ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
К лишнему зачем привыкатьАнна Александровна Вырубова однажды обсуждала с отцом деликатную проблему. Александра Федоровна скупилась на одежду для своих детей. Великие княжны ходили в скромных платьях. Конечно, не в бедных. Но -- не по чину. Вообще, скупость или, как говорила Анна Александ-ровна, слишком немецкая рачительность, царицы (к примеру, Александра Федоровна шила детям платье в рассрочку, хотя никогда бы не сумела объяснить, что этим выгадывает) становилась часто предметом насме-шек при дворе. Однажды Александра Федоровна, преж-де чем отослать на благотворительный базар в пользу бедных сирот старые платья, распорядилась спороть с них дорогие перламутровые пуговицы, заменив деше-выми. Конечно, замена обнаружилась, потому что нельзя же было допустить мысль, что царские дети носят одежду с костяными пуговицами. В глаза Александре Федоровне никто ничего не сказал, но Мария Федоровна заметила Николаю: -- Надеюсь, Александра не сильно исколола пальцы... Анна Александровна хотела как-то воздействовать на царицу в этом вопросе и думала найти союзника в отце. Тем более что отец и сам не однажды говорил Алексан-дре Федоровне: -- Не скупись на одежу. Невесты растут. К тому же со времени житья в Петербурге отец при-обрел привычку к некоторому щегольству: с удоволь-ствием и даже гордостью носил шелковые вышитые рубахи, брюки из тонкого сукна. Несколько рубах вы-шили государыня с дочерьми. (К слову, отец хоть и с благодарностью принимал такие подарки, но бывало, что и передаривал кому-либо.) Так вот, надеясь на сочувствие, Анна Александровна и завела разговор о гардеробе царских дочерей. Отец выслушал ее. И сделал свое заключение: -- Все ты, Аннушка, верно выводишь. А только за- чем им особо раззолачиваться? Одеты они чисто. Лики у них ангельские. Оно конешно, лишнего всем хочется. Только зачем привыкать?.. Как еще обернется... Анна Александровна настаивала на своем, даже уко-рила отца: -- Вот вы, Григорий Ефимович, шелком не брезгуете. -- Так я знаю, как оно, без шелка. А они не знают. -- Но ведь весь свет смотрит на них. -- А Бог, что ли, не смотрит? Щелочка для Бога К отцу приходили не только в поисках исцеления телесного. Много было таких, кто хотел исцелиться ду-шевно. Сбросить камень со своей души. Приходили и молодые, и старые. Однажды, по рекомендации, пришел молодой чело-век, совсем юноша. Студент. Это может показаться стран-ным -- ведь принято считать, что так называемая про-грессивная молодежь сторонилась отца. Это не так. Рас-сказываю именно об этом студенте потому, что случай показался мне выдающимся в своем роде. Урок, преподанный юноше, попыталась усвоить и я. Вернее, пытаюсь всю мою жизнь. Юноша жаловался отцу, что страстно влюблен, а его избранница избегает встреч. Хотя уверяет, что тоже лю-бит. Молодой человек забрасывает ее письмами, карау-лит у дома, подкупает мелкими подарками прислугу, чтобы знать о всех передвижениях девушки... Положе-ние становится невыносимым. Девушка чахнет на глазах. Встречаться с ним отказывается. Но и ни о каких других связях студенту не известно: -- Если б что было, я бы знал непременно! -- с жа- ром говорил он. Словом -- пропасть любвиНеобъяснимая и страш-ная пропасть! Отец долго слушал. До тех пор, пока юноша выска-зал все, что только можно было. Потом долго молча пили чай. Молодой человек ел с аппетитом. Много варенья, большую маковую булку. Потянулся за яблоками, но вдруг как-то резко отдернул руку и смущенно посмот-рел на отца: -- А ведь, по-вашему, я есть вовсе не должен? -- Отчего же? -- Ну как же... Такое... -- и он стал быстро-быстро стряхивать крошки с форменного сюртука. Отец спокойно допил стакан чаю, бережно положил на блюдце остаток сахару. Потер руки. Студент, видимо, решив, что напрасно приходил, засобирался. Отец его не останавливал. Все молчал. Уже в прихожей отец вдруг спросил: -- Хорошо чаю попил? -- Хорошо. Спасибо. Помолчали. Отец: -- Думаешь ее (девушку) как булку взять, да и съесть. Нешто это любовь? Хотя верно, и такая любовь есть. А ты ее по-другому попробуй любить. Отойди на шаг -- и люби. Оставь щелочку-то для Бога -- чтоб между ней и тобой стал. Когда студент ушел, отец вернулся в комнату и дол-го сидел, задумавшись. Я убирала со стола. Беседа страшно разволновала меня. Прежде при мне отец ничего подоб-ного не говорил. Я выносила остывший самовар и уже в дверях расслышала бормотание отца (такое бывало с ним, когда он сосредотачивался на какой-то мысли): -- А, может, и дьявол... Я чуть не уронила самовар: -- Что дьявол? Отец словно очнулся. Встал, подошел ко мне. Взял из моих рук самовар и очень спокойно сказал: -- Может, в щелочке-то не Бог, а дьявол окажется. Какая бывает тоска Я не смогу сказать, что вполне осознала смерть отца. Я сейчас не о прозрачности, то есть не о том, что через жизнь всегда просвечивает смерть и наоборот. Особенно это видно человеку верующему. Как ликует душа всякий раз, когда на Пасхальной службе в назначенное время священник является в алтаре, сменив черные одежды на торжественные... "Смерти нет, тлена нет". Но ведь и отца нет. Вместо него -- совершенная тоска. Вот написала слово "тоска". И увидела перед собой Муню -- несчастную Марию Евгеньевну Головину. Я уже рассказывала ее историю. И она оказалась задета Юсуповыми. Обрученная с Николаем, старшим братом Феликса, готовая окунуться в роскошества взаимной супружес-кой любви, Мария Евгеньевна вместо этого была бро-шена в пропасть предательства. Николай дрался на дуэ-ли и погиб. Стало известно, что причиной была женщи-на, его давняя любовница, связь с которой началась за-долго до знакомства с Марией Евгеньевной. Мария Евгеньевна пришла к отцу за утешением. Она рыдала, умоляла "вылечить от тоски". Анна Александровна передавала мне со слов Марии Евгеньевны, что отец спросил: -- Какая тоска? Как томление или как язва? -- Не понимаю, -- ответила Мария Евгеньевна. -- Как тоскуешь, как Иосиф в земле египетской или боле? -- Больше. -- Что, знаешь как Иосиф тосковал? -- Не знаю. -- Зачем говоришь, что боле? Лестно? Бедная Муня, сбитая с тона, молчала. Что говорилось дальше -- не знаю. Сейчас это уже и не важно. Ни для Муни, ни для меня. Знай меру Отца считали специалистом в области любви. Ходили невероятные слухи о его способностях по части любви телесной. Конечно, отец в разговорах со мной никогда не касался этой темы. Хотя и ханжой не был. Он иногда выговаривал такое, о чем в так называемых приличных домах и не заикались. Например, мог откровенно опи-сывать достоинства фигуры той или иной посетитель-ницы или случайно встреченной на улице дамы: -- А груди-то у ей какие! Экая мясистая! Такие замечания еще были скромными. Но всякий раз заключал он свое восхищение (или негодование) вздохом: -- Даст же Бог такую красоту! Или: -- Пометит же Бог такой напастью! Все телесное он воспринимал с тою естественной непосредственностью, с какой приветствовал пищу, явления природы. Его реакция была немедленной и по-тому могла шокировать мало знавших его. Как-то в прекрасную пору белых ночей гости у нас засиделись. Отец, и без того не слишком сверявший жизнь с часами, летом и вовсе терял ощущение време-ни. Белые ночи зачаровывали его, и беседы до утра в нашем доме (уже на Гороховой) не были редкостью. Но вот наконец все разошлись. Остался только один посетитель. Купец, человек замечательный в своем роде -- известный благотворитель, создатель детского приюта в Екатеринославе (оттуда он, кажется, и был родом). Пока народу было много (обычный кружок -- по пре-имуществу дамы), мы с Дуней хлопотали у стола и не слишком вникали в суть беседы. Но я все же уловила главное. Обсуждалась проблема супружеских отношений. Что должно преобладать: телесное или духовное. Сошлись на том, что духовное. И вот последний гость медлил. Видно, что-то важное осталось недосказанным. Я присела у стола -- выпить чаю. За весь вечер ни минутки не отдыхала. Купец, степенно поглаживая бо-роду (не такую, как у моего отца, а пушистую, и даже, как мне почудилось, надушенную), спросил, словно продолжая начатое раньше: -- Духовное, конечно, главное. Кто ж тут спорить станет. А только и тело своего требует. Вот я уже в годах, а грешен. Отец отвечал: -- Вот и дамочки мои долдонят -- духовное, теле- сное. Будто делят. -- А вы, Григорий Ефимович, не делите? -- Делю. Однако тут дело такое... Ты вот пищу вкуша- ешь, радуешься. Солнышко видишь -- тоже радуешься. Красавица какая пройдет -- глазу приятность... Чрево- угодие -- грех. А голод утолить... с молитвой... какой грех? Жизнь. На небе, верно, и пищи не вкушают, и с краса- вицами бестелесными не грешат. Так на то и небо. А тут -- земля, дело другое. -- Так и хлысты говорят... -- гость почти с возмуще-нием поглядел на отца. -- Хлысты! Они в Бога не веруют. У них и радость смердит. Ты меру знай -- вот что я говорю! Как приро- дой положено, так тому и быть. Гость пребывал в недоумении. Отец продолжал: -- Вот мы ночью сидели, а светло было, как днем. А Господь-то наверное тьму сотворил не напрасно. Ночи эти белые его волей тоже сотворены. Или сияние се- верное. Красиво? А то нет! А ведь люди-то, когда сия- ние, по полгода света белого не видят. И красиво, и тягостно. А только опять же воля Божья. Так ты давай против белых ночей или против северной темноты вос-стань. Дескать, неудобно тебе. Принимаешь ведь как есть. Ничего, живешь. А мужчину с женщиной сотворил как? Чтоб не в грехе жили. А потом попустил, чтоб грех уз-нали! Что ж, Змей сильнее Бога? Как бы не так. Так уж им предугадано было, чтоб узнали, какой он, грех, есть. Только меру знай! Я вот вериги носил и плетью себя смирял. А ничего. В голове все образы носились. Совсем, думал, надо оскопиться, что ли... А потом ре-шил: не для того Бог мужику дал, что дал, а бабе -- бабье. Конечно, для продолжения рода человеческого... А, считаю так, что и для постижения тайны. Что за тайна? Сам размышляю. Не надумал еще. Но думаю все же, для меры. -- Как это, Григорий Ефимович? -- А вот если ты с ней, а про деньги, скажем, дума- ешь или про хозяйство -- тогда грех. А ежели про чис- тое, про детей своих, про красоту какую -- тогда пра- вильно. Тогда, значит, мера здесь правильная положена. Отец увлекся и только тут заметил меня. Я сидела вся красная, мне казалось, что вот-вот упаду со стула со стыда. Отец же нисколько не смутился. -- Вот у меня дочки растут. Я их учу -- во всем меру знай. Я вскочила и опрометью бросилась в свою комнату. На следующий день отец подозвал меня и тихо-тихо спросил: -- Все вчера слышала? -- Ну, не все. -- А чего не слышала? Я невольно выдала свое любопытство, запретное, по моему мнению, и оттого сильно смутилась. -- Ну-ну, -- приобнял меня отец. -- Ты уже невеста. Давно мне надо бы объяснить... Да только ведь невоз- можно! Как объяснить? Отец махнул рукой и видно было, что он расстроен. Больше мы к этому щепетильному вопросу не воз-вращались.
Жизнь без смерти К отцу повадился ходить один человек. Малоизвест-ный в свете. Очень приличный, образованный, даже ев-ропейский. Обычно он сидел молча и не принимал уча-стия в общем разговоре. Казалось, его мало интересует все, о чем говорят. Ходил он этак с полгода. (Надо заме-тить, что у отца было правило -- ни за что не спраши-вать, чего ради человек ходит, если тот не заявлял об этом сам.) И вот однажды собрался кружок как раз после смер-ти Петра Аркадьевича Столыпина. Известно, что отец того не слишком жаловал, но, по его словам, "к живо-му один счет, а к мертвому -- совсем другой". Говорили же не столько о персоне, сколько о смерти вообще и ее нелепости в этом случае. И тут впервые привычный гость подал голос. -- А что, не было ли такого случая, чтобы человек совсем не умирал? Собравшиеся в недоумении посмотрели в его сторону. -- Как это, совсем не умирал? Телесно? -- Именно телесно. -- Так Богом установлено, чтобы телесно все умирали, -- заметил кто-то тоном, каким говорят с больными. И действительно, на лице спросившего была напи-сана такая мука, будто он услышал последние слова. Приговор. Тут он с нетерпением перебил разом заговоривших. -- Григорий Ефимович, скажите, ради Бога, хоть вы... -- Чего тебе сказать, миленькой? Что жизнь без смерти обойтись может? -- Да, что может. -- Потерпи, милый, она тебе сама скажет.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|