Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия диалектического материализма.




Нельзя гладить по головке никого: могут откусить руку. Следует разить наповал без пощады (В.И.Ленин).

Диалектика даёт естествознанию понимание законов природы и её общих связей (Ф. Энгельс).

Жизнь и труды Ф. Энгельса. Немецкий философ Фридрих Энгельс (1820-1895) родился в семье фабриканта. Учился в школе, гимназии, за год до окончания гимназии, по настоянию отца занялся изучением коммерческого дела. Философию изучал самостоятельно, посещал лекции в Берлинском университете. С 1844 года был другом и соратником Маркса, с которым они создали первую международную коммунистическую организацию – Союз коммунистов и первый программный документ международного коммунистического движения Манифест Коммунистической партии, в котором был знаменитый девиз пролетарии всех стран, соединяйтесь! Энгельс был фабрикантом и помогал Марксу материально. Основные произведения Энгельса Анти-Дюринг, Диалектика природы, Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии.

Основная идея Диалектики природы и функции философии. Если диалектика была для К. Маркса методом понимания истории и общества, то Энгельс под влиянием эволюционных идей применил диалектику к природе. В работе Диалектика природы Энгельс утверждает, что диалектика даёт естествознанию понимание законов природы и её общих связей, в природе всё подчиняется трём законам диалектики: закону меры, закону противоречия и закону отрицания отрицания. Энгельс приводит бесчисленные примеры, в растительном мире, и в животном, в геологии, математике, истории, философии, несмотря на борьбу и сопротивление, всё обязано подчиниться этим законам. Диалектика есть наука о наиболее общих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. Например, Д.И. Менделеев, применив бессознательно гегелевский закон о переходе количества в качество, совершил научный подвиг. Другим примером является закон развития эмбриона, овёс тоже растёт по Гегелю. Дарвиновская теория естественного отбора и выживания наиболее приспособленных также выступал для Энгельса одной из важнейших иллюстраций закона перехода количества в качество. Возникновение нового качества определяется моментом, когда представители различных групп уже не могут скрещиваться между собой. Так появляются новые виды. Энгельс писал: вот вечный круговорот, в котором каждая конечная форма существования материи – безразлично, солнце или туманность, отдельное животное или животный вид, химическое соединение или разложение – одинаково преходяща, и в котором ничто не вечно, кроме вечно изменяющейся, вечно движущейся материи и законов её движения и изменения.

Основной вопрос философии. Во-вторых, в философии есть две главные проблемы. Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Философы делятся на два лагеря сообразно тому, как они отвечают на этот вопрос: идеалисты, считающие, что Дух существовал прежде природы, и материалисты которые основным началом считали природу. Вопрос об отношении мышления к бытию имеет ещё и другую сторону: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о мире составлять верное отражение действительности?

В-третьих, Энгельс на основании теории форм движения материи строит классификацию наук (механика и физика, химия и биология, история) и предлагает знаменитое определение жизни. Жизнь есть способ существования протеиновых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел. Жизнь есть специфическая форма движения, своеобразные вихри, ещё Гегель определял жизнь как увековеченный химический процесс, а Лавуазье – как химическую функцию или медленное горение. Энгельсу указывал на термодинамический: жизнь существует как постоянный обмен веществ (метаболизм и гомеостаз) и информационный (воспроизводство) аспекты понимания живого. Философ акцентирует внимание и на противоречии живого: ещё древние греки говорили, что жить – значит умереть.

В-четвёртых, Ф. Энгельс выдвигает трудовую теорию антропосоциогенеза. Энгельс дополнил теорию Дарвина, раскрыв социальные аспекты проблемы происхождения человека, связав воедино природное и социальное в человеке. Не имея эмпирических данных и опираясь, в основном, на умозрительные экстраполяции, Энгельс высказывает идею о неизбежности борьбы между соседними стадами человеческих предков и наделяет первобытные орудия не только функцией охоты, но и функцией оружия. Стадо обезьян дочиста поедало пищу в его районе, кочевало с места на место и вступало в борьбу с соседними стадами, добиваясь нового, богатого кормом, района. Орудия представляли собой орудия охоты и одновременно являлись оружием. По Энгельсу в антропосоциогенезе было два скачка: орудийная деятельность, хождение на двух ногах и возникновение языка.

 

 

Жизнь и труды В. И. Ленина. В СССР с конца 20-х годов и до начала 90-х государственно обязательна была одна философская система, появившаяся как синтез философии К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, она называлась марксизм-ленинизм. В философских словарях писали, что марксизм-ленинизм, научная идеология рабочего класса, целостная и развивающая система философских, экономических и социально-политических взглядов. Марксизм-ленинизм выступает методологической основой познавательной деятельности и революционного утверждения новых, высших форм общественного устройства. Владимира Ильича Ленина (Ульянова) (1870-1924) вряд ли можно назвать философом, он написал только одну философскую работу Материализм и эмпириокритицизм, Философские тетради, конспекты и выписки из книг были опубликованы после смерти Ленина. Все его философские положения были объявлены в СССР абсолютной истиной. Возможно, одно событие определило всю жизнь Ленина – старший брат Александр был казнён за покушение на царя. Ленин пришёл к убеждению: нужно идти другим путём, дело не в царе, необходима революция, которая изменит существующий строй. В октябре 1917 года Ленин возглавил пролетарскую революцию, стал диктатором всей России. Но справедливости ради следует сказать, что Ленин всё же пришёл к выводу, что необходимы рыночные механизмы в экономике, но реформы прекратились после его смерти в 1924 году.

Одержимость только одной идеей. Одна важная черта, согласно русским философам В.В. Зеньковскому и Н.О. Лосскому характеризует Ленина как философа: одержимость только одной идеей. Ум Ленина никогда не был свободным, находясь всецело под властью одной идеи, одной мысли. Ленин верил, что учение Маркса о победе пролетариата и построении социализма абсолютно верно. Всё, что было вне позиции Маркса, его не интересовало. Ленин был защитником марксизма и материалистического понимания истории и с нескрываемым презрением относился ко всякой метафизике. В философии истории Ленин раз на всю жизнь принял построения Маркса – и уже ничто вне них его не интересовало. Всё, что соответствует позиции диалектического материализма – принимается, всё, что нет – отбрасывается. Ленин вёл яростную борьбу против идеализма. Трансцендентализм с его учением о первичности порядка идей внушает Ленину ужас и отвращение – это есть чистейшая философия поповщины.

“Обожествление” материализма. Н.А. Бердяев писал: марксисты-ленинисты наделяют материю божественными свойствами. Ленин боролся против эмпириокритицизма (от греч. опыт и критика), философского течения оказавшего огромное влияние на философов и учёных в начале ХХ века. Главным представителем этого направления был немецкий философ и физик, последователь Юма Эрнст Мах (1838-1916). Мах попытался опровергнуть тезис, что наука может знать всё. Законы природы являются лишь обобщением множества случаев опыта. Только такой опыт и существует, обобщение – не более чем созданные человеком идеи, не имеющие независимого существования. Не существуют абсолютные пространство и время, есть только наши измерения. Нет и атома, никто не видел и не измерил атом, есть гипотезы, которые работают, работает и понятие атом. То, что мы называем материей, есть определённая связь элементов (ощущений). Ленин яростно критиковал Маха за субъективно-идеалистический подход, возвращению к Беркли. Вслед за Энгельсом Ленин повторяет, что все философы делятся на материалистов, идеалистов и агностиков. Для материалистов, говорит Ленин, материя, природа, физическое бытие есть первичное. Дух, сознание, ощущение, психическое – вторичное. Для идеалистов, наоборот, дух есть первичное. Агностики отрицают познаваемость мира. Материя (от лат. вещество) есть, согласно знаменитому определению Ленина, философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени. Единственное свойство материи быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания. Отличие диалектического материализма от агностицизма и идеализма Ленин иллюстрирует следующей фразой. Электрон так же неисчерпаем, как и атом; природа бесконечна, но она бесконечно существует, и это то единственно категорическое, единственно безусловное признание её существования вне сознания и ощущения человека и отличает диалектический материализм от релятивистического агностицизма и идеализма. Но разве духовные реальности не объективны и не существуют вне нашего сознания?

Принцип скачка. Далее Ленин пишет о самодвижении материи, этот принцип вытекает из учения о сущности диалектики. Сущностью диалектики является учение о единстве противоположностей, борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна. Ленин привносит в диалектику принцип скачков. Центральность идеи скачка, т.е. революционного перехода к диктатуре пролетариата, определяет всю философскую позицию Ленина: всё, что может затормозить или устранить скачок к диктатуре пролетариата, тем самым не истинно. Весь пафос скачка – изменить бытие – по завету Маркса. Скачки, т.е. революционные перерывы постепенности должны быть не только в истории, но и в природе. Согласно Ленину, Гегель не сумел понять диалектического перехода от материи к движению, от материи к сознанию. Материалистическое устранение дуализма духа и тела, учил Ленин, состоит в том, что дух не существует независимо от тела, что дух есть вторичное, функция мозга.

Структура процесса познания. В-третьих, Ленин излагает теорию познания. Структура познавательного процесса, согласно формуле Ленина следующая: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Вещи в себе становятся вещами для нас, практика превращает вещи в себе в вещи для нас. В философии диалектического материализма формула Ленина получила следующее выражение. Живое созерцание есть предметно-чувственная деятельность человека, реализующаяся в трёх формах: ощущение, восприятие и представление. Ощущение есть непосредственная связь с объектом, субъективный образ объективного мира. Комбинация ощущений в мозге приводит к восприятию. На уровне представления познание идёт дальше восприятия, представить можно то, что не воспринимается. Формами абстрактного мышления являются понятие, суждение и умозаключение. Но все абстракции должны проходить проверку практикой, начинается новый виток.

Философия в СССР: общая характеристика диалектического и исторического материализма. В СССР была принята одна философия – диалектический и исторический материализм. Во-первых, философия в СССР была объявлена единственно истинной, все иные философские концепции назывались буржуазными, их надо было критиковать. Представители свободной мысли были изгнаны, либо должны следовать установленным принципам. В одной типично бесцветной, но характерной книге Основные моменты диалектического процесса познания написано следующее. Как можно было бы говорить о революционном преображении мира, если стать на точку зрения теорий, отрицающих возможность правильного познания мира? Согласно В.В. Зеньковскому, в этой фразе характерно выступают все основные черты советской философии, у неё один критерий истины – это защита революционного преобразования мира. Не было свободного обсуждения философских вопросов, вся энергия была направлена на изгнание того, что отличается от генеральной линии. Кибернетика была объявлена буржуазной лженаукой, принцип неопределённости – принципом идеализма. Дошло до того, что был даже отменён закон отрицания отрицания, ведь согласно закону, всё и даже социализм должен подвергаться отрицанию. Тексты Маркса-Энгельса-Ленина были объявлены священными, необходимо было всё согласовывать с цитатами из этих текстов.

Поэтому, во-вторых, государственный атеизм был на самом деле верой в другого Бога. Храм Христа Спасителя разрушали не для того, что бы построить бассейн, а чтобы возвести новый храм – Дворец Советов, Бога-Отца заменяли бородатым Марксом, Бога-Сына – Лениным.

В-третьих, философия в СССР представляла собой определённую попытку объяснить мир. Всё, что существует реально, существует материя-энергия и сознание, которое идеально. Материя развивается в соответствии со всеобщими диалектическими законами развития. Отсюда вытекает гносеология реализма, возможности познания, того, что существует до, вне и независимо от сознания. Онтология основана на идее существования материи-энергии, идеального сознания и бесконечного развития.

Наконец, существуют общие объективные законы истории, исторический материализм в основном следовал философии истории Маркса.

 

Список использованной литературы:

К.Маркс - "Капитал"

К.Маркс - "Критика готской программы"

К.Маркс - "Манифест коммунистической партии"

К.Маркс - "К критике гегелевской философии права"

Ф.Энгельс - "Анти-Дюринг"

Ф.Энгельс - "Диалектика природы"

В.И.Ленин - "Материализм и эмпириокритицизм"

Гегель - "Философия права"

Гегель - "Наука логики"

Фейербах - "Мысли о смерти и бессмертии"

Фейербах - "К критике гегелевской философии"

Фейербах - "Сущность христианства"

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных