Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОВРЕЖДЕНИЯМИ И ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.




ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАД. И.П. ПАВЛОВАФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА

ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

КАФЕДРА ТРАВМАТОЛОГИИ, ОРТОПЕДИИ, ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ ХИРУРГИИ

 

 

КРАТКИЙ КУРС

ТРАВМАТОЛОГИИ

И ОРТОПЕДИИ

 

Учебно-методическое пособие для студентов

(в т.ч. иностранных) медицинских Вузов.

 

Рязань 2007

УДК 617-001+617.3

 

Учебно-методическое пособие

«Краткий курс травматологии и ортопедии»

разработано коллективом кафедры травматологии,

ортопедии с курсом экстремальной медицины: профессором Е.А. Назаровым, ассистентами А.А. Зубовым, В.Ю. Ледневым, А.В. Селезневым на основе

«Программы по травматологии и ортопедии для

студентов 4 и 5 курсов лечебных факультетов

медицинских институтов и медицинских факультетов»,

Москва, 1999 г.

 

Рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов УМО Минобразования и Минздрава Российской Федерации от 10.04.2001.

 

Третье издание переработанное и дополненное.

Под редакцией профессора Е.А. Назарова.

 

 

Технический редактор

Кандидат медицинских наук А.А. Зубов

 

Корректор А.В. Селезнев

 

 

ISBN 5-8423-0022-2

 


ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Основной целью преподавания травматологии и ортопедии является обучение студентов современным положениям теоретических и практических разделов травматологии и ортопедии. Необходимо обращать внимание на этиологию, патогенез основных ортопедических заболеваний, повреждений, методы профилактики, диагностики, лечения патологии опорно-двигательного аппарата.

Непременным условием обучения является отработка практических умений и навыков, позволяющих будущему врачу любого профиля быстро разобраться в ургентной ситуации, наметить план экстремальных диагностических и лечебных мероприятий, быстро начать действовать.

После окончания учебного курса студент должен уметь:

· поставить диагноз типичных повреждений опорно-двигательного аппарата на.всех этапах оказания медицинской помощи от места происшествия до стационара,

· диагностировать требующие экстренного лечения осложнения повреждений опорно-двигательного аппарата,возникающиекак непосредственно после травмы, так и в процессе лечения,

· диагностировать наиболее часто встречающиеся врожденные и приобретенные ортопедические заболевания,

· оказывать неотложную врачебную помощь при повреждениях опорно-двигательного аппарата,

· решать вопрос о месте и тактике дальнейшего лечения,

· определить показания для классических методов лечения типичных повреждений опорно-двигательного аппарата, возникающих осложнений и наиболее часто встречающихся ортопедических заболеваний,

· выполнять классические новокаиновые блокады, анестезию места перелома,

· ассистировать на экстренных операциях при повреждениях конечностей,

· оказывать экстренную врачебную помощь раненым:

· производить первичную хирургическую обработку ран, включая окончательную остановку кровотечения,

· производить транспортную иммобилизацию при различных вариантах повреждений конечностей, позвоночника и таза,

· провести лечебную иммобилизацию с помощью гипсовых повязок,

· разработать план и тактику лечения больных, проводить их комплексное лечение совместно с врачами-специалистами,

· наметить основные медицинские профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и снижение травматизма и приобретенных ортопедических заболеваний.

Основной целью практических занятий должно быть формирование практических навыков, диагностики и лечения больных с повреждениями и заболеваниями костно-суставного аппарата.

В целях максимального приближения обучения к работе в реальных условиях, практические занятия целесообразно проводить в лечебных отделениях стационара, в приемном отделении, в гипсовом кабинете, перевязочных, операционных, консультативно-диагностических подразделениях, травматологических пунктах.

Для интенсификации учебного процесса целесообразно использовать следующие формы работы:

- тестовый контроль исходного и конечного уровней знаний,

- самостоятельную курацию больных студентами с использованием «Ориентировочной основы действий» (ООД), «листов курацию»,

- овладение практическими навыками,

- оказание врачебной помощи ургентным травматологическим больным,

- участие в поликлинической работе (амбулаторный прием травматологических и ортопедических больных),

- участие в диспансеризации населения,

- дискуссия по актуальным вопросам травматологии и ортопедии.

Практические навыки на занятиях целесообразно отрабатывать в два этапа. На первом этапе необходимые манипуляции, техника скелетного вытяжения осваиваются на фантоме. Приемы и методы репозиции переломов, вывихов производятся на волонтерах. На втором этапе, после приобретения данного базисного исходного уровня, практические навыки формируются непосредственно при участии студентов в лечении больных. Студенты самостоятельно (под контролем преподавателя) производят анестезию места перелома, туалет ран, остановку кровотечения в ране, самостоятельно выполняют этапы первичной хирургической обработки ран конечностей, пункции суставов, накладывают лангетные гипсовые повязки, определяют места проведения спиц для скелетного вытяжения, накладывают скелетные вытяжения при переломах костей нижних конечностей, ассистируют на экстренных операциях, принимают участие во вправлении вывихов. Под наблюдением преподавателя выполняют типичные новокаиновые блокады. Студенты самостоятельно проводят коррекцию положения конечностей на лечебных шинах, снимают скелетное вытяжение, гипсовые повязки, принимают участие в перевязках больных. Отдельные темы практических занятий (например: «Политравма, множественные и сочетанные повреждения») целесообразно проводить по принципу «Деловые игры». При этом достигается двойной эффект. С одной стороны, совершенствуется клиническое мышление студента, с другой — отработка практических навыков на волонтере «позволяет избежать ошибок при обследовании, выборе тактики лечения данной группы больных. И только после этого студенты могут приступать к работе с данным контингентом больных.

За время прохождения цикла занятий студент курирует одного больного, пишет и сдает преподавателю учебную клиническую историю болезни. Кроме того, каждый студент IV курса в течение цикла дежурит один раз в вечернее время с дежурным врачом в приемном отделении и стационаре.

 

ТЕМА № 1: ОСОБЕННОСТИ ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНЫХ С

ПОВРЕЖДЕНИЯМИ И ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.

Содержание занятия

Движение – основная функция опорно-двигательного аппарата. Поэтому одним из объективных методов исследования больных конечностей и позвоночника является измерение амплитуды активных и пассивных движений. Для того чтобы показатели измерений были сопоставимы, необходимо:

1. Унифицировать инструментарий, применяемый при измерениях.

2. Уточнить исходное положение при измерении каждого сустава конечности и позвоночника.

3. Принять единое обозначение результатов измерения.

 

ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ИХ ОБОЗНАЧЕНИЕ:

 

1. При измерениях движений в плечевом суставе (отведение, сгибание, разгибание) исходным положением считается то, в котором сустав устанавливается при свободном опущенном вертикальном положении конечности, что обозначаем как 00.

2. При измерениях движений в суставах, расположенных между сегментами конечности (коленный, локтевой, лучезапястный) исходным положением считаем то, при котором оба сегмента конечности расположены по оси. Обозначаем это положение как 0°.

3. При измерении движений в тазобедренном суставе (сгибание, разгибание, отведение и приведение) исходным положением считаем горизонтальное положениенижнейконечности (полное разгибание бедра и голени до положения их в одной оси с туловищем при обращении кпереди надколенника). Это положение обозначаем как 0°.

4. При измерении супинации и пронации в локтевом суставе и ротации в плечевом исходным является согнутое положение исследуемой руки в локтевом суставе под прямым углом (90°) в среднем положении между пронацией и супинацией. Обозначаем это положение как 0°.

5. При измерении ротации в тазобедренном суставе исходным положением считаем горизонтальное положениевсейнижней конечности, полное разгибание бедра и голени до расположения их в одной оси с туловищем при обращении кпереди надколенника. Подошва стопы находится под прямым углом к голени. Это положение обозначаем как 0°.

6. При измерении движений в грудном отделе позвоночника, исходным положением является вертикальное положение туловища сидя, позвоночник в грудном ипоясничном отделах выпрямлен, плечи должны быть на одном уровне, голова в среднем положении (лицо обращено вперед), принимаем это положение за 0°.

7. При заболевании суставов объем активных движений часто значительно меньше пассивных. Поэтому нужно измерять активное движение (числитель) и пассивные (знаменатель) записывать в виде дроби.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных