Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГЕОГРАФИЯ. СТРАНЫ И КОНТИНЕНТЫ




Класс

(70 ч; 2 ч в неделю; 8чрезервное время)

Введение (3 ч)

Как мы будем изучать географию в 7 классе. Что необ­ходимо помнить при изучении географии. Взаимодействие человека с окружающей средой. Природные ресурсы и их виды. Рациональное использование природных ресурсов. Охрана природы. Особо охраняемые территории. Новое в учебнике.

Географические карты. Как Земля выглядит на картах разных проекций. Способы изображения явлений и процес­сов на картах. Общегеографические и тематические карты.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Анализ фотографий, рисун­ков, картин.

Практикум. 1. Описание одного из видов особо охра­няемых территорий (по выбору) по плану: а) название; б) географическое положение; в) год создания; г) объект охраны (кто или что находится под охраной); д) уникаль­ность объекта или вида; д) меры, принимаемые заповедни­ком (заказником) для сохранения объекта или вида. 2. Анализ карт географического атласа.

Тема 1. Население Земли (6 ч)

Народы, языки и религии. Народы и языки мира. От­личительные признаки народов мира. Языковые семьи. Международные языки. Основные религии мира.

Города и сельские поселения. Различие городов и сельских поселений. Крупнейшие города мира и городские агломерации. Типы городов и сельских поселений.

Страны мира. Многообразие стран мира. Республика. Монархия. Экономически развитые страны мира. Зависи­мость стран друг от друга.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 2). Изучение населения по кар­там и диаграммам: численность, размещение и средняя плотность.

Практикум. 1. Анализ карты «Народы и плотность на­селения мира». 2. Определение на карте крупнейших городов мира. 3. Составление таблицы «Самые многонасе­ленные страны мира».

Тема 2. Природа Земли (14 ч)

Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические эры. Литосферные плиты. Суть гипо­тезы А. Вегенера.

Земная кора на карте. Платформа и ее строение. Карта строения земной коры. Складчатые области. Складчато-глыбовые и возрожденные горы. Размещение на Земле гор и равнин.

Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование человеком. Формирование магмати­ческих, метаморфических и осадочных горных пород. Раз­мещение полезных ископаемых.

Практикум. 1. Обозначение на контурной карте круп­нейших платформ и горных систем. 2. Определение по карте строения земной коры закономерностей размещения топливных и рудных полезных ископаемых.

Температура воздуха на разных широтах. Распределе­ние температур на Земле. Тепловые пояса. Изотермы.

Давление воздуха и осадки на разных широтах. Рас­пределение атмосферного давления и осадков на земном шаре.

Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. Пассаты. Западные ветры умеренных ши­рот. Восточные (стоковые) ветры полярных областей. Мус­соны.

Климатические пояса и области Земли. Роль климати­ческих факторов в формировании климата. Зональность климата. Основные и переходные климатические пояса. Климат западных и восточных побережий материков.

Практикум. 1. Анализ карты «Среднегодовое количе­ство осадков». 2. Анализ карты «Климатические пояса и области Земли». 3. Описание одного из климатических по­ясов по плану: а) название; б) положение относительно эк­ватора и полюсов; в) господствующие воздушные массы; г) средние температуры января и июля; д) годовое количе­ство осадков; е) климатические различия и их причины; ж) приспособленность населения к климатическим услови­ям данного пояса. 4. Изучение климатической диаграммы. 5. Анализ погоды в различных частях земного шара на ос­нове прогнозов Интернета, телевидения, газет.

Океанические течения. Причины образования океани­ческих течений. Виды океанических течений. Основные поверхностные течения Мирового океана. Океан и атмо­сфера.

Реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и кли­мата. Крупнейшие реки Земли. Распространение озер на Земле. Крупнейшие озера мира.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 3). Поиск информации в Интернете.

Практикум. 1. Характеристика течения Западных Ветров с использованием карты по плану: а) географичес­кое положение; б) вид течения по физическим свойствам воды (холодное, теплое); в) вид течения по происхож­дению; г) вид течения по устойчивости (постоянное, се­зонное); д) вид течения по расположению в толще вод (поверхностное, глубинное, придонное). 2. Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер Земли.

Растительный и животный мир Земли. Биоразнооб­разие. Значение биоразнообразия. Биомасса. Закономер­ности распространения животных и растений. Приспособ­ление растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков.

Почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности рас­пространения почв на Земле. В. В. Докучаев и закон ми­ровой почвенной зональности. Типы почв и их особеннос­ти. Охрана почв.

Тема 3. Природные комплексы и регионы (5 ч)

Природные зоны Земли. Понятие «природная зона». Причины смены природных зон. Изменение природных зон под воздействием человека.

Практикум. 1. Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зо­ны Земли». 2. Описание природных зон по плану.

Океаны. Мировой океан как природный комплекс Земли. Океаны Земли — Тихий, Атлантический, Ин­дийский, Северный Ледовитый. Особенности природы океанов. Освоение Океана человеком. Экологические проблемы Мирового океана. Использование и охрана Ми­рового океана.

Практикум. 1. Описание океана по плану. 2. Сравне­ние океанов (по выбору).

Материки. Материки как природные комплексы Зем­ли. Материки — Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия. Последователь­ность изучения материков и стран. Описание материка. Описание страны.

Практикум. Установление сходства и различия мате­риков на основе карт и рисунков учебника.

Как мир делится на части и как объединяется. Матери­ки и части света. Географический регион. Понятие «грани­ца». Естественные и условные границы. Объединение стран в организации и союзы. Организация Объединенных На­ций (ООН). Сотрудничество стран. Диалог культур.

Тема 4. Материки и страны (34 ч)

Африка: образ материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние точки. Береговая линия. Особенности земной коры и рельефа материка. По­лезные ископаемые. Особенности климата. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата.

Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Крупные города. Занятия африканцев. Африка — беднейший материк мира.

Путешествие по Африке. Путешествие с учебником и картой — способ освоения географического пространства. Географические маршруты (траверзы) по Африке.

Маршрут Касабланка — Триполи. Узкая полоса афри­канских субтропиков, страны Магриба, Атласские горы: особенности природы. Занятия населения. Культура. Кар­фаген — памятник Всемирного культурного наследия. Са­хара — «желтое море» песка. Особенности природы Саха­ры. Занятия населения. Кочевое животноводство. Пробле­мы опустынивания, голода. Маршрут Томбукту — Лагос. Саванна: особенности природы.

Маршрут Лагос — озеро Виктория. Лагос — крупней­ший город Нигерии. Население. Нигер — одна из крупней­ших рек континента. Особенности влажных экваториаль­ных лесов. Река Конго. Пигмеи. Массив Рувензори. Марш­рут озеро Виктория — Индийский океан. Как образовалось озеро Виктория. Исток Нила. Килиманджаро. Националь­ные парки Танзании. Занятия населения. Маршрут Дар-эс-Салам — мыс Доброй Надежды. Особенности при­родных зон. Полезные ископаемые. ЮАР.

Египет. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Древнейшая цивилизация. Население. Происхожде­ние египтян, занятия, образ жизни. Река Нил. Египет — мировой туристический центр. Столица Каир. Памятники Всемирного культурного наследия.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 4). Разработка проекта «Создание национального парка в Танзании».

Практикум. 1. Определение: а) географических коор­динат крайних точек Африки; б) протяженности Африки в градусах и километрах (по градусной сетке) по 20° в. д. 2. Обозначение на контурной карте Африки изучаемых географических объектов. 3. Описание по климатической карте климата отдельных пунктов (температура января и июля, продолжительность зимы и лета, господствующие ветры, годовое количество осадков и распределение их по временам года). 4. Описание Египта по типовому плану. 5. Работа с картами путешествий.

Австралия: образ материка. Особенности географичес­кого положения. Размеры материка. Крайние точки. Бере­говая линия. Остров Тасмания. Особенности рельефа Австралии. Большой Водораздельный хребет. Полезные ископаемые. Климат. Распределение температур и осад­ков. Воздействие пассатов на восточные районы Австра­лии. Речная сеть. Подземные воды. Природные зоны. Свое­образие органического мира Австралии и прилегающих островов. История освоения материка. Австралийский Со­юз. Столица Канберра. Население. Занятия населения.

Путешествие по Австралии. Маршрут Перт — озеро Эйр-Норт. Особенности природы. Занятия населения. Маршрут озеро Эйр-Норт — Сидней. Особенности расти­тельного и животного мира. Река Дарлинг. Сидней. Марш­рут Сидней — Большой Водораздельный хребет. Большой Барьерный риф — памятник Всемирного природного наследия. Океания. Меланезия. Микронезия. Полинезия. Особенности природы островов Океании. Папуасы. Н. Н. Миклухо-Маклай.

Практикум. 1. Определение по карте географического положения Австралии. 2. Обозначение на карте географи­ческих объектов маршрута путешествия.

Антарктида: образ материка. Особенности географичес­кого положения. Размеры материка. Ледовый материк. Строение Антарктиды. Особенности климата. Открытие ма­терика Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Расти­тельный и животный мир. Условия жизни и работы на по­лярных станциях. Проблемы охраны природы Антарктиды.

Географическая исследовательская практика. Разра­ботка проекта «Как использовать человеку Антарктиду?».

Практикум. Определение по карте крайних точек Ан­тарктиды.

Южная Америка: образ материка. Географическое по­ложение Южной Америки в сравнении с географическим положением Африки. Крайние точки Южной Америки.

Строение земной коры и рельеф Южной Америки в срав­нении со строением земной коры и рельефом Африки. Вы­сотная поясность Анд. Особенности климата Южной Аме­рики. Внутренние воды. Амазонка — самая длинная река мира. Ориноко. Водопад Анхель. Растительный и живот­ный мир. Южная Америка — родина многих культурных растений.

Латинская Америка в мире. Влияние испанской и пор­тугальской колонизации на жизнь коренного населения. Латиноамериканцы. Метисы. Мулаты. Самбо. Крупней­шие государства. Природные ресурсы и их использование. Хозяйственная деятельность.

Путешествие по Южной Америке. Маршрут Огненная Земля — Буэнос-Айрес. Аргентина — второе по площади государство на материке. Особенности природы. Река Па­рана. Маршрут Буэнос-Айрес — Рио-де-Жанейро. Рельеф. Водопад Игуасу. Растительный и животный мир. Населе­ние и его занятия. Бразильское плоскогорье. Полезные ископаемые. Город Бразилиа.

Амазония. Амазонская сельва. Особенности раститель­ного и животного мира. Проблема сокращения площади влажных экваториальных лесов. Маршрут Манаус — Ан­ды. Амазонка — самая длинная и самая полноводная ре­ка мира. Уникальность фауны Амазонки. Перу: особеннос­ти природы. Население и его хозяйственная деятельность. Памятники Всемирного культурного наследия. Маршрут Лима — Каракас. Особенности природы Эквадора, Колум­бии, Венесуэлы.

Бразилия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Бразильцы: происхождение, занятия, образ жизни. Особенности хозяйства.

Географическая исследовательская практика. Разра­ботка проекта «Хозяйственное освоение Амазонии с уче­том сохранения ее животного и растительного мира».

Практикум. 1. Описание Амазонки по плану. 2. Опи­сание страны (по выбору) по плану.

Северная Америка: образ материка. Особенности гео­графического положения. Крайние точки. Размеры мате­рика. Строение земной коры и его влияние на рельеф. Климатические особенности Северной Америки. Внутрен­ние воды. Крупнейшие реки. Великие озера. Водопады (Йосемит, Ниагарский). Природные зоны. Почвы. Расти­тельный и животный мир. Памятники Всемирного при­родного наследия.

Англо-Саксонская Америка. Освоение Северной Амери­ки. США и Канада: сходство и различия. США и Канада — центры мировой экономики и культуры.

Путешествие по Северной Америке. Вест-Индия. При­рода островов Карибского моря. Маршрут Вест-Индия — Мехико. Полуостров Юкатан. Древние индейские цивили­зации. Мексиканский залив. Мехико. Маршрут Мехико — Лос-Анджелес. Мексиканское нагорье. Река Рио-Гранде. Плато Колорадо. Большой каньон реки Колорадо.

Маршрут Лос-Анджелес — Сан-Франциско. Особенности природы Южной Калифорнии. Большая Калифорнийская долина. Маршрут Сан-Франциско — Чикаго. Сьерра-Нева­да. Большое Соленое озеро. Великие равнины. Североамери­канские степи. «Пшеничный» и «кукурузный» пояса. Маршрут Чикаго —и Нью-Йорк. Аппалачи. Вашингтон — столица США. Нью-Йорк — финансовый и торговый центр. Маршрут Ниагарский водопад — река Св. Лаврентия.

Соединенные Штаты Америки. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Американцы: происхожде­ние, занятия, образ жизни.

Практикум. Сравнительная характеристика природ­ных богатств горного пояса и равнин Северной Америки (по выбору).

Евразия: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и рельеф Евразии. Влияние древнего оледе­нения на рельеф Евразии. Стихийные природные явления на территории Евразии. Особенности климата. Влияние рельефа на климат материка. Различие климата западных и восточных побережий материка. Крупнейшие реки и озера материка. Природные зоны.

Европа в мире. Географическое положение. Историчес­кие особенности освоения и заселения. Европейцы. Город­ское и сельское население. Образ жизни европейцев. Северная, Западная, Восточная, Южная Европа. Особен­ности хозяйства стран Европы. Европейский союз (ЕС). Политическая карта Европы.

Путешествие по Европе. Маршрут Исландия — Пире­нейский полуостров. Остров Исландия: особенности приро­ды, населения и хозяйства. Остров Великобритания. Марш­рут Лиссабон — Мадрид. Природа. Население. Хозяйство. Португалия, Испания — средиземноморские страны. Атлан­тическое побережье Европы: особенности природы. Занятия населения. Культурные ценности. Города. Уникальные культурные ландшафты. Маршрут Амстердам — Стокгольм. Северное море. Живописная природа фьордов. Нидерланды, Норвегия. Швеция: особая культура.

Маршрут Стокгольм — Севастополь. Польша, Белорус­сия, Украина: особенности природы, население. Занятия жителей. Долина Дуная. Придунайские страны. Маршрут Шварцвальд — Сицилия. Альпы: особенности природы. Рим — мировая сокровищница. Маршрут Мессина — Стамбул. Полуостров Пелопоннес. Греция: особенности природы, истории, культуры.

Германия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Германии: происхождение, занятия, образ жизни.

Франция. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Франции: происхождение, занятия, образ жизни.

Великобритания. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Великобритании: происхождение, занятия, образ жизни.

Азия в мире. Географическое положение и особеннос­ти природы региона. Население. Крупнейшие по числен­ности населения государства Азии. Крупнейшие городские агломерации Азии. Культура, традиции и верования на­родов Азии. Многообразие природных ресурсов. Высоко­развитые страны Азии. Политическая карта Азии.

Путешествие по Азии. Маршрут пролив Босфор — Мертвое море. Средиземноморье: особенности природы. Население и хозяйство. Турция. Иерусалим — центр трех религий. Маршрут Мертвое море — Персидский залив. Са­удовская Аравия: природные ландшафты, жизнь населе­ния. Крупнейшие нефтяные месторождения Персидского залива. Маршрут Персидский залив — Ташкент. Особен­ности природы Иранского нагорья. Полезные ископаемые. Туркмения, Узбекистан: особенности природы. Древней­шие города — Самарканд, Хива, Бухара.

Маршрут Ташкент — Катманду. Тянь-Шань, Памир. Озеро Иссык-Куль. Пустыня Такла-Макан. Тибетское на­горье. Лхаса — религиозный центр ламаизма. Гималаи.

Маршрут Катманду — Бангкок. Непал. Культура выра­щивания риса. Ганг и Брахмапутра. Бангкок — «Венеция Востока». Маршрут Бангкок — Шанхай. Сиамский залив. Шельф Южно-Китайского моря: месторождения нефти. Дельта Меконга: особенности природы. Занятия населе­ния. Шанхай — многомиллионный город, торговый и фи­нансовый центр. Маршрут Шанхай — Владивосток. Япо­ния — крупнейшая промышленная держава мира. Приро­да и хозяйство Японских островов. Население, культура Японии.

Китай. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Китайцы: происхождение, занятия, образ жизни. Рост численности населения Китая и меры по его ограни­чению.

Индия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Индии: происхождение, занятия, образ жизни.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 5). Участие в проекте «Традиции и обычаи народов мира».

Практикум. 1. Составление по картам сравнительного географического описания стран (по выбору). 2. Знаком­ство с туристической схемой столицы одного из государств Евразии (по выбору). 3. Установление различий в числен­ности и плотности населения различных регионов Азии.

Россия в мире. Россия — крупнейшая по площади страна мира. Природные ресурсы. Россия — многонацио­нальное государство. Вклад русских писателей, компози­торов, художников в мировую культуру.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «География. Страны и континенты» ученик должен:

1) знать/понимать:

основные источники информации, необходимые для изучения курса;

различие географических карт по содержанию, масштабу;

способы картографического изображения;

основные языковые семьи;

основные религии мира;

причины неравномерности размещения населения;

основные типы стран, столицы и крупные города;

происхождение материков, строение земной коры;

основные типы воздушных масс и их свойства;

закономерности распределения температур воздуха, по­ясов атмосферного давления и осадков на поверхности Земли;

причины образования океанических течений;

зависимость характера течения рек от рельефа;

зависимость режима и водоносности рек от климата;

происхождение озерных котловин;

влияние хозяйственной деятельности людей на реки и озера;

особенности размещения растительного и животного мира, почв на Земле;

что такое природная зона, причины, и закономерности смены природных зон на Земле;

материки и океаны как крупные природные комплек­сы Земли;

особенности природы Тихого, Атлантического, Индий­ского, Северного Ледовитого океанов;

виды хозяйственной деятельности в океане, меры по охране океанов от загрязнений;

главные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии: основные фор­мы рельефа, особенности климата, крупнейшие реки и озера, растительный и животный мир; природные зоны материков;

население материка, его занятия и образ жизни; основ­ные проблемы населения материка;

2) уметь:

использовать различные источники географической ин­формации для объяснения изучаемых явлений и процессов;

анализировать общегеографические и тематические карты;

анализировать климатические диаграммы, таблицы;

описывать природные зоны;

обозначать на контурных картах изучаемые географи­ческие объекты;

выбирать карты нужного содержания и устанавливать по ним особенности природы, населения, занятий и хозяй­ственной деятельности населения материков, отдельных стран;

выявлять и описывать на основе карт и других источ­ников информации характерные черты природы, населе-ния, хозяйства отдельных территорий;

показывать по карте географические объекты, назван­ные в учебнике;

создавать продукты самостоятельной деятельности (доклады, рефераты);

3) оценивать:

географическое положение материков и отдельных стран;

изменения природы материков под воздействием хозяй­ственной деятельности человека;

жизнь, быт, традиции населения материков и отдель­ных стран;

географические путешествия по материкам;

современные проблемы отдельных стран и материков.

 

ГЕОГРАФИЯ. РОССИЯ

Класс

(70 ч; 2 ч в неделю; 14 чрезервное время)

Тема 1. Россия в мире (4 ч)

Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Госу­дарственная граница России.

Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Мест­ное время. Поясное время. Декретное время. Летнее вре­мя. Линия перемены дат.

Ориентирование по карте России. Районирование. Гео­графический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России.

Формирование территории России. Заселение террито­рии России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников.

Практикум. 1. Обозначение на контурной карте госу­дарственной границы России. 2. Определение разницы во времени на карте часовых поясов. 3. Ориентирование по физической карте России. 4. Сравнение способов райони­рования (природного и экономического). 5. Подготовка доклада о русском первопроходце (по выбору).

Тема 2. Россияне (10 ч)

Население России. Воспроизводство населения. Естест­венный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.

Численность населения. Темпы роста численности насе­ления. Демографический кризис. Демографические поте­ри. Демографические проблемы и их решение.

Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.

«Демографический портрет» населения России. Демо­графическая ситуация. Половозрастная структура населе­ния России.

Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресур­сы. Экономически активное население. Безработные. Тру­довые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.

Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия — многонациональное государ-

ство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Ре­лигии России.

Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плот­ность населения России. Роль крупных городов в размеще­нии населения.

Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружа­ющую среду.

Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.

Практикум. 1. Анализ графика рождаемости и смерт­ности в России. 2. Построение графика численности населе­ния своего района (области). 3. Анализ половозрастных пи­рамид России и отдельных ее регионов. 4. Выявление на основе опроса рейтинга профессий и их соотношения на рын­ке труда в своем регионе. 5. Анализ карты народов России.

Тема 3. Природа (17 ч)

История развития земной коры. Геологическое лето­счисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха склад­чатости. Геологическая карта.

Особенности рельефа России. Тектонические структу­ры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с текто­ническим строением территории.

Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Мно­голетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.

Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные по­лезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ис­копаемых. Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.

Практикум. 1. Описание рельефа России по плану. 2. Определение по картам закономерностей размещения основных месторождений полезных ископаемых. 3. Изуче­ние по различным источникам (газеты, журналы, научно-популярная литература) стихийных природных явлений, имевших место на территории России в различные истори­ческие периоды.

Климат России. Понятие «солнечная радиация». Пря­мая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиа­ционный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезо­нам года.

Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над тер­риторией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмо­сферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон *

Влияние на климат России ее географического положе­ния. Климатические особенности зимнего и летнего сезо­нов года. Синоптическая карта.

Климатические пояса и типы климата России. Клима­тические особенности России. Климат своего региона. Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяй­ство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажне­ния. Учет климатических условий в жилищном строитель­стве. Неблагоприятные климатические явления.

Практикум. 1. Определение по картам закономернос­тей распределения солнечной радиации, средних темпера­тур января и июля, годового количества осадков по терри­тории России. 2. Анализ прогноза погоды за определенный период (неделю, месяц) по материалам средств массовой информации. 3. Оценка климатических условий отдель­ных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения. 4. Ана­лиз агроклиматических ресурсов своей местности для раз­вития сельского хозяйства.

Россия — морская держава. Особенности российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов — Ат­лантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное зна­чение морей. Экологические проблемы морей.

Практикум. 1. Обозначение на контурной карте мо­рей, омывающих берега России. 2. Описание одного из российских морей по типовому плану.

Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупней­шие реки России. Использование рек в хозяйственной де­ятельности. Охрана речных вод.

Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России. Болота. Распространение болот. Верхо­вые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Лед­ники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России.

Причины, по которым люди издревле селились на бере­гах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Мор­ские пути России. Морские порты.

Географическая исследовательская, практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Решаем проблему: преобразо­вание рек.

Практикум. 1. Обозначение на контурной карте круп­ных рек России. 2. Определение падения и уклона одной из российских рек (по выбору). 3. Описание одной из рос­сийских рек с использованием тематических карт; выявле­ние возможностей ее хозяйственного использования. 4. Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным путям России.

Почва — особое природное тело. Отличие почвы от гор­ной породы. Строение почвы. Механический состав и структура почвы.

Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное ис­пользование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы своего края.

Практикум. 1. Ознакомление с образцами почв своей местности. 2. Анализ земельных и почвенных ресурсов по картам атласа.

Тема 4. Хозяйство (15 ч)

Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Понятия «отрасль хозяйства» и «меж­отраслевой комплекс».

Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратье­ва». Особенности хозяйства России. Структура хозяйства своей области, края. Типы предприятий.

Практикум. 1. Выделение циклов в развитии экономи­ки своего региона. 2. Составление схемы «Виды предпри­ятий по формам собственности».

Топливно-энергетический комплекс. Состав. Особеннос­ти топливной промышленности. Топливно-энергетический баланс. Главные угольные бассейны страны. Значение комплекса в хозяйстве страны.

Нефтяная и газовая промышленность. Особенности раз­мещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения.

Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяй­стве страны. Типы электростанций, энергосистема. Разме­щение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники за­грязнения окружающей среды.

Географическая исследовательская практика. Выбор места для строительства электростанции с учетом факто­ров, влияющих на размещение (на примере ГЭС).

Практикум. Составление схемы «Структура ТЭК».

Металлургия. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны. Осо­бенности размещения предприятий черной и цветной ме­таллургии. Типы предприятий. Основные центры черной и цветной металлургии. Влияние металлургического произ­водства на состояние окружающей среды и здоровье чело­века.

Практикум. Установление основных факторов разме­щения предприятий черной и цветной металлургии.

Машиностроение — ключевая отрасль экономики. Сос­тав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы раз­вития машиностроения. Повышение качества продукции машиностроения.

Практикум. Составление характеристики машино­строительного предприятия своей местности.

Химическая промышленность. Состав химической про­мышленности. Роль химической промышленности в хо­зяйстве страны. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Связь химической про­мышленности с другими отраслями. Воздействие химичес­кой промышленности на окружающую среду. Пути реше­ния экологических проблем.

Лесопромышленный комплекс. Состав лесопромышлен­ного комплекса. Лесной фонд России. Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Цел­люлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопро­мышленного комплекса.

Сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики. Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы Рос­сии. Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания. Технические культуры. Районы возделыва­ния технических культур.

Животноводство. Особенности животноводства России.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 2). Агропромышленный комп­лекс. Состав АПК. Взаимосвязь отраслей АПК. Проблемы АПК. АПК своего района.

Пищевая промышленность. Состав пищевой промыш­ленности. Связь пищевой промышленности с другими от­раслями. Легкая промышленность. История развития лег­кой промышленности. Проблемы легкой промышленности.

Практикум. 1. Обозначение на контурной карте глав­ных сельскохозяйственных районов страны. 2. Установле­ние по материалам периодической печати проблем сельс­кого хозяйства.

Транспорт — «кровеносная» система страны. Значение транспорта в хозяйстве и жизни населения. Россия — страна дорог. Виды транспорта, их особенности. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная магистраль. Главные железнодорожные и речные пути. Судоходные каналы. Главные морские порты. Внутригородской транспорт. Сме­на транспортной парадигмы в России. Взаимосвязь раз­личных видов транспорта. Транспорт^ и экологические проблемы. Особенности транспорта своей местности.

Практикум. Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).

• Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды ус­луг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельс­кой местности. Территориальная система обслуживания.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 3). Особенности развития сферы услуг своей местности.

Практикум. Оценка степени доступности сферы услуг и удовлетворения потребностей различных слоев населе­ния на примере своей местности.

Тема 5, Природно-хозяйственные зоны (6 ч)

Зональность в природе и жизни людей. Понятия «при­родная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специа­лизация сельского хозяйства.

Практикум. 1. Анализ карт «Природные зоны России» и «Природно-хозяйственные зоны России». 2. Сопоставление карты природных зон, графика «Смена природных зон с се­вера на юг» и таблицы «Природно-хозяйственные зоны Рос­сии» Приложения. 3. Описание особенностей жизни и хозяй­ственной деятельности людей в разных природных зонах.

Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического поло­жения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения.

Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широко лист­венных лесов. Россия — лесная держава. Особенности та­ежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны сме­шанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ре­сурсов России.

Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны.

Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жите­лей полупустынь. Оазис.

Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная пояс­ность. Особенности жизни и хозяйства в горах.

Практикум. 1. Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану. 2. Описание зависимости жизни и быта населения от природных условий зоны (при­родная зона по выбору). 3. Описание природно-хозяйствен-ной зоны своей местности.

Тема б. Наше наследие (4 ч)

Территориальная организация общества. Этапы разви­тия территориальной организации общества.

Влияние мировых процессов на жизнь россиян. Террито­риальный комплекс. Природно-территориальные и социаль­но-экономические комплексы. Взаимосвязи в комплексе.

Понятие «наследие». Всемирное наследие. Природное и культурное наследие России. Экологическая ситуация. Ви­ды экологических ситуаций. Понятие «качество жизни». Идеи устойчивого развития общества. Стратегия развития России и своего региона в XXI в.

Географическая исследовательская практика. Разра­ботка проекта «Сохранение природного и культурного на­следия России — наш нравственный долг».

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «География. Россия» в 8 классе ученик должен:

1) знать/ понимать:

географическое положение России на карте мира, гра­ницы, пограничные государства, моря, омывающие стра­ну, крайние точки России;

положение России на карте часовых поясов;

административно-территориальное деление России;

историю формирования и заселения территории России;

вклад исследователей, путешественников, землепроход­цев в освоение территории России;

численность, плотность и воспроизводство населения России;

особенности естественного движения населения;

основные направления миграций;

состав трудовых ресурсов;

национальный и религиозный состав населения России;

особенности размещения населения;

типы поселений;

связь рельефа с тектоническим строением;

закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;

факторы, определяющие особенности климата России;

основные климатические пояса и типы климата России;

влияние климатических условий на жизнь и хозяй­ственную деятельность населения России;

меры по борьбе с загрязнением атмосферы;

особенности морей, омывающих берега России;

ресурсы морей и их использование человеком;

крупнейшие речные системы и озера страны;

границу распространения многолетней мерзлоты;

меры по охране и восстановлению водных ресурсов;

основные типы почв, их размещение по территории страны;

особенности земельных ресурсов и их рациональное ис­пользование;

состав и структуру хозяйства России;

основные факторы размещения отраслей хозяйства;

важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию;

главные промышленные и сельскохозяйственные райо­ны России;

главные отрасли хозяйства своей области (республики, края);

изменения в экономике России и своей области;

природные зоны России;

особенности природно-хозяйственных зон;

влияние природных условий на жизнь, быт и хозяй­ственную деятельность населения;

пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;

что такое территориальная организация общества;

что такое Всемирное наследие;

объекты Всемирного природного и культурного насле­дия России;

что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчи­вого развития общества;

2) уметь:

характеризовать географическое положение страны и своей области (республики, края);

определять поясное время;

определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом дви­жении населения, современную демографическую ситуацию;

использовать карты, статистические таблицы, диаграм­мы для получения необходимой информации по населе­нию России;

устанавливать зависимость между рельефом, тектони­ческим строением территории, размещением полезных ис­копаемых по физической и тектонической картам;

пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирова­ния представлений об условиях жизни населения на от­дельных территориях;

анализировать почвенную карту и карту растительнос­ти с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы;

устанавливать по картам связи между размещением на­селения, хозяйства и природными условиями территории России;

анализировать статистические показатели развития хо­зяйства России;

анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между от­раслями промышленности;

составлять географическую характеристику отрасли хо­зяйства по плану;

объяснять структуру экспорта и импорта в России;

устанавливать причины, сущность и пути решения эко­логических проблем в России;

отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;

3) оценивать:

географическое положение России, своей области (рес­публики, края);

природно-ресурсный потенциал страны;

климатические ресурсы России;

водные ресурсы России и своей местности;

влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения;

тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России;

современные проблемы России.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных