досократиками). Даже если бы человек познал мир таким, каков он есть, то он никогда не узнал бы об этом. («К о всему, что рассматривается через аппарат позн-я, нет иного доступа, как через данные аппарат познания» - т.е. мы лишены возможности сравнить картину мира, к-рую создаем, с реальностью, независимой от наших переживаний ). Бессмысленно даже говорить о «приближении» к реальности: «если нет доступа к реальности, к к-рой хотелось бы приблизиться, то нельзя измерить и расстояние до нее». 2. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ СТРОИТСЯ НА ОСНОВЕ СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА. (ребенок учит слова, изменяя их субъектив. значение до тех пор, пока они не «сравняются» со значением слов у взрослых. Но не совпадут!) Если это так, то язык не сообщает, а ориентирует, ведет в желаемом направлении понятийные конструкции слушателей. «Но с помощью слов никак невозможно им предписать, чтобы они думали так, как нам хотелось бы». 3. На основе нашего опыта конструируются вещи, к-рые затем рассматриваются как знание. Связано с биолог. приспособлением не прямо, а через понятие равновесия. Разум возникает как рез-т саморегулирования. (В каком-то смысле, «теория эволюция = первая кибернетическая теория», т.к. объясняет рав-е с т. зр. наименьшего сопротивления: плохо приспособленные – плохо размножаются – вымирают. На окр.среду возлагается ответственность за процесс вымирания, но никак не за выживание.). «Сигналы не транспортируют значения, а только указывают на уже установленные интерпретации. Значения уже должны быть в наличии как в передатчике, так и в приемнике, до того, как между ними может осуществиться коммуникация. Сигналы явл. просто ссылками на определенное место, опред. адрес в мозге говорящего, слушающего, или в компьютере. Сигналы только тогда становятся сигналами, когда они интерпретируются. Поэтому, чтобы говорить о значении, нужно уже заранее знать, с чем должен ассоциироваться воспринимаемый «сигнал» или для чего он послан». – Значит, разговор об информ-и из внешнего мира = вздор. «Информация всегда основывается на распознавании, а распознавание может осуществляться только самим организмом в его субъективном мире переживаний. Поэтому значение, к-рое организм приписывает распознаванию, явл. поневоле субъективным.» 4. 4. «viability»: «В оригинальном понимании слово “viability” означает “проходимость” какого-то пути и в отношении индивидуального развития применяется для характеристики жизнеспособности видов, индивидуумов и мутаций. Это – именно то значение, в к-ром я употребляю данное слово в эпистемологическом контексте». Аналогия, если не полная тождественность, двух эволюций – биологической и когнитивной. В процессе познания познающий S не извлекает позитивное знание (информацию) о вещах и явлениях из внеш. мира, а организует в ту или иную связную картину тот негативный опыт от неудавшихся действий, к-рый сам же эти препятствия внешней среды когнитивно определяет. (Капитан корабля, слепец в лесу). Вывод: Рац. знание всегда и исключительно относится к построенной нами самими действительности.
Критика РК. - феноменальный мир связан с действительным миром, хотя и не прямо (как стрелка на приборной панели машины показывает уровень бензина в баке). Активность мозга и есть восприятие вещей, нет восприятия восприятия. Если восприятия идентичны состояниям мозга, то доступ к этим репрезентациям явл. и доступам к вещам «снаружи».
- как объяснить факт крушения теорий? Они не соответствуют миру? Но для этого мир должен существовать, иметь структуру, к-рой можно соответствовать или нет. Для объяснения успеха теории – можно не быть реалистом, для объяснения ее крушения – приходится им быть.
- явление конвергенции исследований (независимые методы приводят к одному и тому же рез-ту, разные теории описывают одни и те же явления и т.п.)
Вывод: Подход РК не везде применим. НЕ УНИВЕРСАЛЕН.
Социальный конструктивизм — социологическая теория познания (П. Бергер, Т. Лукман). Целью соц. констр-ма явл. выявление путей, с помощью к-рых индивидуумы и группы людей принимают участие в создании воспринимаемой ими реальности. Рассматривает пути создания людьми соц. феноменов, к-рые институционализируются и превращ. в традиции. Реальность воспроизводится людьми под влиянием её интерпретации и знаний о ней. Напр.: Б. Андерсон о конструировании наций как «воображаемых сообшеств». Национализм создает нации, а не наоборот.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|