Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГЛАВА 14. О Белерианде и его Королевствах




 

Далее описываются земли, расположенные на севере западного Средиземья, какими они были в древности, когда в них пришли Нольдор. Еще здесь рассказывается о том, как вожди Эльдар управляли своими королевствами и держали Осаду Ангбанда после Дагор Аглареб, третьей из битв за Белерианд.

В стародавние времена воздвиг Мелькор на севере мира Железные горы, призванные служить защитой его цитадели Утумно; изгибающейся с востока на запад грядой возвышались они у границ лежавших под вечными снегами областей. Еще одну крепость за стеной Эред Энгрин на западе, где горная цепь сворачивала обратно на север, Мелькор построил для того, чтобы быть готовым к возможному нападению из Валинора. И когда он вернулся в Средиземье, то обосновался в бесконечных подземных лабиринтах Ангбанда — Железном Аду; ведь после Войны Богов Валар так спешили покончить с его твердыней Утумно, что не потрудились полностью сравнять Ангбанд с землей и обыскать его глубочайшие подземелья.

Моргот проложил под Эред Энгрин длинный туннель, выход из которого находился на юге гряды, и установил здесь огромные врата. Именно за этими вратами вровень с горными вершинами возвышались вулканические пики Тангородрима, созданные из золы и шлака подземных кузниц крепости, а также пород, оставшихся после рытья туннеля. Эти черные пики были невероятно высоки; из жерл на их вершинах постоянно валил тяжелый, зловонный дым.

За вратами Ангбанда на многие мили простиралась выжженные и загрязненные равнины Ард-Галена, на которых после восхода Солнца все же сумела пробиться чахлая растительность. Так что, пока Ангбанд пребывал в осаде и адские врата его были плотно закрыты, даже на потрескавшейся земле и среди битых камней можно было иногда заметить кой-какую зелень.

К западу от Тангородрима лежала Земля Туманов — Хизиломе, названная так нольдорцами из-за туч, что напустил туда Моргот, когда они стояли в тех краях своим первым лагерем; местные же Синдар дали ей название Хитлум. Во времена Осады Ангбанда земля эта была прекрасна, несмотря даже на то, что воздух здесь был прохладен, а зимы случались весьма суровыми. На западе Хитлума возвышалась стена Эред Ломин — Откликающихся гор, подходившая близко к побережью; с востока и юга его защищала протяженная дуга Эред Ветрин — Тенистых гор, смотревшая своими восточными склонами на Ард-Гален, а южными — на долину Сириона.

Хитлум защищали Фингольфин с Фингоном. Большая часть народа Фингольфина обитала в Митриме, по берегам огромного озера; Фингон же отвечал за Дор-ломин, лежавший к западу от гор Митрима. Однако их основная цитадель располагалась у Эйтель Сирион, на востоке Эред Ветрин, откуда они продолжали наблюдать за Ард-Галеном. Их табуны свободно перемещались по этой равнине, забредая даже в тень, отбрасываемую Тангородримом, поскольку несколько лошадей, что они привели с собой, дали многочисленное потомство, а трава Ард-Галена была зеленой и сочной. Многие из самцов-производителей прибыли сюда аж из Валинора и были подарены Фингольфину Маэдросом в качестве возмещения понесенных товарищем в дороге потерь; ведь свое добро Маэдрос доставил в Средиземье на корабле.

К западу от Дор-ломина, у подножья Откликающихся гор, которые к югу от залива Дренгист сворачивали вглубь материка, простирался Невраст. На синдарине название это означает "Ближний Берег", и поначалу его носило все побережье к югу от Дренгиста; однако впоследствии так стали называть только земли, лежавшие между заливом и горой Тарас. Здесь многие годы правил Тургон Мудрый, сын Фингольфина; королевство его с одной стороны ограничивало море, а с другой — Эред Ломин и холмы, плавно переходившие в пики Эред Ветрин на западе — от Иврин до горы Тарас, возвышавшейся на мысу.

Некоторые считали, что Невраст относится скорее к Белерианду, нежели к Хитлуму, поскольку местность здесь была не так сурова. Ее овевали влажные морские ветра, и при этом она была защищена от холодных северных, что обдували Хитлум. Невраст представлял собой низменность, окруженную горами и стеной прибрежных скал, что возносились намного выше расположенных за ними равнин. Здесь не протекала ни одна река, зато в самом центре имелось большое озеро, не имевшее четких очертаний и твердых берегов, поскольку было окружено обширными топями. Из-за огромного количества селившихся здесь птиц, полюбивших высокие тростники и мелководные заводи, называли этот водоем Линайвен, Птичьим Озером.

По пришествии нольдорцев в Неврасте уже проживало немало Серых эльфов, селившихся ближе к побережью, особенно близ горы Тарас на юго-западе; ведь именно сюда любили приходить в былые времена Ульмо и Оссе. Все они охотно приняли Тургона в качестве своего повелителя, и здесь смешение народов Нольдор и Синдар происходило куда стремительней, чем в остальном Белерианде. Тургон долгое время обитал в усадьбе, названной Виньямаром, что стояла на берегу моря у подножья горы Тарас.

К югу от Ард-Галена простиралось обширное взгорье, называвшееся Дортонионом. Оно раскинулось на шестьдесят лиг с запада на восток; часть его поросла густыми хвойными лесами, особенно на севере и на западе. Равнинные территории плавно переходили в лишенное растительности, открытое всем ветрам высокогорье, где у подножья острых скал, чьи вершины возносятся выше пиков Эред Ветрин, образовалось множество каровых озер. На юге Дортонион внезапно заканчивался обрывами, с которых виден был Дориат.

С северных косогорий Дортониона сыновья Финарфина Ангрод и Аэгнор, бывшие вассалами своего брата Финрода, правившего в Нарготронде, лицезрели просторы Ард-Галена. Народа здесь обитало немного, поскольку земли были неплодородны; но скалистая местность позади них словно нарочно была создана служить естественным бастионом, штурмовать который Моргот если и осмелился бы, то не сразу и очень неохотно.

Меж Дортонионом и Тенистыми горами лежала узкая долина, покатые склоны которой густо заросли соснами; сама же она была покрыта травянистым ковром, ибо через долину эту бежал Сирион, неся свои воды в Белерианд. Ущелье Сириона удерживал Финрод; на островке Тол Сирион посреди реки он возвел мощную сторожевую башню, названную Минас Тирит. Однако после постройки Нарготронда он вверил сию башню заботам своего брата, Ородрета.

Огромная, процветающая страна Белерианд лежала по обе стороны от великой реки — Сириона, воспетого во многих песнях. Проистекал он из Эйтель Сирион, затеем огибал по краю Ард-Гален и нырял в ущелье, становясь все полноводнее от множества потоков с гор. Отсюда Сирион поворачивал на юг и нес туда свои воды около ста тридцати лиг, вбирая в себя воды многочисленных притоков, пока не извергался мощнейшим потоком, разделившимся на несколько устий, в залив Балар. Следуя за течением Сириона с севера на юг, можно было встретить по пути лежавшие по правую сторону от него, в Западном Белерианде, Бретильский лес (меж Сирионом и Тейглин), да королевство Нарготронд (между Тейглин и Нарогом).

Нарог брал свое начало в водопадах Иврин на южных кручах Дор-ломина, и тек около восьмидесяти лиг, прежде чем слиться с Сирионом в Нан-татрен, Земле Ив. К югу от Нан-татрен расстилались покрытые цветами луга и местность была малонаселенной; далее, близ устий Сириона, лежали только болота и тростниковые островки, а в песках его дельты обитали лишь морские птицы.

Королевство Нарготронд захватывало территории и к западу от Нарога, вплоть до реки Неннинг, что впадала в море близ Эглареста. Таким образом, Финрод стал безраздельным повелителем всех эльфов Белерианда, проживавших между Сирионом и морем, за исключением разве что эльфов Фалас. Обитавшие там эльфы-моряки подчинялись собственному лорду, Кирдану Кораблестроителю; но между ним и Финродом всегда существовали дружба и сотрудничество, и именно нольдорцы помогли Фалатрим заново отстроить Бритомбар и Эгларест. Обнесенные высокими стенами, они стали прекрасными и процветающими городами-гаванями, с каменными набережными и причалами.

На мысу к западу от Эглареста Финрод возвел Барад Нимрас, цитадель, с башен которой можно было наблюдать за западным морем. Хотя, как показало время, необходимости в том не было, поскольку Морготу и в голову не могло прийти пытаться строить флот для нападения на Белерианд с моря. Все его прислужники так и шарахались от воды, и загнать их в воду возможно было лишь в случае крайней на то необходимости.

При помощи эльфов из Гаваней нарготрондцы построили несколько кораблей и поплыли на них исследовать остров Балар, в котором они видели свой последний оплот на случай, если нагрянет зло. Однако им не было суждено поселиться там.

К тому времени королевство Финрода было величайшим изо всех, хотя он и был моложе остальных нольдорских лордов — Фингольфина, Фингона и Маэдроса. Однако Фингольфин по-прежнему считался верховным повелителем Нольдор, а следом за ним по значению числился Фингон, хотя их собственное королевство включало в себя лишь северные земли, Хитлум. Причина этого крылась в том, что обитавшие там эльфы были самими отважными и закаленными в сражениях, и именно их сильнее всего боялись орки и ненавидел Моргот.

По левую сторону от Сириона лежал Восточный Белерианд, на сотню лиг простиравшийся до Гелиона и границ Оссирианда. Первой между Сирионом и Миндебом лежала под пиками Криссайгрим, обителью орлов, пустынная земля Димбар. Меж Миндебом и верхним течением Эсгальдуина находился запретный Нан Дунгортеб; местность эта была внушала всем безотчетный страх, ведь несмотря на то, что с одной стороны сила Мелиан отгораживала от нее северные границы Дориата, с другой свешивались с Дортониона отвесные кручи Эред Горгорота, гор Ужаса. Сюда, как уже говорилось ранее, бежала от хлыстов балрогов Унголиант и некоторое время обитала здесь, наполняя овраги и ущелья своим смертельным мраком. И даже когда она покинула эту местность, жуткое ее потомство продолжало рыскать среди скал и плести в них свои зловещие паутины. Скудные воды, что текли с Эред Горгорот, были отравлены, и пить их было нельзя; сердца тех, кто когда-либо пробовал их, навсегда окутывались тенями сумасшествия и отчаяния.

Все живое сторонилось этих земель, и нольдорцы пересекали Нан Дунгортеб лишь в случае крайней нужды, избирая дорогу поближе к Дориату и подальше от проклятых холмов. Путь этот был проложен задолго до возвращения в Средиземье Моргота; ступивший на него выходил на восток, к Эсгальдуину, где до сих пор, со времен Осады, стоял каменный мост Иант Таур. Отсюда, пройдя через Дор Динен, Тихие Земли, и перейдя Ароссиах (переправа через Арос), можно было попасть к северным границам Белерианда, где обитали сыновья Феанора.

К югу лежали защищенные леса Дориата, обиталище Скрытого Короля Тингола, в чье королевство можно было попасть лишь с его разрешения. Лес Нельдорет, северную и самую меньшую его часть, на востоке и юге ограничивал темный поток Эсгальдуина, изгибавшийся на запад в центре этих земель, а меж Аросом и Эсгальдуином раскинулся более обширный и дремучий Регион. На южном берегу Эсгальдуина, где он поворачивал на запад, к Сириону, расположились Пещеры Менегрота; остальная часть Дориата находилась к востоку от Сириона, за исключением лишь узкой лесной полосы меж слиянием Тейглин и Сириона и Сумеречными Прудами. Лес этот, где росли большие и раскидистые дубы, жители Дориата называли Нивримом, Западным Пограничьем; Завеса Мелиан захватывала и его территории, чтобы хоть какая-то часть течения Сириона, который так полюбился почитавшей Ульмо королеве, находилась под властью Тингола.

На юго-западе Дориата, где Арос впадал в Сирион, по обоим берегам реки раскинулись большие пруды и болота, и здесь река замедляла свой ход, после чего распадалась на несколько потоков. Местность эту, укрытую чарами Дориата, называли Аэлин-уйяль, Сумеречными Прудами, поскольку над нею постоянно клубились туманы. Вся северная часть Белерианда постепенно понижалась к югу, а затем становилась плоской; именно поэтому воды Сириона здесь застаивались. Но южнее Аэлин-уйяль земля вдруг резко обрывалась вниз отвесной стеной; таким образом, течение Сириона разделялось этим перепадом на верхнее и нижнее.

Обрывы, если смотреть на них с юга, казались бесконечной цепью холмов, тянущихся от Эглареста за Нарогом на западе до Амон Эреб на востоке, откуда уже был смутно виден Гелион. Нарог низвергался с этих холмов через глубокое ущелье с ревущими порогами, однако без водопада; а на западном его берегу земля плавно поднималась, переходя в обширные, поросшие лесом высокогорья Таурен-Фарот. С западной стороны ущелья, где стремительно несся с Верхнего Фарота в Нарог короткий и пенный поток Рингвиль, Финрод и основал Нарготронд.

Лигах в двадцати пяти к востоку от ущелья Нарготронда, в окрестностях Сумеречных Прудов, Сирион ниспадал с северных высот могучим водопадом, а затем внезапно нырял под землю, в глубокие тоннели, пробитые весом огромного количества падавшей сверху воды. На поверхность Сирион выходил вновь в трех лигах к югу, с громким ревом и водяной пылью вырываясь из-под каменных арок у подножья холмов, названных Вратами Сириона.

Разделяющий северный и южный Белерианд обрыв, тянущийся от Нарготронда к Рамдалю, что на востоке Белерианда, называли Андрамом, Длинной Стеной, а Рамдаль — Концом Стены. На востоке перепад становился более пологим; долина Гелиона неуклонно понижалась к югу, и хотя у этой реки не было ни водопадов, ни порогов на всем ее протяжении, течение ее было стремительнее, чем у Сириона.

Между Рамдалем и Гелионом возвышался одинокий холм Амон Эреб, очень большой, но пологий; однако он казался выше, чем был на самом деле из-за того, что рядом не было других возвышенностей. На этом холме погиб Денетор, лорд Нандор, обитавший некогда в Оссирианде; он пришел на помощь Тинголу со своими войсками, когда орки впервые объявились в Белерианде большими силами и нарушили спокойствие страны. На Амон Эреб, после великого поражения, обитал и Маэдрос.

На юге от Андрама, меж течениями Сириона и Гелиона, простирались дикие земли, поросшие нехожеными лесами, куда забредала разве что пара-тройка скитальцев из Темных эльфов. Называли эту местность Таур-им-Дуинат, Лес Между Реками.

Длинным и полноводным был Гелион; свое начало он брал в двух источниках и поначалу тек двумя рукавами. Нижний Гелион стекал с холма Химринг, а Верхний спускался с горы Рерир. Когда эти два рукава встречались, Сирион нес свои воды на юг около сорока лиг, прежде чем в него вливался первый из притоков. Протяженность Гелиона от самых истоков до места впадения в море была вдвое большей, нежели у Сириона, хотя русло его было не настолько полноводным; ведь в Хитлуме и Дортонионе, где берет начало Сирион, выпадает намного больше осадков, чем на востоке.

Шесть притоков Гелиона несли к нему свои воды с гор Эред Люин: Аскар (позднее переименованная в Ратлориэль), Талос, Леголин, Брильтор, Дуйльвен и Адурант; все они были быстрыми и своенравными потоками, низвергавшимися с высоких гор. Между Аскар на севере и Адурантом на юге, а также между Гелионом на западе и Эред Люином на востоке лежала зеленая страна Оссирианд, или Семиречье. Адурант примерно на середине своего течения разделялся ненадолго, а затем сливался вновь; остров, что образовался меж двумя этими рукавами, назывался Тол Гален, Зеленый остров. Здесь жили после своего возвращения Берен с Лютиен.

В Семиречье, защищенные речными потоками, обитали Зеленые эльфы; ведь после Сириона Ульмо сильнее всех прочих западных вод любил Гелион. Эльфы Оссирианда так хорошо знали леса, что случайный путник вполне мог пройти всю их страну насквозь и так и не встретить ни одного из них. И весной, и летом эльфы эти одевались в зеленое, и звуки их пения разносились далеко по окрестностям, достигая даже западного берега Гелиона. Именно поэтому Нольдор называли эту страну Линдоном — страной музыки, а горы, возвышавшиеся за нею — Эред Линдон, ведь они впервые увидели их из Оссирианда.

К востоку от Дортониона пограничье Белерианда было наиболее уязвимо для нападения, и лишь невысокие холмы защищали долину Гелиона на севере. В этой местности, в приграничье Маэдроса и лежащих за ним землях, обитали сыновья Феанора со своим многочисленным народом. Их всадники нередко забирались на обширные северные равнины — пустой и безжизненный Лотланн, расположенный восточнее Ард-Галена, опасаясь того, что Моргот решит предпринять вылазку в Восточный Белерианд.

Главная цитадель Маэдроса стояла на Химринге, Вечнохолодном холме; был он довольно широким и безлесым, с плоской вершиной, и окружен менее высокими холмами. Между Химрингом и Дортонионом имелся проход, отвесно поднимавшийся к западу — перевал Аглон, ведущий в Дориат; сквозь него с севера постоянно дули холодные, колючие ветра. Однако Келегорм с Куруфином все же укрепили этот перевал и надежно его защищали, также как и все земли Химлад, лежавшие к югу, меж рекой Арос и его притоком Келоном, бравшем начало с Химринга.

Меж рукавами Гелиона разместился сторожевой пост Маглора, ведь здесь холмов не было совсем, и именно этим путем орки пришли в Восточный Белерианд перед Третьей Битвой. Поэтому в этом месте Нольдор сосредоточили основные силы кавалерии, а в горах к востоку от Бреши Маглора укрепился народ Карантира. Здесь выступала из общего горного массива Эред Линдон высокая гора Рерир; а между ней и Эред Линдон находилось затененное со всех сторон горами озеро Хелеворн. У его темных и глубоких вод и поселился Карантир.

Всю землю меж Гелионом и горами, а также меж горой Рерир и рекой Аскар, нольдорцы называли Таргелионом, что означает "земли за Гелионом", или Дор Карантиром, "землями Карантира"; именно здесь Нольдор впервые встретились с гномами. Однако до пришествия Нольдор Серые эльфы называли эти территории Талат Рунен — Восточным Долом.

Таким образом, безраздельными властителями Восточного Белерианда стали сыновья Феанора, хотя их народ в те времена обитал в основном на севере; на юг они забредали лишь ради охоты в тамошних лесах. Однако именно там поселились охотники Амрод и Амрос, редко бывавшие на севере во время Осады; а некоторые из эльфийских лордов приезжали сюда даже издалека, потому что земли эти, пусть дикие и нехоженые, были все же прекрасны. Чаще всего наведывался Финрод Фелагунд, бывший большим любителем попутешествовать и забредавший во времена своих странствий в Оссирианд, где заслужил уважение и дружбу Зеленых эльфов. Однако через Эред Линдон, где заканчивались их владения, никто из нольдорцев не перебирался; поэтому новости из восточных областей доходили до Белерианда не всегда, да и то с большим запозданием.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных