Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психология агрессии




Первоначально в своих трудах Фрейд игнориро­вал проблему агрессии. Ни этот термин, ни термин садизм не появляется в указателе к его работе «Толко вание сновидений», опубликованной в 1900. Агрес­сия впервые упоминается в 1905 как производное от фрейдовской теории либидо: она есть часть сексуаль ного развития индивида и принимает формы ораль ной агрессии, анальной агрессии и эдиповой агрес сии. Примерно тогда же Адлер, в то время член «внутреннего кружка» в Вене, начал подчеркивать агрессию как первичное побуждение человеческой лич­ности. С этим может быть отчасти связано фрейдовс кое сопротивление принятию данного концепта как независимого побуждения в человеческой жизни.

В любом случае вторая теория Фрейда, появляю­щаяся в середине второго десятилетия XX века это теория эго: «Эго ненавидит, питает отвращение и пре­следует с намерением разрушить все объекты, которые являются источниками 6оли». Первая мировая война подтолкнула Фрейда к более глубокому столкновению с деструктивностью: люди миллионами убивают своих ближних, целые нации совершают самоубийство. Из его размышлений в 1920 году появилась на свет стран­ная психофилософская теория инстинкта смерти (Фрейду было тогда шестьдесят четыре года), вызван­ная к жизни человеческой безграничной жестокостью по отношению к себе и другим. Хотя большинство пси­хоаналитиков находит эту теорию неприемлемой, она примечательна тем, что сталкивает нас с темой агрес­сии на самом базовом уровне. В этой теории подчерк­нут тот факт, что агрессия первично направлена про­тив себя — именно я в конечном счете должен умереть — и она должна быть обращена против других и вне­шних объектов, чтобы предотвратить это саморазру­шение. Инстинкт смерти — это метафора, содержащая отнюдь не всю истину, но это важная часть истины, которой нельзя пренебречь. Одно следствие из теории Фрейда состоит в том, что депрессия часто является «возвратом вытесненного», а именно непрямым выра­жением избегаемых агрессивных тенденций. Мы ви­дим это в утверждении Оливера: «Я впал в депрессию, чтобы избежать гнева в адрес сестры».

Фрейдовские теории агрессии оставляют нас не­удовлетворенными. Заслуживает доверия утверждение

33 Freud S. Instincts and Their Vicissitudes Collected Papers of Sigmung Freud. NY.: Macmillan, 1963. V. 4. P. 82. Русск. перевод: Фрейд 3. Влечения и их судьба Основные психо­логические теории в психоанализе. СПб.: Алстейя, 1998.

Анны Фрейд, что если бы Фрейд был жив, он ради кально пересмотрел бы свою концепцию агрессии3,1.

Отталкиваясь от второй теории Фрейда, группа талантливых молодых аспирантов Йельского универ­ситета опубликовала в 1937 году знаменитую моногра фию «Фрустрация и агрессия». Их теория, положив­шая начало огромной цепи исследований за и против нее, утверждает, что агрессия есть всегда результат фрустрации, и там, где есть фрустрация, там будет агрессия. Теоретическое упущение состоит в том, что в ней по умолчании подразумевается (как почти во всех американских теориях), что всякая агрессия негатив на, и предполагается, что когда мы в один прекрасный день построим общество, лишенное фрустраций, агрес­сия исчезнет. Но самое главное, эта теория не способ на серьезно принять такие жестокие реалии жизни, как негритянские гетто или рабство. Как может агрессия в тюрьмах, где люди борются за человеческое существо вание, быть втиснута в термин фрустрация!

Альфреду Адлеру принадлежит приоритет утвер ждения, что агрессия, которую он изначально назы­вал «волей к власти», имеет в человеческой жизни фундаментальное значение. Маленький человек Адлер любил говорить полушутя, что все маленькие люди, как Наполеон, развивают компенсаторную борьбу за власть. Адлер верил, что человеческая цивилизация как таковая возникает из человеческой потребности увеличивать свою силу перед лицом природы. Он рос в бедном квартале Вены и всю жизнь был убежден­ным социалистом. С этим во многом может быть свя зан упрощенческий перфекционизм, который вредит его поздним работам, проявляясь в частности в заме

34 Анна Фрейд, выступление на Международном конгрессе по психоанализу, Вена, июль 1971.

не им выражения «воля к власти» на «стремление к превосходству», а затем на «стремление к совершен­ству». Адлер нам оставил трагическое видение жиз­ни, которое, как мне кажется, неразрывно связано с теорией силы.

Исследование агрессии Конрадом Лоренцем по существу биологическое, и разделяет как достоинства, так и недостатки большинства биологических подхо­дов35. Оно многими воспринимается как рациональ­ное оправдание войны и любых актов агрессии, не­смотря на то, что Лоренц не имел этого в виду. Критический момент состоит в том, что люди отличны от животных. Человек создает символы и основывает на них свою культуру, примерами являются флаг и патриотизм, равно как статус, религия и язык. Спо­собность создавать символы и обращаться с ними — действительно великое достижение, — приводит так­же к тому, что мы - самые жестокие создания на этой планете. Мы убиваем не по необходимости, но из-за преданности таким символам как флаг и родина — мы убиваем из принципа. Таким образом, наша аг­рессия находится на другом уровне, чем у животных и, изучая животных, мало что можно узнать об этой исключительно человеческой форме агрессии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных