Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






География – наука естественная и




Общественная

1. Изменение представлений о географии. Студент, завершающей изучение географии, должен быть готов понять ее сложность и увлекательность. Ее современное содержание значительно отличается от сложившихся представлений о ней, как науке о путешествиях и приключениях. Это вовсе не означает, что надо оставить за порогом жюльверновскую романтику географических странствий. Романтиков в географии достаточно и сейчас, но вот знаний необходимо в сотни раз больше. Факты – это «воздух» ученого, и собирать их стало значительно сложнее, чем раньше.

Фактический материал должен лежать в основе всякой теории. Для географа им служат разнообразные данные о странах и районах, их свойствах, включая знания о размещении объектов. Однако значение фактического материала не следует преувеличивать. Не надо думать, что "хороший географ тот, кто держит в голове возможно большее количество названий стран, гор, рек, городов", писал известный немецкий географ Альфред Геттнер, считая это точкой зрения почтового чиновника.

В то же время сегодня наверняка есть люди, которые полагают, что географам теперь делать нечего. Материки давно описаны, все острова открыты, реки и моря измерены, все нанесено на карты, и «белых пятен» не стало! Все рассортировано по полкам. Приключений и неожиданностей больше нет. Бурная молодость науки сменилась бессильной старостью. Удручающая картина… Но не волнуйтесь! Поле деятельности географии не только не сократилось, но напротив, стало еще более обширным.

В последнее время также нередко приходится слышать недоумение, а то и возмущение представителей некоторых наук по поводу того, что география и географы занимаются не своим делом, когда речь идет о таких проблемах, как экологические, демографические, экономические, социальные и другие. Так ли это? Хотим вас сразу уверить, что дела здесь всем хватит с избытком.

Что же представляет собой географическая наука, каковы ее проблематика, новые задачи, каково ее место в современном мире? Давайте рассмотрим роль географии в создании научной географической картины мира и ее конструктивный вклад в решение важнейших проблем современности. Естественно, что нам удастся нарисовать лишь общую картину.

Если раньше география работала на расширение жизненного пространства, то в настоящее время перед ней стоит обратная задача: обосновать и распространить идею необходимости сотрудничества с природой в пределах ограниченной Ойкумены, обладающей известной емкостью. За пределами этой емкости человечество ожидает экологическая катастрофа. Поэтому и наблюдается сегодня интенсивная экологизация всех направлений географии.

Расширяется сфера общественной географии (география человека, социальная география, геоурбанистика). Заметен существенный взлет интереса к политической географии. Характерно резкое усиление внимания к пространству и времени земного мира. Традиционно география рассматривается как наука, изучающая преимущественно пространственные закономерности. Но если раньше изучалось то, что было видно, фигурально выражаясь, невооруженным взглядом, то теперь географы исследуют пространственные соотношения геосистем, образовавшиеся на поверхности Земли в процессе длительного развития.

Изучение тенденций развития геосистем, интенсивности их изменения под влиянием человека, энергии восстановительных процессов – все это позволяет приблизиться к составлению точного эколого-географического прогноза. Прогноз – это венец географического исследования.

Современную географию характеризует также развитие системного подхода базирующегося на точном анализе взаимосвязей между отдельными компонентами природных, социальных и природно-социальных систем. Представление о целостности географических объектов позволяет глубже проникнуть в их сущность, изучить детали. С помощью моделирования удается установить механизм взаимосвязей в природе и количественно его охарактеризовать. На географических стационарах проводятся натурные эксперименты.

Постепенно география превратилась из науки описательной в науку конструктивную. Конструктивной задачей географии является проектирование территориальных систем, а вершиной подобного проектирования – оптимизация территориальной организации общества.

В итоге за географией остается в качестве главного – изучение пространственной дифференциации территорий (предмет исследования) и их оптимальная организация (основная конструктивная задача). При этом географы не забывают и свои общественные функции, связанные с контролем среды, географической информацией и просвещением.

2. Интегративная роль географии. Феномен современной географии заключается в том, что она объединяет науки, изучающие как природные (физическая география), так и общественные (социально-экономическая и политическая география) закономерности, акцентируя свое внимание на территориальных (пространственных) аспектах. Физическая география, в свою очередь, распадается на науки, изучающие природные компоненты и их свойства (рельеф, воды, климат, атмосферу и др.) и природные комплексы (географическая оболочка, ландшафты). Не менее объемными являются и отрасли общественной географии: география хозяйства, политическая география, география населения и др.

Казалось бы, эти могучие ветви современной географии – естественная физическая и гуманитарная (общественная) экономическая, политическая и социальная география – тянутся в разные стороны, и объединяющее их слово «география» – не больше, чем формальный хлипкий мостик. Так оно и было многие годы: стена между общественными и естественными науками не сразу была разрушена.

Разрушила ее жизнь, сформулировав социальный заказ ученым: исследовать с возможной полнотой механизм взаимодействия природы и общества, объективно и всесторонне оценить экологическую обстановку в мире, наметить пути улучшения использования природных ресурсов, запасы которых стали катастрофически истощаться. Для решения этой задачи во второй половине ХХ века формируется общая (единая) география (рис 1). Отмечаются процессы гуманизации, социологизации, экологизации, экономизации географии и глобализации мышления.

Гуманизация означает поворот к человеку как главному объекту, ко всем сферам и циклам его жизнедеятельности, рассмотрение в первую очередь жизни людей.

Социологизация тесно связана с гуманизацией и заключается в повышении внимания к социальным аспектам развития, к географическим аспектам общественной жизни.

Экологизация предполагает рассмотрение человека в неразрывной связи со средой его обитания и условиями воспроизводства жизни.

Экономизация означает более широкое внедрение в практику географических исследований подходов и методов экономичес­ких наук, конкретных расчетов, экономических оценок.

Глобализация мышления обусловлена тем, что конфликты между потребностями людей и их хозяйственной деятельностью с одной стороны, и состоянием природных комплексов – с другой, приобрели глобальные масштабы, а человечество также представляет собой глобальную систему.

 

 

 


Рис. 1. Система географических наук

 

Главной задачей географии уже давно стало не простое землеописание, а изучение пространственно-временных взаимосвязей, природных и антропогенных факторов и особенностей развития различных территориальных систем. Именно в этом качестве географы активно участвуют в решении многих проблем политического, экономического, социального и экологического характера, возникающих на разных уровнях – от мирового до локального. Поэтому география занимает уникальное место в системе наук, играя роль своего рода связующего звена между естественными и общественными науками.

Выдающийся отечественный географ Н.Н. Колосовский писал, что география не может не стремиться к тако­му развитию, при котором достигалась бы диалектическая целос­тность всей картины жизни природы и людей, подобной классиче­ской географии древних, но на несравненно более высоком уров­не современных научных достижений и накопленного огромного фактического материала. На современном этапе разви­тия география может этого достигнуть через установление взаимосвязей между отдельными географическими дисциплинами и развитием новых дисциплин – "мостов перехода" – на стыках существующих, если это вызывается необ­ходимостью.

Уникальное положение географии определяется также тем, что она – единственный предмет, относящийся одновременно и к естественному, и к гуманитарному циклам учебных дисциплин. Таким образом, школьная география охватывает всю систему «природная среда – общество – человек», что позволяет ей: комплексно рассматривать среду обитания (жизненное пространство) человечества, знакомя учащихся с тем, как живут и хозяйствуют люди в разных географических условиях; формировать восприятие мира не в виде набора отдельных природных или общественных компонентов, а в виде четкой иерархии территориальных природно-общественных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.

Следовательно, география – предмет мировоззренческого характера, формирующий комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей. Это также единственный предмет, знакомящий человека с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на социально-экономические процессы посредством региональной политики.

Все это позволяет отнести географию к числу тех классических предметов, на которые ложится особая ответственность не только за формирование у подрастающих поколений гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, но и умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире.

2. География и важнейшие проблемы

современности

1. Понятие научной проблемы. В качестве проблемы выдвигается не вся область непознан­ного, не любой предмет, о котором мы желаем знать, а только такой предмет, о котором мы знаем, что при наличных возможностях мы можем что-то реально уз­нать. Эти возможности предопределяются двумя факторами, которые одновре­менно выступают в качестве первопричин постановки пробле­мы.

Во-первых, проблемы возникают при наличии общественных потребностей. История географии представляет этому наглядный пример: а) расшире­ние товарного производства потребовало от географии расширения рынков сбыта и источников сырья в виде открытий новых земель и путей; б) ограничение рын­ков сбыта и развитие индустриального производства – глубокого исследования давно открытых земель; в) сознание исчерпаемости ресурсов и емкости среды вообще в настоящее время ставит перед географией проблемы рационального природопользования в целом и оптималь­ной пространственной организации территории, в частности.

Во-вторых, проблемы возникают в результате развития внутренних законо­мерностей самой науки. Имеется в виду развитие теоретического базиса, индуст­риального оснащения методов, совершенствование средств описания. Все это, конечно, тоже связано с общественным развитием, но связь здесь опосредованная. История гео­графии дает и этому также хороший пример. До конца XIX в. она занималась глав­ным образом описанием отдельных стран и регионов, пре­имущественно вновь открываемых, экзотических, слабоизученных. С конца XIX в. отдаленно ставятся проблемы изучения связей между компонентами природы. И только в последние десятилетия география внутренне созрела для того, чтобы ставить и решать, например, проблемы функциональных связей компонентов ландшафта и обмена веществом и энергией между соседними и отдаленными друг от друга геосистемами, понимая под последними всякие системы, принадлежащие географической оболочке Земли.

В итоге можно сказать, что постановка проблемы требует наличия общест­венной потребности и достаточной суммы знаний для ее решения. Следовательно, можно согласиться с определением понятия научной проблемы как формы моби­лизации и организации ранее накопленного знания для получения нового знания.

Характерным свойством проблем является то, что проблемная ситуация имеет «взрывной» характер, постоянно обгоняет рост возможностей разрешения проблемы. Это обстоятельство хорошо иллюстрируется легендой о Зеноне Китионском, жившим в Афинах в III – IV вв. до н.э. Легенда гласит, что Зенон, когда досужий прохожий спросил его, по­чему он сомневается во всем, нарисовал два круга разных размеров и объяснил: большой круг – это то, что знаю я, а малый круг – то, что знаешь ты. Все, что на­ходится за пределами кругов – область незнания. Совершенно очевидно, что дли­на соприкосновения моего круга с незнаемым гораздо больше, чем твоего и, есте­ственно, я сомневаюсь больше тебя.

В настоящее время перед географией стоит ряд важнейших проблем, которые носят глобальный характер и общечеловеческую значимость и в решение которых она вносит значительный вклад.

Проблемы, связанные с еще непознанным содержанием объектов, являются характерным элементом любой науки. Поэтому проблема – это не только нечто непознанное, но и некоторое знание о незнании. В исследова­тельской практике постановке проблемы всегда предшествует либо новый факт, не интерпретируемый в прежних теориях, либо научная гипотеза, возникшая на основе теорий, либо задача, выдвинутая практической деятельностью людей, ко­торая опирается на определенное научно-техническое знание. Поэтому упомяну­тая афористическая формулировка проблемы, как знание о незнании, может быть принята. Восточная мудрость гласит: «Не всякий знает, как много надо знать, чтобы знать, как мало мы знаем». Здесь достаточно точно отражается сущность проблемы как знания о незнании - проблему может ставить не всякий, а тот, кто знает, о чем он не знает.

2. Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. Эти проблемы зачастую называют экологическими и они настолько крупномасштабны, что в разработке их принимают участие специалисты разного профиля: философы, экономисты, юристы, биологи, химики, медики, агрономы, инженеры и др. Не остались безучастными и географы. Но для этого им пришлось пересмотреть некоторые свои позиции. Больше внимания стало уделяться развитию комплексных междисциплинарных направлений научного поиска. Так, в физической географии возникли учения и разделы о развитии антропогенно измененных образований – ландшафтов, форм рельефа, почв и др. Физико-географы стали более активно исследовать проблемы устойчивости природных комплексов к воздействиям человека, их саморегуляции, функционирования и др. В экономической географии развивалось ресурсное направление. Начали выполняться работы по эколого–экономическому районированию и планированию. А в современной географии в целом сформировалась группа природно-общественных наук: геоэкология, медицинская география, мелиоративная география, рекреационная география, учение о геотехнических системах и некоторые другие.

Пример. Усиление внимания к человеку, к "нехозяйственным" сторонам его жизнедеятельности в сочетании с комплексным географическим подходом привели к формированию рекреационной географии (или географии отдыха), занимающейся изучением территориальной организации "индустрии отдыха", включая географию туризма – внутреннего и международного. Важной задачей этой науки является исследование рекреационных ресур­сов, к числу которых относятся природные комплексы и их сос­тавляющие, культурно-исторические памятники, города и другие населенные пункты, уникальные сооружения.

Мы хорошо знаем, какими быстрыми темпами и чрезвычайно сложными взаимосвязями осуществляется единство природы и человека, как неразрывно связана история земной фауны и флоры, всей ландшафтной оболочки с историей человеческого общества.

Более 260 лет назад В. Н. Татищеву было предложено составить географическое описание России. Он взялся за дело увлеченно и основательно. Приступил к сбору необходимых книг и документов. Но вскоре убедился: толковое землеописание сделать невозможно без хорошего знания истории страны. По этой причине он занялся изучением истории России. И пришел к выводу, что для успеха в этом предприятии требуется постоянно использовать географичес­кие сведения. Татищев так выразил свою мысль о взаимосвязи истории природы и истории человеческого общества: «Где, в каком положении или разстоянии, что учинилось, какие природные препятствия к спо­собности тем действам были, також где какой народ прежде жил и ныне живет, как древние города ныне именуются и куда перенесе­ны, оное география и сочиненные ландкарты нам изъясняют; и тако история или деесказания и летописи без землеописания (географии) совершенного удовольствия к знаниям нам подать не могут». Много лет минуло с той поры, но идея Татищева не устарела. Более того, теперь мы знаем, какими тесными и сложными взаимо­связями осуществляется единство природы и человека, как нераз­рывно связана история природы земной поверхности с историей че­ловеческого общества.

Пример. Начиная с раннеземледельческого периода (около 12 тыс. лет назад) человеческие руки коренным образом меняли лицо Земли: в северном полушарии на больших территориях исчезли леса и на их месте появились пахотные земли или низкорослая растительность. В некоторых странах сельскохозяйственная деятельность приводила к мощной эрозии почвы: так, например, на Восточном Фиджи, где человек появился около 3 тыс. лет назад, за какие-то 150 лет в начале нашей эры эрозия уничтожила как минимум полуметровый слой почвы.

Со второй половины ХХ века проблема взаимосвязи природы и общества становится исключительно актуальной и в теоретическом и, особенно в практическом аспектах. Приобретает все большее значение географический подход к проблеме изучения изменений и перестроек ландшафтов планеты (и даже некоторых геосфер) в результате деятельности человека. Этот подход заключается в пространственно-временном анализе происхождения, структуры, функционирования, динамики и развития природных и социально-экономических (общественных) геосистем. При этом предметная область географии пересекается с предметными областями других наук, участвующих в изучении смежных вопросов.

Анализ понятий, используемых в биологической экологии и географии, указывает на их содержательную близость. Но из сказанного нельзя делать вывод, что экология, разрабатываемая биологами, аналогична экологии, изучаемой географами. Трудно оценить при этом значение экологии человека, которая, опираясь на общие законы взаимоотношения биосферы и человечества, изучает влияние природной и социальной среды, как на отдельных людей, так и на сообщества. Экология человека – это мост между географическими и биологическими аспектами единой крупнейшей проблемы – состояния окружающей (и природной и социальной) среды, воздействующей на человека.

В настоящее время понятие экологии значительно расширилось, Экологическими стали называть все проблемы имеющие отношение к изменению природы, условий обитания человека в конкретных регионах, сохранению окружающей среды, рациональному использованию ее естественных ресурсов.

В то же время сейчас продолжается специализация ученых по разделам наук. А ведь еще полвека назад В.И. Вернадский доказывал, что такой подход ошибочен, особенно когда речь идет о синтезе знаний, относящихся к реальным объектам. Тут, по его мнению, необходима специализация по проблемам, а не по наукам, К сожалению, этого, пока, не наблюдается.

Пример. О том, как важны комплексное решение таких проблем и сотрудничество, взаимопонимание разных специалистов, рас­сказывает следующий случай. Идет совещание по вопросам эколо­гии и охраны природы. В нем участвуют представители разных наук. Физико-географ делает интересный доклад, демонстрирует прекрасные карты природных комплексов, исходя их которых и следует строить систему мероприятий по использо­ванию природных ресурсов и охране природы. В прениях по до­кладу выступает, среди прочих, юрист и заявляет: "А зачем нам, собственно говоря, знать природу: достаточно знать и вы­полнять законы об охране природы!" Можно себе представить, какую "пользу" охране природы принесет такой "специалист"…

Острые экологические проблемы все чаще трактуются как чисто технические: утилизация отходов, ресурсосбережение, очистка вод, замкнутые циклы и пр. Слов нет, влияние на природу современной технологической революции трудно переоценить. Но при этом сплошь и рядом отодвигается на второй план другая, не менее важная сторона дела. Где и как применить эту замечательную технологию, чтобы она дала максимум пользы.

Мы принимаем как данность, что ныне практически вся природа преобразована деятельностью человека. Она стала «вторичной», и по закону установленному В.И. Вернадским, ее состояние во все большей мере зависит от действий общества. Если эти действия не будут разумно регламентироваться, окружающая среда раньше или позже необратимо деградирует, и человечество погибнет вместе с ней. Следовательно, альтернатива такова: либо «вторичная» природа, в которой мы живем, будет приобретать все больше признаков разумной организации (превращаться в ноосферу, «сферу разума» В.И. Вернадского), либо нас ждет экологическая катастрофа.

Пример. Сегодня население планеты удваивается каждые 30-40 лет (в раннеземледельческий и раннеурбанистический периоды это происходило раз в 1500 лет). В масштабах планеты объем энергии, используемой на нужды общества, удваивается в 2 раза быстрее, чем население. Во многих районах мира наблюдается нарушение природных циклов.

Теперь остается выяснить, что же следует считать разумной организацией. С точки зрения географии, это, прежде всего правильное использование пространственных ресурсов, которые сейчас важнее, чем привычные для нас ресурсы натурально-вещественные. Эти последние можно, так или иначе заменить или компенсировать их утрату, а территория – ресурс исчерпаемый, невозобновимый и незаменимый. То, что ее у нас, в России, больше, чем у кого-либо в мире, не должно вводить в заблуждение, хотя бы потому, что ее качество часто оставляет желать лучшего.

Вопросы рационального природопользования, оптимального размещения промышленного производства, сельского хозяйства, населения и в связи с этим анализ и прогнозирование развития природно-технических геосистем выдвигаются на первый план. Именно этот круг проблем принадлежит современной географической науке, которая исследует такое привычное и в то же время загадочное свойство нашего земного мира, как его пространственная организованность.

Проблема природных ресурсов теснейшим образом связана с предшествующей. Одним из направлений изучения взаимодействия природы и общества и отражения его на территориальной организации жизни общества является география природных (естественных) ресурсов (географическое ресурсоведение) – общественная географическая наука, часть социально-экономической географии, изучающая размещение и структуру отдельных видов и территориальных сочетаний естественных ресурсов, проблемы их экономической оценки и рационального хозяйственного использования.

Центральное понятие этой науки – природные (естественные) ресурсы. Единственным источником всех требуемых для общественного производства веществ и энергии, условием существования и хозяйственной деятельности людей служит географическая оболочка Земли. Она «обеспечивает» необходимые человечеству природные блага, представляющие собой совокупность природных ресурсов и природных условий жизни общества, которые используются в настоящее время или могут быть использованы в обозримомбудущем.

Современная индустрия, в особенности такие отрасли, как химический синтез, выплавка легких металлов, отличается повышенной потребностью в энергии, воде и сырье. В нее вовлекаются почти все химические элементы, существующие на Земле. Перед человечеством встал вопрос: надолго ли хватит ему необходимых природных ресурсов? (рис 2).

3. География и демографические проблемы. Географические науки играют важную роль в исследовании демогра­фического развития человеческого общества, так как это развитие имеет большие, иногда очень глубокие пространственные различия и самые разнообразные проявления на локальном (местном), региональ­ном и глобальном уровнях.

Демографические проблемы (чаще их обобщают в единственном числе – «демографическая проблема человечества»), которые переживает мир, многочисленны. Но главная из них – большой рост численности мирового населения, сопровождающийся обострением противоречий между массой глобального населения и ограниченными природными ресурсами, с помощью которых можно обеспечить жизнь человеческого общества, повысить ее качество и ликвидировать массовую нищету. Этот разрыв между численностью населения и ресурсами является тем более опасным, что большинство прироста населения сконцентриро­вано в странах с низким уровнем

 

 

Рис. 2. Множество глобусов, множество маленьких

планет Земля

Здесь, при желании, можно увидеть возможность разных состояний нашей планеты. А какое из них осуществится – это зависит от усилий человечества, от того, насколько ясно и глубоко оно осознает меру своей ответственности за судьбу биосферы. Глобус можно сделать новый. Другое дело – Земля. Ее не повторишь, не изготовишь заново. Ее нужно очень беречь.

доходов, с отсталым хозяйством, в регионах, которые находятся в неблагоприятном положении с точки зре­ния состояния окружающей среды.

Пример. Как известно, в октябре 1999 г. численность мирового населе­ния достигла 6 млрд. человек. Факт этот замечателен не только сам по себе. Его считают одной из основополагающих точек в истории развития земной цивилизации. Дело в том, что 6 миллиардов - это ровно половина предельной численности гомо сапиенс как биологического вида. 12 миллиардов людей – это максимальный популяционный потенциал че­ловека разумного. "Из всех глобальных проблем, несомненно, основ­ной представляется рост населения нашей планеты, – пишет извест­ный российский ученый С.П. Капица в своей книге "Сколько людей жи­ло, живет и будет жить на Земле". Остальные вопросы – состояние окружающей среды, глобальная безопасность, исчерпание ресурсов и производство энергии – возникают в связи с увеличением числа людей на планете".

Пример. В течение последних 30 лет среднегодовые темпы прироста Мирового населения снизились – с 2,4 до 1,3 %, однако, оно по-прежне­му увеличивается – на 78 млн. человек в год. И в подавляю­щем большинстве – это прирост населения развивающихся стран. В то же время из 4,8 млрд. человек, проживающих в этих странах, почти три пятых не охвачены основными санитарными услугами. Почти треть населения не имеет доступа к чистой воде. Четверть населения не имеет соответствующего жилья, а одна пятая часть не имеет доступа к со­временным медицинским услугам.

Таким образом, актуальной задачей является выявление географи­ческих особенностей демографического развития в странах с разным уровнем социально-экономического развития, так как только на проч­ной научной основе можно (и нужно!) разрабатывать разумную демо­графическую политику в той иди иной стране.

Другим важным направлением исследований стал анализ перемещения населения, его механического движения, миграционных потоков – из сель­ской местности в города, между странами. Миграция – весьма сущест­венный фактор развития международных отношений, изменения состава населения, особенно развитых стран, принимающих многочисленных пе­реселенцев из развивающихся государств.

Одной из быстро развивающихся ветвей географии населения является геоурбанистика, география городов. Ей приходится решать (вместе с представителями ряда других наук) такие сложные проблемы, как ограничение роста крупных городов, развитие малых городов и по­вышение их роли в развитии сельской местности, экологическое состо­яние городов (это уже новое направление исследований – урбоэкология) и многие другие.

Пример. Доля глобального населения, живущего в городах, увеличилась с одной трети в 1960 г. до 47 % (2,8 млрд. чел.) в 1999 г. Ожидает­ся, что в 2030 г. почти 5 млрд. чел» (61 % от 8,1 млрд. населения мира) будут жить в городах.

В отечественной географии возникла и развивается концепция единой системы расселения, как часть проблемы совершенствования территориальной орга­низации жизни общества. Эта концепция рассматривает городское и сель­ское население в тесной взаимосвязи – с целью разработки мер для ре­гулирования системы производства и расселения, выравнивания органи­зации и условий труда, уровня жизни и обслуживания населения.

О важности географических исследований проблем народона­селения свидетельствует и тот факт, что географы принимали участие в разработке Генеральной схемы расселения на территории. Российской Федерации, которая была одобрена Правительством РФ в 1994 году. Этот документ, имеющий важное практическое, государственное значение, дает представление о специфике жизненного пространства России, об особен­ностях и устойчивых тенденциях в расселении, определяющих качество среды обитания населения, о необходимости комплексного подхода к исполь­зовании этой среды.

4. География и проблемы региональных исследований. Поскольку все реальные объекты и процессы имеют прост­ранственные характеристики, постольку почти все науки, так или иначе, рассматривают пространственный аспект своих объек­тов. В некоторых науках ведутся глубокие исследования сущнос­ти специфического пространства – физического, геологического, биологического. Однако с чисто земными пространствами, кото­рые часто называют регионами, имеет дело более ограниченный круг общественных и естественных наук. С региональными проблемами часто сталкивается и практическая сфера человеческой деятель­ности – планирование, распределение, обслуживание и др. Региональный подход традиционно лучше всего развит в географической науке. Именно здесь разработаны сравнительно-пространственный метод и метод районирования самых различных явлений, имеющих место на зем­ной поверхности. Отсюда, видимо, проистекает замена понятия регионального анализа понятием географического анализа.

В наше время географическая наука, обслуживающая практические требования разных отраслей хозяйства и культурные запросы человечества, превратилась в разветвленную систему наук, структура которой непрерывно усложняется. Но в географическую науку с самого начала ее зарождения наряду с сильными тенденциями к специализации и дифференциации научных знаний был заложен и крупный потенциал к сохранению единства (целостности). Одним из основных принципов, на которых основываются географические знания, является принцип регионализма. Он заключается в том, что исходным объектом географического изучения и описания служит конкретная территория (регион), для которой характерны определенный комплекс природных феноменов, население и созданное им хозяйство.

Не касаясь сейчас сложной проблемы генетических (причинно-следственных) связей между группами природных, социальных и экономических явлений, нужно сказать, что все они включались в полное географическое изучение и описание. Взятые же в совокупности, они представляли собой определенное региональное (пространственное) единство. Именно оно, прежде всего, заставляло географов исследовать их как региональную (территориальную) систему. Отсюда рождалось то первостепенное внимание, которое всегда уделялось в географии проблемам комплексного (т. е. целостного) географического разделения (районирования) территории, методам изучения и характеристики всей системы природных, экономических и социальных явлений, свойственных тем или иным регионам, для практического использования таких научных материалов.

Своеобразие географической науки состоит в том, что «пространство» выступает и как предмет ее изучения, и как одна из основных методологических категорий. С помощью понятия «пространство» география строит свой предмет и формулирует метод ее исследования.

Регионы и районы изучает регионалистика – совокупность дисциплин и направлений, методологических подходов и методических приемов, объект исследования которых регион или район. К ним относятся: 1) теория районирования, 2) районистика, как совокупность методов идентификации (определения таксонов, их ядер), делимитации (оконтуривание, проведение гра­ниц между смежными таксонами), построение иерархических сеток районов и их преобразований, 3) регионология (районология, регионика) исследующая закономерности функционирования и раз­вития конкретных регионов (районов), 4) районоведение как часть страноведения, описывающая районы конкретной страны, 5) в смежных с географией науках - региональная экономика, региональная социология, региональная демография и др.

Возрастание внимания к региональным аспектам экономического и социального развития привело к возникновению особого направления во внутренней политике государств, а именно – региональной политики, что способствовало расширению теоретических исследований в области размещения производства и регионального развития.

Наибольший интерес представляет разработка региональных концепций развития. Эти концепции необходимы для ком­плексного решении ряда задач. Среди них такие, как оптимизация соотношения между темпами регионального развития и выравниванием уровней развития отдельных районов, селективная дисперсия производства и населе­ния, создание новых эффективных производственных ком­плексов, решение вопроса регионального развития за счет собственных внутренних ресурсов и резервов регио­на. Одновременно возникают вопросы охраны окружаю­щей среды и регионального прогнозирования.

За рубежом возникла и стала успешно развиваться региональная наука как комплексная (межотраслевая), и, следовательно, эффективный ре­гиональный анализ требует кооперации многих ученых, специалистов различных направлений.

Термин «региональная наука» ввел в обиход аме­риканский экономист Уолтер Айзард. Он считает, что ре­гиональная наука шире, чем региональная экономика; она должна изучать пространство, регионы (районы), лока­ции (места размещения) и их системы. Географы, в част­ности, П. Хаггет, рассматривают региональную науку как одно из подмножеств на пересечении множеств геогра­фических дисциплин (физической, экономической и со­циальной географии). У. Айзард неоднократно замечал, что наиболее реальна аналогия между региональной нау­кой и прикладной географией. Это отсутствие четкости в определении предмета самой науки является одной из причин многообразия направлений и методологических концепций в современных региональных исследованиях за рубежом.

Основным объектом региональной науки выступает район, или территория, характеризующаяся, с одной стороны, особыми связями с остальной террито­рией (специализация) и, с другой стороны, обладающая общностью, единством составляющих ее элементов.

Региональ­ная наука широко использует математические модели, которые позволяют определить ее теоретические рамки. Употребление слова «региональная» означает системати­ческий подход к пространству с точки зрения человече­ского обитания. Слово «наука» выражает использование точной техники в исследовании, что­бы анализировать и развивать теоретические структуры и концепции общего значения. При этом региональная нау­ка построена так, что ее поле не совпадает ни с одной из дисциплин, каждая из которых имеет свои собственные подходы. Она представляет собой соединение данных и методов, взятых из разных наук, объединяемых тем, что региональная наука рассматривает их пространст­венно и с применением математических моделей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных