Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Условия предоставления пособия




Право на пособие в рамках социального страхования по безработице возникает при наличии ряда условий:

безработица не может быть вызвана увольнением по собственному желанию

для получения пособия безработный должен быть зарегистрирован на бирже труда, где он подписывает так называемый «план содействия для возврата к занятости», в котором определяются как права и обязанности самого безработного, так и обязанности службы занятости

обязательным документом является специальный проект персональных действий, в котором определяются действия безработного по поиску работы

предпосылки трудоспособности, активного поиска работы, а также наличия необходимого страхового стажа в течение как минимум 4 месяцев за последние 18 месяцев, которые предшествовали окончанию трудового контракта

 

-3-

Со времен британского колониального владычества по 30-е годы нашего века не возникало особых разногласий касательно оценки роли правительства в обеспечении благосостояния американского народа. Местные власти выделяли скромные пособия самым бедным, но в большинстве случаев принимать эти пособия соглашались лишь окончательно отчаявшиеся. Широко укоренилось и по сей день бытующее мнение, что человек должен упорно трудиться и добиваться всего сам. Люди обеспечивали себя в меру своих возможностей. Они принимали это как должное, и как должное принимало это общество. Нуждающиеся могли рассчитывать на помощь церкви, благотворительных организаций или родни, но в массе своей американцы были убеждены: кто хочет работать — работу найдет, а кто не находит — тот лодырь, и если он живет в нищете, значит заслуживает этого. Иммигранты, прибывшие в Новый Свет почти или совсем без денег, полагались на помощь земляков, чтобы встать в новой жизни на ноги.

В конце 19-начале 20 века ряд стран - в том числе Германия, Франция, Британия и Швеция — начали вводить финансируемые и управляемые правительством программы социального обеспечения граждан. В США ничего подобного не происходило. Как заметил о Соединенных Штатах того периода один автор, «Бедным в их нужде здесь не помогает никто». Никто не помогал им, потому что большинство американцев разделяли убеждение Президента Гро-вера Кливленда: «Хотя народ обязан с энтузиазмом поддерживать свое правительство... в его (правительства) функции отнюдь не входит содержать народ».

До 1930-х годов подобный подход превалировал в Америке, и федеральное правительство никакой помощи бедным и нуждающимся не оказывало.

Во многом подобная ситуация была обусловлена именно богатством страны. Просторы ее были необозримы, земли плодородны, индустриализация создавала рабочие места быстрее, чем их успевали заполнять волны иммигрантов, а традиционной европейской социальной иерархии, предо-ставляющей одним преимущества перед другими, не существовало. Перед миллионами европейских иммигрантов открывались почти безграничные возможности создать для себя хорошую жизнь, и многие из них благодаря упорному труду и способностям достигли большего, чем могли себе представить в самых неуемных мечтах. Подобных возможностей не имели ни чернокожие американцы (в большинстве своем содержавшиеся в рабстве до окончания гражданской войны в 1865 году), ни коренные американцы, с которыми, как правило, обращались как с существами низшей породы; но большинство граждан, казалось, не замечало, что все это находится в вопиющем противоречии с общественными и политическими идеалами Америки. Большинство американцев, упорно трудясь, имело возможность прочно встать на ноги и обеспечить подобающее место в экономической и общественной жизни, если не сразу себе, то своим детям. Это большинство в помощи государства не нуждалось; нуждающемуся же меньшинству в ней отказывали в силу убеждения, что раз они сами себе помочь не смогли, то им уже ничем не поможешь.

В 1929 году Соединенные Штаты, как и все промышленно развитые страны, вступили в период сурового экономического спада, известного как великая депрессия. Предприятия закрывались, так как не стало спроса на товары. Десятки тысяч людей потеряли работу, денежный оборот сократился. Впервые в истории Соединенных Штатов огромное количество работоспособных людей ощутило потребность в помощи, чтобы прокормить себя и свои семьи, но никакой организованной системы подобной помощи не существовало. Президент Герберт Гувер ввел программы, направленные на решение возникших проблем, но системы разом не изменить, и у людей складывалось ощущение недостаточности принимаемых мер.

Отчаянное положение дел требовало перемен. Первым необходимым шагом в верном направлении большинство американцев считало смену руководителей правительства. В 1932 году народ избрал Президентом Франклина Делано Рузвельта и провел в обе палаты Конгресса демократическое большинство.

Не прошло и нескольких дней после вступления Рузвельта в должность в 1933 году, как старые представления о неэффективности оказания непосредственной государственной помощи людям испарились. Неожиданно Конгресс начал принимать одну за другой программы социального обеспечения, резко отличавшиеся от всех мер, когда-либо ранее предпринимавшихся американским правительством. Правительство начало использовать свои средства и власть для создания рабочих мест в рамках проектов общественно-полезных работ — охрана окружающей среды, строительство плотин, ремонт дорог и общественных зданий, электрификация сельской местности. Программ приняли столько, что все невозможно было запомнить. Однако американцы знали: правительство начало оказывать им практическую помощь.

Среди программ, введенных во времена депрессии, была и программа социального страхования Сошиал секьюрити, принятая в 1935 году. Она обеспечивала небольшой регулярный ежемесячный доход пенсионерам, страхование по безработице и утрате трудоспособности, помощь из общественных фондов неимущим и пособие на детей и стала основной программой социального обеспечения в Соединенных Штатах.

Президенты-преемники Рузвельта также проводили политику социального обеспечения. В 1964 году демократ Линдон Б. Джонсон призвал Конгресс «объявить войну бедности». Был принят новый пакет правительственных программ. Некоторые из них (Медикэр, например) стали такой же неотъемлемой частью американского образа жизни, как программы Рузвельта. Медикэр помогает пожилым людям оплачивать медицинские счета. Другая программа, Медикейд, обеспечивает медицинскую помощь бедным, а программа продовольственных купонов субсидирует продовольственную помощь нуждающимся семьям.

За годы, прошедшие с 1930-х, у многих американцев сложилось мнение, что, хотя некоторые государственные программы социального обеспечения нужны и полезны, они все же через чур дороги. Оппозиция этим программам и иным государственным мероприятиям, требующим бюджетных средств, сосредоточилась в рядах второй основной политической партии — республиканской.

 

На президентских выборах 1980 года кандидат этой партии Рональд Рейган убедил избирателей, что главной причиной безработицы, роста цен и дефицита государственного бюджета служили непомерные расходы правительства на программы социального обеспечения. Рейган был избран в 1980 и переизбран в 1984 году избирателями, жаждавшими рецепта оздоровления экономики, неуклонно ухудшавшейся во времена предыдущих администраций.

Президент Рейган предложил Конгрессу сократить число и объем программ социального обеспечения, в то же время сократив и налоги. Взятый Президентом курс привел к сокращению инфляции и росту занятости. Экономическое положение большинства улучшилось, и широко распространилось мнение, что избыточно щедрые затраты на социальное обеспечение способны вызвать в обществе экономические затруднения. Возникли два основных вопроса. Первый: может ли даже богатая страна позволить себе масштабные программы социального обеспечения? И второй: лучшим ли средством борьбы с экономическим и социальным неравенством являются эти программы? Дискуссии о зажиточности, социальном обеспечении и возможных решениях проблемы бедности суждено, видимо, продлиться еще довольно долго.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Большинство американцев — около 85 процентов — не богаты и не бедны. Они составляют широкую экономическую категорию, именуемую «средний класс». Принадлежность к среднему классу означает, что человек либо работает на фабрике, либо управляет магазином, либо является квалифицированным профессионалом — учителем или медицинским работником. Принадлежат к этой категории и фермеры, и полицейские, и коммивояжеры. Обычно эти люди хорошо живут, имеют машины, ежегодно пользуются отпуском и способны оплатить, хотя бы частично, обучение своих детей в университете. Выше этого среднего класса на экономической лестнице стоят очень богатые люди. Ниже — бедные. Бедность в Соединенных Штатах определить трудно. Обычно бедной считается семья из трех человек, годовой доход которой 8000 долларов или меньше. Многие бедные имеют доход куда меньший, чем эта «минимальная» сумма. Жить бедным трудно. Они не зарабатывают ничего или не зарабатывают достаточно, чтобы хватало на еду и иные потребности. Многие живут в труще-бах или полуразвалившихся домах, а есть и вообще бездомные, обитающие в ночлежках. Им не по карману ни медицинская помощь, ни высшее образование для детей.

Большинство американцев обеспокоены существованием в их стране бедности. В конце концов, Соединенные Штаты известны именно своим богатством, изобилием продовольствия и возможностями каждому создать себе хорошую жизнь. Целью является поддержание экономической системы свободного предпринимательства, в которой каждый, желающий трудиться, может найти себе работу, способную принести достаточный доход для безбедной жизни. Однако всегда существует какое-то количество людей, стремящихся, но не сумевших найти себе занятие по способностям. Число безработных в стране колеблется в зависимости от общей экономической конъюнктуры. По официальным данным в последние годы безработица составила от семи до восьми процентов.

Бедным и безработным было бы куда тяжелее, если бы они не получали помощи от федерального правительства и правительств штатов. Система социального обеспечения в США столь широка, что в начале и середине 1960-х годов почти половину всех расходов федеральной казны составляли выплаты на «социальные нужды», то есть на оказание помощи людям. Это в два раза больше, чем в 60-х годах, когда на обеспечение социальных программ расходовалось лишь около 25 процентов федерального бюджета. Помимо федеральных программ правительства всех пятидесяти штатов проводят свои собственные программы помощи нуждающимся. Программы помощи бедным включают:

Пособия по социальному обеспечению — ежемесячные суммы, выплачиваемые государством тем, чей доход не обеспечивает таких основных потребностей, как пища, кров и одежда.

Медикейд — оказание бесплатной медицинской помощи и госпитализации.

Продовольственные купоны — книжечки специальных талонов, действительных для приобретения продуктов в любом магазине.

Школьное питание — бесплатные завтраки и обеды для школьников.

Распределение избытков продовольствия — в рамках этой программы правительство скупает огромное количество продовольственных продуктов и бесплатно распределяет их среди бедных семей.

В дополнение к этому существует программа предоставления муниципального жилья бедным — да и не только бедным — семьям в домах, построенных за счет бюджетных средств. Федеральные, штатные и городские власти следят за тем, чтобы квартиры в этих домах доставались семьям с низким уровнем доходов. Государственные организации обеспечивают содержание домов, оплачивая персонал, ремонт и отопление.

При отсутствии муниципальных домов бедных, не имеющих крова, иногда расселяют на частных квартирах или в гостиницах за счет государства.

 

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Существуют и многие другие программы государственной помощи нуждающимся. Самой обширной по-прежнему остается программа социального обеспечения Со-шиал секьюрити. Финансируется она за счет налогообложения всех работающих американцев. Практически у каждого трудящегося американца вычитается семь процентов заработка (по данным на 1985 год) на обеспечение программы социального страхования. Расходуются эти средства различными путями:

 

По достижении пенсионного возраста — не ранее 62 лет — человек может оставить работу и получить ежемесячную пенсию по социальному страхованию. (Однако в большинстве случаев американцы не выходят на пенсию раньше 65 лет.)

Если рабочий или работница теряют трудоспособность в результате увечья, они обычно получают право на пособие по социальному страхованию. Также выплачиваются пособия по социальному страхованию вдовам и детям рабочих, скончавшихся до достижения пенсионного возраста.

Пожилым американцам (старше 65 лет) предоставляется содействие в медицинском обслуживании и госпитализации в рамках федеральной программы Медикэр. Хотя полностью расходы на лечение эта программа не покрывает, помощь она, тем не менее, оказывает значительную. В среднем она оплачивает около 74 процентов расходов на госпитализацию и около 55 процентов врачебных гонораров.

 

ЛЬГОТНЫЕ ПРОГРАММЫ

Существуют и иные способы оказания людям помощи со стороны федерального правительства и правительств штатов:

Страхование по безработице: правительство каждого штата выделяет деньги для выплат трудящимся, потерявшим работу не по своей вине. Безработные получают еженедельные выплаты в течение шести месяцев, пока не найдут новое место. В периоды экономических спадов, когда работу найти чрезвычайно сложно, сроки выплат продлеваются, иногда до года. Суммы выплат меняются в разных штатах, привлекаются для их обеспечения и средства из федеральной казны. В штатах су-ществуют также ведомства, занимающиеся профессиональной переориентацией рабочих и оказывающие им содействие в поисках новых рабочих мест на основе информации, предоставляемой частными компаниями.

Льготы ветеранам: бывшим военнослужащим предоставляется дешевое или полностью оплаченное обслуживание в специальных госпиталях для ветеранов. Ветераны, получившие ранения и увечья на службе стране в вооруженных силах, обеспечиваются также пенсией и бесплатной медицинской помощью.

Образование: Во всех штатах существует сеть государственных школ. В каждом городском микрорайоне их не менее, чем по одной. Школу имеет каждый населенный пункт, независимо от размера, каждый отдельный сельский район. Все дети — даже из семей, не имеющих американского гражданства — пользуются правом на получение в этих школах полностью бесплатного образования. Срок обучения в школах —12 лет до возраста 17-18 лет. Высшее образование в колледжах и университетах по большей части платное, но каждый штат и многие города имеют собственные университеты, предоставляющие образование по ценам гораздо более доступным, чем частные.

 

Молодые люди из семей с низким уровнем дохода могут получить субсидии в рамках государственных программ. Полученные субсидии должны быть возвращены, когда студент завершает обучение и начинает работать.

Во всех городах и штатах есть бесплатные публичные библиотеки, где каждый может читать или брать на дом книги, журналы и звукозаписи.

Деловая жизнь: Специальные государственные ведомства оказывают содействие предпринимателям, либо людям, желающим заняться предпринимательством, вплоть до предоставления кредитов на обзаведение делом. Считается, что, помогая бизнесмену встать на ноги, государство помогает и многим другим людям, для которых будут таким образом создаваться новые рабочие места наряду с производством полезных товаров и услуг.

Профессиональное обучение: Правительственные программы предоставляют молодежи и взрослым из бедных семей и национальных меньшинств возможности обучения специальностям, с которыми легче получить хорошую работу. Эти программы, рассчитанные на оказание помощи молодежи, проявляющей способности к технике, искусству и некоторым другим сферам деятельности, дополняют систему бесплатного среднего образования.

 

ОБРАЗ ЖИЗНИ СРЕДНЕГО КЛАССА

Никакой рассказ о системе социального обеспечения в США не будет полным, если не упомянуть о том, как американцы, не получающие помощи в рамках программ социального обеспечения — то есть, не бедные, не пожилые и не утратившие трудоспособности, — обходятся собственными силами в обществе, где мало что субсидируется правительством вообще.

Многие за пределами Соединенных Штатов с трудом понимают, как большинству американцев удается вести комфортабельный образ жизни, не прибегая к помощи системы социального обеспечения. Медицинское обслуживание в США стоит дорого, высшее образование может обойтись в 10000 долларов в год, рабочему, чтобы уютно жить по выходу на пенсию, требуется куда больше, чем он получит по социальному страхованию. Поэтому большинство американцев заблаговременно готовятся к этому, предусмотрительно откладывая часть своей заработной платы в сберегательные банки; многие вкладывают деньги в промышленные предприятия или корпорации сферы услуг, надеясь получить больший доход. Также в большинстве своем американцы пользуются страхованием.

Частные страховые компании предлагают самые различные виды страхования. Покупая страховой полис, трудящийся человек соглашается выплачивать определенную сумму либо ежемесячно, либо в какой-то иной установленный регулярный срок. В обмен он получает деньги в случае необходимости. Страхование жизни гарантирует весьма солидные суммы наследникам в случае смерти застраховавшегося. Страхование здоровья и больничного обслуживания гарантирует оплаты крупных врачебных и больничных счетов. Существует также страхование для лечения зубов или на случай пожара. Может американец застраховать и мебель, и машину, и другое личное имущество.

Компании, в которых работают американцы, или профсоюзы, в которых они состоят, также предоставляют льготы трудящимся. Все крупные корпорации и многие более мелкие компании предлагают льготы своим рабочим и служащим. Такие, например, как бесплатное или недорогое страхование жизни и страхование по болезни. Также многие компании разработали собственные программы пенсионного обеспечения, создавая специальные пенсионные фонды для уходящих на пенсию сотрудников. Существуют и программы участия в прибылях, в рамках которых сотрудники получают дополнительные выплаты, если компания за год имела большую прибыль.

Многие профсоюзы также имеют специальные фонды, из которых выплачиваются ежемесячные пособия рабочим, ушедшим на пенсию либо утратившим трудоспособность по болезни или увечью. Некоторые профсоюзы оплачивают своим членам необходимые лекарства, стоимость которых не покрывается медицинским страхованием. Есть профсоюзы, выплачивающие небольшие пособия в случае утраты работы.

Стоимость высшего образования оплачивается обычно комбинацией собственных накоплений, дохода от какой-либо выполняемой студентом за неполный рабочий день работы и займов, предоставляемых нуждающимся студентам по низким процентам. Средства на эти займы выделяются правительством, но распределяются они администрацией университетов.

 

ДОБРОВОЛЬНАЯ ПОМОЩЬ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

 

Помимо помощи, предоставляемой в рамках государственной системы социального обеспечения, финансируемой за счет налоговых средств и управляемой федеральными и местными органами власти, американец в трудную минуту может рассчитывать на содействие широкого круга частных филантропов и добровольных благотворительных организаций. Ряд организаций подобного рода пользуется поддержкой предпринимателей и промышленников. Три из многих крупных благотворительных организаций, финансируемых большим бизнесом — фонд Карнеги, фонд Форда и фонд Рокфеллера, — вложили десятки миллионов долларов в программы подготовки педагогов, укрепления базы библиотек, развития биомедицинских исследований, общественных наук и улучшения административных служб. За последние 25 лет американские компании вложили в развитие общественного благосостояния 50 миллиардов долларов.

В более скромных масштабах 55 процентов всех взрослых американцев участвуют в тех или иных формах добровольной благотворительности, ежегодно отдавая общественным делам 84 миллиарда часов. Также каждый американец в среднем жертвует на благотворительные цели 1,8 процента своего бюджета. Эти средства помогают содержать частные колледжи, университеты, больницы, детские приюты, дома для слепых и престарелых, а также помогают финансировать деятельность таких активных международных организаций, как Красный Крест. И организации, и отдельные лица могут регистрировать суммы своих затрат на благотворительность и компенсировать определенный процент из них за счет федерального правительства, которое для этого освобождает граждан от части их налоговых обязательств.

 

-4-

С обретением независимости в Казахстане строится собственная система социальной защиты населения, адекватная рыночным общественным отношениям. Отличительной чертой рыночной экономики является высокая степень ответственности каждого человека за формирование условий своей жизни. Следует отметить, что в жизни каждого человека могут возникнуть ситуации, угрожающие его существованию, с которыми в одиночку он справиться не может. В связи с чем определяющей формой социальной защиты в условиях рыночной экономики является социальное страхование социальных рисков работающего населения.

Социальные риски обычно обладают следующими признаками:

Во-первых, экономическими. К ним относятся:

- угроза потерять работу по причине несоответствия спроса и предложения рабочей силы в результате структурной перестройки экономики, экономического кризиса, реструктуризации, оптимизации производства и др.;

- угроза нетрудоспособности в силу профзаболевания, производственной травмы, являющейся обычно следствием нежелания предпринимателей вкладывать средства в обеспечение техники безопасности и создание благоприятных условий труда. В этих случаях причины риска не зависят или мало зависят от самого работника.

Во-вторых, часть рисков непосредственно связана с наступлением случаев, связанных с временной потерей трудоспособности и достижением пенсионного возраста и т.д.

Риск материальной необеспеченности можно определять как вероятность наступления из-за производственной травмы или профессионального заболевания. Эти риски носят массовый характер. Но их особенностью является и то, что они не наступают одновременно для всех застрахованных, всего населения. В то же время существуют риски, обусловленные социально-экономическими условиями, которые, как, например, инфляция, дефолт и т.п., могут одновременно наступить для всего населения. Подобные риски не охватываются социальным страхованием.

Важное и необходимое условие построения подлинно страховой системы социальной защиты населения - выявление реальных функций страховых выплат в материальном обеспечении застрахованных.

В свою очередь это составляет основу методологии установления их величины, условий, формы и порядка выплаты страховых выплат.

Международная организация труда определяет понятие социальной защиты как систему, призванную обеспечить определенный уровень доступа к жизненно необходимым благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые в силу обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде.

В соответствии с этим за годы реформы в Казахстане создана трехуровневая система социальной защиты (рисунок 1).

Первый уровень - гарантированные Конституцией Республики Казахстан социальные выплаты, т.е. выплаты всем гражданам на одинаковом уровне без учета персонального вклада гражданина в развитие общества (базовая пенсионная выплата, государственные пособия, единовременные выплаты по рождению/уходу за ребенком);

второй уровень - пенсионные выплаты за счет обязательных пенсионных взносов и социальные выплаты из АО «Государственный фонд социального страхования», т.е. дополнительное социальное обеспечение граждан, учитывающее их персональный вклад в развитие общества;

третий уровень - социальные выплаты за счет добровольного страхования.

Следует отметить, что сегодня система социального страхования стала важнейшим и необходимым элементом социально-экономических отношений современного Казахстана. Разработана законодательная база, определяющая основы системы обязательного социального страхования республики. Ее принципиальное отличие от других видов страхования (страхования имущества, транспортных средств и т.д.) состоит в том, что она обеспечивает защиту человека от материальной необеспеченности в связи с невозможностью участия в трудовой деятельности. Поэтому социальным страхованием в первую очередь охвачены наемные работники и люди, живущие за счет собственного труда, основным источником существования которых является заработная плата или доход.

Таким образом, под системой обязательного социального страхования понимается совокупность норм и правил, устанавливаемых и гарантируемых государством, регулирующих отношения между участниками системы обязательного социального страхования.

Основными принципами обязательного социального страхования являются:

1) всеобщность соблюдения и исполнения законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании;

2) гарантирование государством мер, применяемых для обеспечения социальных выплат;

3) обязательность участия в системе социального страхования;

4) использование социальных отчислений на социальные выплаты при наступлении социальных рисков;

5) обязательность социальных выплат при наступлении социальных рисков участников системы обязательного социального страхования;

6) гласность в деятельности государственных органов, обеспечивающих обязательное социальное страхование.

Система обязательного социального страхования Казахстана является дополнительной формой социальной защиты участников системы, т.е. работающего населения республики. С 2005 года социальные выплаты для участников системы социального страхования при наступлении социальных рисков осуществляются за счет финансовых ресурсов Акционерного общества «Государственный фонд социального страхования» (далее - Фонд или ГФСС), созданного со стопроцентным государственным участием в уставном капитале.

 

При этом финансовые ресурсы ГФСС формируются путем перераспределения социального налога и аккумулирования социальных отчислений в Фонд, уплачиваемых плательщиками по следующим ставкам, установленным Законом РК «Об обязательном социальном страховании»:

с 1 января 2005 года - 1,5% от объекта исчислений;

с 1 января 2006 года - 2% от объекта исчислений;

с 1 января 2007 года - 3% от объекта исчислений;

с 1 января 2009 года - 4% от объекта исчислений;

с 1 января 2010 года - 5% от объекта исчислений.

Участниками системы обязательного социального страхования являются физические лица, за которых производились социальные отчисления и которые имеют право на получение социальных выплат при наступлении социальных рисков.

Плательщиками социальных отчислений являются работодатели или самостоятельно занятое лицо (индивидуальный предприниматель, частный нотариус, адвокат, обеспечивающий себя работой, приносящий им доход), осуществляющие исчисление и уплату социальных отчислений.

Фонд осуществляет основную деятельность на страховых принципах аналогично страховой организации и отвечает по своим обязательствам своими активами.

ГФСС учрежден государством, как внебюджетная организация и не входит в бюджетную систему государства. Определяющим моментом деятельности Фонда является не коммерческая, а социальная цель: осуществление социальных выплат при наступлении социальных рисков участников системы обязательного социального страхования (далее - СОСС).

Право на получение социальных выплат из ГФСС участника системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления, возникает:

1) на случай утраты трудоспособности - со дня установления уполномоченным органом по назначению социальных выплат степени утраты трудоспособности на основании медицинских заключений;

2) на случай потери кормильца - с даты смерти, указанной в свидетельстве о смерти, либо с даты, указанной в решении суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

3) на случай потери работы - со дня обращения участника системы обязательного социального страхования за регистрацией в качестве безработного в уполномоченный орган по вопросам занятости;

4) на случай потери дохода в связи с беременностью и родами - с даты отпуска по беременности и родам, указанной в листке нетрудоспособности;

5) на случай потери дохода в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) - с даты отпуска работникам, усыновившим (удочерившим) новорожденного ребенка (детей), указанной в листке нетрудоспособности;

 

6) на случай по потере дохода, в связи с уходом за ребенком по достижению им возраста одного года - с даты рождения, указанной в свидетельстве о рождении ребенка.

В случае рождения двух и более детей социальная выплата на случай потери дохода, в связи с уходом за ребенком по достижению им возраста одного года, назначается на каждого ребенка отдельно.

При этом размер минимальной социальной выплаты по уходу за ребенком по достижению им возраста одного года установлена не ниже размера государственного пособия, выплачиваемого из республиканского бюджета (в зависимости от очередности рождения ребенка). А максимальный размер - не более 40 процентов от 10-кратного размера минимальной заработной платы, устанавливаемый Законом о республиканском бюджете на соответствующий год.

С начала введения в действие СОСС с 2005 года по состоянию на 1 октября 2008 года, сумма осуществленных социальных выплат из ГФСС составила 21 314 млн тенге, из них 20 491,3 млн тенге только за 9 месяцев текущего года.

В соответствии с Посланием Главы Государства народу Казахстана 2007 года «Новый Казахстан в новом мире» в целях обеспечения женщине возможности сочетания профессиональной деятельности с воспитанием детей с 1 января 2008 года введено обязательное социальное страхование беременности, родов и материнства для работающих женщин - участников СОСС. В связи с чем суммы социальных выплат из Фонда в 2008 году резко увеличились.

Следует отметить, что основной целью введения системы обязательного социального страхования в республике являлось обеспечение работающих граждан, за которых перечислялись обязательные социальные отчисления, наряду с базовыми государственными пособиями, дополнительными выплатами в случае наступления рисков.

Размер социальных выплат из системы обязательного социального страхования определяется на основе фактически поступивших социальных отчислений в Фонд на конкретного участника СОСС, с учетом продолжительности и размеров отчислений.

В структуре социальных выплат по республике по итогам 9 месяцев 2008 года основную долю занимают выплаты по беременности и родам - 10 484,4 млн тенге (51,2%) и по уходу за ребенком - 8 998,8 млн тенге (43,9%).

Наибольшая доля социальных выплат за 9 месяцев 2008 г. осуществлены в г. Алматы (18%), Южно-Казахстанской области (10%), г. Астана (9%) к общему объему социальных выплат по республике.

Анализ деятельности АО «Государственный Фонд социального страхования» показал, что социальное страхование не является универсальным механизмом социальной защиты на все времена. Оно зависит от состояния экономики, рынка труда, демографических условий развития общества и ряда других факторов. Например, структурные преобразования экономики, рост дифференциации в доходах населения, долгосрочные демографические изменения, рост продолжительности жизни населения - эти и ряд других проблем в дальнейшем могут потребовать модернизации экономических, правовых и организационных механизмов институтов социального страхования.

Все это означает, что социальная защита перестала быть монополией государства и приобретает многосубъектный характер. Ее субъектами помимо государства (Правительства и местных исполнительных органов) являются работодатели, сами работники, общественные организации, внебюджетные организации и объединения, благотворительные фонды, коммерческие организации-спонсоры, отдельные меценаты. Представление, что социальная защита - это только забота государства, уже не отвечает сегодняшним реалиям. Более того, она может быть достаточно эффективной лишь при объединении усилий работников, работодателей и государства.

 

-5-

Существующая система обязательного социального страхования в Российской Федерации включает в свою сферу следующие виды:

- пенсионное страхование работающих от социальных рисков – старости, инвалидности и утраты кормильца (пока без подразделения на их подвиды); страховщиком выступает Пенсионный фонд Российской Федерации.

В РФ пенсионное страхование основывается на двух видах пенсий: государственной и негосударственной (дополнительной). Если первый вид гарантируется государством, а порядок получения четко регулируется законом, то второй вид пенсии может существовать в различных вариантах, нюансы которых зависят от конкретного договора.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных