Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Фотография рабочего дня.

Выполнила

Кожанова Е.С.

студентка 31 группы

 

Проверила

Клюева О.А.

к.психол.н., доц.

 

Тверь, 2011 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Учеб. пособие. Самара. 2000;

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М., 2001;

3. Никандров В.В. Экспериментальная психология. Уч.пособие. СПб.,2003;

4. http://www.efbr-invest.ru/Motivatsiya/Hronometraj.php;

5. http://www.forbant.com/;

6. http://www.superjob.ru/community/kadrovyj_uchet_deloproizvodstvo/16970/.

 

Введение

Наблюдение – это целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определенных условиях.

Главные требования, предъявляемые научному психологическому наблюдению: наличие цели, организованность процесса наблюдения и регистрация получаемых данных. К этому нужно добавить требования полноты и адекватности фиксируемого материала изучаемым явлениям.

Одним из видов наблюдения является хронометражное наблюдение (хронометраж).

Хронометраж - это метод изучения затрат рабочего времени путем наблюдения и замеров длительности отдельных, многократно повторяющимися элементами операции. Хронометражные наблюдения позволяют выявить резервы связанные со временем выполнения оперативной работы.

При помощи хронометража определяют только действия, входящие в состав оперативной работы, т.к. из всех видов производительной работы циклически повторяется только она.

Хронометраж разделяют на индивидуальный и групповой (бригадный) в зависимости от численности наблюдаемых рабочих.

С помощью индивидуального хронометража определяют затраты времени отдельными исполнителями, что позволяет изучить работу с максимальной степенью ее детализации.

При групповом хронометраже один наблюдатель изучает работу группы рабочих, выполняющих одну производственную операцию. Его применяют для изучения состава группы и рационального распределения в ней работы между рабочими.

Хронометражные наблюдения всех разновидностей осуществляют только методом непосредственных замеров времени.

Хронометражные исследования позволяют изучить, прежде всего, оперативное время и потому при использовании хронометража для установления норм приходится пользоваться нормативными материалами и материалами фотографий рабочего дня.

Еще одним методом наблюдения за рабочим временем, является фотография рабочего дня. Фотография рабочего времени (ФРВ) — это вид наблюдения, при котором измеряют все без исключения затраты времени исполнителя за определенный период работы.

Фотографией рабочего дня называется изучение путем наблюдения и измерения всех без исключения затрат времени на протяжении полного рабочего дня или определенной его части (фотография рабочего времени).

Существует два вида фотографирования рабочего дня: выполняемое самим исполнителем работ (самофотографирование) и выполняемое нормировщиком, мастером или технологом. Оба вида могут быть применены как к отдельным исполнителям работ, так и к их группам. При этом фотографирование рабочего дня одинаково применимо как к рабочим, так и к служащим, руководителям и специалистам. С точки зрения целевой установки фотографирование рабочего дня имеет несколько разновидностей: индивидуальное, бригадное, групповое, маршрутное, фотографирование рабочего дня многостаночников.

Применение фотографии рабочего времени поможет улучшить организацию труда и повысить его производительность за счет эффективного использования всего фонда времени.

 

Методика. Цели и задачи.

Хронометраж. Основной задачей хронометража является выявление факторов, влияющих на продолжительность каждого элемента исследуемой операции с целью проектирования ее рациональной структуры в целом и нормальной продолжительности отдельных ее элементов.

Целями хронометража является:

1. установление норм времени и получение данных для разработки нормативов времени;

2. изучение и внедрение передовых приемов и методов труда;

3. проверка качества действующих норм;

4. выявление причин невыполнения или значительного перевыполнения норм отдельными работниками;

5. совершенствование организации трудового процесса на рабочем месте.

Можно выделить основные этапы хронометража:

1. Подготовка к наблюдению - ознакомление с операцией и расчленение операции на отдельные элементы с помощью фиксажных точек.

Фиксажная точка – это отчетливый внешний признак, воспринимаемый глазом или на слух, сигнализирующий о начале и конце того или иного элемента операции.

Документально оформляются хронометражно-наблюдательной карты куда заносятся данные обо всех видах деятельности и затраты времени.

2. Непосредственно хронометраж

На этом этапе осуществляется наблюдением и фиксация времени.

3. Обработка, анализ данных наблюдения - проверка длительности каждого элемента операции, проверка устойчивости хронометражных рядов, сравнение с действующими нормативами; определение с учетом передового опыта и внедренных мероприятий рационального состава операции, продолжительности ее элементов и операции в целом.

Фотография рабочего дня.

Основные цели проведения фотографии:

1. Выявление потерь рабочего времени, установление их причины и разработка мероприятий по совершенствованию организации труда за счет устранения потерь и не производственных затрат времени;

2. Получение данных для разработки нормативов подготовительно-заключительного времени, времени на отдых и личные надобности, нормативов обслуживания;

3. Определение причин невыполнения норм рабочим, изучение лучшего опыта, определение возможности совмещения профессий и многостаночного обслуживания;

4. Получение исходных материалов с целью установления наиболее рациональной организации рабочих мест и их обслуживания.

Можно выделить этапы проведения фотографии рабочего дня:

1) подготовка к наблюдению;

2) проведение самих наблюдений за выбранным объектом;

3) обработка и анализ данных наблюдения;

4) разработка мероприятий по устранению потерь рабочего времени и проектирование нормального баланса рабочего дня.

Целью нашего исследования было ознакомление с методом наблюдения в анализе организации учебной деятельности и отдыха студентов.

Задачами нашего исследования было: проанализировать собственную учебную деятельность, быт с целью более рационального использования времени; освоить методику хронометражного наблюдения и «Фотографию рабочего дня», научиться работать с хронокартами; зафиксировать полученные данные; составить графики, диаграммы, рассчитать коэффициент устойчивости; составить необходимые рекомендации по рациональной организации рабочего дня.

Объектом исследования была студентка 3 курса, 31 группы факультета психологии и социальной работы.

Предметом исследования был анализ организации учебной деятельности и отдыха студента.

Для проведения исследования нами были изучены методики хронометражного наблюдения и фотографии рабочего дня. Исследование проводилось в течение недели. В первый день была составлена сплошная фотография рабочего дня, в протокол были подробно занесены все виды занятий и состояний, а также их чередование во времени (приложение). На основе анализа протокола были выделены категории поведения (приложение), которые необходимы для дальнейшего анализа. Далее в течение шести дней были заполнены хронокарты и построены диаграммы (приложение).

В заключительном этапе работы были проанализированы полученные данные и выведены рекомендации по рациональной организации рабочего дня.

 

Приложение 1. Наблюдательный лист индивидуальной фотографии рабочего дня.

Дата: 4 октября 2011 года

Начало наблюдения: 8:30

Окончание наблюдения: 00:15

Наименование затрат времени Текущее время Продолжительность (мин.) Примечания
  Подъем (просыпаюсь) 8:30    
  Гигиенические процедуры (туалет, умывание) 8:30    
  Завтрак 9:00    
  Сборы в университет (одеваюсь, макияж) 9:15    
  Выхожу в университет 9:30    
  Дорога в университет 9:30   на маршрутном такси
  Приход в университет, перемена, подготовка к паре 10:10    
  Первая половина пары ОПП 10:20    
  перерыв 11:05    
  Вторая половина пары ОПП 11:10    
  Окончание пары.Перерыв 11:55    
  Первая половина пары ОПП 12:10    
  Перерыв 12:55    
  Вторая половина пары ОПП 13:00    
  Окончание пары. Перемена. Перекус в буфете 13:45    
  Первая половина пары по психологической педагогике 14:00    
  перерыв 14:45    
  Вторая половина пары по психологической пеагогике 14:50    
  Окончание пары, сборы домой 15:35    
  Поход по магазинам 15:40    
  Ожидание маршрутного такси 16:20    
  Дорога домой 16:25    
  Гигиенические процедуры 16:55    
  Готовка ужина 17:05    
  ужин 18:10    
  отдых 18:40    
  Разговор с соседкой 19:10    
  Звонок домой 19:40    
  Подготовка к следующему учебному дню 19:55    
  Просмотр фильма на психологическую тематику «Эксперимент» 21:15    
  Гигиенические процедуры 22:50    
  интернет 23:30   Общение в соц.сетях, проверка почты, просмотр последних новостей
  Сон 00:15    
Итого      

 

 

Хронометражно-наблюдательная карта №1

(выделение категорий)

Дата: 5 октября 2011 года

 

Наименование затрат времени Сумма продолжительностей (мин)
  Утренний подъем  
  Гигиенические процедуры  
  Прием пищи  
  Сборы в университет, домой  
  Дорога (в университет, домой, магазин)  
  Учебная деятельность (занятия в университете)  
  Перерывы (перемены в университете)  
  Поход в магазин  
  Отдых  
  Работа по дому  
  Общение с друзьями и родителями  
  Учебная деятельность дома  
  Хобби (просмотр фильма,интернет)  
  Сон  

 

Хронометражно-наблюдательная карта №2

 

Дата: 5 октября 2011 года

Наименование затрат времени Сумма продолжительностей (мин)
  Гигиенические процедуры  
  Прием пищи  
  Сборы в университет, домой  
  Дорога (в университет, домой, магазин)  
  Учебная деятельность (занятия в университете)  
  Поход в магазин  
  Отдых  
  Работа по дому  
  Общение с друзьями и родителями  
  Учебная деятельность дома  
  Хобби (интернет)  
  Сон  

 

 

Хронометражно-наблюдательная карта №3

 

Дата: 6 октября 2011 года

 

Наименование затрат времени Сумма продолжительностей (мин)
  Гигиенические процедуры  
  Прием пищи  
  Сборы в университет, домой  
  Дорога (в университет, домой, магазин)  
  Учебная деятельность (занятия в университете)  
  Поход в магазин  
  Отдых  
  Работа по дому  
  Общение с друзьями и родителями  
  Учебная деятельность дома -
  Хобби (интернет, просмотр фильма)  
  Сон  

 

 

Хронометражно-наблюдательная карта №4

 

Дата: 7 октября 2011 года

 

Наименование затрат времени Сумма продолжительностей (мин)
  Гигиенические процедуры  
  Прием пищи  
  Сборы в университет, домой  
  Дорога (домой, магазин)  
  Учебная деятельность (занятия в университете) -
  Поход в магазин, кафе  
  Отдых  
  Работа по дому  
  Общение с друзьями и родителями  
  Учебная деятельность дома -
  Хобби (интернет, просмотр фильма, телевизора)  
  Сон  
 

 

Хронометражно-наблюдательная карта №5

 

Дата: 8 октября 2011 года

 

Наименование затрат времени Сумма продолжительностей (мин)
  Гигиенические процедуры  
  Прием пищи  
  Сборы в университет, домой  
  Дорога (в университет, домой, магазин)  
  Учебная деятельность (занятия в университете) -
  Поход в магазин, кафе  
  Отдых  
  Работа по дому  
  Общение с друзьями и родителями  
  Учебная деятельность дома  
  Хобби (интернет, просмотр фильма, телевизора)  
  Сон  
   

 

 

Хронометражно-наблюдательная карта №6

 

Дата: 10 октября 2011 года

 

Наименование затрат времени Сумма продолжительностей (мин)
  Гигиенические процедуры  
  Прием пищи  
  Сборы в университет, домой  
  Дорога (в университет, домой, магазин)  
  Учебная деятельность (занятия в университете)  
  Поход в магазин, кафе  
  Отдых  
  Работа по дому  
  Общение с друзьями и родителями  
  Учебная деятельность дома  
  Хобби (интернет, просмотр фильма, телевизора)  
  Сон  

 

 

Выводы

Проведя анализ полученных данных, мы выделили следующие категории:

· Гигиенические процедуры

· Прием пищи

· Сборы в университет, домой

· Дорога (в университет, домой, магазин)

· Учебная деятельность (занятия в университете)

· Поход в магазин, кафе

· Отдых

· Работа по дому

· Общение с друзьями и родителями

· Учебная деятельность дома

· Сон

· Хобби (просмотр фильмов, телевизора, интернет)

 

 

Заключение

Проведя наше исследование, мы выделили 12 категорий, проанализировали полученные данные, подсчитали коэффициент устойчивости. Можем обозначить следующие рекомендации испытуемому:

· Полноценный сон (7-9 часов) в рабочие дни;

· Чередование различных видов деятельности;

· Необходимость в культурном просвещении;

· Занятие спортом;

· Коммуникация с друзьями и родными в рабочие дни;

· Разумное посещение магазинов;

· Выбирать путь, который будет занимать наименьшее время;

· Полноценный отдых и восстановление после трудового дня;

· Вести активный образ жизни;

· Заниматься достаточно учебной и научной деятельностью;

· Необходимо расширять круг интересов(хобби);

· Выделять дополнительное время на учебную деятельность дома;

· Необходимо вести здоровый образ жизни;

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Состояние дел в строительной компаний производственной практики. | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных