Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Психологическая готовность к школьному обучению
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | · Определенный уровень развития мотивационной сферы (внутренней позиции школьника):
· социальные мотив учения;
· формирование готовности к принятию новой социальной позиции — положению школьника;
· развитие познавательных интересов.
· Иерархия мотивов.
· Хорошая эмоциональная устойчивость.
· Произвольное управление своим поведением, познавательной деятельностью.
| | | · Наличие кругозора, запаса конкретных знаний.
· Интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий.
· Формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности.
· Рациональный подход к действительности.
· Дифференцированное восприятие (владение планомерным и расчлененным восприятием).
· Владение обобщенными формами мышления и основными логическими операциями (уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.)
· Овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов.
· Развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
· Логическое (смысловое) запоминание.
| | | · Формирование качеств, благодаря которым можно общаться с другими детьми, учителем.
· Гибкость в установлении взаимоотношений с другими детьми.
· Умение действовать совместно с другими.
· Умение уступать и защищаться.
· Развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы.
| |
Уровни адаптации детей к школе (Г.М.Чуткина)
Уровень
| - Характеристика
| Высокий уровень адаптации.
| - Первоклассник положительно относится к школе;
- требования воспринимает адекватно;
- легко усваивает учебный материал;
- глубоко, полно овладевает программой;
- решает усложненные задачи;
- прилежен;
- внимательно слушает объяснения учителя;
- выполняет поручения без внешнего контроля;
- проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе;
- готовится ко всем урокам;
- общественные поручения выполняет охотно и добросовестно;
- занимает в классе благоприятное статусное положение.
| Средний уровень адаптации
| - Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний;
- понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно;
- усваивает основное содержание учебных программ;
- самостоятельно решает типовые задачи;
- сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений под контролем взрослого;
- сосредоточен только тогда, интересно;
- готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда;
- общественные поручения выполняет добросовестно;
- дружит со многими одноклассниками.
| Низкий уровень адаптации
| - Отрицательно или индифферентно относится к школе;
- жалобы на нездоровье;
- доминирует подавленное настроение;
- наблюдаются нарушения дисциплины;
- материал усваивает фрагментарно;
- самостоятельная работа с учебником затруднена;
- не проявляет интереса к самостоятельных учебным заданиям;
- к урокам готовится нерегулярно;
- необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей;
- сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха;
- для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной учебной помощи учителя и родителей;
- общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен;
близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
|
Стили "школьной дезадаптации"
Название
| Характеристика стиля
| Поведение ребенка
| Аккомодационный
| Ребенок подчиняет свое поведение требованиям среды
| Первоклассники с готовностью подчиняются всем правилам и нормам школьной жизни, как правило, оказываются наиболее адаптированными к учебной деятельности и нормам школьной жизни. Положительные оценки деятельности со стороны педагогов, благодаря высокому авторитету последних, способствуют формированию позитивной "Я-концепции", повышению социометрического статуса
| Ассимиляционный
| Ребенок стремиться подчинить среду своим потребностям
| Дети игнорируют новые для них школьные правила или же выполняют их только в присутствии учителя, оказываются, как правило, дезадаптированными в отношении принятия учебной деятельности, требований школы. Негативные педагогические оценки в присутствии сверстников ведут к еще большему снижению их авторитета, статуса в классе, затрудняя тем самым их социальную адаптацию. Однако замечено: относительно слабая ориентация таких детей на авторитет учителя предохраняет их от сильного занижения самооценки
| Незрелый
| Неспособность к принятию новой социальной ситуации развития
| Дети не способны координировать свое поведение в соответствии с правилами и нормами школьной жизни. Особенно трудно приходится детям с незрелым стилем адаптации, когда он обусловлен недостаточно развитой волей.
|
Используемая литература
1. Венгер Л.А. Мухина В.С. Психология. – М, 1990
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. – М., 2000.
3. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М., 1986.
4. Краткий психологический словарь / Ред. – сост. Л.А. Карпенко; Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов – на – Дону, 1999.
5. Крутецкий В.А. Психология. –М, 1990.
6. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2000.
7. Мухина В.С. Детская психология. - М., 2000.
8. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. - М.,1995.
9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. -М., 1996.
10. Петровский А.В., Ярошевския М.Г. Психология. – М., 1998.
11. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2001.
13. Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М., 1997.
14. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 1997.
15. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1999.
16. Шаповаленко И.В. Возростная психология. – М., 2004.
17. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|