Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Язык географических названий и язык




Карты

Географические названия или собственные географиче­ские имена (топонимы) также образуют специфический язык географической науки и школьной географии. Они ис­пользуются для пространственной привязки фактически почти всего материала школьных курсов, входят составной частью в систему единичных понятий, широко применяются при сравнении, конкретизации, иллюстрировании того или иного объекта. Вот почему овладение языком географиче­ских имен во многом определяет уровень географической (картографической) культуры.

В методике географии эти имена чаще всего рассматри­ваются с позиций географической номенклатуры, имея в виду прежде всего ее дозировку.,

Известно, что в большинстве учебников географии доре-/ волюционной России акцент на номенклатурные сведения *"~был слишком велик, что приводило к ориентации на механическое запоминание и зубрежку, отвлекало от восприятия необходимых общих понятий. За это Н. Н. Баранский в своем историческом обзоре учебников географии подверг их резкой и заслуженной критике. Собственно, такая кри­тика относилась и ко многим послереволюционным учебни­кам. Об излишествах географической номенклатуры неод­нократно писала и Н. К. Крупская. Тем не менее, оптималь­но решить эту проблему никак не удавалось. Например, уже в 70-х годах, по подсчетам М. К. Ковалевской, на одну стра­ницу текста в учебнике VI класса по географии материков в среднем приходилось 10 географических названий.

 

Сошлемся хотя бы на Н. А. Добролюбова, который в рецензии на учебники географии писал: «Как мы в былые годы заучивали множество ненужных подробностей, забывая их тотчас же после экзамена, так и дети наши продолжают затверживать длинный перечень гор, рек, озер, проливов, заливов и проч., нисколько не соединяя с этим понятия ни об относительной возвышенности страны, ни о происходящей оттого разни­це в естественных произведениях, ни о влиянии тех или других вод на образ жизни местных жителей, на их промыслы..»

 

Когда в конце 70-х годов началась подготовка так назы­ваемой типовой программы школьной географии, вокруг во­проса о номенклатуре снова разгорелись горячие споры. Сторонником резкого сокращения номенклатурных сведе­ний оказался, в частности, А. В. Даринский, хотя были и вы­ступления в их защиту. Тогда же лаборатория обучения гео­графии головного института АПН (НИИСи МО) предложила свою норму: не более 3—-4 новых названий на один урок. При этом всю географическую номенклатуру предлагалось подразделять на обязательную для запоминания и названия-ориентиры, что в принципе, конечно, правильно^ По сравне­нию с ранее действовавшей в типовой программе^ все же была проведена изрядная номенклатурная «чистка».

" При подготовке уже неоднократно упоминавшейся поре­форменной программы 1986 и 1990 годов вопрос о геогра­фической номенклатуре, естественно, возник снова. И сно­ва был решен недостаточно последовательно. Например, под рубрикой «Что нужно знать» в курсе VI класса оказалось 41 название, в курсе VII класса — 99, в курсе VIII класса — 59, тогда как в курсах экономической и социальной геогра­фии номенклатура в этой рубрике не перечислялась. Между прочим, уже тогда были предложения вообще исключить эти перечни из программы, ограничиваясь общими указани­ями типа: «Главные горы и равнины Северной Америки», «Главные угольные бассейны России» и т. п., а уж учитель сам их назовет.

 

Однозначно оценить ее довольно сложно. Например, из программы были удалены названия таких городов как Днепропетровск, Львов, Сара­тов, Краснодар, Алма-Ата, Лодзь, Плевен, Загреб, Нагасаки, Шеффилд, Дюссельдорф, Бордо и т. д. Кто может со всей определенностью сказать — входят они в понятие хотя бы минимальной географической культуры или нет?

 

 

С тех пор прошло уже более десяти лет, но единая точка зрения на географическую номенклатуру, кажется, еще не выработана. Интересно, что в проекте Федерального компо­нента государственного образовательного стандарта «Гео­графия и геоэкология» перечни номенклатуры не даются. Но авторы некоторых из предложенных в последнее время npjarpaMM все же их сохраняют [246].

Географические имена в учебной географии можно рас­сматривать не только с позиций номенклатуры, но и под уг­лом зрения топонимики как таковой, т. е. их смыслового, семантического значения. Надо ли говорить о том, насколь­ко понимание смысла, сущности географического названия могло бы способствовать не просто оживлению, но и гораз­до более осознанному восприятию учебного материала, уве­личению эмоциональной отдачи. Наши видные географы-то-понимисты уже много раз писали об этом, пропагандируя топонимические познания. И не только пропагандируя, но и реально помогая школе. Назовем хотя бы многочисленные научно-популярные работы Э. М. Мурзаева. А Е. М. Поспе­лов прямо адресовал свои пособия по топонимике и учите­лям [354], и учащимся [402]. Однако до сих пор топоними­ческие сведения используются в учебниках географии край­не слабо. В них почти нет топонимической «расшифровки» названий, кратких топонимических словариков и пр. Во вся-комслучае примеры такого рода буквально единичны.

• Что касается языка карты, как «второго языка геогра­фии» (Н. Н. Баранский), то о нем уже достаточно говорилось ранее, особенно при характеристике картографического ме­тода. Несмотря на ряд недоработок в формировании этого метода, а, следовательно, и картографического мышления в целом, мы, видимо, вправе исходить из того, что выпускник основной и полной школы имеет возможность — если не в совершенстве, то по крайней мере в достаточной степени — овладеть языком карты. Разумеется, при использовании и текстовых карт учебников, и географических атласов, и контурных карт.

Это относится как к тому элементу карты, который обра­зуют условные знаки (значки, точки, изолинии, линейные и площадные знаки и т.д.), так и к тому, который формирует­ся с помощью географических названий и составляет как бы «словарный фонд» карты. Оба эти элемента, вместе взя­тые, способствуют также формированию необходимых кар­тографических представлений.

 

Все-таки хотелось бы сослаться на дополнительное задание 6 (для удовольствия) в учебнике для X класса, где речь идет о «расшифровке» названий провинций Китая [286, с 207]. И на «каналы углубления» 72 и 99 в «Географической картине мира», где подробно рассказывается о происхождении географических названий США и Латинской Америки.

 

Вместо заключения

В середине 1997 года, когда данная книга находилась уже в стадии производства, возникла идея проведения в России новой школьной реформы. Эта идея быстро материализова­лась в виде двух главных и нескольких вспомогательных концепций — отчасти дополняющих друг друга, но отчасти и противоборствующих. Началось их обсуждение в печати, свидетельствующее о новом витке педагогизации обще­ственного мышления. Если подойти к подобным дискуссиям с максимальной степенью генерализации, можно обнару­жить довольно четкий водораздел между ярыми противни­ками и горячими сторонниками новой реформы.

Противники намечающихся реформирований полагают, что школа являет собой тот консервативный, инерционный организм, которому частая «шоковая терапия» вообще про­тивопоказана. К тому же никто не проводит школьную ре­форму в условиях экономического кризиса, хронического финансового дефицита, не прекращающихся забастовок от­чаявшихся учителей по всей стране. В этом смысле харак­терна публикация «Литературной газеты» под заголовком «Уймитесь, реформаторы!».

Сторонники новой реформы считают, что она необходи­ма и вполне своевременна. Прежде всего потому, что эконо­мический, социальный, экологический кризисы в России можно рассматривать как производные от кризиса образо­вания. Следовательно, реформу нужно начинать, не дожида­ясь полной экономической и социальной стабилизации. Именно в ней и заключается один из главных путей выхода из кризиса.

По нашему мнению, сторонники второй точки зрения более правы. В самом деле, ведь прежняя система образова­ния сложилась у нас в условиях чрезмерно индустриализи­рованного общества, закрытой экономики, совсем других социальных приоритетов. Да и реформа 1988 года, не говоря уж о «лжереформе» 1984 года, начиналась совсем в иной стране. Без серьезного реформирования школы на рубеже нового века и тысячелетия Россия не сможет начать пере­ход к постиндустриальному информационному обществу, сделать хотя бы первые шаги на пути интегрирования в ми­ровое образовательное пространство, в том числе и с по­мощью перехода к 12-летнему обучению.

Представляется, однако, что на этом пути нас подстере­гают по крайней мере две опасности.

Во-первых, это излишняя поспешность, осуществление радикальных преобразований без достаточной подготовки. Если вся страна переживает переходный период, то он в полной мере должен относиться и к сфере образования. Вот почему следует приветствовать то, что в одном из главных программных документов о реформировании среднего обра­зования в России период 1988—2000 годов назван проектно-экспериментальным, а среди его базовых критериев пере­числены эволюционность, этапность и постепенность. Не­много перефразируя знаменитую поэтическую строку, мож­но было бы определить девиз этого этапа словами: «Эволю­ционный держите шаг!».

Во-вторых, это бездумное копирование западных образ­цов, которое уже проявилось и в средней, и в высшей шко­ле. Руководители, толкающие нас на этот путь, видимо, не понимают, что мировое образовательное пространство со­стоит из большого числа региональных и национальных об­разовательных пространств, различающихся своими тради­циями, философскими подходами, наконец, уровнем разви­тия. Все это, разумеется, полностью относится и к России, как к огромному «евразийскому» пространству. Значит, во­все не обязательно безропотно следовать всем рекомендаци­ям Всемирного банка и других мировых инстанций — тем более, что до отлаженной рыночной экономики (и соответ­ствующей ей психологии) нам еще довольно далеко.

Что касается школьной географии, то вторая опасность пока, кажется, угрожает ей не так сильно. Но зато первая — в значительной мере. Об этом свидетельствует хотя бы тот

«кавалерийский наскок», который в 1997 году был предпри­нят Московским комитетом образования, вознамерившимся по существу закрыть школьную географию в VI и X клас­сах, переведя ее из федерального в школьный компонент. Не совсем еще ясно, что будет представлять собой новый базисный план общеобразовательной школы, разработан­ный Министерством общего и профессионального образо­вания РФ.

В этих условиях мы должны, что называется, «всем гео­графическим миром» встать на защиту того, что было до­стигнуто отечественной школьной географией. Ни в коем случае не отказываясь от ее совершенствования, модерниза­ции в духе времени, проводить реформы постепенно, взве­шенно, разумно, рационально. Если мы хотим не только со­хранить, но и поднять географическую культуру народа, то иного просто не дано.

 

Список литературы

1. Научная литература

1. Абрамов Л. С. Описание природы нашей страны. Развитие фи­
зико-географических характеристик. — М.: Мысль, 1972.

2. Американская география. Современное состояние и перспек­
тивы. — М.: Изд. иностр. лит-ры, 1957.

3. Анучин Д. Н. Географические работы. — М.: Географгиз, 1954.

4. Анучин В. А Теоретические основы географии. — М.: Мысль,
1972.

5. Анучин В. А Теоретические проблемы географии. — М.: Мысль,
1960.

6. Анучин В. А. Основы природопользования. Теоретический ас­
пект. — М.: Мысль, 1978.

7. Арманд Д. Л. Наука о ландшафте. — М.: Мысль, 1975.

8. Баранский Н. Н. Экономическая география. Экономическая
картография. — М.: Географгиз, 1956.

9. Баранский Н. Н. Становление советской экономической гео­
графии: Избранные труды. — М.: Мысль, 1980.

 

10. Баранский Н. Н. Научные принципы географии: Избранные
труды. — М.: Мысль, 1980.

11. Баранский Н. Н., Преображенский А. И. Экономическая кар­
тография. — М.: Географгиз, 1962.

12. Берг Л. С. Климат и жизнь. — М.: Географгиз, 1947.

13. Берлянт А. М. Геоиконика. — М.: Астрея, 1996.

14. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. — М.: Наука, 1983.

15. Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии. — М.: Нау­
ка, 1984.

16. Бромлей Ю. В. Мировая культура: традиции и современность. —
М.: Наука, 1991.

17. Будыко М. И. Глобальная экология. — М.: Мысль, 1977.

18. Бунге В. Теоретическая география. — М.: Прогресс, 1967.

19. Веденин Ю. А. Очерки по географии искусства. — СПб.: ДБ,
1997.

20. Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее
окружения. — М.: Наука, 1987.

21. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. — М.: Наука, 1989.

22. Влияние человека на ландшафт // Вопросы географии. — М.:
Мысль, 1977. — № 106.

23. Вольф М. Б., Дмитревский Ю. Д. География мирового сельско­
го хозяйства. — М.: Мысль, 1981.

24. Географические аспекты управления // Вопросы географии. —
М.: Мысль, 1978. — № 109.

25. Географические науки и районная планировка // Вопросы
географии. — М.: Мысль, 1980. — № 113.

26. География в системе наук. — Л.: Наука, 1987.

27. География на пороге третьего тысячелетия // Сб. научных
трудов. — Л.: Изд. РГО, 1995.

28. Герасимов И. П. Конструктивная география. — М.: Наука,
1976.

29. Герасимов И. П. Экологические проблемы в прошлой, настоя­
щей и будущей географии мира. — М.: Наука, 1985.

30. Герасимов И. П. Конструктивная география: Избранные тру­
ды. — М.: Наука, 1996.

31. Глобальная энергетическая проблема. — М.: Мысль, 1985.

32. Глобальная экологическая проблема. — М.: Мысль, 1988.

33. Голд Д. Основы поведенческой географии. — М.: Прогресс,
1990.

34. Горнунг М. Б. Постоянно влажные тропики. — М.: Мысль, 1984.

35. Григорьев А. А. Закономерности развития и строения геогра­
фической среды. — М.: Мысль, 1966.

36. Грицай О. В., Иоффе Г. В., Трейвиш А. И. Центр и периферия в
региональном развитии. — М.: Наука, 1991.

37. Гумилев Л. Н. Ритмы Евразии. — М.: Прогресс-Экопрос, 1993.

38. Гумилев Л. Н. Этносфера. История людей и история приро­
ды. — М.: Прогресс-Экопрос, 1993.

39. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — М.: Мишель
и К°, 1993.

40. Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры. — М.: Про­
гресс, 1988.

41. Дитмар А. Б. От Геродота до Страбона. — М.: Мысль, 1989.

42. Дмитревский Ю. Д. Африка: Очерки экономической геогра­
фии. — М.: Мысль, 1975.

43. Дмитревский Ю. Д. Очерки социально-экономической геогра­
фии. — Л.: Наука, 1990.

44. Дугин А. Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее
России. — М.: Арктогея, 1997.

45. Жекулин В. С. Историческая география. Предмет и методы. —
Л.: Наука, 1982.

46. Жекулин В. С. Введение в географию. — Л.: Наука, 1989.

47. Забелин И. М. Физическая география в современном естество­
знании. — М.: Наука, 1978.

48. Забелин И. М. Теория физической географии. — М.: Географ-
гиз, 1959.

49. Забелин И. М. Очерки истории географической мысли в СССР.
1917—1945. — М.: Наука, 1989.

50. Иваничка К. Социально-экономическая география. — М.: Про­
гресс, 1987.

51. Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о
регионах. — М.: Прогресс, 1966.

52. Исаченко А. Г. Развитие географических идей. — М.: Мысль,
1971.

53. Исаченко А. Г. Оптимизация природной среды. — М.: Мысль,
1980.

54. Каледин И. В. Политическая география. — СПб.: Изд. СПб.
университета, 1996.

55. Калесник С. В. Общие географические закономерности Зем­
ли. — М: Мысль, 1970.

56. Колосов В. А. Политическая география. Проблемы и мето­
ды. — М.: Наука, 1988.

57. Колосовский Н. Н. Теория экономического районирования. —
М.: Мысль, 1969.

58. Колосовский Н. Н. Основы экономического районирования. —
М.: Госполитиздат, 1958.

59. Комар И. В. Рациональное использование природных ресурсов
и ресурсные циклы. — М.: Наука, 1975.

60. Лаппо Г. М. Города на пути в будущее. — М.: Мысль, 1987.

61. Лаппо Г. М. География городов. — М.: Владос, 1997.

62. Лёш А. Географическое размещение хозяйства. — М.: Иностр.
литер., 1959.

63. Магидович И. П., Магидович В. И. История географических
открытий и исследований. — М.: Просвещение, 1982—1986. —
Т. 1—5.

64. Маергойз И. М. Территориальная структура хозяйства. — Но­
восибирск: Наука, 1986.

65. Маергойз И. М. Географическое учение о городах. — М.: Нау­
ка, 1987.

66. Мамай И. И. Динамика ландшафтов. — М.: Изд. МГУ, 1992.

67. Марков К. К. Избранные труды. — М.: Наука, 1986. — Кн. 1—2.

68. Машбиц Я. Г. Основы страноведения. — М.: Просвещение,
1998.

69. Минц А. А. Экономическая оценка естественных ресурсов. —
М.: Мысль, 1972.

70. Мересте У. И., Ныммик С. Я. Современная география. Вопросы
теории. — М.: Мысль, 1984.

71. Методика страноведческого исследования. Экономическая и
социальная география. — М.: Изд. МГУ, 1993.

72. Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. —
М.: Экопрос, 1995.

73. Модели в географии / Под ред. П. Хаггета и Дж. Чорли. — М.:
Прогресс, 1971.

74. Морозов Г. Ф. Избранные труды: В 3 т. — М.: Почв. ин-т. им.
Докучаева, 1994. — Т. 1.

75. Мурзаев Э. М. Топонимика и география. — М.: Наука, 1995.

76. Мухина Л. И. Принципы и методы технологической оценки
природных комплексов. — М.: Наука, 1973.

77. Мягков СМ. География природного риска. — М.: Изд. МГУ,
1995.

78. Наше общее будущее // Доклад Международной комиссии по
окружающей среде и развитию. — М.: Прогресс, 1989.

79. Наука и искусство географии. — М.: Мысль, 1989.

80. Некрасов Н. Н. Региональная экономика. — М.: Экономика,
1975.

81. Новое мышление в географии. — М.: Наука, 1991.

82. Перспективы географии // Вопросы географии. — М.:
Мысль, 1976. — № 100.

83. Перцик Е. Н. Районная планировка. — М.: Мысль, 1973.

84. Перцик Е. Н. Среда человека: предвидимое будущее. — М.|
Мысль, 1990.

85. Пивоваров Ю. Л. Современная урбанизация. — М.: Статис-j
тика, 1976.

86. Покшишевский В. В. Население и география. — М.: Мысль|
1978.

87. Природопользование. Географические аспекты // Вопрос*
географии. — М.: Мысль, 1978. — № 108.

88. Приваловская Г. А., Рунова Т. Г. Территориальная организа­
ция промышленности и природные ресурсы СССР. — М.:
Наука, 1980.

89. Реймерс Н. Ф. Экология. — М.: Россия Молодая, 1994.

90. Ресурсы, среда, расселение. — М.: Наука, 1974.

91. Рябчиков А. М. Структура и динамика геосферы, ее есте­
ственное развитие и изменение человеком. — М.: Мысль,
1972.

92. Салищев К. А. Картоведение. — М.: Изд. МГУ, 1990.

93. Саушкин Ю. Г. Экономическая география: история, теория,
методы, практика. — М.: Мысль, 1973.

94. Сдасюк Г. В. Штаты Индии. Природа, население, хозяйство,
города. — М.: Мысль, 1981.

95. Семевский Б. Н. Теоретическая экономгеография. — Л.: Нау­
ка, 1981.

96. Смирнягин Л. В. Районы США: портрет современной Амери­
ки. — М.: Мысль, 1989.

97. Советская география // Сб. научных трудов. — Л.: Наука, 1984.

98. Сочава В. Б. Введение в учение о геосистемах. — Новоси­
бирск: Наука, 1978.

99. Страноведение: состояние и задачи // Вопросы географии. —
М.: Мысль, 1981. — № 116.

 

100. Теоретические аспекты географии // Вопросы географии. —
М.: Мысль, 1984. — № 122.

101. Теоретические проблемы экономической географии // Во­
просы географии. — М.: Мысль, 1974. — № 109.

102. Топонимика на службе географии // Вопросы географии. —
М.: Мысль, 1979. — № ПО.

103. Хаггет П. Пространственный анализ в экономической гео­
графии. — М.: Прогресс, 1968.

104. Хаггет П. География: синтез современных знаний. — М.:
Прогресс, 1979.

105. Харвей Д. Научное объяснение в географии. — М.: Про­
гресс, 1974.

106. Хорев Б. С. Проблемы городов. — М.: Мысль, 1975.

107. Хорев Б. С. Территориальная организация общества. — М.:
Мысль, 1981.

108. Человек, общество, окружающая среда. •— М.: Мысль, 1973.

109. Экономическая и социальная география // Вопросы геогра­
фии. — М.: Мысль, 1980. — № 115.

2. Научно-справочная литература

110. Алаев Э. Б. Социально-экономическая география: Понятийно-
терминологический словарь. — М.: Мысль, 1983.

111. Африка: Энциклопедический справочник. — М.: Сов. энцик­
лопедия, 1986, 1987. — Т. 1,2.

112. Брук СИ. Население мира: Этнодемографический справоч­
ник. — М.: Мысль, 1986.

113. Географические названия: Географический энциклопедиче­
ский словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1986.

114. Понятия и термины: Географический энциклопедический
словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1988.

115. Города России: Энциклопедия. — М.: Большая Рос. энцикло­
педия, 1994.

116. Демографический энциклопедический словарь. — М.: Сов.
энциклопедия, 1985.

117. Иллюстративный энциклопедический словарь. — М.: Боль­
шая Рос. энциклопедия, 1995.

118. Краткая географическая энциклопедия. — М.: Сов. энцикло­
педия, 1960—1966. — Т. 1—5.

119. Латинская Америка: Справочник. — М.: Политиздат, 1990.

120. Латинская Америка: Энциклопедический справочник. — М.:
Сов. энциклопедия, 1979, 1982. — Т. 1,2.

121. Лес России: Энциклопедия. — М.: Большая Рос. энциклопе­
дия, 1995.

122. Народы России: Энциклопедия. — М.: Большая Рос. энцик­
лопедия, 1994.

123. Народы мира: Историко-географический справочник. — М.:
Сов. энциклопедия, 1988.

124. Народонаселение: Энциклопедический словарь — М.: Боль­
шая Рос. энциклопедия, 1994.

125. Население мира: Демографический справочник. — М.:
Мысль, 1989.

126. Никонов В. А. Краткий топонимический словарь. — М.:
Мысль, 1966.

127. Охрана ландшафтов: Толковый словарь. — М.: Прогресс, 1982.

128. Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эм­
блематики. — М.: Международные отношения, 1994.

129. Реймерс Н. Ф., Яблоков А. В. Словарь терминов и понятий,
связанных с охраной живой природы. — М.: Наука, 1982.

130. Реймерс Н. Ф. Природопользование: Словарь-справочник. —
М.: Мысль, 1990.

131. Советский энциклопедический словарь / Отв. ред. А.М.Про­
хоров. — М.: Сов. энциклопедия, 1983.

132. Современные Соединенные Штаты Америки: Энциклопеди­
ческий справочник. — М.: Политиздат, 1988.

133. Страны Африки: Политико-экономический справочник. —
М.: Политиздат, 1988.

134. Страны мира: Справочник. — М.: Республика, 1997.

135. Толковый словарь по охране природы. — М.: Экология, 1995.

136. Хроника человечества. — М.: Большая Рос. энциклопедия,
1996.

137. Четырехъязычный энциклопедический словарь терминов по
физической географии
/ Сост. И. С. Щукин. — М.: Большая
Сов. энциклопедия, 1980.

138. Экологический словарь. — М.: Недра, 1993.

139. Энциклопедический словарь географических терминов /
Отв. ред. С. В. Калесник. — М.: Большая Сов. энциклопедия,
1968.

3. Научно-популярная литература

140. Авакян А. Б., Салтанкин В. П., Шарапов В. А. Водохранилища
мира. — М.: Мысль, 1987.

141. Арманд Д. Л. Нам и внукам. — М.: Мысль, 1966.

142. Асоян Б. Р. Все еще удивительная Африка. — М.: Мысль, 1987.

143. Бабаев А. Г., Дроздов Н. Н., Зонн И. С., Фрейкин 3. Д. Пусты­
ни. — М.: Мысль, 1986.

144. Баландин Р. К., Бондарев Л. Г. Природа и цивилизация. —
М.: Мысль, 1988.

145. Берлянт А. М. Образ пространства: карта и информация. —
М.: Мысль, 1986.

146. Блон Жорж. Великий час океанов. — М.: Славянка, 1993. —
Т. 1—2.

147. Бромлей Ю. В., Подольный Р. Г. Создано человечеством. —
М.: Политиздат, 1984.

148. Бромлей Ю. В., Подольный Р. Г. Человечество — это наро­
ды. — М.: Мысль, 1990.

149. Букштынов А. Д., Грошев Б. И., Крылов Г. В. Леса. — М.:
Мысль, 1981.

150. Верн Жюль. История великих путешествий. — М.: Терра,
1993. — Кн. 1—3.

151. Весенский В. Огни больших городов: Очерки о Латинской
Америке. — М.: Мысль, 1990.

152. Войлошников В. Д., Войлошникова Н. А. Книга о полезных
ископаемых. — М.: Недра, 1991.

153. Войткевич Г. В. Возникновение и развитие жизни на Зем­
ле. — М.: Наука, 1988.

154. Гаврилов В. П. Путешествие в прошлое Земли. — М.: Недра,
1986.

155. Гаврилов В. П. Черное золото планеты. — М.: Недра, 1990.

156. Гвоздецкий Н. А., Голубчиков Ю. Н. Горы. — М.: Мысль, 1987.

157. Геевский И. А., Сетунский Н. К. Американская мозаика. —
М: Политиздат, 1991.

158. Григорьев А. А., Кондратьев К. Я. Космическое землеведе­
ние. — М.: Наука, 1985.

159. Громковская Л. Л. Сто первый взгляд на Японию. — М.:
Наука, 1991.

160. Гусева Н. Р. Многоликая Индия. — М.: Наука, 1980.

161. Данилов С. Ю., Черкасов А. И. 12 лиц Канады. — М.: Мысль,
1987.

162. Дикарев А. Д., Лукин А. В. Три путешествия по Китаю. — М.:
Молодая Гвардия, 1989.

163. Долгушин Л. Г., Осипова Г. Б. Ледники. — М.: Мысль, 1989.

164. Дроздов Н. Н. Полет бумеранга. — М.: Мысль, 1988.

165. Ефремов Ю. К. Природа моей страны. — М.: Мысль, 1985.

166. Железнова И. Л., Лебедев И. А. Еще одно открытие Австра­
лии. — М.: Мысль, 1989.

167. Забелина Н. М. Национальный парк. — М.: Мысль, 1987.

168. Залогин Б. С. Океан человеку. — М.: Мысль, 1983.

169. Заповедными тропами. — М.: Просвещение, 1988.

170. Исаченко А. Г., Шляпников А. А. Ландшафты. — М.: Мысль,
1989.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных