Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сдавать можно в течение первых двух недель 2-й четверти.

По желанию на дополнительную отметку можно сделать все остальные задания.

Сдавать можно в течение первых двух недель 2-й четверти.

 

1. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В начале 1920-х гг. в связи с болезнью В. И. Ленина остро встал вопрос о том, кто возглавит после него коммунистическую партию. Назовите не менее трех руководителей того времени, которые рассмат­ривались как претенденты на место главы партии, и того, кто реально занял это место. Почему именно этот человек пришел к высшей вла­сти? Укажите не менее трех причин.

2. Сравните государственную политику в сфере промышленности в годы НЭПа и годы индустриализации. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не менее трех различий).

3. Сравните социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР после Гражданской войны и в конце 1930-х гг. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различ­ным (не менее трех различий).

4. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В начале 1930-х годов советское руководство закупило за границей много тракторов (в частности, в США). Часть из них была передана колхозам, это должно было улучшить положение дел в коллективных хозяйствах. Какими были результаты производства на деле в первые годы становления колхозов? Укажите не менее двух результатов. Назовите не менее трех причин, по которым имеющаяся техника мало влияла на улучшение качества работы в колхозе начала 1930-х годов.

5. Ниже приведены две точки зрения на причины перерождения партии большевиков, ликвидацию внутрипартийной демократии:

1) За антидемократическую направленность развития партии большевиков несет персональную ответственность И.В. Сталин.

2) Перерождение партии, ликвидация внутрипартийной демократии начались еще при Ленине, Сталин лишь продолжил ленинскую политику в этом направлении.

Найдите по 2-3 аргумента в защиту одной и 2-3 аргумента в защиту второй точки зрения.

6. Сравните кризис 1920 — начала 1921 г. и кризис хлебозаготовок 1927-1928 гг. Что было в них общим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не менее трех различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов.

7. Сравните социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР после Гражданской войны и в конце 1930-х гг. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различ­ным (не менее трех различий).

8. Какие позиции существовали в руководстве СССР по вопросу проведения коллективизации? Назовите две основные позиции. Чья позиция победила и к каким результатам привела? Укажите не менее трех положений.

9. Сравните государственную политику в сфере промышленности в годы НЭПа и годы индустриализации. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не менее трех различий).

10. Сравните содержание (цели и методы) государственной политики по отношению к крестьянству в 1921-1928 гг. и в 1929—1933 гг. Ука­жите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что — различным (не менее трех различий).

11. Ниже приведены две точки зрения на результаты «культурной революции» в СССР 1920-1930-х гг.:

1. «Культурная революция», политика в области культуры 1920— 1930-х гг. стали основой для стабильного развития культуры СССР.

2. «Культурная революция», политика в области культуры, прово­димые большевиками в 1920—1930-х гг., привели к огромным культурным потерям, к культурному регрессу в стране.

Найдите по 2-3 аргумента в защиту одной и 2-3 аргумента в защиту второй точки зрения.

 

Из решения объединенного пленума ЦК и ЦКК ВКП(б).

«Шахтинское дело привело к раскрытию контрреволюционной вреди­тельской организации в Донбассе. Это дело приобрело явно общесоюзное значение, так как вскрыло новые формы и новые методы борьбы буржуаз­ной контрреволюции против пролетарского государства, против социали­стической индустриализации.

Политическое значение этого дела подчеркивается тем, что вредитель­ская организация в Донбассе, созданная бывшими шахтовладельцами и группой особо привилегированных в прошлом специалистов, была связа­на с бывшими русскими и иностранными собственниками, а также с ино­странной военной разведкой и, помимо других задач, ставила своей целью срыв обороны Советского Союза и прямую подготовку к интервенции и к войне с СССР.

Обнаружение контрреволюционного заговора в Донбассе, как и ряд других фактов экономического вредительства, саботажа и пр., свидетель­ствует о том, какие исключительные трудности приходится преодолевать пролетариату в деле строительства социализма. Если, несмотря на это, Советское государство быстро шло по пути хозяйственного восстановле­ния и роста, то это является новым доказательством исключительных пре­имуществ и огромных внутренних сил советской системы, в частности со­ветской промышленности, и ярко подчеркивает широчайшие возможности дальнейшего хозяйственного и культурного подъема СССР под руковод­ством рабочего класса...

Вместе с тем обнаруженный заговор вскрывает вопиющие недостатки и ошибки в нашей хозяйственной работе и в самой системе хозяйственного управления, притупление коммунистической бдительности и революцион­ного чутья наших работников в отношении классовых врагов, неудовле­творительность работы по вовлечению рабочих масс в дело руководства производством, отрыв руководящих органов массовых организаций, про­фессиональных и партийных, от повседневных нужд и запросов рабочих и явную слабость партийного руководства хозяйственным строительством».

 

С 1. Кто находился в период проведения означенного объединённого пленума во главе государства? С началом каких событий связан этот документ? Используя знания по истории, назовите не менее двух других политических процессов, происходивших в стране в тот период.

С2. Используя текст документа и знания по курсу истории, укажите не менее трёх причин подобных дел.

СЗ. Приведите не менее трёх последствий этих событий.

 

Из статьи С.А. Кислицына.

«...От сталинской партбюрократии отслоился ряд немногочисленных групп большевиков — технократов, попытавшихся встать на путь борьбы с режимом и предложить свои варианты развития страны. Лидеры групп С.И. Сырцов, В.В. Ломинадзе... М.Н. Рютин предложили умеренные тем­пы преобразований и либерализацию политической системы страны, со­единив в своих платформах идеи Л.Д. Троцкого и Н.И. Бухарина. Но сло­жившийся отрыв элиты от народа не позволил этим её представителям об­ратиться к массам, возглавить их недовольство...

Своеобразный инфантилизм революционеров-интеллектуалов явился следствием их социально-психологического перерождения. Оппозиционно- интеллигентская часть большевистской элиты была сломлена, но Сталин её по-прежнему опасался, так как элита была единственной силой, спо­собной при определенных обстоятельствах посягнуть на режим личной власти [Сталина]. Это подтвердила выявившаяся на XVII съезде ВКП(б) «фронда» [оппозиция] секретарей обкомов, пытавшаяся обсудить вопрос о смещении Сталина. Развернувшаяся после убийства С.М. Кирова сталин­ская чистка по ликвидации «пятой колонны» в среде «партийных бояр» закономерно привела к физическому уничтожению большевистской ста­рой гвардии.

Большая часть партийной элиты не только не могла адекватно отреа­гировать на террор, но и в ряде случаев стала на позиции его оправдания...

Пренебрежение общечеловеческими ценностями, борьба за власть, при­вилегии и отрыв от народа, амбициозность, увлечение утопическими про­ектами и фетишизирование партии — всё это обусловило разновремен­ность и неэффективность выступлений представителей большевистской элиты против сталинизма».

 

С1. О каком периоде в истории СССР идёт речь в статье? Назови­те, опираясь на текст, два основных оппозиционных И.В. Стали­ну направления среди партийной элиты описываемого времени. В чём заключались особенности их взглядов?

С2. Назовите цель репрессий, организованных И.В. Сталиным про­тив авторитетных партийных и государственных деятелей. При­ведите не менее двух фактов и явлений, связанных с этим про­цессом в армии.

СЗ. Укажите не менее пяти причин, которые, как считает С.А. Кисли­цын, привели к уничтожению внутрипартийной оппозиции Ста­лину.

 

Из исторического источника.

«Статья 135. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принад­лежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социаль­ного происхождения, имущественного положения и прошлой деятельно­сти, имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными...

Статья 136. Выборы депутатов являются равными: каждый гражданин имеет один голос; все граждане участвуют в выборах на равных основани­ях...

Статья 139. Выборы депутатов являются прямыми: выборы во все Со­веты депутатов трудящихся, начиная от сельского и городского Совета де­путатов трудящихся вплоть до Верховного Совета СССР, производятся гражданами непосредственно путем прямых выборов.

Статья 140. Голосование при выборах депутатов является тайным.

Статья 141. Кандидаты при выборах выставляются по избирательным округам. Право выставления кандидатов обеспечивается за общественны­ми организациями и обществами трудящихся: коммунистическими партий­ными организациями, профессиональными союзами, кооперативами, орга­низациями молодежи, культурными обществами».

 

С1. Назовите документ. Укажите год, когда он был принят.

С2. Опираясь на конкретную статью, докажите, что документ фак­тически ликвидировал в государстве то, что принято называть диктатурой пролетариата. Аргументируйте свой ответ.

СЗ. Опираясь на текст и знание курса истории, докажите, что данные статьи отвечают всем требованиям к демократическим выборам. В обоснование ответа приведите не менее трёх характерных при­знаков демократических выборов, которые были закреплены в документе.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Key questions and tasks | Тема3: Федерализм и федеративное устройство России.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных