Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Каковы методы защиты работников от вредных веществ и пыли? 13 страница




Законом Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения»;

Законом Республики Беларусь «Об использовании атомной энергии»;

Законом Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

Законом Республики Беларусь «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя»;

Законом Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования»;

Законом Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании»;

Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»;

Уголовным кодексом Республики Беларусь;

Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Отдельные вопросы охраны труда регламентируются также в других законодательных актах (о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предприятиях, дорожном движении, перевозке опасных грузов, об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках, о предпринимательской деятельности, кооперации, техническом нормировании и стандартизации, об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, об обеспечении единства измерений, о профессиональных союзах и др.).

Ряд аспектов охраны труда и связанных с ней отношений регулируется Декретами, Указами и Директивами Президента Республики Беларусь. К ним относятся:

Декрет от 26 июля 1999 г. № 29 (с последующими изменениями и дополнениями) «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины»;

Декрет от 14 июля 2003 г. № 17 (с последующими изменениями и дополнениями) «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

Указ от 25 августа 2006 г. № 530 (с последующими изменениями и дополнениями) «О страховой деятельности»;

Указ от 6 июля 2005 г. № 314 (с последующими изменениями и дополнениями) «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам»;

Указ Президента Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 327 «О дополнительных мерах по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников»;

Указ от 16 июля 2007 г. № 318 «О порядке доведения до всеобщего сведения технических нормативных правовых актов»;

Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»;

Указ Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами»;

Указ Президента Республики Беларусь от 22 июня 2010 г. № 325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь»;

Указ от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

Директива Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».

 

3.13. Какими основными нормативными правовыми актами регулируется деятельность по охране труда?

Деятельность по охране труда помимо законов регулируется также:

постановлениями Правительства Республики Беларусь;

нормативными правовыми актами республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь;

нормативными правовыми актами специально уполномоченных государственных органов надзора и контроля;

локальными нормативными правовыми актами нанимателей.

 

3.14. Каковы цели и задачи охраны труда?

Конечной целью охраны труда является обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Для достижения этой цели ее необходимо структурировать через совокупность промежуточных целей управления охраной труда, которыми являются:

устранение (максимальное снижение уровней) рисков, обусловленных неблагоприятными факторами производственной среды и трудового процесса;

устранение (максимальное снижение уровня) производственного травматизма и снижение тяжести его последствий;

устранение (максимальное снижение уровней) производственно обусловленной и профессиональной заболеваемости и потерь рабочего времени по этим причинам;

устранение (максимальное снижение количества) аварий и инцидентов на производственных объектах и материальных потерь от них;

устранение (максимальное снижение) непроизводительных расходов, вызванных несоблюдением требований охраны труда;

устранение (максимальное сокращение) количества нарушений требований охраны труда.

Помимо указанных целей могут быть также установлены конкретные цели, направленные на:

повышение эффективности любого аспекта деятельности по охране труда;

повышение ответственности работников за выполнение требований охраны труда;

совершенствование технологии производства работ и др.

Неизменной целью организации в области охраны труда должно стать непрерывное совершенствование управления охраной труда, которое является фундаментальным требованием вновь принятых национальных стандартов по управлению охраной труда.

Цели охраны труда реализуются посредством решения следующих задач охраны труда:

обеспечение соблюдения работниками требований безопасности и гигиены труда;

профессиональный отбор работников по отдельным специальностям;

обеспечение безопасности производственного оборудования, оснастки и инструмента;

обеспечение безопасности производственных процессов;

обеспечение пожарной безопасности;

обеспечение радиационной безопасности;

обеспечение ядерной безопасности;

обеспечение лазерной безопасности;

обеспечение безопасности всех видов транспорта;

обеспечение безопасной перевозки опасных грузов;

обеспечение безопасности зданий и сооружений;

нормализация условий производственной среды и трудового процесса;

защита работающих от отрицательных последствий воздействия неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса;

предоставление компенсаций и льгот за работу во вредных и тяжелых условиях труда;

санитарно-бытовое обслуживание работников.

Отдельные из перечисленных задач для конкретной организации могут быть не характерными, и их решение не потребуется.

Для достижения указанных целей и решения перечисленных задач необходимо осуществление комплекса мероприятий, в общем виде содержащихся в определении понятия «охрана труда». Этот комплекс объективно необходимых и предписанных законодательством разнообразных видов мероприятий и работ, должен учитывать специфику производственной деятельности, структуру организации, а также особенности обеспечения охраны труда в организации.

 

3.15. В чем состоит управление охраной труда и как оно осуществляется?

Управление охраной труда в организации базируется на общих принципах управления. Применительно к охране труда управление представляет собой совокупность целенаправленных воздействий на коллективы и отдельных работников для организации и координации их деятельности по эффективному выполнению ими задач по обеспечению безопасности, сохранения здоровья и работоспособности работников в процессе труда.

Такие воздействия могут быть постоянными и периодическими. Постоянные управляющие воздействия осуществляются путем выполнения руководителями и специалистами своих должностных обязанностей, а периодические – посредством приказов, распоряжений, решений, постановлений, предписаний и т.п.

Наиболее эффективным признано программно-целевое управление, в основу которого положено достижение заранее заданных целей, а осуществление процесса управления происходит по определенной программе путем определения конкретных заданий структурным подразделениям, функциональным службам, филиалам организации и отдельным работникам.

В каждой управляющей системе имеются орган управления и объекты управления.

Объектами управления охраной труда является деятельность структурных подразделений, функциональных служб организации и отдельных работников по созданию здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах, в подразделениях и службах, в организации в целом, а также по обеспечению выполнения работниками своих обязанностей по охране труда.

Органами управления охраной труда являются:

в организации в целом – руководитель организации или уполномоченный собственником орган управления, который, в свою очередь, может возложить эти обязанности на конкретное должностное лицо;

в структурных подразделениях, функциональных службах и филиалах организации – их руководители.

Сущность программно-целевого управления заключается в том, что орган управления на основании установленной информации о состоянии условий труда, травматизма и заболеваемости на производстве, об отклонениях от требований законодательных и иных нормативных правовых актов, заранее определенных целевых нормативов и установок, а также политики организации в области охраны труда вырабатывает и реализует управляющее воздействие на объекты управления, что приводит к изменению их состояния.

О новых состояниях объектов управления вновь поступает информация органу управления. Если в результате проделанной работы выполняются требования законодательства, достигнуты намеченные цели, реализуются положения политики в области охраны труда, то управленческое решение считается выполненным. В противном случае орган управления на основании анализа полученной информации вышеизложенным образом вырабатывает и реализует корректирующее воздействие.

Современная схема программно-целевого управления охраной труда приведена ниже.


 


3.16. Посредством каких управленческих функций и какими методами осуществляется управление охраной труда?

Управление охраной труда, как и любой другой деятельностью, предполагает осуществление последовательности действий для достижения поставленных целей. В теории управления они определяются как функции управления.

Функциями управления охраной труда являются:

планирование работ по охране труда и прогнозирование состояния охраны труда;

организация выполнения работ и функционирования системы управления охраной труда;

координация и оперативное регулирование деятельности по реализации целей и задач управления охраной труда;

активизация и стимулирование деятельности коллективов и отдельных работников по выполнению ими обязанностей по охране труда;

контроль за состоянием условий труда и функционированием системы управления охраной труда, учет, анализ и оценка эффективности деятельности по охране труда.

Функции управления реализуются через систему методов управления, которые представляют собой систему правил и приемов, используемых для достижения определенных результатов.

Методы управления основаны на использовании мотивов, определяющих поведение людей.

В управлении охраной труда используются следующие основные группы методов управления:

организационно-распорядительные (административные);

социально-экономические;

социально-психологические;

идеологические.

Организационно-распорядительные (административные) методы управления основаны на регламентирующих документах, носящих прямой характер и подлежащих обязательному выполнению. К ним относятся: установление ответственности и полномочий руководителей, специалистов и других работников; подбор, расстановка и аттестация кадров; приказы, указания, распоряжения и контроль за их исполнением; применение мер дисциплинарного воздействия к нарушителям требований охраны труда и др.

Социально-экономические методы управления охраной труда направлены на усиление материальной заинтересованности коллективов и отдельных работников в соблюдении требований охраны труда, повышение эффективности работы по созданию здоровых и безопасных условий труда. К ним относятся: разработка экономических методов, стимулирующих руководителей и специалистов к улучшению деятельности по охране труда; анализ и учет затрат на охрану труда; планирование мероприятий по охране труда; анализ социально-экономической эффективности мероприятий по охране труда; материальное стимулирование коллективов и отдельных работников и др.

Социально-психологические методы управления включают: моральное стимулирование; повышение социально-производственной ответственности и активности работников; установление в коллективе благоприятного морально-психологического климата; учет психологических факторов, воздействующих на безопасность труда; организацию профориентации и профотбора; использование различных форм морального поощрения и мер общественного воздействия к нарушителям требований охраны труда и др.

Идеологические методы управления охраной труда включают: воспитание у работников дисциплины и ответственности за порученное дело, чувства долга и высокой ответственности за соблюдение правил и норм охраны труда, вовлечение работников в управление охраной труда, развитие самоконтроля и взаимоконтроля и др.

Руководителям необходимо умело сочетать все методы управления. Выбор того или иного метода управления зависит от конкретных задач и условий, в которых они решаются.

Необходимо учитывать, что необоснованное материальное вознаграждение может привести к отрицательным результатам, снижает общую силу его воздействия.

При выборе мер поощрения и наказания руководителю следует учитывать индивидуальные черты личности работника. Так, наказание людей робких по натуре, не уверенных в себе, может дезоргани­зовать их работу, а периодическое поощрение улучшить ее; в то же время частое поощрение слишком самоуверенных людей приводит их к заносчивости, в состояние «головокружения от успехов» и т.д.

 

3.17. В чем состоит новизна в управлении охраной труда в организации с введением в действие национального стандарта по этому вопросу?

С 1 ноября 2005 года в республике действует национальный стандарт, регламентирующий вопросы управления охраной труда в организации, изданный с учетом общепризнанных международных документов. В настоящее время он издан в новой редакции – СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования» и введен в действие с 1 октября 2009 года

Введение в действие данного стандарта не предусматривает полной перестройки сложившейся системы управления охраной труда, а предусматривает существенное изменение отдельных ее аспектов и дополнение рядом новых элементов, введение которых дает основание рассчитывать на повышение эффективности управления охраной труда в организации.

Управление охраной труда должно базироваться на идентификации опасностей на производстве и оценке связанных с ними профессиональных рисков. Указанное концептуальное положение является основой для всех последующих действий, связанных с управлением охраной труда в организации.

Принципиально важным, представляющим элемент новизны, является установление требования к высшему руководству организации разработать политику в области охраны труда и следовать ей в своей практической деятельности, а также проводить анализ эффективности функционирования системы управления охраной труда в организации.

Новыми элементами явятся проведение мониторингов состояния охраны труда и связанных с этим процессов, а также проведение аудитов функционирования системы управления охраной труда.

Существенные изменения предусматриваются в документировании деятельности по охране труда путем введения новых видов документов.

Одним из главных принципов в управлении охраной труда является непрерывное совершенствование системы управления охраной труда путем осуществления корректирующих и предупреждающих действий.

Большое внимание в национальном стандарте уделяется вопросам, связанным с активизацией участия самих работников и их представительных органов в управлении охраной труда в организации.

Следует отметить, что указанные элементы и до введения рассматриваемого национального стандарта были задействованы в деятельности по охране труда во многих организациях, однако они не оформлялись в такой постановке, как это предусмотрено национальным стандартом.

 

3.18. Какие принципы управления охраной труда положены в основу национального стандарта?

В основу управления охраной труда во вновь утвержденном национальном стандарте по указанному вопросу положены следующие принципы управления:

ориентация на цели;

принятие решений на основе данных о профессиональных рисках;

системный (программно-целевой) подход к управлению;

вовлечение персонала в управление охраной труда;

взаимовыгодное сотрудничество со всеми, от кого зависит безопасность труда;

лидерство руководителя;

непрерывное совершенствование.

Следует отметить, что на указанных принципах построено управление качеством продукции, работ и услуг, управление охраной окружающей среды, а также управление другими сторонами деятельности организации. Они разработаны теоретически и многократно проверены в практике деятельности многих организаций как в нашей республике, так и за рубежом.

 

3.19. Какова концепция управления охраной труда в соответствии с национальным стандартом?

Концепция управления охраной труда согласно национальному стандарту состоит в осуществлении логической цепочки последо­вательных, объективно необходимых действий для установления и реализации эффективного управления охраной труда, включающих:

идентификацию видов деятельности, выполняемых работ и оказываемых услуг;

идентификацию законодательных и иных обязательных требований;

идентификацию опасностей, оценку рисков и управление рисками;

определение политики организации в области охраны труда;

постановку целей;

разработку программ управления по достижению целей;

управление операциями;

готовность к аварийным ситуациям;

проведение мониторингов и измерений эффективности;

проведение аудитов функционирования системы;

обучение, информирование, консультации;

анализ со стороны руководства;

осуществление корректирующих и предупреждающих действий по совершенствованию системы;

ведение документации и записей;

определение структуры, ответственности и полномочий.

 

3.20. В чем состоит лидерство высшего руководства в деле управления охраной труда?

Лидерство высшего руководства необходимо для того, чтобы обеспечить единство целей, направлений в работе и создать среду, в которой работники организации будут полностью вовлечены в достижение целей и реализацию политики организации в области охраны труда.

Лидерство состоит в том, что высшее руководство должно назначить из своего состава должностное лицо, ответственное за разработку, внедрение и поддержание функционирования системы управле­ния охраной труда, непрерывное совершенствование указанной системы с целью повышения ее эффективности.

 

3.21. В чем состоят отличия действующих в настоящее время систем управления охраной труда от системы, предусмотренной национальным стандартом?

Эти отличия в какой-то степени носят принципиальный характер. В то же время внедрение национальных стандартов по управлению охраной труда не требует коренной «реконструкции» сложившихся систем управления охраной труда в организациях республики, однако предусматривает существенное изменение отдельных ее аспектов и дополнение рядом новых элементов, что, как показывает опыт зарубежных стран, позволяет повысить эффективность управления охраной труда. Эти отличия могут быть сведены в следующую сравнительную таблицу.

 

Прежняя система Новая система
  Политика организации в области охраны труда
Планирование на основании объективно установленных данных и субъективных оценок состояния охраны труда Планирование на основании идентификации опасностей, оценки связанных с ними рисков и необходимых мер по управлению рисками
План мероприятий по охране труда Программы управления для каждой цели
Обязанности и ответственность работников Роли, ответственность и полномочия работников
Контроль в различных видах Аудиты, мониторинги, проверки
  Корректирующие и предупреждающие действия
  Анализ со стороны высшего руководства
  Постоянное совершенствование системы

 

3.22. Что такое политика в области охраны труда и каково ее содержание?

Согласно национальному стандарту высшее руководство должно поддерживать философию безопасности, документально оформив ее в виде политики организации в области охраны труда, являющейся основой системы управления охраной труда.

Политика организации в области охраны труда содержит общие намерения и основополагающие принципы деятельности высшего руководства организации и представляет собой своего рода философию этой деятельности.

Национальный стандарт устанавливает следующие требования к содержанию политики организации в области охраны труда. Политика организации в области охраны труда должна:

соответствовать характеру и масштабу рисков организации;

включать обязательство по непрерывному ее улучшению;

включать обязательство соответствовать, как минимум, действующему законодательству, а также другим требованиям, которые распространяются на деятельность организации;

быть документально оформленной, внедренной и поддерживаться в актуализированном состоянии;

быть доведена до сведения всех работников с тем, чтобы каждый из них знал о своих обязанностях в области охраны труда;

быть доступной для заинтересованных сторон;

периодически подвергаться анализу, чтобы оставаться актуальной и соответствовать деятельности организации.

При формировании политики организации в области охраны труда необходимо также исходить из результатов идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков.

Политика организации в области охраны труда должна содержать основные принципы деятельности в области охраны труда, одним из которых является приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности, и также включать, в частности:

учет требований законодательных и иных нормативных правовых актов по безопасности и гигиене труда в качестве минимально необходимых;

обеспечение предусмотренных законодательством прав работников на охрану труда, как минимальных;

постоянное совершенствование и повышение эффективности управления охраной труда;

непрерывное повышение уровня работы по предупреждению травматизма, заболеваемости и аварийности на производстве;

последовательное улучшение условий труда, повышение уровня безопасности труда, снижение риска производственных травм и профессиональных заболеваний на основе совершенствования управления деятельности по охране труда;

содействие работникам и их представителям в участии в управлении охраной труда;

приоритетное финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

повышение эффективности в использовании средств, выделяемых на охрану труда, и оптимизацию затрат на эти цели;

идею о том, что охрана труда на каждом рабочем месте, в подразделении и в организации в целом — обязанность всех и каждого.

Изложенный перечень принципов и направлений деятельности не является исчерпывающим (закрытым) и может дополняться.

Политика не требует указания конкретных целей, а содержит, как указывалось выше, лишь общие принципы, намерения и направления деятельности в области охраны труда.

Однако если политика не подкрепляется конкретными целями по реализации ее положений, то это ставит под сомнение реализуемость самой политики.

Таким образом, принятие политики организации в области охраны труда является инструментарием для принятия высшим руководством организации более высоких (в сравнении с законодательством) обязательств, которые, будучи выполненными, позволят достичь удовлетворения потребностей и ожиданий работников в области охраны труда.

 

3.23. Какими показателями и категориями характеризуется состояние условий и охраны труда на производстве?

Обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда зависят от условий, в которых протекает трудовая деятельность работника.

Под условиями труда принято понимать совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

Для создания надлежащих условий труда необходимо осуществление мероприятий, указанных в определении понятия «охрана труда» (см. ответ на вопрос 2.1). Деятельность по их осуществлению принято подразделять на технику безопасности и производственную санитарию.

Техника безопасности — это система организационных мероприятий, технических средств и методов, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов. Такое определение содержится в ГОСТ 12.0.002. «ССБТ. Термины и определения».

В соответствии с этим же стандартом под производственной санитарией понимается система организационных, санитарно-гигиенических мероприятий, технических средств и методов, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов до значений, не превышающих допустимые.

Содержание вышеупомянутых категорий также содержится в указанном стандарте:

опасный — это такой производственный фактор, воздействие которого на работающего при определенных условиях приводит к травме, острому отравлению или другому внезапному резкому ухудшению здоровья или смерти;

вредный — это такой производственный фактор, воздействие которого на работающего при определенных условиях может привести к заболеванию, снижению работоспособности и (или) отрицательному влиянию на здоровье потомства. В зависимости от количественной характеристики (уровня, концентрации и др.) и продолжительности воздействия вредный производственный фактор мо­уще стать опасным;

гигиенические нормативы условий труда – предельно допустимая концентрация (ПДК), ориентировочно безопасный уровень воздействия (ОБУВ), предельно допустимый уровень (ПДУ), допустимая интенсивность излучения (ДИИ) – уровни производственных факторов, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отделенные сроки жизни настоящего и последующего поколений.

Предельно допустимое значение вредного производственного фактора – предельное значение вредного производственного фактора, воздействие которого при ежедневной регламентируемой продолжительности в течение всего трудового стажа не приводит к травме, снижению работоспособности и заболеванию как в период трудовой деятельности, так и к заболеванию после окончания трудовой деятельности, а также не оказывает неблагоприятного воздействия на здоровье потомства;

безопасные условия труда — это такое состояние условий труда, при котором воздействие на работающего опасных и вредных производственных факторов исключено или воздействие вредных производственных факторов не превышает предельно допустимых величин.

Кроме того, условия труда характеризуются сочетанием температуры, влажности и подвижности воздуха рабочей зоны, величиной тепловыделений. Указанные параметры в совокупности составляют метеорологические условия производственной среды, которые могут быть оптимальными и допустимыми (подробнее см. ответ на вопрос 8.4.).

 

3.24. Какие существуют опасности на производстве и что их обусловливает?

Вредные и опасные факторы производственной среды и трудового процесса весьма многообразны и классифицируются по различным критериям. Классификация опасных и вредных производственных факторов дана в ГОСТ 12.003. ССБТ. «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация», согласно которому по природе влияния на здоровье человекам они подразделяются на:

физические;

химические;

биологические;

психофизиологические.

Определенную ориентацию в выявлении вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса дает содержащийся в акте о несчастном случае на производстве (форма Н-1) Классификатор видов происшествий и причин, приведших к несчастным случаям на производстве.

Следует также отметить, что в соответствии с данным Классификатором может осуществляться группировка рисков при исполнении трудовых обязанностей.

Опасности и связанные с ними риски при выполнении работы обусловливают:

производственное оборудование;

материалы и вещества, используемые в производственном процессе;






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных