Возраст
| Содержание кризиса
| Симптомы кризиса
|
Новорожденность
| Переход от внутреутробного к внеутробному способу жизни. Приспособление к окружающей действительности.
| Период максимальной беспомощности, зависимости от взрослого.
|
Кризис первого года жизни
| Раздвоение социальной ситуации. Физическое отделение ребенка от матери.
| · Трудновоспитуемость;
· Резкое увеличение новых форм поведения;
· Повышенная чувствительность к порицаниям и замечаниям взрослого;
· Необычное и противоречивое поведение в затруднительных ситуациях;
· Повышенная капризность.
|
Кризис 3 лет
| Изменение существующих взаимоотношений между ребенком и взрослым.
Возникновение тенденции к самостоятельности.
Отделение ребенка от взрослого.
| · Упрямство;
· Негативизм;
· Строптивость;
· "Протест-бунт";
· Ревность;
· Своеволие;
· Обесценивание взрослых;
· Деспотизм;
· Реакции невропатического, психопатического характера.
|
Кризис 7 лет
| В основе кризиса семи лет лежит обобщение переживаний, возникновение внутренней жизни, которая начинает регулировать поведение переживаний.
| · Потеря непосредственности.
· Манерничание.
· Симптом "горькой конфеты".
· Трудности воспитания: замыкание в себе, неуправляемость.
|
Возрастной период
| Хронологи-ческие рамки
| Социальная ситуация развития
| Ведущая деятельность
| Новообразования
|
|
|
|
|
|
Новорожденность
| От рождения до комплекса оживления (2 мес.)
| Период полной зависимости от взрослого, период наибольшей беспомошности.
Социальная ситуация еще не сложилась, есть единство только со стороны матери
|
| Комплекс оживления
|
Младенчество
| От комплекса оживления (2 мес.) – 1 год
| Ситуация нераздельного единства ребенка и взрослого "МЫ". Ситуация комфорта
| Непосредственное эмоциональное общение ребенка и взрослого
| Ходьба
Речь (первые слова, автономная речь).
Потребность общении
|
Ранний возраст
| 1 – 3года
| Ребенок – ПРЕДМЕТ – Взрослый. Интерес к предметному миру и его познание
| Предметно-манипулятивная деятельность
| Отделение себя от окружающих сравнение себя с ними.
"Я сам".
Стремление к самостоятельности.
Наглядно-действенное мышление.
Речь.
|
Дошкольный возраст
| 3-7 лет
| Ребенок-Взрослый. Интерес к миру взрослых, познание мира человеческих отношений
| Сюжетно-ролевая игра
| · Возникновение первого цельного схематичного мировоззрения (ребенок пытается упорядочить окружающее, увидеть закономерности). В центре мировоззрения стоит человек. Ребенок решает глобальные проблемы.
· Возникновение первичных этических инстанций. Ребенок начинает осознавать что хорошо, а что плохо.
· Возникновение соподчинения мотивов. Преобладание обдуманных действий над импульсивными. Возникает принцип "данного слова", формируется настойчивость. Преодоление трудностей, чувство долга.
· Возникновение произвольного поведения. Ребенок стремиться управлять собой, поступками.
· Возникновение личного сознания. Ребенок осознает свое место среди окружающих, понимает, что он не большой, а маленький, что он не все может.
· Переход от эгоцентризма к децентризму.
· Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.
|
Младший школьный возраст
| 7-10(11)
| Ребенок-Учитель, учитель выступает как представитель общества. Система ребенок-учитель опеделяет взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми
| Учебная деятельность
| · Развитие интеллектуальных операций;
· Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, но интеллект ее не знает самого себя;
· Осознание своих собственных изменений в результате учебной деятельности;
· Интеллектуальная рефлексия – способность к осознанному сдерживанию своих действий и их оснований – начало развития теоретического мышления;
· Ответственность;
· Произвольность и самоконтроль, нормы поведения превращаются во внутреннее требование к себе, что порождает переживание мук совести;
· Самопознание, личностная рефлексия как способность самостоятельно устанавливать границ своих возможностей;
· Внутренний план действий (умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата).
|
|
|
|
| · 5
|
|
|
|
| · 5
|
Подрастковый
| 10(11) – 14(15)
| "Поворот" от направленности на мир, к направленности на самого себя.
"Что я такое?" Сравнение со взрослыми и детьми. Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности, никакого места в системе отношений со взрослым ребенок занят не может.
Нахождение свое место в детском обществе.
| Интимно-личностное общение со сверстниками
| · Возникновение рефлексии;
· Возникновение представлений о себе как не о ребенке;
· Стремление к "взрослости";
· Чувство взрослости;
· Осознание своей индивидуальности;
· Контроль поведения, проектирование его;
· Развитие рефлексии (Л.С. Выготский);
· Возникновение самосознания ((Л.С.Выготский);
· Глубокое понимание других людей.
Понимание самого себя приводит к стремлению найти место в обществе.
|
Юность
| 15(16) –18(20)
| Расширение диапозона социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответствующей мерой самостоятельности и ответственности. Сохранение определенной зависимости от взрослых.
Расширение временного горизонта. Обращенность в будущее.
Поиск своего места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации. Самоопределение.
| Учебно-профессиональная деятельность. Профессиональ- ное самоопределение
| · Готовность к личностному и профессиональному самоопределению;
· Жизненные планы;
· Идентичность;
· Мировоззрение;
· Профессиональные интересы;
· Внутренняя позиция;
· Устойчивое самосознание;
· Ценностные ориентации.
|
|
|
|
|
|
Взрослость
| 20-55(60)
| Принятие на себя полноты ответственности. Активное включение в сферу общественного производства, трудовую деятельность, создание семьи, воспитание детей.
| Реализация сущностных сил человека в трудовой деятельности и семье.
| · Построение стратегии жизни;
· Зрелость;
· Смысложизненные решения;
· Новый уровень интеллектуального развити;
· Материнство (отцовство).
|
Старение и старость
| 55(60) – свыше 90 лет
| Адаптация к новому социальному статусу
Поиск новых форм занятости
| Профессиональная деятельность
Структуризация и передача жизненного опыта
Прародительство
Хобби.
| · Принятие полноты своей жизни;
· Мудрость;
· Интегративность, цельность.
|
*Шаповаленко И.В. Возростная психология. – М., 2004