Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Графологическая структура занятия




Одесский государственный медицинский университет

КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ПЕДИАТРИИ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для студентов III курса медицинского факультета

модуль I «Развитие ребенка. Вскармливание и питание детей

раннего возраста»

смысловой модуль «Искусственное вскармливание детей первого года жизни»

тема № 13 «ИСКУССТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ

ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ»

тема № 14 «ИСКУССТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ

ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСЛЕ ВВЕДЕНИЯ ПРИКОРМА»

 

смысловой модуль «Смешанное вскармливание детей первого года жизни»

 

тема № 15 «СМЕШАННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ

ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ».

 

 

Одесса 2008

 

 

Методические указания к практическому занятию по теме «Искусственное вскармливание детей первого года жизни» для студентов 3 курса медицинского факультета / И.Л.Бабий, В.И.Величко, И.Н.Федчук, Е.А.Калашникова - Одесса: ОГМУ, 2008.- 23 с.

 

Авторы: И.Л.Бабий, В.И.Величко, И.Н.Федчук, Е.А.Калашникова

 

Рецензент: чл.-корр. АМН Украины, д.мед.наук, проф. Н.Л.Аряев

 

 

Печатается по решению Центрального Координационно-методического

Совета Одесского государственного медицинского университета

(протокол №3 от 16.01.08 г.)

 

© Одесский государственный медицинский университет, 2008

 

1.Тема занятия «Искусственное вскармливание детей первого года жизни» -

2 часа.

 

2.Актуальнось темы. На протяжении многих лет основным предметом исследования питания детей грудного возраста было изучение норм потребления отдельных пищевых веществ, адекватности вскармливания, сроков и характера введения прикормов, качества заменителей грудного молока, что является ведущим фактором обеспечения роста и развития ребенка. Это обусловлено тем, что качество питания, особенно на ранних этапах развития, во многом определяет состояние здоровья в последующие годы жизни.

Изучение последствий нарушения питания на ранних этапах развития позволило сформулировать концепцию «программирование» питанием. Согласно этой концепции, «программирование» питанием может произойти только в определенные периоды жизни, так называемые «критические» периоды или «критические окна», среди которых первый год жизни является наиболее значимым.

Воздействия в моменты повышенной чувствительности – в «критические периоды» жизни – имеют долговременные последствия для здоровья и жизни человека. В биологии понятие «программирования» существует с давних пор под названием: «импритинг». Метаболическим импритингом называют феномен, при котором воздействие определенных факторов в критическом периоде развития организма вызывает стойкие метаболические изменения, сохраняющиеся в дальнейшей жизни. Большинство исследователей считают, что период внутриутробного и раннего постнатального развития является критическим периодом для метаболического импритинга.

Исследования «программирования» питанием у животных показали, что питание в критические периоды развития мозга имеет необратимое влияние на размер мозга, число нейронов, поведение, память и другие показатели развития нервной системы.

Согласно экспериментальным данным зарубежных ученых, недостаточное белковое питание плода приводит к долговременному снижению числа клеток поджелудочной железы и нарушению секреции инсулина. Использование в период введения прикорма диеты с высоким содержанием углеводов приводит к пожизненному увеличению активности ферментов синтеза холестерина и других липидов.

В настоящее время известны механизмы связи избыточного белка в раннем детстве с последующим развитием ожирения и инсулин-резистентного диабета через «ре-баунт-эффект».

Несмотря на то, что женское молоко – лучшее питание для ребенка, не всегда имеется возможность кормить ребенка грудью. Ведь, к сожалению, следует признать, что в процентном отношении число детей, находящихся на искусственном вскармливании достаточно высоко.

Для ребенка естественным питанием генетически является грудное молоко, а искусственное питание всегда – стресс!

Задача педиатра - значительно снизить этот стресс и позволить ребенку с минимальными потерями пройти самый ответственный период – первый год жизни.

 

3.Цели занятия:

 

3.1.Общие цели: повышение уровня теоретических и практических знаний студентов по вопросам питания новорожденного и ребенка первого года жизни искусственными смесями.

 

3.2.Воспитательные цели: ознакомить студентов с современными подходами к вопросам искусственного вскармливания; научить умению объяснить матери методики правильного вскармливания искусственными смесями.

 

3.3.Конкретные цели:

- знать:

1.Классификацию искусственных смесей.

2.Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы новорожденного и ребенка первого года жизни.

3.Физиологические основы питания новорожденного и ребенка первого года жизни.

4.Потребность в белках, жирах, углеводах, калориях детей первого года жизни при искусственном вскармливании.

5.Способы расчета количества пищи, необходимой для ребенка первого года жизни, находящегося на искусственном вскармливании.

 

3.4.На основе теоретических знаний в соответствии с темой:

- овладеть методиками (уметь):

1.Расчета количества пищи на сутки и на одно кормление для ребенка первого года жизни, находящегося на искусственном вскармливании.

2.Составления меню для ребенка первого года жизни, находящегося на искусственном вскармливании.

 

 

Графологическая структура занятия

«Программирование» питанием - метаболический импритинг

Нарушение питания в период беременности

ЗВУР (задержка внутриутробного развития), недоношенность

 
 


Нарушение питания грудного ребенка

 
 

 

Метаболический синдром, диабет, гипертония, атеросклероз, гипотрофия, ожирение

 

 

 

5. Содержание темы. Искусственное вскармливание — это такой вид питания, когда ребенок первого года жизни получает только искусственные смеси и не получает женского молока или объем последнего составляет менее 1/5 (или 20%) суточного объема пищи с введением прикорма с 5,5 месяцев жизни.

Распространенность естественного вскармливания в Украине находится в настоящее время на недопустимо низком уровне (не более 40% от общего количества детей первого года жизни). В связи с этим перед педиатрами стоят две задачи: во-первых, уделять максимальное внимание поддержке грудного вскармливания и обеспечению полноценной лактации у матерей; во-вторых, добиваться максимальной эффективности искусственного вскармливания, обеспечивающего адекватный рост, развитие и устойчивость детей к действию неблагоприятных внешних факторов.

Перевод на искусственное вскармливание осуществляется постепенно, с последовательным, в течение нескольких дней, увеличением объема смеси в суточном рационе.

При искусственном вскармливании требуется особо тщательно выполнять санитарно-гигиенические правила. Перед каждым кормлением бутылочка и соска стерилизуются (кипятятся либо проходят стерилизацию паром в течение 15 минут в специальных портативных стерилизаторах). Смесь разводят непосредственно перед кормлением в соответствии с инструкцией к данной смеси. Температура смеси для кормления ребенка – 37ºС. Остатки разведенной смеси после кормления не хранят.

Основу рационального искусственного вскармливания должно составлять использование современных адаптированных молочных смесей промышленного производства. Смеси, предназначенные для вскармливания детей первого года жизни, должны максимально приближаться по составу к женскому молоку. На сегодняшний день сбалансированность смесей для детского питания, т.е. пропорции белков, жиров, углеводов, соотношение количества небелковых калорий к азоту, растворимость, легкость в приготовлении, уже не является основным преимуществом. Эта проблема была решена еще в 80-х годах. Перечисленные свойства уже не достоинство, а само собой разумеющийся факт. Современная качественная молочная смесь для детского питания – это не просто удачный подбор белков, жиров, активных метаболитов и сбалансированный витаминно-минеральный премикс. Как было уже отмечено, молочная смесь должна оказывать положительное метаболическое воздействие на организм ребенка, т.е. присутствие в смеси таких нутриентов как карнитин, таурин, триптофан, глютаминовая кислота, аргинин, инозитол, а также микроэлементов - селена, цинка, меди является обязательным. Каждый из этих ингредиентов является незаменимым компонентом молочной смеси и имеет доказанное терапевтическое воздействие, не уступающее по эффективности многим хорошо известным фармацевтическим препаратам.

Кроме того, макронутриенты обладают разной биологической ценностью в зависимости от их количества, присутствующего в смеси.

В последнее время в педиатрической нутрициологии четко обозначилось новое направление, которое является весьма актуальным и в производстве молочных смесей для всех детей первого года жизни. Сейчас стало недостаточно производить просто качественные смеси для здоровых детей. Самыми современными и адаптированными считаются смеси, которые, кроме обеспечения нормального роста и развития ребенка, дополнительно помогают избежать каких-то определенных проблем, направлены на профилактику целого ряда патологических состояний. Например, в свете этого нового направления, были созданы смеси NAN 1, NAN 2, NAN 3 фирмы «Nestle».

Согласно этой концепции NAN 1 – это современная смесь, которая не только обеспечивает ребенку оптимальные показатели роста и развития, но и способствует укреплению иммунной защиты с первых дней жизни.

Состав смеси NAN 1 представляет уникальную комбинацию нутриентов, которые способствует укреплению естественного иммунитета с момента рождения. Это оптимизированный белковый компонент (ОПТИ ПРО), богатый α-лактальбумином. Он обеспечивает адекватный рост и развитие ребенка, снижает нагрузку на организм, снижает риск развития ряда заболеваний (например, ожирение, сахарный диабет и др.), способствует доминированию бифидофлоры в кишечнике. Жировой компонент содержит декозогексаеновую и арахидоновую кислоты (DHA, ARA) для формирования адекватного иммунного ответа и оптимального развития мозга. NAN 1 содержит защитные иммунонутриенты (нуклеотиды, селен, цинк, железо, аргинин), которые поддерживают функцию иммунных клеток кишечника и полный набор необходимых витаминов и минералов.

В дополнение к оптимизированному составу смеси, который нацелен на реализацию концепции укрепления иммунитета ребенка, NAN 1 содержит компоненты, которые, как и в грудном молоке, обеспечивают бифидогенный эффект смеси NAN 1, с доказанной клинической эффективностью.

Смесь NAN 2 предназначена для вскармливания детей в возрасте от 6 месяцев и специально разработана для укрепления иммунной защиты в критический период введения прикорма, когда влияние патогенной флоры возрастает.

Смесь NAN 3 предназначена для вскармливания детей в возрасте от 10 месяцев до 3 лет при недостатке или отсутствии грудного молока в качестве молочной составляющей суточного рациона.

На сегодняшний день смеси NAN - это единственные смеси с комбинацией нутриентов, способствующих укреплению иммунитета, с доказанной высокой клинической эффективностью их использования.

Согласно этой концепции была усовершенствована молочная смесь Nestogen («Нестожен»). Это современная молочная смесь, которая не только обеспечивает ребенку оптимальные показатели роста и развития, но и способствует комфортному пищеварению. Это значит, что использование этой смеси обеспечит ребенку регулярный, мягкий стул и легкое переваривание.

В состав Нестожена входит пребиотический комплекс «Пребио», состоящий на 90% из галактоолигосахаридов (ГОС) и на 10% из фруктоолигосахаридов (ФОС). Кроме того, важным отличием этой смеси является его низкофосфатность (низкий уровень фосфора, близкий к уровню грудного молока, и оптимальное соотношение с кальцием). Известно, что основой для производства смесей является коровье молоко, которое содержит в 6,5 раз больше фосфора, чем грудное молоко. Значительный избыток фосфора, присутствующий в смесях, повышает буферную емкость стула и способствует повышению рН кишечника, тем самым, способствуя росту условно-патогенной флоры и подавляя рост бифидобактерий. В компании «Nestle» удалось оптимизировать уровень Са:Р и приблизить уровень фосфора к уровню грудного молока. Это, несомненно, положительно сказалось и на бифидогенности смеси, и на обеспечении комфортного пищеварения. Еще одним важным достоинством смеси Нестожен является его низкая осмолярность.

Исследования последних лет показали, что правильно подобранная высококачественная смесь, отсутствие ошибок и погрешностей в питании ребенка первого года жизни способствуют снижению риска заболеваемости, обеспечивают его гармоничный рост и развитие.

Ошибки в питании детей грудного возраста находят отклик во всех последующих периодах жизни человека, стойко закрепляются на уровне тканевых, клеточных и субклеточных структур, их практически невозможно исправить в другие возрастные периоды.

Основные принципы питания детей первого года жизни:

- удовлетворение высоких потребностей в пищевых веществах и энергии;

- обеспечение всем комплексом незаменимых и заменимых пищевых веществ;

- высокая степень сбалансированности пищевых веществ;

- динамичность составов пищевых рационов, в соответствии с возрастными изменениями физиологических и метаболических функций ребенка;

- соответствие возможностям жевательного аппарата и пищеварительной системы;

- частый прием пищи;

- гарантированная химическая и биологическая безопасность.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных