Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Стресс, его физиологическое значение.




Функциональным состоянием называется тот уровень активности организма, при котором выполняется та или иная его деятельность. Низшими уровнями Ф.С. - кома, затем сон. Высшим агрессивно-оборонительное поведение.

Одной из разновидностей функциональных состояний является стресс. Учение о стрессе создал канадский физиолог Ганс Селье. Стресс - это функциональное состояние, с помощью которого организм реагирует на экстремальные воздействия, угрожающие его существованию, его физическому или психическому здоровью. Поэтому основной биологической функцией стресса является адаптация организма к действию стрессового фактора или стрессора. Различают следующие виды стрессоров:

1.Физиологические. Они оказывают непосредственное воздействие на организм. Это болевые, тепловые, холодовые и др. раздражители.

2.Психологические. Словесные стимулы, сигнализирующие об имеющихся или будущих вредных воздействиях..

В соответствии с видом стрессоров выделяют следующие разновидности стресса:

1.Физиологический. Например гипертермия.

2.Психологический. Выделяют 2 его формы:

а. информационный стресс, возникает при информационных перегрузках, когда человек не успевает принимать правильные решения.

б. эмоциональный стресс. Возникает в ситуациях обиды, угрозы, неудовлетворённости.

Селье называл стресс общим адаптационным синдромом, так как считал, что любой стрессор запускает неспецифические адаптационные механизмы организма. Эти адаптационные процессы проявляются триадой стресса

1.Повышается активность коркового слоя надпочечников

2.Уменьшается вилочковая железа

3.Появляются язвы на слизистой оболочке желудка и кишечника.

Выделяют 3 стадии стресса:

1.Стадия тревоги. Она заключается в мобилизации адаптационных возможностей организма, но затем сопротивляемость стрессора падает и возникает триада стресса. Если адаптационные возможности организма истощаются, наступает смерть.

2.Стадия сопротивления. Эта стадия начинается, если сила стрессора соответствует адаптационным возможностям организма. Уровень его сопротивляемости растёт и становится значительно больше нормы.

3.Стадия истощения. Развивается при длительном действии стрессора, когда возможности адаптации истощаются. Человек погибает.

Возникновение стресса обусловлено возбуждением К.Б.П.. Она в свою очередь стимулирует активность центров гипоталамуса, а через него симпатическую нервную систему, гипофиз и надпочечники. Первоначально усиливается выработка катехоламинов надпочечниками, а затем кортикостероидов, стимулирующих защитные функции организма. Когда функции коркового слоя угнетаются развивается 3 стадия стресса.

Эмоциональный стресс ухудшает целенаправленную деятельность человека, так как отрицательно влияет на процессы памяти, мышления. Способствует возникновению навязчивых мыслей. Он провоцирует развитие психосоматических заболеваний. В частности соматизированной депрессии, которая проявляется астенией, кардиофобией, канцерофобией и т.д. Со стрессом во многом связаны такие соматические заболевания, как гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Поэтому профилактика стрессовых состояний является и профилактикой этих болезней. Однако существование организмы без умеренного стресса также невозможно (примеры).

17. Речь, функции речи. Функциональная ассиметрия коры больших полушарий, связанная с развитием речи у человека. Внушение, самовнушение, психотерапия.

Речь. Восприятие (анализ и синтез) непосредственных конкретных сигналов предметов и явлений окружающего мира и сигналов из внутренней среды организма, приходящих от зрительных, слуховых и других рецепторов составляет первую сигнальную систему, которая имеется у животных и у человека. Вместе с тем, у человека в процесс? трудовой деятельности и социальной жизни развивается "чрезвычайная прибавка" так называемая сигнальная система, связанная со словесными сигналами, речью. Эта система сигнализации состоит в восприятии слов -слышимых, произносимых (вслух или про себя) и видимых (при чтении или в письме). Способность понимать, а потом и произносить слова развивается у ребенка в результате ассоциации определенных звуков (слов) со зрительными, тактильными и другими впечатлениями о внешних объектах.

Речь выполняет следующие функции: коммуникативную, понятийную и регуляторную.

Коммуникативная функция речи заключается в том, что речь рассматривается как средство общения. Эта сложная деятельность выступает в виде двух самостоятельных, но тесным образом связанных специфических форм. Одна из них предполагает участие субъекта, формулирующего речевое высказывание и выступает в форме экспресивной речи. Другая предусматривает наличие субъекта, воспринимающего речевое сообщение - импрессивная форма речи.

Понятийная функция речи заключается в том, что речь является орудием

понятийного, абстрактного мышления. С помощью речи осуществляется не только анализ и обобщение поступающей информации, но и формулируются суждения и выводы.

Регуляторная функция речи выражается в осуществлении регуляции деятельности различных органов и систем организма с помощью слова. Словесные раздражители изменяют функцию внутренних органов, интенсивность обменных процессов, они также воздействуют на мышечную систему и на сенсорные системы. Слово, как физиологический активный фактор, оказывает влияние своим непосредственным содержанием. Действие слова определяется его смысловым значением. От раздражителей первой сигнальной системы слово отличается тем, что оно является многообъемлющим. Вовремя сказанное доброе слово может повышать работоспособность, способствовать хорошему настроению. Но словом можно и тяжело ранить человека. Это особенно важно в отношениях между больным и врачом. Неосторожно произнесенное слово в присутствии больного по поводу его заболевания может значительно ухудшить состояние больного и привести к так называемым "ятрогенным заболеваниям", т. е. к заболеваниям, которые возникают под влиянием слов и поведения врача.

ФОРМЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Речь, связанная со словесным обозначением

объектов, может проявляться в трех формах: акустической, оптической и кинестезической.

Акустическая форма речи представлена в виде звуковых сигналов, восприятие которых происходит в результате дробления речевого потока на участки. Такое дробление обеспечивает восприятие фонем. Вместе с тем происходит и интеграция отдельных элементов в речевой поток. Акустическая форма речи является основой для осуществления коммуникативной функции речи.

Оптическая форма речи обеспечивает анализ и интеграцию отдельных речевых (буквенных) раздражений и реализует символическую функцию речи. При поражении зрительных отделов коры головного мозга нарушается не только возможность различения букв, но и часто нарушается символическая функция.

Кинестезическая форма речи проявляется в работе мышечного аппарата, артикулирующих органов, с помощью которых происходит реализация звукового выражения речи. Мышечное напряжение органов артикуляции даже при отсутствии звукового речевого выражения достаточно высокое. Физиологически это проявляется в работе речевых органов в процессе мышления.

Формирование второй сигнальной системы зависит от определенного уровня развития коры и, в частности, ее лобных отделов. Периферический речедвигательный аппарат играет вспомогательную роль. Это было показано на слепоглухонемых, у которых не было ни оптических, ни акустических связей, дающих возможность воспринимать произносимые или печатные слова. Тем не менее оказалось возможным формирование у этих людей второй сигнальной системы на базе кожных ощущений и двигательных реакций рук с последующим вовлечением речевых органов. Таким образом была создана возможность высокой степени интеллектуального развития слепоглухих людей.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧИ. Деятельность речевой или второй сигнальной системы обеспечивается функцией речедвигательного, речеслухового и речезрительного анализаторов и лобных отделов мозга. Речедвигательный анализатор воспринимает сигналы от языка, губ, гортани, диафрагмы и осуществляет построение речи и произношение слов. Тонкая регуляция речи связана с пусковой и регуляторной ролью коры, которая получает афферентные импульсы от рецепторов мышц, сухожилий и связок голосового аппарата и дыхательных мышц.

Кортикальное ядро речедвигательного анализатора находится в области второй и третьей лобных извилин - речедвигательный центр Брока. Возможность возникновения речедвигательного акта при безусловном раздражении (например, при боли) позволяет предположить наличие и субкортикальных центров, участвующих в регуляции речи, но подчиненных корковому контролю.

Восприятие речи происходит с помощью речедвигательного и речеслухового анализаторов. Центр речеслухового анализатора (центр Вернике) расположен в верхневисочной области левого полушария. Главным процессом, обеспечивающим понимание развернутой речи является декодирование поступающей словесной информации в виде аккустической или оптической форм. Для декодирования смысла речи необходим анализ наиболее существенных элементов ее содержания, особенно для расшифровки сложно построенной фразы и понимания ее общего смысла и подтекста.

Для декодирования речи, воспринимаемой в акустической форме, важнейшим условием является удержание в речевой памяти всех ее элементов, а в оптической форме - участие сложных поисковых движений глаз (в том числе многократных возвратов к пройденным участкам текста), особенно при чтении трудного для понимания текста. Процессы декодирования речи осуществляются височно-теменно-затылочными отделами левого полушария (у правшей). При поражении этих отделов коры происходит нарушение понимания логико-грамматических конструкций и счетных операций.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных