ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Научный консультант серии Е.Л. Михайлова 27 страницаСалливан, используя термин “Я” в более узком смысле — как функцию осознания своих переживаний и деятельности — вносит важный вклад в тему нашей дискуссии. Он утверждает, что “Я” ребенка входит в мир именно через переживание тревоги. В ранних отношениях с матерью ребенок научается определять, какие виды деятельности достойны одобрения и поощрения, а какие — порицания и, возможно, наказания. Последние виды деятельности вызывают тревогу. “Динамизм Я” (по определению Салливана) развертывается как процесс, с помощью которого тревожащие переживания исключаются из сознания и сферы активности, а одобряемые встраиваются в сознание и поведение. В этом смысле “Я” защищает безопасность человека, ограждает его от тревоги. Эта точка зрения подчеркивает интегрирующую функцию тревоги и освещает рассмотренный нами выше распространенный факт, что переживания тревоги, с которыми обращаются деструктивно, ведут к подавлению “Я”. Намечая направления конструктивного использования тревоги, Салливан также показывает, что отмеченные тревогой сферы личности могут стать сферами роста, если в психотерапии или любящих отношениях с другим человеком индивидуум может справиться с тревогой конструктивно. Теперь рассмотрим позитивные аспекты самости — свободу, развитие самосознания и ответственность. Появление свободы тесно связано с тревогой: возможность свободы всегда вызывает беспокойство, и способ встречи с тревогой определяет, пожертвует ли человек свободой или утвердит ее. Потребность ребенка разорвать первичные узы зависимости от родителей всегда сопровождается тревогой. Здоровый ребенок преодолевает эту тревогу в новых отношениях с родителями и с другими людьми на основе возросшей произвольности и автономности. Но если независимость от родителей сопровождается невыносимой тревогой (например, у ребенка враждебных или слишком тревожных родителей) и за это приходится расплачиваться чрезмерным всплеском чувств беспомощности и изоляции, то ребенок “отступает” в новые формы зависимости. Уникальная возможность расширения самости приносится в жертву, и человек прокладывает дорогу невротической тревоге. Это означает, что для конструктивной конфронтации с тревогой человеку необходимы независимость и свобода. Развитие самосознания происходит всякий раз, когда человек сталкивается с новыми возможностями и продвигается сквозь них. Первичная тревога бессодержательна, но после возникновения самосознания в ребенке происходит изменение. Кьеркегор назвал возникновение самосознания “качественным скачком”; современная динамическая психология описывает его в разных контекстах как рождение Эго. Теперь ребенок начинает осознавать, что свобода требует ответственности. Ответственности за то, чтобы “быть собой”, и за других людей. Оборотная сторона ответственности — чувство вины. В той мере, в какой люди стремятся избежать тревоги, ответственности и чувства вины, отказываясь пользоваться новыми возможностями и двигаться от известного к неизвестному, они жертвуют своей свободой и ограничивают автономность и самосознание. Своим высказыванием “рисковать — значит тревожиться, но не рисковать — значит потерять себя” Кьеркегор попадает в точку. Использование возможностей, встреча с тревогой и принятие ответственности и чувства вины связано с ростом самосознания, свободы и расширением сфер деятельности. “С точки зрения этого мира рисковать опасно. А почему? Да потому, что на этом можно проиграть. Люди, заботящиеся о своей пользе, не рискуют. Но в то же время, если не идти на риск, можно потерять то, что трудно потерять даже при самом рискованном риске, и эта потеря произойдет легко и будет полной, так что ничего не останется, — я говорю о потере собственного Я. Если я пошел на неразумный риск, — что ж, тогда жизнь поможет мне своим наказанием. Но если я не рисковал вообще, — кто мне тогда поможет? И более того, если бы даже полный отказ от риска в высшем смысле этого слова (а рисковать в высшем смысле слова — это осознавать самого себя) позволил бы мне добиться любых земных благ, я все равно потеряю мое Я! И что тогда?” 13 Чем более творческой личностью является индивидуум, тем большими возможностями он располагает и тем чаще сталкивается с тревогой и связанными с ней ответственностью и чувством вины. Или, снова обращаясь к словам Кьеркегора, “чем больше сознания, тем больше “Я”. Рост самосознания означает увеличение самости. Сделаем вывод: позитивные аспекты самости развиваются по мере того, как человек встречается с тревогой двигается сквозь нее и преодолевает вызывающие тревогу переживания. Приложения1 Опросный лист № 1 Тревога, испытанная мною в детстве У каждого ребенка бывают волнения, страхи и беспокойства. Пожалуйста, проставьте в этом листе, беспокоились ли Вы в детстве по данному поводу иногда, часто или никогда. Никогда Иногда Часто 1. Что я не справлюсь с тестом в школе ______ ______ ______ 2. Что мой отец потеряет работу..... ______ ______ ______ 3. Что меня отругает учитель........ ______ ______ ______ 4. Что я попаду в аварию........... ______ ______ ______ 5. Что моя мама бросит меня........ ______ ______ ______ 6. Что мне будет нечего есть......... ______ ______ ______ 7. Что у меня не будет подружек.... ______ ______ ______ 8. Что я стану отставать в учебе...... ______ ______ ______ 9. Что мои родители заболеют........ ______ ______ ______ 10. Что кто-то преследует меня по ночам ______ ______ ______ 11. Что брат или сестра бросит меня... ______ ______ ______ 12. Что я не буду пользоваться популярностью.......... ______ ______ ______ 13. Что меня переедет машина........ ______ ______ ______ 14. Что в школе я буду выступать перед классом............... ______ ______ ______ 15. Что я заболею.................. ______ ______ ______ 16. Что мой отец отругает меня....... ______ ______ ______ 17. Что мне приснятся кошмары...... ______ ______ ______ 18. Что у меня не будет друзей среди мальчиков.............. ______ ______ ______ 19. Что я не смогу найти работу....... ______ ______ ______ 20. Что я умру..................... ______ ______ ______ 21. Что я неудачница............... ______ ______ ______ 22. Что мой брат или сестра придирается ко мне................ ______ ______ ______ 23. Что мне когда-нибудь придется содержать своих родителей. ______ ______ ______ Никогда Иногда Часто 24. Что мама отругает меня........... ______ ______ ______ 25. Что на Рождество мне подарят мало подарков.................. ______ ______ ______ 26. Что мне достанется роль в школьной пьесе (страх сцены)......... ______ ______ ______ 27. Что наш дом сгорит.............. ______ ______ ______ 28. Что мне придется жить в бедности.. ______ ______ ______ 29. Что меня оставят одну в темноте... ______ ______ ______ 30. Что на Рождество мой брат или сестра получат больше подарков, чем я ______ ______ ______ 31. Что отец бросит меня............ ______ ______ ______ 32. О том, выйду ли я замуж.......... ______ ______ ______ 33. Что отец накажет меня........... ______ ______ ______ 34. Что моя мать умрет.............. ______ ______ ______ 35. Из-за того, что у меня начались менструации............... ______ ______ ______ 36. Что в дом ворвутся грабители..... ______ ______ ______ 37. Что у меня нет красивого дома..... _______ ______ ______ 38. Что мой брат или сестра умрет..... ______ ______ ______ 39. Что я останусь одинокой.......... ______ ______ ______ 40. Из-за чувства, что мои родители обо мне не заботятся........... ______ ______ ______ 41. Что явятся привидения или злые волшебники............... ______ ______ ______ 42. Что мать накажет меня........... ______ ______ ______ 43. Что отец умрет................. ______ ______ ______ 44. Что я непривлекательна.......... ______ ______ ______ 45. Что у меня плохое здоровье....... ______ ______ ______ 46. Когда я смотрела фильмы ужасов, например, про Франкенштейна ______ ______ ______ 47. Когда я попадала в грозу с громом и молнией................ ______ ______ ______ 48. Когда люди затевали со мной ссоры ______ ______ ______ 49. Когда я видела змей............. ______ ______ ______ 50. Когда я видела больших животных.. ______ ______ ______ 51. Что зубной врач вырвет у меня зуб ______ ______ ______ 52. Когда кто-то насмехался или подшучивал надо мной....... ______ ______ ______ 53. Что я спрыгну или упаду с крутого обрыва................... ______ ______ ______ 54. Что меня запрут одну в комнате.... ______ ______ ______ Опросный лист № 2 Тревога в настоящее время Люди беспокоятся или тревожатся о разных вещах. Пожалуйста, проставьте на этом листе, тревожитесь ли Вы по данному поводу часто, иногда или никогда.
Никогда Иногда Часто 1. Что меня переедет автомобиль...... ______ ______ ______ 2. Что я не нравлюсь мужчинам....... ______ ______ ______ 3. Что я попаду в больницу.......... ______ ______ ______ 4. О том, успешно ли я справлюсь с работой................. _______ ______ ______ 5. Что я слишком рано состарюсь...... ______ ______ ______ 6. Что моя мать разочаруется во мне... _______ ______ ______ 7. Что я буду несчастлива........... ______ ______ ______ 8. Что у меня не хватит денег на жизнь ______ ______ ______ 9. Что мне сделают операцию........ ______ ______ ______ 10. Что у меня нет друзей среди мужчин ______ ______ ______ 11. О том, будет ли здоров мой ребенок ______ ______ ______ 12. О том, что скажут обо мне люди в больнице................ ______ ______ ______ 13. Что меня уволят с работы........ ______ ______ ______ 14. Что обо мне думает брат или сестра. ______ ______ ______ 15. Что город попадет под обстрел вражеской авиации.......... ______ ______ ______ 16. О том, где я буду жить........... ______ ______ ______ 17. Из-за ночных кошмаров или неприятных снов............ ______ ______ ______ 18. О том, выйду ли я когда-нибудь замуж ______ ______ ______ 19. Что меня ограбят на улице......... ______ ______ ______ 20. О том, на кого будет похож мой ребенок................... ______ ______ ______ 21. Что я потеряю фигуру............ ______ ______ ______ 22. Что у меня плохое здоровье........ ______ ______ ______ 23. Из-за того, что обо мне думают мои подруги................... ______ ______ ______ 24. Что я умру..................... ______ ______ ______ 25. Из-за родовых мук............... ______ ______ ______ 26. Из-за того, что обо мне думают мои друзья-мужчины............ ______ ______ ______ 27. Что я неудачница................ ______ ______ ______ Никогда Иногда Часто 28. Из-за того, должна ли я оставить ребенка себе............... ______ ______ ______ 29. Из-за того, что думает обо мне мой отец...................... ______ ______ ______ 30. О том, на какую работу мне следует устроиться................. ______ ______ ______ 31. Что я одинока................... ______ ______ ______ 32. Что отец или мать умрут.......... ______ ______ ______ 33. Что люди злы на меня............ ______ ______ ______ 34. Что меня отравят................ ______ ______ ______ 35. Что я не встречу любимого мужчину ______ ______ ______ 36. Что друзья подведут меня......... ______ ______ ______ 37. Что я утону.................... ______ ______ ______ 38. Что я не устраиваю своих работодателей.............. ______ ______ ______ Опросный лист № 3 Тревога в будущем У людей бывают разные волнения и беспокойства. Отметьте, пожалуйста, в этом листе, беспокоитесь ли Вы по данному поводу часто, иногда или никогда.
1. Что друзья не захотят со мной общаться.................. ______ ______ ______ 2. Из-за того, где и как я буду жить... ______ ______ ______ 3. Что меня выгонят с работы........ ______ ______ ______ 4. Что я попаду в авиакатастрофу..... ______ ______ ______ 5. Что у меня не будет друзей-мужчин ______ ______ ______ 6. Из-за того, что обо мне подумает брат или сестра................. ______ ______ ______ 7. Что мой дом загорится............ ______ ______ ______ 8. О том, как будет расти мой ребенок ______ ______ ______ 9. Что мне сделают операцию........ ______ ______ ______ 10. О том, выйду ли я когда-нибудь замуж.................... ______ ______ ______ 11. Из-за ночных кошмаров и неприятных снов.......... ______ ______ ______ Никогда Иногда Часто 12. Что я не найду себе любимого мужчину............... ______ ______ ______ 13. Что меня отравят............... ______ ______ ______ 14. Что мои отец или мать умрут..... ______ ______ ______ 15. Что я останусь одинокой......... ______ ______ ______ 16. Из-за того, какой работой мне следует заняться......... ______ ______ ______ 17. Из-за того, что обо мне подумают мои друзья-мужчины...... ______ ______ ______ 18. Что со мной случится какая-то беда ______ ______ ______ 19. Что у меня будет плохая фигура.. ______ ______ ______ 20. Из-за того, что обо мне подумает мой отец............... ______ ______ ______ 21. О том, как мне спланировать будущее ребенка......... ______ ______ ______ 22. Что я умру.................... ______ ______ ______ 23. Что у меня испортится здоровье.. ______ ______ ______ 24. Из-за того, что обо мне скажут мои подруги................ ______ ______ ______ 25. Из-за того, что я попаду под машину ______ ______ ______ 26. Что я слишком рано состарюсь..... ______ ______ ______ 27. Из-за того, что я не добьюсь успеха в работе................ ______ ______ ______ 28. Из-за того, что обо мне подумают мои соседи............. ______ ______ ______ 29. О том, не буду ли я несчастлива.... ______ ______ ______ 30. Из-за того, хватит ли мне денег на жизнь................. ______ ______ ______ 31. О том, будет ли здоров мой ребенок ______ ______ ______ 32. Что я не нравлюсь мужчинам...... ______ ______ ______ 33. Что я не устраиваю своих работодателей........... ______ ______ ______ 34. Что люди затеют со мной ссоры.... ______ ______ ______ 35. Что в мой дом проникнет грабитель ______ ______ ______ 36. Из-за того, что обо мне подумает моя мать.................. ______ ______ ______ 37. Что зубной врач вырвет у меня зуб ______ ______ ______ 38. Что мне снова придется отправиться в больницу................ ______ ______ ______ Примечание. Эти три опросных листа приводятся здесь не в качестве моделей для будущих исследований. Они были составлены для исследования автора, и содержание пунктов относится исключительно к нему. Они представлены здесь, чтобы дать читателю возможность более наглядно увидеть основу для анализа случаев в главах 8 и 9. Примечания
К главе 1
1. W. H. Auden, The age of anxiety (New York, 1947). 2. Ibid., стр. 3. 3. Ibid., стр. 45. 4. Ibid., стр. 44. 5. Ibid., стр. 42. 6. Во время работы над книгой я узнал, что Леонард Бернстайн написал симфонию под названием “Эпоха тревоги”. Впервые произведение было исполнено в 1949 году. Композитор считал, что поэма Одена действительно показывает “лицо эпохи”, а также описывает состояние каждого современного человека, поэтому Бернстайн перевел поэму на язык музыки. 7. Цитируется в “New York Times” за 21 декабря 1947 года, раздел 7, стр. 2. 8. Макс Брод, приложение к “Замку” Кафки (New York, 1930), стр. 329. 9. Герман Гессе, “Степной волк”; первоначально опубликовано в Германии в 1927 году. 10. Ibid., стр. 28. Курсив мой. 11. R. S. Lynd and H. M. Lynd, Middletown (New York, 1929), и Middletown in transition (New York, 1937). 12. Middletown, стр. 87. 13. Ibid., стр. 493. 14. Middletown in transition, стр. 315. 15. Ibid., стр. 177. 16. Подробнее эта проблема освещена в главе 6, где обсуждается взаимосвязь между изменением культуры и тревогой. 17. Middletown in transition, стр. 315. 18. Robert Jay Lifton, Thought reform and the psychology of totalism (New York, 1961). 19. John S. Dunne, The way of all earth (New York, 1972). 20. Robert Jay Lifton, The life of the self (New York, 1976), стр. 141. 21. Robert Jay Lifton, History and human survival (New York, 1961). 22. Charles Ford. “The Pueblo incident: psychological response to severe stress”, в книге Stress and Anxiety, II (New York, 1975), стр. 229—241. 23. Paul Tillich, The Protestant era (Chicago, 1947), стр. 245. 24. The education of a correspondent (New York, 1946). 25. “New York Times” за 1 февраля 1948 года. 26. World communism today (New York, 1948). 27. Можно сказать, что диктаторские режимы зарождаются и приходят к власти в те периоды, когда культура подвержена тревоге; взяв власть в свои руки, диктаторы продолжают жить в тревоге, другими словами, мотивами действия правящей группы является тревога; и, наконец, диктатуры сохраняют свою власть, намеренно поддерживая тревогу как внутри своего общества, так и среди потенциальных противников. 28. Дональд Эдамс приводит несколько цитат из предшественников Рузвельта, которые употребляли выражение “страх страха”. Так, Эмерсон цитирует “Дневники” Торо: “Ничто не должно ужасать нас, за исключением самого страха”. Карлейль: “Следует избавиться от страха, только после этого мы можем начать любое действие”. Сэр Френсис Бэкон: “Ничто не должно ужасать нас, кроме самого страха”. Изречение: “Мы ничего не должны бояться, кроме самого страха” приписывают римскому философу Сенеке. Если бы речь шла о страхе, все эти высказывания были бы лишены смысла. Строго говоря, страх не мешает действовать. Напротив, он является подготовкой к действию. Выражение “кроме самого страха” также лишено логического смысла, поскольку человек может бояться только чего-то конкретного. Можно предположить, что речь идет не о страхе, но о тревоге. Так что, если вместо выражения “самого страха” поставить слово “тревоги”, все эти высказывания обретают ясный смысл. 29. Modern man is obsolete (New York, 1945), стр. 1. Хотя Норман Казенс говорит о “страхе”, он описывает то, что я бы назвал словом “тревога”. “Страх перед иррациональной смертью” является хорошим примером тревоги. 30. Arnold Toynbee, How to turn the tables on Russia, Woman’s Home Companion за август 1949 года, стр. 30. 31. Reinhold Niebuhr, The nature and destiny of man (New York, 1941), стр. 182. 32. Ibid. 33. R. R. Willoughby, Magic and cognate phenomena: an hypothesis, в книге Handbook of social psychology (Worcester, Mass., 1935) стр. 498. 34. Ibid., стр. 500. 35. Статистические данные Центра политических исследований при Колумбийском университете. 36. Этот вопрос рассматривается в главе 4. 37. Sigmund Freud, Introductory lectures on psychoanalysis, (New York, 1966), стр. 393. 38. Sigmund Freud, New introductory lectures on psychoanalysis, (New York, 1974), стр. 113. К главе 2 1. Подробнее эта гипотеза, на которую мы опираемся, рассматривается в главе 6. 2. Ср. Rollo May, Historical roots of modern anxiety theories, в книге Anxiety (New York, 1950). 3. Другие аспекты развития современной культуры, имеющие отношение к теме тревоги (например, экономический и социологический аспекты), рассматриваются в главе 6. Краткая история возникновения и развития тех культурных факторов, которые определяют картину тревоги в современном обществе, приводится в главе 7. Этот материал может служить дополнением к настоящей главе. 4. Ernst Cassirer, An essay on man (New Haven, Conn., 1944), стр. 16. 5. Это положение рассматривается в главе 6. 6. The age of anxiety (New York, 1947), стр. 8. 7. Cassirer, op. cit., стр. 16. 8. The Protestant era (Chicago, 1948), стр. 246. 9. Cassirer, стр. 16. 10. Определение эмоций, данное Спинозой, предвосхищает теорию Джеймса-Ланге: “Под эмоцией я понимаю телесные изменения, которые увеличивают или уменьшают, высвобождают или ограничивают силу действия тела, и одновременно — идеи, сопровождающие такие изменения”. Происхождение и природа эмоций, “Этика”. 11. Б. Спиноза, “Этика”. Как упоминалось в главе 1, для Спинозы “свобода от страха” имела политический аспект. 12. Б. Спиноза, “Этика”. Происхождение и природа эмоций. 13. Это утверждение Спинозы помогает нам увидеть, как сильно историческая ситуация, в которой живет человек, оказывает влияние на его страхи и тревогу. Можно было бы сказать, что жизнь, лишенная страха, в двадцатом веке — в эпоху атомной бомбы, тоталитарных режимов и болезненных социальных перемен — это свидетельство слабости ума или, точнее, интеллектуальной нечуткости, атрофии разума. 14. Б. Спиноза, “Этика”. Сила эмоций. 15. Б. Спиноза, “Этика”. Сила интеллекта. 16. Ср. Kurt Riezler, The social psychology of fear, Amer. J. Sociol., май 1944, стр. 489. Примером такого конфликта, стоящего за тревогой, может служить описанный мною “разрыв между ожиданием и реальностью”, который является причиной невротической тревоги в некоторых случаях, описанных во второй части книги. 17. Следует, однако, помнить, что культура семнадцатого века, когда жил Спиноза, отличалась от культуры девятнадцатого-двадцатого веков, и, что еще важнее, вера в разум Спинозы отличалась от выродившегося рационализма девятнадцатого века. Именно в девятнадцатом веке рационализм сопровождался отрицанием и вытеснением эмоций. Поскольку Спиноза интересен для нас как выразитель своей эпохи с ее верой в разум, тут следует добавить, что он отнюдь не был чистым рационалистом в современном смысле этого слова. Поскольку Спинозу интересовала также этика и мистическое, его идеи обретали более широкий и многомерный контекст, чего был лишен позднейший рационализм с его более ограниченным сознанием. Так, например, если проследить до конца за ходом рассуждений философа о преодолении страха (или тревоги), мы увидим, что каждый разрушительный аффект преодолевается с помощью более сильного конструктивного аффекта. Спиноза, любопытным образом смешивая мистику и рационализм, наивысшим конструктивным аффектом называет “интеллектуальную любовь Бога”. Иными словами, преодолеть страх (и тревогу) можно лишь в том случае, если человек в конечном итоге опирается на религиозную установку, касающуюся всей его жизни в целом. Следует также упомянуть, что широта представлений Спинозы позволяла ему избежать дуализма души и тела, свойственного другим философам того времени. 18. Pascal’s pensйes, ed. and trans. G. B. Rawlings (Mt. Vernon, N.Y., 1946) стр. 36, 7. 19. Pascal’s thoughts, trans. Edward Craig (New York, 1825), стр. 110. 20. Pascal’s pensйes, op. cit., стр. 35. 21. Здесь — в связи с сетованиями Паскаля — следует заметить, что в те времена эмоции рассматривались как нечто недоступное разуму. Лишь три века спустя благодаря трудам Фрейда эмоции в какой-то мере были включены в сферу разумного. 22. Rawlings, op. cit., стр. 38. 23. Craig, op. cit., стр. 84. 24. Вопрос о том, почему Паскаль так разительно отличался от своих современников и почему его намного сильнее волновали проблемы внутренней дисгармонии и тревоги человека, увел бы нас в сторону. Можно лишь бегло упомянуть о мнении Кассирера, который считал, что представления Паскаля о человеке соответствуют средневековой культуре и что, несмотря на свой научный гений, Паскаль так и не усвоил новый взгляд на человеческую природу, возникший в эпоху Ренессанса. 25. Выражение “технический разум” принадлежит Паулю Тиллиху. Оно подчеркивает тот факт, что в девятнадцатом веке разум преимущественно использовался для решения технических задач. В то время люди еще не осознавали во всей полноте теоретического значения такого изменения. 26. An essay on man, op. cit., стр. 21. 27. Ibid., стр. 22. 28. Фрейд часто писал о том, что стремится сделать бессознательное сознательным, чтобы таким образом раздвинуть границы разума. В наиболее теоретических работах Фрейда (см. “ Цивилизация и конфликт” и “ Будущее одной иллюзии”) его представления о разуме и науке прямо связаны с представлениями семнадцатого и восемнадцатого столетий. Но на практике его концепция разума, который предполагает союз сознательных переживаний с разнообразными бессознательными стремлениями личности, резко отличается от “разума” традиционного рационализма. 29. Paul Tillich, Existential philosophy, Journal of the History of Ideas, 1944, 5:1, 44—70. Поскольку сам Тиллих продолжает традиции экзистенциализма, его описание истории этого движения отличается особой убедительностью, так что в данном разделе мы часто будем его цитировать. 30. Взаимосвязь экзистенциализма и американского прагматизма, представителем которого, в частности, является Уильям Джеймс, очевидна. К современным представителям экзистенциализма можно отнести Мартина Хайдеггера, Карла Ясперса, Жана-Поля Сартра и Габриеля Марселя. 31. Existential philosophy, op. cit., стр. 66. 32. Ibid., стр. 67. 33. Ibid., стр. 54. 34. Walter Lowrie, A short life of Kierkegaard (Princeton, N.J., 1944), стр. 172. 35. Ibid., стр. 116. 36. The concept of dread, trans. Walter Lowrie (Princeton, N.J., 1944), стр. 123. 37. Tillich, стр. 67. 38. Werner Brock, Contemporary German philosophy (Cambridge, 1935), стр. 75. О значении работ Кьеркегора для развития психологии двадцатого века см. O. H. Mowrer, Anxiety, в книге “Learning theory and personality dynamics” (1950). По мнению Маурера, только после появления работ Фрейда стало возможным оценить всю глубину мыслей Кьеркегора. 39. The concept of dread, op. cit. Уолтер Лаури пишет, что в английском языке не существует слова, “которым можно было бы адекватно передать слово Angst ” (предисловие к вышеупомянутому изданию, стр. IX). Поэтому он переводит Angst Кьеркегора английским словом “dread” (ужас, благоговейный страх). Я согласен, что слово “anxiety” (тревога) в английском часто используется поверхностно, например, чтобы обозначить стремление (“I am anxious to do something”), легкую озабоченность чем-либо, или же оно обретает еще какие-то смысловые оттенки, которые не соответствуют термину Angst. Но Фрейд, Гольдштейн и другие авторы пользовались немецким словом Angst для обозначения тревоги; именно в таком смысле слово “тревога” используется в данной книге. Вопрос заключается в том, как соотносится психологический (а не литературный) смысл слова “тревога” с тем, что Кьеркегор называет Angst? Профессор Тиллих, который хорошо понимает как психологический смысл слова “тревога”, так и смысл философии Кьеркегора, склонен думать, что эти два термина очень близки по смыслу. В этой книге я попытался сохранить оба значения слова “тревога” — поверхностное и глубокое. Для этого я использую два термина: “нормальная тревога” и “невротическая тревога”. Профессор Лаури, чей перевод я цитирую, любезно позволил мне заменить слово “dread” на слово “anxiety”, чтобы сохранить целостность терминологии книги. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|