Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия Л. Фейербаха и К. Маркса: поворот к материализму.




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЯДЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«МИФИ»

Реферат на тему:

"Философия марксизма и марксизма-ленинизма"

Выполнил

Студент Группы Ф04-02Б

Брылкин Д.К.

Проверил

Доцент Кафедры Философии

Новохатько А. Г.

 

МОСКВА

2016 г.

 

Содержание:

1. Философия Л. Фейербаха и К. Маркса: поворот к материализму.

1) Жизнь и труды Л. Фейербаха.

2) Аргументы в пользу материализма и атеизма.

3) Жизнь и труды К. Маркса.

4) Отличия философии истории Маркса и Гегеля.

5) Теория общественно-экономических формаций: понятия базиса и надстройки.

6) Проблема интеллектуального труда.

7) Теория классовой борьбы.

8) Анализ теорий диктатуры пролетариата, неизбежности революции и прибавочной стоимости.

9) Критика религии.

10) Теория познания: практика как критерий истины.

11) Марксизм как догма.

 

2.Философия диалектического материализма.

1) Жизнь и труды Ф. Энгельса.

2) Основная идея Диалектики природы и функции философии.

3) Основной вопрос философии.

4) Жизнь и труды В. И. Ленина.

5) Одержимость только одной идеей.

6) “Обожествление” материализма.

7) Принцип скачка.

8) Структура процесса познания.

9) Философия в СССР: общая характеристика диалектического и исторического материализма.

 

Философия Л. Фейербаха и К. Маркса: поворот к материализму.

Не Бог человека, а человек Бога создал по образу и подобию своему

(Л. Фейербах).

Философы различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его

(К.Маркс).

Жизнь и труды Л. Фейербаха. Людвиг Фейербах (1804-1872) – немецкий философ, материалист и атеист родился в семье известного криминалиста, у него было три брата, в 19 лет он окончил гимназию и поступил в Гейдельбергский университет. Со второго курса Фейербах учился в Берлинском университете, где слушал лекции Гегеля. В 25 лет он становится приват-доцентом, читает лекции по философии Гегеля в Эрлангенском университете. В работе Мысли о смерти и бессмертии Фейербах объявил, что бессмертным может быть лишь человечество, а индивид смертен. Эта мысль, а так же отрицание Бога, атеизм закрыли философу преподавательскую карьеру, он жил в одиночестве, в деревне и умер в нищете всеми забытый. Основные работы К критике гегелевской философии, Лекции о сущности религии, Сущность христианства.

Аргументы в пользу материализма и атеизма. Фейербах выступил резко против идеализма: Гегель начал с понятия бытия, или с абстрактного бытия; так почему бы не начать с самого бытия, т.е. реального бытия? Гегель отложил в сторону основы и естественные причины, спекуляция, выходящая за пределы человеческого, тщетна. Поэтому – философия не наука о развитии Духа, а наука о действительности, природе, законах развития живого, действительного человека. Истина есть жизнь, а не мысль, остающаяся на бумаге. Идеализм следует отвергнуть в пользу материалистического понимания мира. Наше сознание, мышление являются продуктом вещественного, телесного органа, мозга. Не материя продукт Духа, а Дух – высший продукт материи. Фейербаха интересует не идея человечества, а реальный человек, который, прежде всего – природа, тело, чувственность и потребности. Единственно существующими реальностями являются природа и человек. Человек есть часть природы, природа (материя) вечна и бесконечна.

Другая проблема, которую исследует Л. Фейербах в работе Сущность христианства – проблема религии: моей первой мыслью был Бог, второй – разум, третьей и последней человек. Как и Гегель, Фейербах принимает единство конечного и бесконечного. Однако это единство реализуется в человеке, а не в Боге и не в Абсолютной Идее. Не Бог создал человека, а человек – Бога. По причине страстного желания избавиться от страха перед окружающим миром. В религии человек раздваивается в самом себе: Бог – бесконечное, человек – конечное существо; Бог совершенен, человек несовершенен; Бог вечен, человек смертен; Бог всемогущ, человек бессилен; Бог свят, человек греховен. В религии человек может найти некоторое утешение: Бог – это слеза любви, упавшая в самую потаённую глубь человеческой души, где покоится тайна её бессилия и ничтожества. Другой причиной появления религии является инфантильная потребность человека в постоянной опеке, верить надо не в Бога, а в самого себя, в свои силы, судьба людей зависит не от существа вне его, а от него самого. Не верующие люди, а думающие, не молящиеся, а работающие, не стремящиеся в занебесье, а изучающие мир посюсторонний, не христиане – полуживотные и полуангелы, а люди во всей полноте. В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвигает теорию антропологического материализма. Теологию следует заменить антропологией.

Жизнь и труды К. Маркса. Материализм и атеизм Л. Фейербаха будет развивать немецкий философ истории и экономист Карл Маркс (1818-1883), но, в отличие от Л. Фейербаха, он унаследует некоторые положения философии Гегеля. Маркс родился в семье адвоката, окончил лицей, в Берлинском университете изучал философию Гегеля. Маркс занимался журналистикой, под влиянием Фейербаха написал Критику гегелевской философии права. В 1844 году были написаны Экономическо-философские рукописи, во Франции Маркс изучал теорию социализма, встретил Фридриха Энгельса, который был управляющим фабрикой в Манчестере. Через него он начал знакомиться с положением рабочих Англии. Он был потрясён ужасающей жестокостью промышленной системы в Англии. Маркс принимал участие во французской и немецкой революциях 1848 года. Спасаясь от реакции, жил с 1849 года в Лондоне, задавленный бедностью, болезнью, смертью детей, но продолжал неутомимо работать. Стимулом для его работы всегда была надежда на социальную революцию, если не во время его жизни, то в будущем. Основные работы Маркса Святое семейство, Тезисы о Фейербахе, Манифест Коммунистической партии (в соавторстве с Энгельсом), главное его произведение Капитал.

Отличия философии истории Маркса и Гегеля. Хоть Маркс открыто объявил себя гегельянцем, в некоторых положениях он расходился с Гегелем, критика Гегеля определила всё учение Маркса. Маркс, как и Фейербах – материалист, историю надо понимать материалистически. Юридические и политические институты не могут быть объяснены ни из самих себя, ни из развития духа, ибо они суть следствия материальных условий жизни, которые он называет гражданским обществом. Не гегелевский Дух, сознание определяет бытие, а бытие, условия жизни определяют сознание человека. Движущей силой является отношение человека к материи, наиболее важной частью которого является способ производства. Материализм Маркса на практике превращается в экономическую теорию. В основе жизни людей всегда лежали экономические отношения. Всё что связано с духовным производством (религия, наука, философия, искусство) вторично, выводимо из базиса, способа производства.

Во-вторых, если Гегель узаконил существующую реальность – Прусское государство, то Маркс был потрясён несправедливостью промышленной системы Англии ХIХ века. Эксплуатация детского и женского труда, отсутствие социальных гарантий, всё свидетельствовало о несправедливости. Маркс решил, что система, вероятно, будет развиваться от свободной конкуренции к монополии и что несправедливость неизбежно породит движение протеста в пролетариате. Если Л. Фейербах, критикуя Гегеля, вместе с водой выплеснул и ребёнка, т.е. отказался от диалектической формулы, то К.Маркс сохраняет диалектику. Для меня идеальный элемент – не что иное, как элемент материальный, перенесённый в человеческий ум… Чтобы отделить рациональный момент от мистического вздора, надо поставить диалектику с головы на ноги. В истории мы имеем дело с одной триадой. До-классовое первобытное общество (Тезис), классовое рабовладельческое общество в разных формах (феодализм, представленный землевладельцем; капитализм, представленный промышленным работодателем) (Антитезис). Далее возвращение на новом витке спирали развития к бесклассовому коммунистическому обществу (Синтез). Диалектика даёт не только понимание реального исторического процесса, но и неизбежность столкновения новых форм жизни с существующим положением вещей. Диалектика как закон исторического развития выражает неизбежность перехода от капитализма к коммунизму, кладущему конец частной собственности, эксплуатации и отчуждению. Такой подход К. Поппер называет историцизмом. Призрак ходит по Европе – призрак коммунизма. Маркс верил в рациональную формулу, объемлющую развитие человечества, верил он и в истинность своего учения.

В-третьих, философия должна стать философией практического действия: философы лишь различным образом объясняли мир, задача же в том, что бы изменить его. У Гегеля субъекты истории есть предикаты мистического Духа, зависят от него. Маркс же вслед за Л. Фейербахом считал, что не религия создаёт человека, а человек религию, не конституция – народ, а народ создаёт конституцию. Теория становится революционной силой, когда она овладевает массами людей. У Маркса творцом истории должен был стать эксплуатированный пролетариат, отсюда знаменитый тезис: пролетарии всех стран объединяйтесь.

Теория общественно-экономических формаций: понятия базиса и надстройки. Маркс писал в Немецкой идеологии: известна одна наука, наука истории. Он впервые предсказал, что когда-нибудь естественные и гуманитарные науки сольются в единую науку истории. Философия истории Маркса есть теория развития общественно-экономических формаций. Как и Гегель, Маркс считал, что мир развивается согласно диалектической формуле, но был полностью не согласен с Гегелем в том, что касается движущей силы этого развития. Гегель верил в Дух, который заставляет человеческую историю развиваться согласно стадиям диалектики. Почему Дух должен проходить через эти стадии, неясно. Б. Рассел иронизировал: есть соблазн предположить, что Дух пытается понять Гегеля и на каждой стадии поспешно объективирует то, что уже прочитал. Маркс сохраняет фатальность: диалектика как закон исторического развития выражает неизбежность перехода от капитализма к коммунизму, кладущему конец эксплуатации и отчуждению. Согласно теории общественно-экономических формаций, типов цивилизаций, движущей силой истории является материальная причина – изменение базисных производственных отношений. Существует три типа цивилизации или общественно-экономических формаций: рабовладельческая и феодальная (аграрный способ производства); капитализм (индустриальный способ производства) и социализм (государственная собственность на землю и капитал). Люди неизбежно ограничены определённым уровнем развития производительных сил. В производстве условий социальной жизни, люди вступают в необходимые отношения, не зависящие от их воли. Эти отношения образуют экономическую структуру общества, способ производства. Развитие цивилизации происходит тогда, когда наступает конфликт, противоречие производительных сил (люди) и производственных отношений (технологии). Эти отношения называются базисными, потому что они первичны. Над базисом есть надстройка, результат способа производства, формы общественного сознания: искусство и религия, право и политика, наука и философия. Это отношения, которые надстраиваются над базисом экономических отношений. Изменения в базисе провоцируют изменения в надстройке.

Проблема интеллектуального труда. Сущность человека – в его продуктивной деятельности. Труд превратил обезьяну в человека, скажет Ф. Энгельс. Сначала человек создавал средства, удовлетворяющие его жизненные потребности, но одна удовлетворённость рождает другую: закон возвышения потребностей. Нужды растут, и семья перерастает в общество. Растущее население и потребительский спрос ведут к разделению труда. Выделение интеллектуального труда становится социальной основой иллюзии, что сознание, духовное, есть нечто нематериальное и над историческое. С другой стороны, это основа для возникновения класса людей, живущих трудом других людей. Идеи, доминирующие в определённую эпоху, суть всегда идеи господствующего класса. Эстетика и художественные формы сознания как формы идеологии должны были отражать отошедшие в прошлое формы производства. Но мы видим, что многие творения не устаревают и это говорит об автономии духа. Термины буржуазное и пролетарское искусство ушли в небытие. С другой стороны, Маркс считал, что любовь к вечному характерна для класса, имеющего досуг, живущего трудом других. Но был ли, например, Спиноза господином, имеющим досуг? Почему, идеи, доминирующие в определённую эпоху, идеи господствующего класса?

Теория классовой борьбы. В Капитале Маркс излагает теорию классов и классовой борьбы. Гегель мыслил о нациях как о носителях диалектического движения, Маркс заменил их классами. История любого общества – это история борьбы классов. Свободные и рабы, патриции и плебеи, бароны и крепостные, угнетённые и угнетатели не прекращают борьбы. Во времена Маркса осталось два класса: буржуазия и пролетариат. Первые – владельцы частной собственности, вторые – те, у кого её нет, а потому они вынуждены продавать свою рабочую силу. По закону диалектики, если буржуазия составляет внутреннее противоречие феодализма, то пролетариат – динамит внутри буржуазии. Маркс обосновывает неизбежность победы пролетариата, с триумфом пролетариата должно возродиться человечество. Концентрация власти в руках пролетарского государства должна стать промежуточным звеном при переходе от буржуазного общества с его антагонизмами к ассоциации свободного развития каждого как условия свободного развития всех.

Анализ теорий диктатуры пролетариата, неизбежности революции и прибавочной стоимости. Классовая теория привела к теории диктатуры пролетариата, тем самым, на практике Маркс оказался сторонником политики силы. Идеал гармонии превратился в войну, диктатуру и навязывание одной идеологии. Во-вторых, не сбылось пророчество Маркса о том, что капитализм обрекает на абсолютную нищету большую часть трудящихся, поэтому неизбежна революция, которая сначала произойдёт в экономически развитых странах, а не в России (Маркс всегда презирал славян). Техническая эволюция производства приведёт к росту противоречий, но капитализм смог эволюционировать и без революций. Развитие технологий и разделение труда требовали интеллектуального обогащения действующих субъектов. С расширением мировосприятия сопряжена неолитическая революция (ум скотовода отличается от ума охотника). Но и рабовладельцу (как и рабу) не понять тактику феодальной эксплуатации, а ранние капиталисты не видели практического смысла в системе социальных защит (затраты на обучение, помощь бедным). В-третьих, не верны теории прибавочной стоимости и стоимости товара. Не на фабриках определяется стоимость товара, а там, где встречаются производитель и потребитель, на рынке. Рынок устанавливает конечную стоимость. Маркс догматически настаивал на тезисе: лишь труд рабочего детерминирует товар, наделяя его ценностью. Значит, всё чего не касались руки рабочего: земля и чистая вода, золото и минералы, наконец, красивое тело – ценности не имеют. Из ценообразующих факторов исключался труд тех, кто организует производство и распределение материальных ценностей.

Критика религии. Маркс развивает тезис Л. Фейербаха теология – это антропология до тезиса религия есть опиум для народа. Фейербаху удалось, по мнению Маркса, вывести сущность религии из сути человека, но, почему человек создаёт религию? Отчуждение человека от собственного бытия создаёт почву для переноса нереализованных его потребностей в сферу воображаемого, божественного. Следовательно, что бы преодолеть религиозное отчуждение, мало упразднить религию, необходимо изменить условия, порождающие небесные химеры. Фейербах “застрял” на абстрактном индивиде. Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. То есть религиозные чувства – тоже социальный продукт. Государство и общество порождают религию и тип сознания, воспринимающего мир перевёрнутым. Религиозное убожество – это, в одном смысле, выражение реального убожества, в другом – протест против реальных бед. Задача философии – в разоблачении форм религиозного самоотчуждения, в показе их земной основы. Поэтому критика неба переходит в критику земли, критика религии – в критику права, критика теологии – в критику политики. Значит, по мере эволюции общества необходимость в религии должна исчезнуть.

Теория познания: практика как критерий истины. Из понимания философии как философии практики вытекала теория познания, истины. Вопрос о том принадлежит ли объективная истина человеческому познанию, есть вопрос не теории, но практики. Практика есть критерий истины. Субъект не пассивен, а деятелен, познание есть процесс овладения вещами. Субъект и объект находятся в постоянном диалектическом процессе взаимной адаптации. Познание не есть пассивное созерцание сквозь призму ощущений, процесс, который в действительности имеет место – это процесс овладения вещами. В Тезисах о Фейербахе Маркс пишет: вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Истина, то есть реальность, и сила мышления должны быть продемонстрированы на практике. С одной стороны, процесс познания диалектичен, следовательно, бесконечен, развитие осуществляется по спирали, когда каждая последующая стадия снимает в себя все предыдущие. С другой стороны, Маркс, как и Гегель, верил в абсолютную истинность своего учения о неизбежности перехода капитализма в коммунизм. В.И. Ленин напишет: учение Маркса всесильно, потому что оно верно.

Марксизм как догма. Для меня будет желательным любое критическое суждение, писал Маркс в предисловии к Капиталу. Вместо критического рассмотрения текстов Маркса как научных возникло отношение к ним подобным религиозному. Маркс изменил экономическую науку, но он абсолютизировал экономический фактор. Возможно и обратное влияние, например, религиозного фактора на экономический (М. Вебер). Самым тяжким наследием догматической трактовки Маркса стали авторитарные практики, тоталитарное закрытое общество в СССР.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных