ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
С. Л. ВОРОБЬЁВ Личность не отчуждена от сущности человекаМне хотелось бы выразить несогласие с позицией Б.С. Братуся по двум кардинальным для него, как представляется, пунктам: 1. Сама постановка темы "Психология и этика". 2. Предложенная в докладе трактовка личности. Начну с первого. "Психология и этика", видимо, есть частное более общей темы "Наука и этика". Оживленные некогда и весьма модные рассуждения о "нравственной науке" сейчас как-то выдохлись по причине малой результативности. Дискуссии о "нравственной науке", видимо, начались вскоре после Хиросимы, когда физики-ядерщики ужаснулись практическим (политическим) последствиям собственной "честной и бескорыстной" деятельности на благо "чистой" науки. Я имею в виду исповедь Оппенгеймера, книжку Янга "Ярче тысячи солнц". Нобель в свое время рассчитывал, что изобретение динамита в принципе покончит с войнами. Что там динамит в сравнении с ядерной бомбой! Однако и на нее возлагались такие же упования — доктрина "сдерживания" и т.п. Да, глобальных войн нет уже более полувека, но глобальный "мир" как бы компенсируется не прекращающимися повсюду"локальными конфликтами" и чудовищной волной терроризма и насилия. В этой новой мировой ситуации есть что-то подлое: мировые державы "сдерживают" друг друга, санкционируя кровопускания на периферии европейско-американской ойкумены. И никто не гарантирует, что ядерное оружие в случае чего не будет пущено в ход. Пока физики пребывали в шоке, "чистая наука" биология в лице "продажной девки империализма" генетики, а также примкнувшие к ним медицина, фармакологическая химия, психиатрия и другие "честные" сферы научного поиска приготовили бомбу пострашнее ядерной — я имею в виду программы управления психикой и поведением человека без дорогостоящего и эстетически вульгарного кровопускания. Что толку, что Билл Клинтон лично выступил против самой идеи клонирования человека — "честный" Ричард Сид плевать хотел на Америку и угрожает перебраться в Мексику, чтобы там продолжать "независимые" опыты на благо "чистой" науки, сиречь "человечества". Кроме того, официальные высказывания любого президента наивно принимать за чистую монету: глобальная паранойя, изящно именуемая "проблемы национальной безопасности", растопчет любые романтические попытки блокировать те или иные научные разработки и будет втайне поощрять самые чудовищные проекты. Не следует забывать два момента: имманентную логику развития самой науки, не допускающую каких-либо самоограничений, и быстро растущую капиталоемкость научных исследований, ставящую науку в прямую и жесткую зависимость от государства в лице военно-промышленного комплекса. Наука безнравственна по своей сути (и это вне-оценочное суждение). Остается с содроганием ожидать, что еще преподнесут нам в ближайшем будущем "быстрые разумом Невтоны", и уповать на милосердие Божие. Вывод: вряд ли корректна сама постановка вопроса "наука и этика", как и вопроса о нравственности политики. Видимо, здесь как в классической геометрии: две параллельных линии в бесконечности никогда не пересекутся. Но можно и нужно говорить об этике ученого — все в конце концов начинается и кончается на уровне каждого конкретного человека, личности с ее правом на свободный выбор. Ну, а границы свободного выбора задаются религиозным сознанием ученого, если таковое имеет место, а не двусмысленным гуманистическим мировоззрением, допускающим кровопускание в тех или иных объемах "ради блага человечества". Все сказанное, думается, справедливо и в более частном случае — применительно к психологии, и доклад Бориса Сергеевича, кажется, вполне это подтверждает. Теперь о втором пункте. Все сказанное в докладе относительно "бесчеловечности" психологии как науки о человеческой душе не вызывает возражений. Чего не скажешь о положительной стороне выступления — стратегии "гуманизации" психологии через усвоение ею предлагаемой Б.С. Братусем концепции личности. Суть этой концепции, насколько я понял, базируется на двух основаниях: а) инструменталистская трактовка личности как орудия, подобного "другимпсихологическим инструментам и орудиям" (память, мышление и т.п.); б) использование этого орудия для раскрытия "родовой сущности человека". "Человек, — говорится в докладе, — единственное существо, которое только по факту своего рождения еще не принадлежит к своему роду, роду человеческому". Вполне марксистский тезис, и в устах, скажем, академика Т. Ойзермана или В. Межуева он звучал бы вполне натурально. Но Б. С. Братусь, кажется, не относится к исповедникам "единственно верного" учения, а, напротив, возглавляет новое направление в нашей психологической науке и является вдохновителем, ответственным редактором и автором "Начал христианской психологии" (М., Наука, 1995). Зачем ему понадобилось возвращаться к "родовой сущности" человека — категории, которая подразумевает материалистическое и атеистическое понимание человека как "совокупности общественных отношений"? К категории, которая к тому же в докладе никак не раскрывается и только запутывает дело? В марксизме, по крайней мере, есть своя логика: присвоение человеком своей родовой сущности происходит через социализацию, т. е. в процессе социальной деятельности. У Б. С. Братуся — "процесс присвоения человеком самого себя, своей сущности осуществляется, координируется и направляется особым, уникальным инструментом — личностью." Здесь сразу две неясности: какова, с точки зрения докладчика, "родовая сущность" и — что значит личность как инструмент, орудие, подобное другим психологическим "орудиям" — например, памяти. Я не психолог и боюсь ляпнуть глупость, но все же выражу сомнение, что память (а уж тем более личность) есть психологический инструмент. Ведь даже простейшие электронные системы — телефон, например, — обладают памятью. Не будет же Борис Сергеевич утверждать, что телефонный аппарат использует собственную память в инструментальном смысле? То же, видимо, и с мышлением. На кафедре логики МГУ разработана не имеющая нигде аналогов машинная программа доказательства теорем в рамках логики предикатов. Машина не просто дает ответ в форме "истина — ложь", а воспроизводит весь процесс доказательства теоремы. Что же — машина использует логическое мышление в качестве собственного инструмента? Личность, думается, не может рассматриваться ин-струменталистски, т.е. как нечто отчужденное от сущности человека. Она и есть сущность человека, если стоять на позициях христианской антропологии и христианской психологии. Человек создан "по образу и подобию" Божию именно как личность и именно как свободная личность. То, что не каждый индивид обладает всей полнотой своей личности — печальный факт, и здесь нет никакой снобистской или элитарной подоплеки. Соотношение "индивида" и "личности" хорошо объяснил еще Блаженный Августин, используя категории "потенциальность" и "актуальность". Каждый человек, по Августину, потенциально богоподобен, поскольку сотворен "по образу и подобию". Однако актуализация этой потенциальности зависит от направленности свободной воли человека: в сторону Божествен-ной Воли (и тогда раскрывается замысел Божий о данном человеке, т.е. актуализируется личность) либо в сторону самоволения (и тогда актуализации потенциальности не происходит). С христианской точки зрения, обозначенной еще отцами-Каппадокийцами, совершенная личность есть человек, уподобившийся Божественной Личности — Иисусу Христу. В этом смысле идеал личности — святые подвижники, недаром называемые "преподобными", т. е. уподобившиеся Божественной Личности в высшем смысле. Ну, а как быть с атеистически ориентированными индивидами, что же: отказать им в праве называться личностями? — Отнюдь. Они могут достичь личностной самореализации через волевое усилие, раскрывая и развивая в себе заложенные "от рождения" потенции, не задаваясь вопросом: "Кем заложены?" и рассматривая эти потенции как личную (индивидуальную) собственность. Подобная акцентуация индивида всегда внутренне противоречива, а на уровне внешних проявлений — часто морально уродлива. Вспомним биографии многих "властителей дум", ориентированных атеистически — от блестящих художников Возрождения ("и не был убийцею создатель Ватикана?" — т.е. Мике-ланджело, по преданию, распявший на кресте живого человека для большей "документальности", получив заказ на роспись купола Ватиканского собора) до русского Серебряного века, деятели которого "смело экспериментировали" в сфере сексуальных отношений и "новой морали"... Отличие "христианской" и "гуманистической" личностей — в отношении к заложенным в индивиде потенциям. Святые Отцы учат: моего у меня — только грехи. Все лучшее — не мое, но Божий дар, который я должен вернуть Давшему мне сторицею. Отсюда — пафос служения Богу и людям своими талантами. На другом полюсе — пафос индивидуалистического "обладания" чужой собственностью как своей, эксплуатация дара как личного капитала, приносящего дивиденды. Но — сказано: "Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения", ибо "душа больше пищи и тело — одежды" (Лк. 12; 15, 23). В рамках секулярного сознания, как представляется, большой интерес представляет парадоксальная концепция личности Мигеля де Унамуно, в которой реализация личностных потенций индивида ставится в прямую зависимость от его интенцио-нального, волевого стремления "быть чем-то или кем-то, но только непременно быть". Не буду утомлять пересказом Унамуно — желающие могут обратиться к русскому переводу его "Назидательных новелл" ("Пролог"). Замечу только, что персоноло-гия Унамуно хорошо "работает" в рамках поставленной Б. С. Братусем задачи "гуманизации" психологической науки. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|