Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психологическая готовность к школьному обучению




                       
   
 
   
 
   
 
 
· Определенный уровень развития мотивационной сферы (внутренней позиции школьника): · социальные мотив учения; · формирование готовности к принятию новой социальной позиции — положению школьника; · развитие познавательных интересов. · Иерархия мотивов. · Хорошая эмоциональная устойчивость. · Произвольное управление своим поведением, познавательной деятельностью.
 
· Наличие кругозора, запаса конкретных знаний. · Интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий. · Формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности. · Рациональный подход к действительности. · Дифференцированное восприятие (владение планомерным и расчлененным восприятием). · Владение обобщенными формами мышления и основными логическими операциями (уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.) · Овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов. · Развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций. · Логическое (смысловое) запоминание.
 
· Формирование качеств, благодаря которым можно общаться с другими детьми, учителем. · Гибкость в установлении взаимоотношений с другими детьми. · Умение действовать совместно с другими. · Умение уступать и защищаться. · Развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы.

 


Уровни адаптации детей к школе (Г.М.Чуткина)

 

Уровень - Характеристика
Высокий уровень адаптации. - Первоклассник положительно относится к школе; - требования воспринимает адекватно; - легко усваивает учебный материал; - глубоко, полно овладевает программой; - решает усложненные задачи; - прилежен; - внимательно слушает объяснения учителя; - выполняет по­ручения без внешнего контроля; - проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе; - готовится ко всем урокам; - общественные поручения выполняет охот­но и добросовестно; - занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень адаптации - Первоклассник положи­тельно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; - понимает учебный мате­риал, если учитель излагает его подробно и наглядно; - усваивает основное содержание учебных программ; - са­мостоятельно решает типовые задачи; - сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений под контролем взрослого; - сосредоточен только тогда, интерес­но; - готовится к урокам и выполняет домашние зада­ния почти всегда; - общественные поручения выполняет добросовестно; - дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень адаптации - Отрицательно или индифферентно относится к школе; - жалобы на нездоровье; - доминирует подавленное настроение; - наблюдаются нарушения дисциплины; - материал усваивает фрагментарно; - са­мостоятельная работа с учебником затруднена; - не проявляет интереса к самостоятельных учебным заданиям; - к урокам готовится нерегулярно; - необ­ходим постоянный контроль, систематические напоми­нания и побуждения со стороны учителя и родителей; - сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; - для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной учебной помощи учителя и родителей; - общественные поручения выпол­няет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

 

Стили "школьной дезадаптации"

 

Название Характеристика стиля Поведение ребенка
Аккомодационный Ребенок подчиняет свое поведение требованиям среды Первоклассники с готовностью подчиняются всем правилам и нормам школьной жизни, как правило, оказываются наиболее адаптированными к учебной деятельности и нормам школьной жизни. Положитель­ные оценки деятельности со стороны педагогов, благодаря высокому авторитету последних, способствуют формированию позитивной "Я-концепции", повышению социометрического статуса
Ассимиляционный Ребенок стремиться подчинить среду своим потребностям Дети игнорируют новые для них школьные правила или же выполняют их только в присутствии учителя, оказываются, как правило, дезадаптированными в отношении приня­тия учебной деятельности, требований школы. Негативные педагогические оценки в присутствии сверстников ведут к еще большему снижению их авторитета, статуса в классе, затрудняя тем самым их социальную адаптацию. Однако замечено: относительно слабая ориентация таких детей на авторитет учителя предохраняет их от сильного занижения самооценки
Незрелый Неспособность к принятию новой социальной ситуации развития Дети не способны координировать свое поведение в соответствии с правилами и нормами школьной жизни. Особенно трудно приходится детям с незрелым стилем адаптации, когда он обусловлен недостаточно развитой волей.

 

Используемая литература

 

 

1. Венгер Л.А. Мухина В.С. Психология. – М, 1990

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. – М., 2000.

3. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М., 1986.

4. Краткий психологический словарь / Ред. – сост. Л.А. Карпенко; Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов – на – Дону, 1999.

5. Крутецкий В.А. Психология. –М, 1990.

6. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2000.

7. Мухина В.С. Детская психология. - М., 2000.

8. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. - М.,1995.

9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. -М., 1996.

10. Петровский А.В., Ярошевския М.Г. Психология. – М., 1998.

11. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2001.

13. Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М., 1997.

14. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 1997.

15. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1999.

16. Шаповаленко И.В. Возростная психология. – М., 2004.

17. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных