Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






А. Сущность пропаганды и агитации




 

Пропаганда есть распространение в массах общественно-политических знаний с целью формирования у них определенного мировоззрения. Содержание коммунистической пропаганды составляет деятельность по соединению теории научного социализма с движением рабочего класса, трудящихся, внесение в них социалистического сознания, социалистической идеологии. Исторический опыт показал, что рабочий класс, трудящиеся сами могут выработать у себя только тред-юнионистское сознание, т.е. понимание необходимости борьбы за улучшение своего положения в рамках капитализма. Социалистическое же сознание, социалистическую идеологию, предусматривающие уничтожение всего капитализма, в них нужно именно внести настойчивой революционной проповедью. И, как отметил Ленин, обращение к массам с революционной проповедью не пропадает даже тогда, когда целые десятилетия отделяют посев от жатвы. Агитация есть влияние на массы с целью побуждения их к определенным общественно-политическим действиям. Содержание коммунистической агитации составляет деятельность по использованию всех антинародных деяний власти, всех проявлений эксплуатации и угнетения, всех непосредственных насущных нужд трудящихся для воспитания у них чувства стойкого неприятия существующих порядков и желания активно с ними бороться. При этом важнейшее значение имеет организация широких, живых, ярких обличений всяческих гнусностей правящего режима и общественного строя. Без них, особо подчеркивал Ленин, не могут появиться политическое сознание и революционная активность масс.

Различение пропаганды и агитации отнюдь не означает, что между ними предполагается резкая грань. Они составляют единый процесс воздействия на массы. Отсюда требуется включение пропаганды в агитацию и агитации в пропаганду. Включение пропаганды в агитацию достигается освещением конкретных жизненных фактов теорией. А включение агитации в пропаганду выражается в подкреплении теории конкретными фактами из жизни. Только органичное их взаимопроникновение дает наибольший эффект.

 

Б. Лозунги

В пропагандистско-агитационном арсенале коммунистов важнейшее место занимают лозунги. Они представляют собой сжатую, ясную формулировку задач борьбы, которые ставятся либо на целый исторический период, либо на отдельные стадии и эпизоды его. В зависимости от функции, выполняемой лозунгами в тот или иной момент, в марксистско-ленинской литературе выделены три их типа: лозунги пропаганды, лозунги агитации, лозунги действия.

Лозунг пропаганды преследует цель обозначить какую-либо задачу, которая исторически встала уже в повестку дня и должна быть решена в более-менее отдаленном будущем. Требуется привлечь к этой задаче внимание масс, разъяснить ее суть и условия осуществления. Лозунг агитации преследует цель уже не только помочь массам осмыслить данную задачу, но и вызвать у них желание ее решать, сформировать готовность к соответствующей политической активности. Лозунг действия преследует цель отмобилизовать и двинуть массы на непосредственное решение данной задачи, поставить ее в плоскость практической реализации. Высшее выражение лозунг действия получает в директиве, т.е. прямой установке партии на осуществление конкретных шагов в такое-то время, в таком-то месте по решению данной задачи. Пример – трансформация в 1917 г. лозунга большевиков «Вся власть Советам!». В апреле он был лозунгом пропаганды. В июне стал лозунгом агитации. В первой декаде октября превратился в лозунг действия. В конце октября получил форму директивы.

В марксизме-ленинизме обозначены требования, которыми коммунистам надлежит руководствоваться при формулировании лозунгов:

1. Лозунги должны вытекать из точного классового анализа объективной действительности, т.е. характера переживаемого исторического периода и особенностей текущей политической ситуации. Лозунги правильны и ценны не тем, что ярки, а тем, что верно отражают положение вещей. В противном случае они будут представлять собой оторванную от жизни, не учитывающую реальность пустую субъективистскую фразу.

2. Лозунги следует выдвигать своевременно. С одной стороны, они не должны отставать от событий, приспосабливаясь к ним после их свершения, а должны идти впереди революционной самодеятельности масс, показывая им путь борьбы. С другой стороны, лозунги не должны игнорировать уровень политической зрелости масс, а должны соответствовать их умонастроению. Без этого они не встретят в массах отклика и окажутся пустым выкриком, повиснут в воздухе. Массы воспримут только такие лозунги, которые для них бесспорны, которые основываются не на указаниях кого-либо, а на понимании самих масс их необходимости9. В частности, такая своевременность нужна при переводе лозунга пропаганды в лозунг агитации, лозунг агитации в лозунг действия, лозунг действия в директиву. Преждевременный или запоздалый их перевод столь же опасен, а нередко и гибелен, сколь опасны и гибельны преждевременные или запоздалые политические выступления.

3. Лозунги по своему содержанию не могут быть только «отрицательными», т.е. клеймящими пороки существующего строя и служащими лишь для «заостривания» сознания трудящихся против него. Они одновременно должны давать положительный ответ на то, как коммунисты решат данный вопрос, когда придут к власти. «Отрицательный» лозунг, не связанный с определенными положительными решениями, не «заостривает» а во многом отупляет сознание трудящихся, ибо нацеливает их исключительно на разрушение, а не на созидание, является пустой декламацией.

4. Лозунги нельзя рассматривать как святыню, как навсегда данный талисман. Следует помнить, что, брошенные в массы, они имеют свойство застывать, сохранять для многих свою силу даже тогда, когда изменились породившие их условия. Но кто использует старые лозунги в новой ситуации, тот увлекается лишь звуком слов, не сознавая их смысла. Нельзя, например, в момент общественного спада повторять лозунги, годившиеся только для периода общественного подъема. Поэтому следует всегда тщательно продумывать условия и пределы применимости лозунгов. И раз обстановка требует смены лозунгов, их нужно решительно менять, сколь бы сами по себе привлекательны они ни были.

5. Если правильные и своевременные лозунги выдвинуты, тогда уже позорно пятиться назад. Требуется, оставив всякие увертки, сделать их оселком повседневной политики, развернуть вокруг них пропагандистско-агитационную работу, разъяснять массам пути их осуществления. Следует упорно добиваться, чтобы взятые на вооружение лозунги прочно усваивались массами, входили в их речь и даже становились популярными народными поговорками.

 

В. Печать

К числу мощных средств пропагандистско-агитационной работы относится печать. Для современной деятельности коммунистов здесь наиболее актуальны следующие марксистско-ленинские установки:

Первое. Наряду с издаваемыми в центре и на местах большими формами печати (газетами, журналами, сборниками, книгами, брошюрами), должен быть налажен и широкий выпуск ее малых форм, листковой агитации – живых, кратких и подвижных листовок, прокламаций, бюллетеней по освещению важных текущих политических вопросов и насущных жизненных проблем трудящихся.

Второе. Все печатные издания должны (о чем сказано выше) быть не только коллективными пропагандистами и агитаторами, но также и коллективными организаторами. То есть, наряду с распространением идей и пробуждением активности масс, их задача – способствовать лучшей организации как партийной деятельности, так и действий широких беспартийных слоев во имя общего подъема народного движения.

Третье. Учитывать, что точным мерилом того, насколько солидно поставлена в партии печать, является степень частоты и регулярности выхода и распространения ее в партийной и беспартийной среде.

Четвертое. Писать в партийные издания должны не только профессиональные журналисты и литераторы. Издания станут вполне живыми и жизненными лишь тогда, когда на несколько пишущих журналистов и литераторов будет приходиться во много раз больше участвующих в изданиях не журналистов и не литераторов.

Пятое. Печать должна быть открыто партийной, и принцип партийности печати следует осуществлять в наиболее полной форме. Это означает:

1. Печать не может быть лишь чьим-то индивидуальным делом. Она обязана стать частью общепартийного дела, неразрывно связанной с остальными его частями. Газеты и другие издания должны быть органами или партии в целом, или ее звеньев. Работающие в изданиях на постоянной основе журналисты и литераторы должны непременно входить в эти звенья. Независимых в партийном отношении журналистов и литераторов быть не должно. Все печатное хозяйство (издательства, склады, магазины и т.п.) должно полностью или на оговоренных началах относиться к партийным организациям, быть им подотчетным. Превращение печати в орудие наживы кого-либо абсолютно недопустимо.

2. По содержанию вся печать должна быть идейной, коммунистической. Состоящие в партии журналисты и литераторы, проповедующие антикоммунистические взгляды, должны из нее и ее органов изгоняться. О сотрудничающих в партийной печати журналистах и литераторах не коммунистах надо судить не по профессиональному мастерству и завлекательности их писаний, а с точки зрения присущего им идейного направления, с позиций того, что они несут в массы. Для коммунистической партии возможно только такое усиление читательского интереса к своим изданиям и увеличение их тиража, которое обеспечивается материалами не против коммунизма, а за него.

3. Категорически недопустимо участие коммунистов в некоммунистической, буржуазной печати, если оно связано с прямой или косвенной борьбой против коммунистической партии и играет на руку ее противникам. Иное участие коммунистов в данной печати допустимо, но должно находиться под контролем партии во всех случаях, когда оно играет какую-либо политическую роль и влияет на массу.

Шестое. Существенное значение имеет финансовая помощь партийной печати со стороны читателей – подписка на издания, их розничная продажа, денежные взносы на печать. Последние, помимо чисто финансового аспекта, очень еще важны в морально-вос-питательном и организационном отношениях. Поддерживая печать не только подпиской и распространением, но и регулярными взносами, трудящиеся тем самым теснее сплачиваются вокруг своих изданий (и, значит, вокруг партии), идейно закаляются и становятся политически активнее. Поэтому следует по возможности развивать обычай пусть скромных, но постоянных групповых и индивидуальных взносов трудящихся на партийную печать. Они в указанном смысле дороже, чем более солидная финансовая поддержка состоятельных людей.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных