Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Кризисы детского развития




 

 


Возраст Содержание кризиса Симптомы кризиса
Новорожденность Переход от внутреутробного к внеутробному способу жизни. Приспособление к окружающей действительности. Период максимальной беспомощности, зависимости от взрослого.
Кризис первого года жизни Раздвоение социальной ситуации. Физическое отделение ребенка от матери. · Трудновоспитуемость; · Резкое увеличение новых форм поведения; · Повышенная чувствительность к порицаниям и замечаниям взрослого; · Необычное и противоречивое поведение в затруднительных ситуациях; · Повышенная капризность.
Кризис 3 лет   Изменение существующих взаимоотношений между ребенком и взрослым. Возникновение тенденции к самостоятельности. Отделение ребенка от взрослого. · Упрямство; · Негативизм; · Строптивость; · "Протест-бунт"; · Ревность; · Своеволие; · Обесценивание взрослых; · Деспотизм; · Реакции невропатического, психопатического характера.
Кризис 7 лет В основе кризиса семи лет лежит обобщение переживаний, возникновение внутренней жизни, которая начинает регулировать поведение переживаний. · Потеря непосредственности. · Манерничание. · Симптом "горькой конфеты". · Трудности воспитания: замыкание в себе, неуправляемость.

Возрастная периодизация психического развития*

 

Возрастной период Хронологи-ческие рамки Социальная ситуация развития Ведущая деятельность Новообразования
         
Новорожденность   От рождения до комплекса оживления (2 мес.) Период полной зависимости от взрослого, период наибольшей беспомошности. Социальная ситуация еще не сложилась, есть единство только со стороны матери   Комплекс оживления
Младенчество От комплекса оживления (2 мес.) – 1 год Ситуация нераздельного единства ребенка и взрослого "МЫ". Ситуация комфорта Непосредственное эмоциональное общение ребенка и взрослого Ходьба Речь (первые слова, автономная речь). Потребность общении
Ранний возраст 1 – 3года Ребенок – ПРЕДМЕТ – Взрослый. Интерес к предметному миру и его познание Предметно-манипулятивная деятельность Отделение себя от окружающих сравнение себя с ними. "Я сам". Стремление к самостоятельности. Наглядно-действенное мышление. Речь.
Дошкольный возраст 3-7 лет Ребенок-Взрослый. Интерес к миру взрослых, познание мира человеческих отношений Сюжетно-ролевая игра · Возникновение первого цельного схематичного мировоззрения (ребенок пытается упорядочить окружающее, увидеть закономерности). В центре мировоззрения стоит человек. Ребенок решает глобальные проблемы. · Возникновение первичных этических инстанций. Ребенок начинает осознавать что хорошо, а что плохо. · Возникновение соподчинения мотивов. Преобладание обдуманных действий над импульсивными. Возникает принцип "данного слова", формируется настойчивость. Преодоление трудностей, чувство долга. · Возникновение произвольного поведения. Ребенок стремиться управлять собой, поступками. · Возникновение личного сознания. Ребенок осознает свое место среди окружающих, понимает, что он не большой, а маленький, что он не все может. · Переход от эгоцентризма к децентризму. · Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.
Младший школьный возраст 7-10(11) Ребенок-Учитель, учитель выступает как представитель общества. Система ребенок-учитель опеделяет взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми Учебная деятельность · Развитие интеллектуальных операций; · Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, но интеллект ее не знает самого себя; · Осознание своих собственных изменений в результате учебной деятельности; · Интеллектуальная рефлексия – способность к осознанному сдерживанию своих действий и их оснований – начало развития теоретического мышления; · Ответственность; · Произвольность и самоконтроль, нормы поведения превращаются во внутреннее требование к себе, что порождает переживание мук совести; · Самопознание, личностная рефлексия как способность самостоятельно устанавливать границ своих возможностей; · Внутренний план действий (умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата).
        · 5
        · 5
Подрастковый 10(11) – 14(15) "Поворот" от направленности на мир, к направленности на самого себя. "Что я такое?" Сравнение со взрослыми и детьми. Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности, никакого места в системе отношений со взрослым ребенок занят не может. Нахождение свое место в детском обществе. Интимно-личностное общение со сверстниками · Возникновение рефлексии; · Возникновение представлений о себе как не о ребенке; · Стремление к "взрослости"; · Чувство взрослости; · Осознание своей индивидуальности; · Контроль поведения, проектирование его; · Развитие рефлексии (Л.С. Выготский); · Возникновение самосознания ((Л.С.Выготский); · Глубокое понимание других людей. Понимание самого себя приводит к стремлению найти место в обществе.
Юность 15(16) –18(20) Расширение диапозона социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответствующей мерой самостоятельности и ответственности. Сохранение определенной зависимости от взрослых. Расширение временного горизонта. Обращенность в будущее. Поиск своего места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации. Самоопределение.   Учебно-профессиональная деятельность. Профессиональ- ное самоопределение · Готовность к личностному и профессиональному самоопределению; · Жизненные планы; · Идентичность; · Мировоззрение; · Профессиональные интересы; · Внутренняя позиция; · Устойчивое самосознание; · Ценностные ориентации.
         
Взрослость 20-55(60) Принятие на себя полноты ответственности. Активное включение в сферу общественного производства, трудовую деятельность, создание семьи, воспитание детей. Реализация сущностных сил человека в трудовой деятельности и семье. · Построение стратегии жизни; · Зрелость; · Смысложизненные решения; · Новый уровень интеллектуального развити; · Материнство (отцовство).
Старение и старость 55(60) – свыше 90 лет Адаптация к новому социальному статусу Поиск новых форм занятости Профессиональная деятельность Структуризация и передача жизненного опыта Прародительство Хобби. · Принятие полноты своей жизни; · Мудрость; · Интегративность, цельность.

*Шаповаленко И.В. Возростная психология. – М., 2004

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных