Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






НЕ и НИ с отрицательными МЕСТОИМЕНИЯМИ




слитно раздельно
НЕТ предлога между НЕ и местоимением: Некому, никого ЕСТЬ предлог Ни у кого, не с кем

Задание 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО (РАЗДЕЛЬНО). Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Алгоритм выполнения задания:

1) Прочитайте предложение, вдумайтесь в его смысл.

2) Определите, к какой части речи принадлежит выделенное слово.

· Союзычтобы, тоже, также, зато, притом, причём, итак, оттого пишутся слитно; их можно заменить синонимами той же части речи.

· Сходные с этими союзами по звучанию слова других частей речи что бы, то же,так же, за то, при том, при чём, и так, от того пишутся раздельно. Они состоят из двух компонентов: один из них (же, бы) можно либо убрать из предложения, либо переставить в другое место; другой компонент (то, том, чем,так, того) заменить другими словами.

· Слитно пишутся производные предлоги: ВСЛЕДСТВИЕ = из-за, ВВИДУ = из-за, НАСЧЁТ = о, НАВСТРЕЧУ = к, НЕСМОТРЯ НА = вопреки.

· Раздельно пишутся производные предлоги: В ТЕЧЕНИЕ = В ПРОДОЛЖЕНИЕ, В ОТЛИЧИЕ, В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, НА ПРОТЯЖЕНИИ.

· Для слитного, дефисного или раздельного написания наречий применяйте соответствующие правила.

Производные предлоги Существительные с предлогами
в течениЕ Не было известий в течение года. Как долго? (значение времени) в течениИ (чего?)реки Смотрите в продолжениИ(чего?) серии. В(быстром) течениИреки Смотрите в (скором) продолжениИ серии
в продолжениЕ Она говорила в продолжение часа.
в заключениЕ статьи =под конец, в итоге Сидел в заключениИ. Сидел в (долгом) заключениИ.
в отличиЕ от других (используется с от) Разница в отличиИ жизни. Разница в (сильном) отличиИ жизни.
вследствиЕ = из-за Он не пришёл вследствие болезни. Запомни: впоследствиИ - наречие в следствие Вмешался в следствие по делу о краже. Вмешался в(новое)следствие по делу о краже.
вроде =наподобие сосуд вродеколбы Ошибка в роде существительного.
насчёт=об, о Договоритьсянасчет экскурсии.   Положить на счетв банке. Положить на (свой) счет.
навстречу=к Идти навстречу другу.   Пойти на встречу с друзьями. Пойти на(долгожданную) встречу.
ввиду =из-за Ввиду дождя мы не пошли в кино.   Я имел в виду завтра. (устойчивое выражение). в виде конуса в виду города (вид конуса, вид города)
наречия Существительные с предлогами
поднятьсянаверх (относятся к глаголу)   подняться на верхгоры на (самый) верх горы
туфли мне впору в поруцветения - в (весеннюю) пору цветения
Производные предлоги Деепричастия с отрицанием
Несмотря на дождь, выехали за город (хотя был дождь). Невзирая нанепогоду, мы пошли в поход. (вопреки чему?) Не смотря на отца, он встал из-за стола. Не взирая наменя, он вышел из комнаты. (=не глядя)

 

Задание 14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН (Н)

 

1) определить, к какой части речи относится слово с пропуском буквы;

2) применить правило правописания Н и НН в суффиксе данной части речи.

Имя существительное:

НН Н
1. Если корень слова оканчивается на Н, а суффикс начинается с Н: малинник (малина) 2.Если сущ. образовано от прил., имеющего НН, или от причастия: болезненность (болезненный) избалованность (избалованный) 3. Запомни: бесприданница 1. В словах, образованных от сущ., у которых есть суффиксы -ин-,-ан-, -ян- торфяник (от сущ. торф) 2. В словах, образованных от прил. с одним Н: ученик (от прил. учёный), мученик, труженик 3. В словах: багряница (багряный),конопляник(конопляный) вареник (варёный),копчёности (копчёный) костяника (костяной),мудрёность (мудрёный) масленица (масленый),овсяница (овсяный) гостиница (гостиный),дровяник (дровяной) смышлёность (смышлёный),великомученица

Имя прилагательное:

НН Н
1. сущ. -Н+ -Н-: карманный 2. -ОНН-, -ЕНН-: комиссионный, клюквенный, ! без ветре нн ый 3. исключения с -ЯНН-: СТЕКЛЯ НН ЫЙ, ОЛОВЯ НН ЫЙ, ДЕРЕВЯ НН ЫЙ ! юннаты (юные натуралисты) 1. -ИН-: гус ин ый 2. исключение ВЕТРЕ Н ЫЙ (день, человек) 3. -АН- (-ЯН-): кожаный Запомните: юный; багряный, румяный, рьяный, пьяный, пряный (историч. суф. - ЯН-); бараний, свиной, синий, зелёный, единый, ядрёный.
В кратких прилагательных пишется столько же н, сколько и в полных
туманная даль – даль туманна ветреная девушка – девушка ветрена

Причастия:

Н – НН В СУФФИКСАХ ПРИЧАСТИЙ И ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
НН Н
1. Есть приставка: просеянная мука (кроме приставки не-) Но: непросея нн ая мука 1.Есть приставка не-: несея н ая мука
2. Нет, но есть ЗС: сея нн ая через ситомука 2. Нет: сея н ая мука
3. есть суффикс -ова-/-ева-: маринова нн ые огурцы 3. Исключения: кова н ый, жёва н ый, клева н ый (-ов-, -ев- входят в состав корня)
4. Образовано от бесприставочного глагола совершенного вида: Решё нн ая задача (решить – что сделать?) Но: изране нн ый, ране нн ыйв ногубоец !Будучи ране нн ым, солдат оставался в строю. Женщины тут же развешивали стира нн ое. (Страдат. прич., т. к. сохраняют глагольное значение, указывают на временное состояние, а не на постоянный признак-качество)., безветренный 4. Исключение: ране н ый, ветреный
5. Эти же слова в прямом их значении будут причастиями:названная пьеса, конченная работа. 5. При переходе причастия в имя прилагательное возможно изменение лексического значения слова: смышлёный ребёнок, незваный гость, названый брат, посажёный отец, приданое, Прощёное воскресенье, конченый человек.
Исключения: жеманный, желанный, неслыханный, невиданный, священный, нежданный, негаданный, нечаянный, деланный, медленный, недреманный, чванный, чеканный 6. Написание не меняется в составе сложных слов: златотканый, ломаный-переломаный, Слово все в целом имеет значение прилаг. (высокая степень качества), а не значение «прилаг. + причастие».
7. Краткие причастия: девочка избалова н а
СЛЕДУЕТ ОТЛИЧАТЬ
Краткое прилагательное Краткое причастие
Девочка воспитанна (сама– краткое прилаг.). Можно заменить полным прилагательным: воспитанная. Девочка воспитана в детском доме (кем?) – краткое прич.. Заменяется глаголом: девочку воспитали.
Наречие Краткое причастие среднего рода
Î гл.? нар. Он отвечал обдуманно(как? каким образом?). Обдуманно – обстоятельство. Îсущ.? кр. прич Дело обдумано (каково?) со всех сторон. Обдумано – сказуемое.

 

Задание 15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

Алгоритм выполнения:

1. Найдите в предложении однородные члены.

2. Определите, какие союзы их соединяют:

· если это одиночный соединительный или разделительный союз (и, или, либо, да (= и), запятая перед ним не ставится;

· если это двойной союз (как…,так и; не столько…, сколько; не только…, но и; хотя…, но), запятая ставится только перед второй частью двойного союза;

· если это повторяющиеся союзы, то запятая ставится только перед теми из них, которые находятся между однородными членами;

· перед противительными союзами между однородными членами всегда ставится запятая.

3. Проверьте, нет ли в предложении однородных членов, связанных попарно. Помните: если однородные члены в предложении соединяются попарно, то запятая ставится между парными группами и всего одна!

Задание 16. Рассавьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Помните:

· причастный оборот отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?;

· деепричастие отвечает на вопросы что сделав? что делая? И обозначает добавочное действие при глаголе - сказуемом ;деепричастный оборот отвечает на вопросы как? когда? почему?

· постановка знаков препинания при причастном обороте зависит от его расположения по отношению к определяемому имени существительному;

· деепричастный оборот всегда выделяется на письме запятыми;

· однородные определения и обстоятельства, выраженные причастными и деепричастными оборотами и соединённые одиночным союзом И, запятой не разделяются.

Алгоритм выполнения задания:

1) Найдите в предложении причастные и деепричастные обороты, правильно определив их границы. Всегда выделяются запятыми.

2) Определите, какое положение в предложении занимает причастный оборот (ДО- не выделяется запятыми!!! ПОСЛЕ определяемого слова – выделяется!!!).

3) Проверьте, нет ли в предложении однородных членов с союзом И, выраженных причастными или деепричастными оборотами. Перед союзом И не ставится запятая.

4).Внимание! в середине оборота не должны стоять цифры, это провокация!!! Исключите их!!! Используй прием исключения выделенного оборота.

 

Задание 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Помните: вводные слова можно изъять из предложения без изменения основной мысли синтаксической конструкции. Используйте прием исключения выделенных слов.

Алгоритм выполнения задания:

1) Проверьте, являются ли выделенные слова вводными.

· Вводные слова можно изъять из предложения или заменить их синонимичными вводными словами; они выделяются запятыми.

· Омонимичные с вводными словами члены предложения нельзя изъять без изменения смысла синтаксической конструкции; они не выделяются запятыми.

Помните о том, что не являются вводными и не выделяются запятыми слова: как будто, словно, авось, большей частью, будто, буквально, вдобавок, ведь, в конечном счёте, вроде бы, вряд ли, всё равно, всё-таки, даже, именно, иногда, как бы, к тому же, лишь, между тем, наверняка, на редкость, небось, непременно, определённо, отчасти, по крайней мере, поистине, по-прежнему, поэтому, просто, пусть, решительно, тем не менее, только, якобы.

 

Задание 18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Алгоритм выполнения:

1. Найдите грамматические основы предложения.

2. Определите границы главной и придаточной части.

3. Прочитайте предложение, соблюдая выбранные знаки. Это поможет определить неверно найденное решение или, наоборот, подтвердить правильный выбор.

Помните! Как правило, в этом задании представлены сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, в них союзное слово который стоит не в начале придаточной части, а в середине её, поэтому запятая перед союзным словом не ставится. (1.Исключите цифры вокруг слова «который»

4.Внимание на союз И). Определите, что он соединяет: части сложного предложения - запятая, однородные члены предложения- нет запятой.

 

Задание 19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Для выполнения задания используйте алгоритм:

1. Обозначьте в предложении грамматические основы.

2. Определите границы простых предложений в составе сложной синтаксической конструкции.

3. Посмотрите, как эти части связаны между собой.

4. Выясните, присутствует ли в предложении союз И, и в случае его наличия в предложении определите, что он соединяет:

· если однородные члены, то перед ним запятая не ставится;

· если части сложного предложения, то перед ним запятая ставится.

5. Найдите 2 союза рядом: что если, что когда, и если, и хотя, но когда, чтобы если, и когда:

· Запятая между союзами НЕ ставится, если дальше идут в предложении слова то, так, но

· Запятая между союзами ставится, если нет ТО, ТАК, НО.

Задание 20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Особое внимание следует уделить второму и третьему предложениям:

· в них (аргументе и выводе) и содержится главная информация;

· поэтому среди вариантов ответов следует искать такой, в котором объединена информация именно 2-го и 3-го предложений.

· Помните главная информация дана только в прямом значении.(ТОЧНО и КОНКРЕТНО)

Алгоритм выполнения задания:

1. Выделите в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается в данном тексте; обратите внимание на главную часть сложноподчинённых предложений.

2. Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав союзы, союзные слова, вводные конструкции.

3. Сократите текст, вычеркнув второстепенную информацию (разного рода пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии, лексические повторы).

4. Передайте в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте.

5. Соотнесите свой вариант сжатия текста (своё предложение, передающее основную его мысль) с вариантами ответов.

Задание 21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Алгоритм выполнения задания:

1. Прочитайте текст.

2. Для определения его типа речи воспользуйтесь приёмом воображаемого «фотографирования»:

· если можно «сфотографировать» весь текст одним кадром – это описание;

· если можно «сфотографировать» текст последовательным рядом кадров – это повествование;

· если текст нельзя «сфотографировать» - это рассуждение.

3. Помните о том, что

· описание показывает (это то, что мы видим: портрет человека, пейзаж, интерьер);

· повествование рассказывает (это цепь событий или действий и поступков персонажей);

· рассуждение доказывает и строится по схеме: тезис – доказательство – итоговый вывод.

 

 


 

1. Определите, к какому типу речи относится предложенный текст.

Типы речи Основная задача автора Композиционная схема
Повествование (что произошло?) Пришёл, увидел, победил.   сообщить о последовательности действий или событий. Используются глаголы. Несколько кадров 1. Экспозиция 2. Завязка 3. Развитие действия 4. Кульминация 5. Развязка
Описание (какой?) указать признаки предмета, лица, места, состояния. Используются прилагательные. 1 кадр   От общего впечатления к деталям.
Рассуждение (почему?) обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события.   Говорится о причинах и следствиях, событиях и явлениях, онаших представлениях оних, оценках, чувствах. – о том, что нельзя сфотографировать. 1. Тезис (мысль, которая доказывается) → 2. аргументы (доказательства, примеры) → 3. выводы.  

 

Задание 22. Из указанных предложений выпишите синонимы (синонимическую пару). (Могут быть различные лексические средства.

Алгоритм выполнения задания:

1. Если в задании требуется найти в указанном отрывке текста определённую лексическую единицу, необходимо

вспомнить определение данной лексической единицы:

Антонимы - это слова одной и той же части речи, противоположные по своему лексическому значению.! Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте.

Синонимы - Это слова одной и той же части речи, одина­ковые или схожие по своему значению, но разные по звучанию и написанию. Как и антонимы, синонимы могут быть контекстными

Омонимы - это слова, одинако­вые по звучанию (при возможном различном написании) или напи­санию (при возмож­ном различном звуча­нии), но разные по значению.

Историзмы - это устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением из жизни предметов и явлений, которые они обозначали.

Неологизмы – новые слова ограниченного пользования.

Фразеологизм - Лексически неделимые словосочетания, воспроизводимые в готовом виде: повесить нос, одержать победу, глас вопиющего)

 

Задание 23. Среди предложений 1-8 (могут быть другие номера предложений) найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения (другого средства связи). Напишите номер этого предложения.

Лексические средства связи, востребованные в задании В7:

· лексические повторы (повторы слов и словосочетаний);

· синонимы и синонимические замены;

· контекстные синонимы;

· антонимы (в том числе и контекстные).

Морфологические средства связи:

· союзы;

· личные, указательные и некоторые другие местоимения вместо слов из предшествующих предложений;

· наречия;

· степени сравнения прилагательных и наречий.

К синтаксическим средствам связи предложений относятся:

· синтаксический параллелизм (одинаковый порядок слов и одинаковая морфологическая оформленность членов стоящих рядом предложений);

· парцелляция (изъятие из предложения какой-либо части и оформление её в виде самостоятельного неполного предложения);

· неполные предложения;

· вводные слова и предложения, обращения, риторические вопросы.

Алгоритм выполнения задания:

1. Необходимо твёрдо выучить разряды местоимений, так как местоименная связь наиболее востребована в заданиях этого типа.

2. Помните, что вы должны определить связь данного предложения с предыдущим, с тем, которое находится до рассматриваемого вами предложения.


 

РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ ПО ЗНАЧЕНИЮ
Личные   Ед. ч. мн. ч. 1 л. - я мы 2 л. - ты вы 3 л. - он, она, оно они
Возвратное себя
Вопросительные кто, что, какой, чей, который, сколько, каков
Относительные кто, что, какой, чей, который, сколько, каков
Неопределенные   некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, какой-нибудь, сколько-то, сколько-нибудь
Отрицательные никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего
Притяжательные мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их
Указательные тот, этот, такой, таков, столько, сей (устар.)
Определительные весь, всякий, каждый, сам, любой, иной, самый, другой
При склонении некоторых местоимений изменяется все слово: я – мне, ты – тебе… Различай разряды местоимений. Ср. Её (его, их) книга – чья? – притяжательное местоимение. Мы увидели её (его, их) – кого? - личное местоимение. Кто сегодня дежурный? – вопросительное местоимение. Мы не знаем, кто сегодня дежурный - относительное местоимение.

 

Задание 24. Восстановите пропущенные в тексте рецензии термины, с помощью которых охарактеризованы языковые особенности данного текста.

Алгоритм выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте список изобразительно-выразительных средств языка, представленных в выборке ответов.

2. Раздели все термины на 3 группы: Тропы, Фигуры, Лексика.

3. Читай внимательно рецензию, вставляй необходимые ИВС.

4. В случае затруднения можно воспользоваться приёмом исключения из списка тех терминов, которые по смыслу не могут быть на месте пропусков в тексте.

1. Тропы – слова и выражения, используемые в переносном значении:

  • эпитет – образное определение (Сквозь волнистые туманы пробирается луна… /А.С. Пушкин/);
  • олицетворение – приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, природе, абстрактным понятиям (Спит земля в сиянье голубом /М.Ю. Лермонтов/);
  • сравнение – сопоставление двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого (Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит /Н.А. Некрасов/);
  • метафора – перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства (Горит костёр рябины красной /С.А. Есенин/);
  • метонимия – иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь (Все флаги в гости будут к нам /А.С. Пушкин/);
  • синекдоха – разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот (Мы все глядим в Наполеоны /А.С. Пушкин/);
  • гипербола – излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета (В сто тысяч солнц закат пылал /В.В. Маяковский/);
  • литота – чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления (Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка /А.С. Грибоедов/);
  • ирония – скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному (Отколе, умная, бредёшь ты, голова? /И.А. Крылов/);
  • перифраза замена названия предмета или явления описанием их отличительных признаков или указанием на характерные черты (Царь зверей /вместо лев /);

2. Фигуры речи – особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность:

  • антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов (Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка – Русь! /Н.А. Некрасов/);
  • инверсия – обратный порядок слов (Белеет парус одинокий /М.Ю. Лермонтов/);
  • градация – расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию их значения (смыслового или эмоционального) (Светились, горели, сияли огромные голубые глаза);
  • оксюморон – контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу (Мёртвые души, живой труп, грустная радость);
  • парцелляция – намеренное нарушение границ предложения (Случилось это давно. Очень давно. У Анны беда стряслась. Большая.);
  • анафора – единоначатие, повторение сходных слов в начале строф или близко расположенных фраз (Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди, Жди когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, позабыв вчера /К. Симонов/);
  • эпифора – повторение одних и тех же слов или фраз в конце нескольких рядом стоящих конструкций (Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? /Н.В. Гоголь/);
  • риторический вопрос – вопрос, который ставится для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению (Быть иль не быть? /Шекспир/);
  • риторическое обращение – эмоциональное обращение к людям, непосредственно не участвующим в общении, или к неодушевлённым предметам (Люди мира, берегите мир!);
  • эллипсис – пропуск сказуемого, придающий речи динамизм (Мы сёла – в пепел, грады – в прах /В.А. Жуковский/);
  • лексический повтор – намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности, выразительности высказывания (Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака).
  • вопросно - ответная форма изложения – форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы (Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно.);
  • синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения (Гляжу на будущность с боязнью, / Гляжу на прошлое с тоской. /М.Ю. Лермонтов/);
  • однородные члены предложения.

3. Лексические средства выразительности: Лексика

Диалектные слова -слово или оборот бытующие в определённой местности (территориальный диалектизм), социальной группе (социальный диалектизм) или профессии (профессиональный диалектизм):петух- кочет

Жаргонизмы- речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений. Различаются жаргонизмы: салонный, мещанский, воровской, студенческий, школьный, армейский, спортивный, и т.д. «Чуять» - из жаргона охотников, «амба»- из морского.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных