Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГЕОГРАФИЯ. ПРИРОДА И ЛЮДИ




Класс

(35 ч; 1 ч в неделю; Зчрезервное время)

Тема 1. На какой Земле мы живем (3 ч)

Значение географических знаний в современной жиз­ни. Профессии, связанные с географией. Методы географи­ческой науки. Развитие географической науки от древнос­ти до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей — ученые, стоявшие у истоков географии. Великие географи­ческие открытия: открытия X. Колумба, Ф. Магеллана и их влияние на судьбы мира. Как были открыты и иссле­дованы материки. Современные географические открытия. Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической дея­тельности людей.

Практикум. 1. Анализ источников географической ин­формации. 2. Составление схемы «Источники географи­ческой информации в нашей жизни».

Тема 2. Земля как планета (2 ч)

Земля — одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнце — источник тепла и жизни на Земле. Как устроена наша планета. Уни­кальные условия жизни на Земле. Земля — обитаемая планета. Материки и океаны. Формы и размеры Земли. Движение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Вра­щение Земли вокруг Солнца. Смена сезонов года. Север­ный полюс. Южный полюс. Экватор, тропики, полярные круги. Распределение тепла и света на Земле.

Практикум. 1. Подготовка сообщения «Земля во Все­ленной». 2. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. 3. Составление схемы «Тепловые пояса Земли».

Тема 3. План и карта (5 ч)

Ориентирование человека в пространстве. Способы ори­ентирования по компасу, Солнцу, Полярной звезде, мест­ным признакам. Определение азимута. План местности. Особенности изображения Земли на плане. Масштаб. Ус­ловные знаки. Изображение неровностей земной поверх­ности. Горизонтали. Абсолютная высота. Относительная высота. Чтение плана местности. Профессии топографа и геодезиста. Съемки местности.

Глобус — модель Земли. Географическая карта. Древ­ние карты. Эратосфен, Птолемей. Способы отображения поверхности Земли на древних картах. Глобус и географи­ческая карта — достижения человечества.

Свойства географической карты. Масштаб. Легенда карты. Градусная сетка. Параллели и меридианы. Геогра­фическая широта и долгота. Определение географических координат, направлений и расстояний по карте. Современ­ные способы создания карт.

Практикум. 1. Ориентирование на местности при по­мощи компаса. Определение азимута. 2. Топографический диктант. 3. Ориентирование по плану города. 4. Определе­ние по карте и глобусу с помощью приборов географичес­ких координат, расстояний и направлений. 5. Чтение карт, космических снимков и аэрофотоснимков.

Тема 4. Человек на Земле (2 ч)

Расселение людей по Земле. Влияние природных усло­вий и ресурсов на расселение. Приспособление людей к ус­ловиям жизни на разных этапах развития общества. Соз­дание человеком материальных и духовных ценностей в процессе освоения территории Земли. Расы и народы ми­ра. Их отличительные особенности. Языки. Государства на земном шаре.

Практикум. 1. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц. 2. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.

Тема 5. Литосфера (5 ч)

Литосфера — каменная оболочка Земли. Значение ли­тосферы для жизни на Земле. Строение литосферы. Гор­ные породы. Минералы: их свойства, происхождение. По­лезные ископаемые. Охрана земных недр.

Движения земной коры: вертикальные, горизонталь­ные. Литосферные плиты. Землетрясения и их причины. Вулканы, причины их образования. Строение вулкана. Го­рячие источники. Гейзеры. Сейсмические районы Земли.

Рельеф Земли. Основные формы рельефа. Горы и равни­ны. Особенности их образования. Различия равнин по разме­рам, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупней­шие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах.

Горы. Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь чело­века в горах. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятель­ности людей.

Выветривание. Овраги, сели. Барханы. Исследование и охрана литосферы. Описание рельефа своей местности.

Практикум. 1. Изучение свойств горных пород и ми­нералов. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вул­канов. 3. Разработка правил безопасного поведения во вре­мя стихийных явлений. 4. Описание по карте равнин и гор по плану. 5. Описание рельефа своей местности.

Тема 6. Гидросфера (5 ч)

Гидросфера — водная оболочка Земли. Значение гид­росферы. Состав и строение гидросферы. Части гидросфе­ры: Мировой океан, ледники, воды суши, подземные во­ды. Мировой круговорот воды в природе. Качество воды и здоровье людей. Охрана гидросферы.

Мировой океан, его части, его взаимодействие с сушей и атмосферой. Единство вод Мирового океана. Рель­еф дна Мирового океана. Методы изучения океанских глу­бин. Температура и соленость вод Мирового океана. Дви­жение вод в Океане. Стихийные явления в Океане. Прави­ла обеспечения личной безопасности на воде.

Воды суши. Реки — артерии Земли. Речная систе­ма. Питание и режим рек. Равнинные и горные реки, их особенности. Изменения в жизни рек. Значение рек для человека. Крупнейшие реки мира и России. Рациональное использование ресурсов рек.

Озера. Виды озер. Крупнейшие пресные и соленые озе­ра мира и нашей страны. Пруды и водохранилища. Хозяй­ственное значение озер и болот.

Подземные воды. Их происхождение, возможности ис­пользования человеком. Минеральные воды.

Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Природные памятники гидросферы. Наблюдение за водным объектом.

Практикум. 1. Описание реки и озера по плану. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира. 3. На примере местной реки, озера установле­ние связи гидросферы с другими оболочками Земли. 4. Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках (газеты, журналы, Интернет), и на­писание аннотации по одному из источников информации.

Тема 7. Атмосфера (5 ч)

Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение ат­мосферы для жизни на Земле. Состав воздуха. Охрана воз­духа — охрана жизни. Пути повышения качества воздуш­ной среды. Части атмосферы.

Тепло в атмосфере. Температура воздуха. Термометр. Суточный ход температуры воздуха. Средняя суточная температура. Амплитуда колебаний температуры воздуха (суточная, годовая).

Атмосферное давление. Изменения атмосферного давле­ния. Барометр. Ветер. Причины образования ветра. Ско­рость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон.

Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Абсолютная и относительная влажность. Гигрометр. Облачность. Облака и их виды. Осадкомер.

Погода. Элементы погоды. Воздушные массы. Типы воздушных масс: арктические, умеренных широт, тропи­ческие, экваториальные; их свойства.

Климат и климатические факторы. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Адап­тация людей к погодным и климатическим условиям. Сти­хийные явления в атмосфере, их характеристика и прави­ла обеспечения личной безопасности.

Практикум. 1. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды. 2. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра. 3. Построение и анализ розы ветров. 4. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяй­ственную деятельность людей. 5. Анализ погоды на бли­жайшие два-три дня.

Тема 8. Биосфера (2 ч)

Биосфера. Состав биосферы, связь с другими сферами Земли. Особенность биосферы. В. И. Вернадский о биосфе­ре. Границы распространения жизни на Земле.

Человек — часть биосферы. Этапы взаимоотношения человека с биосферой. Круговорот веществ в биосфере. Единство человека и природы.

Почва как особое природное образование. В. В. Докуча­ев — основатель науки о почвах — почвоведения. Свойства почвы. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Усло­вия образования разных типов почв. Охрана почв. Наблю­дение за почвенным покровом своей местности. Описание почвы.

Разнообразие растений и животных и их распростране­ние на Земле. Сохранение человечеством биоразнообразия на Земле.

Практикум. 1. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли. 2. Описание одного растения или живот­ного своей местности.

Тема 9. Географическая оболочка Земли (3 ч)

Понятие «географическая оболочка». Состав и строение географической оболочки. Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Географическая оболоч­ка как окружающая человека среда. Закономерности разви­тия географической оболочки. Природные зоны Земли — зональные природные комплексы. Карта природных зон Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Ланд­шафт — природный, промышленный, сельскохозяйствен­ный. Культурные ландшафты. Природное наследие.

Практикум. 1. Подготовка сообщения на тему «При­способленность людей к жизни в различных природных зонах». 2. Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных