ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Требования к мастеру как учителю и воспитателю молодежиОдним из важнейших требований - качеств, которыми должен обладать мастер производственного обучения является его нравственный облик, интеллигентность. Интеллигентность - это не только проявление внешней культуры, начитанность, вежливость, это качество личности человека. Это мировоззрение, система взглядов и проявлений личности, в основе которых гуманный приоритет во всем. Это естественное состояние нравственного человека. Особенно необходимо это качество воспитателю в наше время, когда так остро стоят проблемы формирования личности, нравственности, общечеловеческих ценностей подрастающего поколения. Профессиональное мастерство. Реальные умения, производственный и жизненный опыт может передать своим воспитанникам только мастер, который сам в совершенстве владеет профессиональным мастерством. Мастер для учащихся – это представитель избранной профессии, образец для подражания. Педагогическое призвание, культурный уровень. Любовь к молодежи, призвание к педагогической деятельности, желание глубоко освоить свою профессию – качества присущие мастерам ПО. Если мастер умеет понимать своих учеников, испытывает радость и внутреннее удовлетворение от учебно-воспитательной работы, то это означает, что у него есть педагогическое призвание. Лучшие мастера – это, как правило, эмоциональные, энергичные, активные люди, любящие свое дело и своих учеников. Переживающие их успехи и неудачи. Высокий уровень общей культуры и кругозор. Большое значение эрудиция мастера имеет для организации внеклассной воспитательной работы, где широта интересов и кругозор мастера помогают подсказать учащимся интересные дела. Курс ПО нельзя вести не привлекая данные смежных дисциплин, сведения, факты и примеры из повседневной жизни, из разных областей знаний. Мастер должен быть знаком с произведениями художественной и научно-популярной литературы, ис кусства, знать молодежные песни, знать и уметь читать стихи, понимать музыку - без этого трудно работать с современной молодежью, отвечать на их вопросы, давать квалифицированные советы, осуждать нежелательные увлечения. Специфика деятельности мастера производственного обучения в том, что он повседневно имеет дело с молодежью, для которой большое значение имеет спорт. Поэтому для мастера, особенно молодого по возрасту, личное участие в спортивной работе в училище, а тем более высокие спортивные достижения - непременное требование, половина его авторитета, Однако и мастеру в возрасте, который не может показать высоких спортивных результатов, следует всегда быть близким к спорту, спортивным делам своих воспитанников. Любой мастер может подготовить учащихся к участию в училищной спартакиаде, мобилизовать их на активную борьбу за спортивную часть коллектива. Каждая рабочая профессия требует физической выносливости, а выносливость можно воспитать только при регулярном занятии спортом и физкультурой. Но физическая культура - это не только воспитание выносливости, но и закаливание организма, предупреждение простудных и других заболеваний, важнейшая часть всестороннего развития личности. Данные наблюдений свидетельствуют, что молодежь более охотно идет в училища, где любят спорт, где хорошо поставлена спортивная работа. А это далеко не последнее дело, и здесь большая роль принадлежит мастерам производственного обучения. Педагогическое мастерство. Сложность работы мастера в том, что ему часто приходится принимать решения учебного и воспитательного характера, которые вследствие конкретной ситуации не могут быть подсказаны ни инструкцией, ни учебниками педагогики и методики. Педагогическая действительность ставит перед мастером новые вопросы ежедневно, ежечасно, решать которые ему приходится самому, полагаясь на свое педагогическое мастерство, опыт, интуицию, знания. Педагогическое мастерство - понятие комплексное. Это синтез разнообразных качеств личности мастера, научных, технических, педагогических знаний, умений с помощью которых можно добиваться наилучших результатов в обучении, развитии и воспитании учащихся. Главным признаком педагогического мастерства является умение научить учеников тому, что знает и умеет сам мастер. Педагогическое мастерство проявляется в том, что мастер владеет эффективными способами обучения учащихся, умеет воспитывать у них уважение к своей будущей профессии, умеет учить преодолевать трудности на пути к достижению цели, несет ответственность за результаты своей деятельности. Педагогическое мастерство формируется в активном и творческом педагогическом труде на основе глубоких и разносторонних знаний в области профессии, педагогики, психологии, методики и организации обучения. Мастер, обладающий высоким педагогическим мастерством, умеет заранее продумать и спланировать свое педагогическое воздействие на учащихся. Он тщательно подбирает наиболее целесообразные учебно-производственные задания, учитывает особенности восприятия учащихся, возможные затруднения и ошибки, намечает способы их предупреждения, заблаговременно готовит необходимое оборудование, материалы, приспособления, инструменты, документацию, рабочие места. Умелый мастер хорошо организует учебный процесс: применяет разнообразные методы обучения в комплексе, сочетает коллективную, бригадную и индивидуальную работу учащихся на уроке, правильно распределяет обязанности между учащимися, учитывает их индивидуальные возможности и способности. Самое сложное в мастерстве мастера - психологическая направленность его действий и педагогических приемов (по Каждый мастер имеет, как говорят, свой «педагогический почерк», по-своему организует работу, добивается осуществления целей обучения и воспитания с помощью своей системы, проявляя присущий ему педагогический стиль. От стиля работы мастера во многом зависит темп учебной деятельности учащихся, ее результативность, умение применять полученные знания и усвоенные способы действия в различных учебных и производственных ситуациях. Стиль, как педагогическое мастерство в целом, не является врожденным качеством мастера, а формируется в процессе практической деятельности. Основные показатели положительного стиля работы опытного мастера, владеющего педагогическим мастерством: высокий уровень организации занятий, бережное отношение к своему рабочему времени и рабочему времени учащихся, целесообразный подбор учебно-производственных работ, высокий интерес учащихся к работе, их активность, эмоциональный тонус, дух соревновательности, нацеленность на качество, деловая атмосфера в сочетании с непринужденностью и естественностью, строгая требовательность к соблюдению правил безопасности труда. Одним из важных критериев педагогического мастерства, определяющих авторитет мастера, нужно считать умение его устанавливать и поддерживать правильные взаимоотношения с учащимися и с членами педагогического коллектива училища. Правильные взаимоотношения между мастером и учащимися - это прежде всего отношения доверительные, доброжелательные, основанные на взаимном сотрудничестве, когда уважение сочетается с требовательностью. Однако такие отношения всегда должны быть результатом естественного признания учащимися нравственного и интеллектуального превосходства мастера. Хороший педагог не может быть безразличным к своим воспитанникам, особенно к стремлению учиться лучше. Ничто так не уязвляет самолюбия учащегося, как равнодушие мастера к его успехам. Нужно подмечать каждый успех учащихся в учебе и труде, во взаимоотношениях с товарищами, в выполнении общественных поручений. Любое действие учащихся - хорошее или плохое - должно находить справедливую оценку. Одно из важных проявлений педагогического мастерства — умение прежде всего побуждать, а не принуждать учащихся к правильным действиям и поступкам, поведению, активной созидательной деятельности. Умелое воздействие, умение убеждать и словом и делом — вот что отличает работу опытного педагога. Умение поговорить с учащимся - большое искусство. Нужно уметь выслушивать учащихся и постараться понять их поведение, поступки в той или иной ситуации. Осуждая поступок, опытный мастер всегда стремится показать учащемуся, что это неприятная для него, но необходимая для учащегося мера, направленная на пресечение его промахов. Опытный педагог никогда не злоупотребляет выговорами и внушениями учащемуся в присутствии его товарищей. Порицание перед коллективом следует считать крайней мерой. Беседы наедине обычно действуют сильнее, так как свидетельствуют о тактичности, внимательности, доброжелательности, мастера к провинившемуся. Все это учащиеся понимают и по-своему оценивают. Это, естественно, нисколько не исключает возможности и необходимости привлечения ученического коллектива к воспитательным воздействиям. Но во всем нужна разумная мера. Важнейшим показателем, влияющим на авторитет мастера у учащихся, является его педагогический такт. Педагогический такт — это чувство меры, педагогической целесообразности всего того, что он, мастер, делает. Педагогический такт основывается прежде всего на глубоком знании и понимании психологии учащихся, вдумчивости, внимательном и доброжелательном отношении к ним. Он проявляется в нравственной чистоте и силе педагога, в умении быть выше сиюминутных эмоций, всего мелкого, случайного. Педагога во взаимоотношениях с учащимися отличает выдержка, большое терпение, целеустремленность, настойчивость. Опытный мастер больше учит, советует, показывает, внушает, меньше понукает, приказывает, наставляет, выговаривает, одергивает. Вот некоторые показатели-критерии педагогического такта мастера: o естественность и простота обращения - без фамильярности; o доверие - без попустительства; просьба - без упрашивания; o рекомендации и советы — без навязчивости; o воздействие в форме предложения, советы, предупреждения; внушения и требования — без подавления самостоятельности; o серьезность тона - без окрика, резкого одергивания; o ирония и юмор - без насмешливости; o требовательность - без мелочной придирчивости; - доброта и доброжелательность - без сентиментальности и заигрывания; o настойчивость - без упрямства; o деловой тон - без раздражительности и излишней сухости; последовательность требований - без колебаний и отмены своих решений; o быстрота ориентировки и принятия решений - без поспешности - и опрометчивости; - внимательность к учащимся - без излишней опеки, без подчеркнутого наблюдения за ними; - спокойная уравновешенность и сосредоточенность, исключающая безразличие и излишнюю эмоциональность. Решающее значение для умения мастера устанавливать и поддерживать с учащимися хорошие деловые, принципиальные взаимоотношения имеет всестороннее знание каждого из них — индивидуальных особенностей, характера, способностей и недостатков. Это один из самых важных компонентов педагогического мастерства, который мастер обязан постоянно использовать в своей повседневной деятельности. Опытный мастер обязательно найдет чувствительную струнку у каждого воспитанника, тактично и методично добьется желаемого результата. Очень важно при этом опору делать на положительные качества личности учащихся. Педагогическое мастерство мастера тесно связано с его творческой активностью. Это ценнейшее качество любого специалиста, тем более педагога. Если мастер постоянно стремится к совершенствованию, не удовлетворен тем, чего достиг, он может стать мастером педагогического труда. Мастер же, которого удовлетворяет повседневная однообразная служба, который сегодня 1 урок проводит так же, как и вчера, а завтра, как сегодня, такой мастер превращается в ремесленника. Педагогическое творчество не обязательно завершается открытием новых способов обучения: это чаще всего использование новых сочетаний уже известных методов, приемов и средств обучения, новые решения педагогических задач. Однако, высоко оценивая педагогическое творчество, утверждая его как основное условие педагогического мастерства, необходимо всегда помнить, что оно не имеет ничего общего с педаготическим прожектерством. Искать, творить новое можно только при высокой общей педагогической эрудиции, творчески используя передовой педагогический опыт, проверенные жизнью традиции, не превращая их в отжившее и старое. Общие успехи учебно-воспитательной деятельности мастера производственного обучения, рост его педагогического мастерства во многом зависят от микроклимата, в котором он живет трудится, от творческого настроя коллектива, от того, насколько быстро творческие находки отдельных педагогов становятся достоянием многих. Памятка мастеру производственного обучения по совершенствованию своих личностных качеств и педагогического мастерства Приобщая учащихся к привычке думать, мыслить, анализировать, будьте сами думающей личностью. «Личность воспитывается личностью, характер вырабатывается характером» (К.Д. Ушинский), Педагог не может проводить в жизнь идеи, не ставшие его убеждениями. Учащихся можно и должно убедить в том, в чем убежден сам педагог. «Не тот учитель, кто учит, а тот, у кого учатся» (Народная мудрость). Педагог должен быть самым жизнерадостным человеком на земле. Жизнерадостные педагоги, сеющие вокруг себя уверенность и бодрость, - самые любимые педагоги. Учить надо ярко и смело. Это возбуждает активность мысли и действий учащихся, усиливает их интерес к учению. Педагогическая деятельность мастера плодотворна лишь тогда, когда она формирует самостоятельную активную учебно-производственную деятельность учащихся. Некоторые правила совершенствования педагогического мастерства, вытекающие из основных принципов "педагогики сотрудничества": учитесь читать по лицам учащихся; старайтесь увидеть, что от ждут от вас; чаще ставьте себя на место ваших учеников, старайтесь понять их затруднения; поощряйте даже самые малые попытки учащихся думать и делать не по шаблону, не по готовому рецепту, а по-своему, caсостоятельно, творчески; помогайте учащимся достигнуть цели, но не навязывайте своего мнения; как можно чаше давайте учащемуся почувствовать радость успеха; не опекайте учащихся по мелочам, доверяйте им по крупному счёту;. умейте прощать учащимся мелкие проступки; не возводите мелочи в принцип; старайтесь быть всегда подтянутым, опрятным, аккуратным не только внешне, но и внутренне; ни в коем случае не превращайте воспитание в сухие, скучные, надоедливые нотации и нравоучения; ко всем учащимся, независимо от симпатий, относитесь ровно, с едиными мерками требовательности; ни один проступок, ни одно хорошее дело учащегося не должно проходить мимо вашего внимания; учащиеся всегда должны чувствовать, что мастер все знает, мастер все видит; никогда не забывайте отметить стремление учащегося стать лучше; во взаимоотношениях с учащимися никогда, даже в самых сложных ситуациях, не унижайте человеческого достоинства учащегося; ни в коем случае не наказывайте трудом, ибо труд это дело чести; к серьезным наказаниям прибегайте крайне редко, старайтесь обойтись без них; всегда поддерживайте бодрый, жизнерадостный стиль и тон в деятельности коллектива группы; постоянно совершенствуйте педагогическую технику: распределение внимания, оперативное переключение объектов наблюдения, управление собственным состоянием, техника речи и т.д. Дорог к сердцу воспитанников много: интересное дело и личность мастера, доверительная беседа и коллективное творчество, общение с природой и встречи с интересными людьми… Педагогическое мастерство заключается в том, чтобы идти не одной, а всеми дорогами сразу, искать все новые и новые.
Контрольные вопросы 1. Проанализируйте Положение о мастере производственного обучения профессионально училища и выделите основные обязанности мастера как учителя профессии и воспитателя молодежи. 2. Проанализируйте основные черты и качества мастера производственного обучения, объединенные в понятиях "педагогическое мастерство" и "профессиональное мастерство". 3. Обоснуйте тезис об объективной необходимости единства педагогического и профессионального мастерства мастера производственного обучения. 4. Каковы основные требования к моральным, нравственным качествам мастера как учителя и воспитателя? 5. В чем проявляется педагогический такт мастера? 6. В чем и как в учебно-воспитательной деятельности мастера проявляется его педагогический стиль? Проанализируйте основные характерные черты положительного педагогического стиля мастера. 7. В чем конкретно должен проявляться личный пример мастера в эффективном решении задач обучения и воспитания учащихся? 8. В чем проявляется опытность мастера? Зависит ли опыт мастера только от стажа его работы? 9. В чем проявляется творческий стиль педагогической деятельности мастера.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|