Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Научный консультант серии Е.Л. Михайлова 30 страница




Я только хочу прояснить, что ни один из последних фактов не отрицает сказанного ранее. Солдаты Гольдштейна с повреждениями мозга, шизофреники, невротики и все остальные люди реагируют на тревогу определенными, схожими между собой паттернами. Некоторые из них мы рассмотрели на примере Гарольда Брауна.

К главе 9

1. “Ореховый дом” — это вымышленное название, предложенное в целях сохранения конфиденциальности. Все молодые женщины были в возрасте от четырнадцати до двадцати пяти лет. Большинство из них выбрали “Ореховый дом” более или менее добровольно, хотя некоторые были направлены туда социальными агентствами. Ни с кем из них не проводилась терапия, хотя в штате официально состояла психиатр, которая была по долгу службы связана с судебными инстанциями Нью-Йорка, но не очень часто присутствовала на работе. Психологом, о котором иногда упоминается в тексте, был я. Обслуживающий персонал состоял из трех социальных работников, занятых полный рабочий день, и нескольких нянечек.

2. На сегодняшний день внебрачная беременность, конечно же, представляет собой не столь серьезный повод для тревоги, в основном благодаря изменению отношения общества к этой ситуации. Я не хочу сказать, что сам по себе опыт беременности, оторванный от социального контекста, теперь несет в себе меньше тревоги. Более развернутое обсуждение тревоги и других эмоций при аборте см. в книге: Magda Denes, In necessity and sorrow (New York, 1976).

3. Работа Кьеркегора содержит важные и глубокие открытия, справедливые для разных типов людей во многих ситуациях. Тем не менее Кьеркегор дошел до большинства своих догадок путем изучения только одного человека — самого себя. То же самое относится и к ранним теориям сновидений Фрейда, которые были очень широко распространены и доказаны по отношению ко многим разным людям, хотя Фрейд создал эти теории, в основном изучая собственные сновидения.

4. Каждая молодая женщина по прибытии в “Ореховый дом” была проинтервьюирована главным социальным работником, а затем другой социальный работник проводил с ней регулярные собеседования в течение всего периода ее пребывания в приюте (в среднем от трех до четырех месяцев).

5. Тексты опросников приведены в приложении. Одной из целей повторного использования теста Роршаха и введения третьего опросного листа было выявление изменений в фокусе тревоги после рождения ребенка. В связи с этим пункты третьего опросного листа представляют собой перефразированные пункты второго листа. В нескольких случаях было невозможно провести повторное тестирование, потому что некоторые женщины не вернулись в “Ореховый дом” после рождения ребенка. По той же причине большинству из них было невозможно предложить третий опросный лист. Следовательно, мы располагаем весьма ограниченными данными об изменениях фокуса тревоги после родов. В тех случаях, когда после родов тесты были все же предложены, результаты в основном использовались для демонстрации сдвигов в установках и в уровне тревожности данной личности.

6. Оценки проставлялись по шкале от 1 до 5, где единица означала оптимум, или самый низкий уровень тревожности. “Глубина” описывает то, насколько глубокой и пронизывающей является тревога; это ее интенсивность в качественном смысле. “Широта” описывает тревогу с точки зрения ее обобщенности или ограниченности определенными областями; это интенсивность в смысле количества симптомов. “Защита” определяет степень эффективности попыток субъекта контролировать свою тревогу.

7. Пункты опросника независимо классифицировались тремя разными людьми: доктором П.М. Саймондсом, социальным работником “Орехового дома” и мной.

8. Оценки параметров тревоги по тесту Роршаха приводятся отдельно при обсуждении результатов тестирования по каждому случаю, и там же приводится общая оценка тревоги каждого индивидуума по сравнению с остальными. В последнем случае оценки глубины и широты тревоги сводятся воедино, а оценка по защите опускается, поскольку она представляет собой нечто отличное от количества симптомов и типа тревожности. Хотя оценки по тесту Роршаха часто совпадают с моими собственными общими оценками тревоги у женщин, их не стоит смешивать между собой.

9. См. G. Allport, The use of personal documents in psychological science (New York, 1942).

10. Общее количество ответов 46: 10 M, 7 FM, 1 m, 2 k, 1 K (с тремя дополнениями), 4 FK (с четырьмя дополнениями), 8 F, 4 Fc, 4 FC, 5 CF; популярных ответов 7, оригинальных 15; W% 60, D% 34; оценка умственных способностей на основе теста Роршаха: потенциал 130 (или даже выше), эффективность 120. Эта оценка умственных способностей соответствует полученным данным о результатах двух тестов на интеллект, которые она проходила в школе и колледже.

11. Эти методы защиты часто эффективны в том случае, когда личность нуждается в отрицании самого факта защиты. Как видно из предыдущих глав, это испытанные и реально действующие методы (например, в армии).

12. В действительности родовые муки Хелен оказались не тем, чего она боялась. В разговоре с психологом после родов она заметила: “Если ваша жена скажет вам, что женщины во время родов страдают, просто ответьте ей, что это не так”. Конечно же, невозможно делать вывод о невротической природе ее страха только потому, что он оказался нереалистичным. Но, несмотря на это, облегчение, наступившее у Хелен после родов, больше похоже на чувство “так-чего-же-я-боялся?”, которое испытывают люди после исчезновения невротического страха, чем на облегчение после спасения от реальной угрозы: “Это было опасно, но мне повезло”.

13. Хотя во втором тесте Роршаха проявляется меньше тревожности, чем в первом, значительная доля тревоги все еще налицо. Я уверен, что Хелен испытывает либо умеренную, либо умеренно высокую степень тревоги во всех ситуациях, обостряющих ее субъективные конфликты.

14. Наверное, нет необходимости специально заострять внимание на том, что мы не претендуем на истинно научное и рациональное отношение к тревоге и чувству вины. Скорее, мы говорим не о рациональном отношении, а об отношении рационализации и об интеллектуализации как о защитном механизме.

15. Общее количество ответов 41: 6 M, 3 FM, 1 K, 22 F, 7 Fc, 1 C’, 1 CF; популярных ответов 5; оригинальных 8; W% 10, D% 41, d% 24Ѕ, Dd% 24Ѕ; (Н плюс А):(Hd плюс А) равно 12:13.; процент ответов на цветные карты 29; оценка умственных способностей по тесту Роршаха: эффективность 115, потенциал 125.

16. Это было видно не только по ее отношениям с матерью, но и по ее теперешней ситуации: она сказала, что теперь при каждом беспокойстве выбрасывает тревогу из головы, предпочитая размышлять о своем женихе и о “нашем прекрасном будущем”.

17. Можно привести сравнение со случаем Филлис, которая, ценой обеднения своей личности, действительно смогла спастись от тревоги, избегая эмоциональной вовлеченности в других людей.

18. Общее количество ответов 13: 6 M, 2 FM (5 добавочных m), 2 F, 1 Fc, 2 CF; 3 популярных ответа, 7 оригинальных; W% 62, D% 30; Dd% 8. Оценка умственных способностей: потенциал 120, эффективность 110.

19. Общее число ответов 22: 1 K, 11 F, 4 Fc, 1 c, 3 FC, 2 CF; W% 45, D% 55; 2 популярных ответа, 4 оригинальных. Оценка интеллектуальных способностей по тесту Роршаха: потенциал 100, эффективность 100.

20. Уровень тревожности в опросном листе по детскому возрасту частично является следствием сверхстарательности Луизы и ее сильного желания угодить психологу, в исследовании которого она стремилась участвовать. (См. упоминание о том, что она была почтительна и угодлива с людьми, которых считала своими “покровителями”). Опросный лист по “тревоге на настоящее время”, заполненный в присутствии социального работника, представляется более верным показателем уровня ее тревоги.

21. Общее количество ответов 20: 1 M, 5 FM, 3 FK, 7 F, 2 Fc, 2 FC, 4 популярных ответа, 2 оригинальных; W% 50, D% 40; S% 10; процент ответов на три последние карты 25. Оценка интеллектуальных способностей: потенциал 115, эффективность 100. (Это согласуется с IQ, равным 101, из отчета о психометрическом обследовании Бесси, проведенном в Доме ребенка во время ее пребывания в “Ореховом доме”).

22. В подобных случаях я еще несколько раз отмечу, что количество заполненных пунктов опросника частично может быть следствием конформных, угодливых тенденций, проявляющихся у девушки при опросе (т.е. на нее влияет уверенность в том, что, заполнив много пунктов, она порадует меня, психолога). Тот факт, что Бесси не заполняла множество пунктов, подтверждает эту гипотезу, поскольку она не принадлежала к конформному типу, а была самостоятельной и не поддавалась заметному влиянию желания угождать другим.

23. Оказалось, что ей необязательно являться в суд на разбирательство дела ее отца; со второй тревожащей ситуацией она успешно справилась, когда с ней пошли социальный работник и хозяйка приюта.

24. Ответ на карточку I: W-F-A-P; на карточку II: W-M-H-P; на карточку VIII: D? W-FM-A-P. На фазе тестирования границ она показала, что может использовать цвет и без труда описывать детали пятен. Результаты этой фазы тестирования согласуются с вышеприведенной гипотезой, что ее неблагополучие было не психотического порядка и объяснялось не органическими нарушениями, а скорее сильным психологическим конфликтом. У Долорес были некоторые проблемы с английским языком, но это не имело отношения к ее блокировке при тестировании, поскольку ответы, которые она дала, так же как и разговоры с экспериментатором, были абсолютно вразумительными.

25. Было бы желательно провести тест Роршаха сразу после “исповеди”, но это оказалось невозможным. Тем не менее мы полагаем, что радикальные изменения, последовавшие за ее рассказом об истинных причинах беременности, отчетливо проявились в поведении.

26. Общее число ответов 15: 2 M, 4 FM, 8 F, 1 FC; A% 60; 4 популярных ответа, оригинальных нет; W% 33, D% 60, d% 7; общее время 14‘, в отличие от 35‘ при первом тестировании. По первому тестированию нельзя было оценить умственные способности; по данному они таковы: потенциал 110, эффективность от 90 до 100. (Ее тесты на интеллект в школах Нью-Йорка в пятом классе показывают IQ, равный 80, но этот результат можно считать ненадежным по причине ее языковых затруднений).

27. Важно, что в первых двух опросных листах, заполненных в период парализующего конфликта, число ответов очень высокое (отмечено много пунктов), в то время как в тот же самый период Долорес отказывалась давать ответы на тест Роршаха. Вероятное объяснение состоит в том, что человек знает, что именно он сообщает в опросниках; при этом нет опасности, что он случайно раскроет свою тайну. Значит, опросник не представлял для Долорес никакой угрозы.

28. В заключительной главе для сравнения Долорес с другими девушками берется умеренно низкая оценка тревожности, основанная на втором тесте Роршаха и на ее поведении после избавления от конфликта.

29. Общее число ответов 39: 2 M, 1 FM, 2 K, 18 F, 13 Fc, 1 c, 1 FC, 1 CF; общий процент в области F 80; W% 15, D% 59, d% 5, Dd% 21; (Н плюс А):(Hd плюс Ad) равно 9:14; популярных ответов 5, оригинальных 3. Оценка интеллектуальных способностей: эффективность 110, потен­циал 115.

30. Когда я писал эти слова, мне хотелось взорваться.

31. Общее количество ответов 39: 2 M, 4 FM, 1 k, 4 K, 21 F, 3 Fc, 1 c, 1 CF; 65 процентов в области F; популярных ответов 6, оригинальных 7; общее количество процентов ответов на карточки VIII, IX и X 51; только один ответ Н во всем протоколе; ригидная последовательность; W% 16, D% 68, d% 8, dd% 8. Оценка интеллектуальных способностей: эффективность 110, потенциал 125.

32. Хотя важным элементом в тесте Шарлотты были сознательно искаженные ответы, мы приводим количественные результаты, потому что в других случаях придерживались именно этой формы представления данных. Общее число ответов 36: 9 M, 4 FM, 4 FK, 9 F, 3 Fc, 4 FC, 3 CF; среднее время на каждый ответ 1‘45“; 8 популярных ответов, 7 оригинальных; W% 44, D% 42, d% 3, Dd% 11.

33. Здесь мы, конечно же, говорим только о психогенных формах психоза, т.е. о тех, которые происходят скорее от субъективного психологического конфликта, чем от органического нарушения. Общее утверждение о том, что такие психотические состояния характеризуются отсутствием тревоги, не противоречит факту, что некоторые формы паранойи сопровождаются тревогой; последняя — это иная конфигурация в рамках общего паттерна.

34. Общее количество ответов 22: 1 M, 6 FM, 1 K, 3 FK, 5 F, 1 Fc, 1 FC, 4 CF; 6 популярных ответов, 4 оригинальных; W% 50, D% 50. Оценка интеллектуальных способностей: потенциал 120, эффективность 110.

35. Тот факт, что W% в тесте Роршаха был невысок, подтверждает, что ее амбиции не носили агрессивного соревновательного характера.

36. Общее число ответов 40: 1 M, 6 FM, 1 FK, 14 F, 10 Fc, 2 FC‘, 6 FC; W% 20, D% 70, Dd% 5, S% 5; популярных ответов 5, оригинальных 15. Оценка умственных способностей: потенциал 110, эффективность 110.

37. Общее число ответов 12: 1 M, 5 F, 2 Fc, 2 FC, 1 CF, 1 C; 4 популярных ответа, оригинальных нет; W% 67, D% 33. Оценка умственных способностей: потенциал 100, эффективность 100 (или ниже).

38. Я считаю, что интроецированные требования у Ады и автори­тарные правила и стандарты у ее матери — это во многом одно и то же.

39. Общее количество ответов 23: 3 M, 6 FM, 5 F, 6 Fc; A% 70; 6 популярных ответов, 6 оригинальных; W% 39, D% 61; среднее время реакции 2‘,17“; процент ответов на последние три карты 48. Интеллектуальные способности: потенциал 125, эффективность 110.

К главе 10

1. Случаи Брауна, Хелен, Нэнси, Ады, Агнес, Эстер, Фрэнсис, Ирен и особенно Долорес.

2. Хотя случай Брауна не относится к исследованию незамужних матерей, важно отметить, что он проявлял ту же неспособность сознательно рассматривать мать как тирана, которым та несомненно явля­лась, и интерпретировал ее деспотическое поведение как проявление “любви”. Содержащийся здесь конфликт выступает достаточно ясно, поскольку сновидения Брауна показали, что на более глубоком уровне он воспринимал мать как доминирующую и деспотичную жен­щину.

3. Это позволяет признать наличие каузальных связей между родительским отвержением, которое имеет место преимущественно в раннем возрасте, и предрасположенностью к невротической тревоге в данный момент. Априорное обоснование данной причинной связи дается в предыдущих главах (наряду с клиническими данными, подтверждающими это заявление) при обсуждении позиции Салливана, Хорни, Фромма, да и, вообще говоря, любого психоаналитического автора со времен Фрейда. Все приведенные рассуждения предполагают континуум индивидуальных структур характера.

4. Любопытно, что эта догадка, сделанная в 1950 г., предвосхищает концепцию двойных связей, предложенную Грегори Бейтсоном позже, в середине 1950-х. С тех пор я многократно обсуждал это с Бейтсоном. Для сравнения он привел ситуацию с Дарвином и Уоллесом: Дарвин (Бейтсон) увидел все возможности широкого применения новой идеи, а Уоллес (я) не увидел. Это действительно верно: в то время я не осознавал всей универсальности концепции. Также бесспорно, что в определенное время некоторые конструктивные идеи “витают в воздухе” как выражение “коллективного бессознательного” эпохи. Множество разных мыслителей уловили их более или менее одновременно. Я думаю, что “гений” — это тот, кто понимает, какая важная рыба попалась ему на крючок.

5. С. Кардинер считает, что при психологическом созревании западного человека основа для развития невротического конфликта закладывается, помимо всего прочего, непоследовательным воспитанием детей (глава 7).

6. Если отвержение всеобъемлющее — то есть если в первые месяцы жизни ребенок не переживает связь с родителями или заменяющими их лицами, пусть даже враждебно настроенными, — в результате мы получаем психопатическую личность. Для этого типа также характерно отсутствие невротической тревоги. Читатель может вспомнить, что в случаях Луизы и Бесси мы исключили такую возможность. Прекрасное описание этой проблемы можно найти в докладе Лоретты Бендер “Тревога у детей с нарушениями”, который был сделан на симпозиуме Американской психопатологической ассо­циации, посвященном тревоге (4 июня 1949 г.) и опубликован среди прочих материалов симпозиума, а также в книге Paul Hoch and Joseph Zubin, Anxiety (Нью-Йорк, 1950).

7. Эти находки описаны в обзоре неопубликованной работы Anna Hartoch Schachtel, Some conditions of love in childhood, 1943.

8. Donald W. MacKinnon, A topical analysis of anxiety, Character & Pers., 1944, 12:3, 163—76.

К главе 11

1. Блез Паскаль “Мысли” (курсив мой).

2. Bourne, Rosen, and Mason, Urinary 17-OHS Levels, перепечатано из Archives of General Psychiatry, август 1967, 17, 104—10.

3. Ibid., p. 138.

4. Ibid., p. 137.

5. Генрик Ибсен, Собр. соч. в 4-х томах, том 2. Пер Гюнт. Перевод А. и П. Ганзен. М.:, Искусство, 1956. Стр. 405.

6. Там же, стр. 411.

7. См. Character analysis: principles and technique for psychoanalysis in practice and training, trans. T. P. Wolfe (New York, 1945).

8. Jerome Cagan, Psychological development of the child. In Frank Falkner, Human development (Philadelphia, 1966).

9. Ирвин Джанис из Йеля в своем исследовании госпитализированных людей, которым предстояла операция, обнаружил, что и те, у кого “не было тревоги”, и те, кто тревожился чрезмерно, находились в бедственном положении. Самое благоприятное состояние было у людей с умеренной тревогой, которые, по выражению Джаниса, брали на себя “труд волноваться” адекватно. (Ср. Psychological stress [New York, 1974]).

10. R. R. Grinker and S. P. Spiegel, Men under stress (Philadelphia, 1945).

11. Op. sit., стр. 633.

12. Erich Fromm, Man for himself, an inquiry into the psychology of ethics (New York, 1947).

13. Критическое отношение Фрейда к религиозным догмам и его собственная горячая преданность науке как способы достижения счастья показаны в двух его книгах: The future of an illusion (London and New York, 1961) и Civilization and its discontents (London and New York, 1961).

К главе 12

1. E. Paul Torrance, Comparative studies of the stress-seeking in the imaginative stories of preadolescents in twelve different subcultures, in Samuel Klausner (ed.), Why man takes chances: studies in stress seeking (New York, 1968).

2. Оценивание было проведено доктором Бруно Клопфером, экспертом по тесту Роршаха. Оценка интеллектуального потенциала основывается на тесте Роршаха, и ее нужно отличать от интеллектуальной эффективности. Я сильно сомневаюсь в том, важны ли для нашей проблемы результаты тестов, измеряющих эффективность интеллекта.

Случай Шарлотты опущен, поскольку психотические образования привносят в картину личности посторонние элементы, главный из которых — уклонение от любых конфликтов, провоцирующих тре­вогу.

Я стараюсь быть в курсе современной полемики относительно измерений интеллекта. “Интеллектуальный потенциал” можно назвать “творческим потенциалом”, и при этом суть моих утверждений не изменится.

3. “Я могу тревожиться” — то же самое, что “я тревожусь”, но только в менее сильной форме.

4. В обсуждении случая Сары было показано, что для нее внебрачная беременность была не такой тревожащей ситуацией, как для белых женщин. Следовательно, я сомневаюсь, что ее исключительности следует придавать большое значение.

5. См. стр. 45.

6. В качестве примера связи тревоги и интеллекта: Амен и Ренисон провели исследование детских страхов и сделали вывод, что более умные дети могут ярко вспомнить свои переживания страха и спроецировать их в будущее как потенциальные источники угрозы. E. N. Ame­n and N. Renison, A study of the relation between play patterns and anxiety in children, Gen. Psychol. Mon., 1945, 50, 3—41.

7. Kristen Kjerulff and Nancy Wiggins, Graduate students style for coping with stressful situations, J. of Ed. Psych., 1976, 68 (3), 247—254.

8. John Simpowsky, The relation of stress and creativity to cognitive performance. Diss. Abs. Int., 1973, 34 (5-A), 2399.

9. J. P. Denny, Effects of anxiety and intelligence on concept formation. Journ. of Exp. Psych., 1966, 72, 596—602.

10. Из Brain-Mind Bulletin, January 3, 1977, 2 (4).

11. W. D. Fenz and S. Epstein, Gradients of psychological arousal in parachutists as a function of an approaching jump, Psychosom. Medicine, 1967, 29, 33—51.

12. См. Лидделл, стр. 52.

13. Soren Kierkegaard, Sickness unto death, trans. Walter Lowrie (Princeton, N.J., 1941), pp. 43—44.

К приложениям

1. Три приведенных здесь опросных листа использовались для изучения фокуса тревоги у незамужних матерей, как описано в тексте, и не предназначены для других целей.

Литература

Adams, J. Donald. 1948. New York Times Book Review. January 11, 1948, p. 2.

Adler, Alfred. 1917. The neurotic constitution. English trans. by Bernard Glueck. New York: Moffatt, Yard & Co.

____. 1927. Understanding human nature. Trans. by W. Beran Wolfe. New York: Greenberg Publisher, Inc.

____. 1930. The pattern of life. ed. W. Beran Wolfe. New York: Cosmopolitan Book Corp.

____. 1930. Problems of neurosis, ed. Phffippe Mariet. New York: Cosmopolitan Book Corp.

Alexander, Franz. 1934. The influence of psychologic factors upon gastrointestinal disturbances. Psychoanal. Quart. 3, 501—88.

Allport, G. W. 1942. The use of personal documents in psychological science. New York: Social Science Research Council.

Allport, G. W., and Vernon, P. E. 1933. Studies in expressive movement. New York: The Macmillan Co.

Auden, W. H. 1947. The age of anxiety: a baroque eclogue. New York: Random House, Inc.

Bailey, Pearce. 1935. Theory and therapy: an introduction to the psychology of Dr. Otto Rank. Paris: Jouve et Cie., Editeurs.

Bateson, Gregory. 1975. Steps to an ecology of mind. New York: Ballantine Books.

Beck, Aaron. 1972. Cognition, anxiety, and psychophysiolog-ical disorders. In Charles Spielberger (ed.). Anxiety: current trends in theory and research. Vol. П. New York: Academic Press.

Bender, Lauretta. 1950. Anxiety in disturbed children. In Paul Hock and Joseph Zubin (eds.). Anxiety. New York: Grune and Stratton.

Bernstein, Leonard. 1949. Notes on The age of anxiety, Bernstein’s Second Symphony, in Concert Bulletin. Boston: Boston Symphony Orchestra.

Binger, Carl. 1945. The doctor’s job. New York: W. W. Norton & Co., Inc.

Bourne, Peter, Rose, Robert, and Mason, John. 1967. Urinary 17-OHCS levels. Archives of General Psychiatry, 17, 104—10.

Brock, Werner. 1935. An introduction to contemporary German philosophy. London: Cambridge University Press.

Brown, Lawrason. 1933. The mental aspect in the etiology and tre­atment of pulmonary tuberculosis. International Clinics, 3:43,151—62.

Burckhardt, Jacob. 1935. The civilization of the Renaissance in Italy. Authorized trans. from 15th ed. by S. G. C. Middle-more. (“Bonibooks Series.”) New York: Albert and Charles Boni, Inc.

Cannon, W. B. 1927. Bodily changes in pain, hunger, fear and rage. (2d ed.) New York: Appleton-Century-Crofts, Inc.

____. 1939. The wisdom of the body (Rev. and enl. ed.). New York: W. W. Norton & Co., Inc.

____. 1942. Voodoo death. Amer. Anthrop., 44:2, 169—81.

Cassirer, Ernst. 1944. An essay on man. New Haven, Conn.: Yale University Press.

Coates, D. В., et al. 1976. Life-event changes and mental health. In Irwin Sarason and Charles Spielberger (eds.), Stress and anxiety. Vol. III. New York: John Wiley and Sons, pp. 225—250.

Cousins, Norman. 1945. Modern man is obsolete. New York: The Viking Press, Inc.

Dollard, John. 1935. Criteria for the life history. New Haven: Yale University Press.

____. 1942. Victory over fear. New York: Reynal & Hitch-cock, Inc.

Dollard, John, and Harten, Donald. 1944. Fear in battle (Rev. ed.) Washington, D.C.: The Infantry Journal, 1944.

Du Bois, Cora. 1944. People of Alor. (With analyses by Abram Kardiner and Emil Oberholzer.) Minneapolis: University of Minnesota Press.

Dunbar, Helen Flanders. 1938. Emotions and bodily changes, (Rev. ed.) New York: Columbia University Press.

____. 1942. The relationship between anxiety states and organic diseases. Clinics. 1:4, 879—907.

____. 1943. Psychosomatic diagnosis. New York: Paul B. Hoeber, Inc., Medical Book Dept. of Harper & Bros.

Dunne, John S. 1972. The way of all earth. New York: Macmillan.

Ebon, Martin. 1948. World communism today. New York: Whittlesey House.

Endler, Norman. 1975. A person-situation-interaetion model for anxiety. In Charles Spielberger and Irwin Sarason (eds.), Stress and anxiety. Vol. I. New York: John Wiley and Sons, pp. 145—162.

Engel, George. 1962. Psychological development in health and disease. Philadelphia: W. B. Saunders Co.

Ford, Charles. 1975. The Pueblo incident: psychological response to social stress. In Irwin Sarason and Charles Spielberger (eds.). Stress and anxiety. Vol. П. New York: John Wiley and Sons.

Frank, L. K, 1936. Society as the patient. Amer. J. Social., 42, 335.

____. 1939. Projective niethods for the study of personality. J. Psychol., 8, 389—415.

Freud, Sigmund. 1968. A general introduction to psychoanalysis. New York: Liveright (First published in German in 1916.)

____. 1974. New Introductory lectures in psychoanalysis. New York: W. W. Norton & Co., Inc.

____. 1964. The problem of anxiety. Trails, by H. A. Bunker. (American ed.) New York: W. W. Norton & Co., Inc. (Originally published under the title Inhibition, symptom, and anxiety by the Psychoanalytic Institute, Stamford, Conn., 1927.)

____. 1970. An outline of psycho-analysis. New York: W. W. Norton & Co., Inc.

promm, erich. 1939. Selfishness and self-love. Psychiatry, 2, 507—23.

____. 1941. Escape from freedom. New York: Rinehart & Co., Inc.

____. 1947. Man for himself, an inquiry into the psychology of ethics. New York: Rinehart & Co., Inc.

Gesell, A. L. 1929. The individual in infancy. In Carl Mur-chison (ed.), The foundations of experimental psychology. Worcester, Mass,: dark University Press. Pp. 628—60.

Goldstein, Kurt. 1938. A further comparison of the Moro reflex and the startle pattern. J. Psychol., 6, 33—42.

____. 1939. The organism, a holistic approach to biology. New York: American Book Co.

____. 1940. Human nature in the light of psychopathology. Cambridge, Mass.: Harvard University Press.

Gray, G. W. 1939. Anxiety and illness. Harper’s Magazine, May, 1939, pp. 605—16.

Gray, J. 1971. The psychology of fear and stress. London: Weidenfeld and Nicolson.

Greenacre, Phyllis. 1941. The predisposition to anxiety. Psychoanal. Quart., 10, 66—94, 610—38.

Grinker, R. R. 1944. Treatment of war neuroses. J. Amer. med. Assn., 126:3, 142—45.

Grinker, R. R., and spiegel, S. P. 1945. Men under stress. Philadelphia: The Blakiston Co.

Groen, J. J. and Bastiaans, J. 1975. Psychosocial stress, inter-human communication and psychosomatic disease. In Charles Spielberger and Irwin Sarason. (eds.), Stress and anxiety. Vol. I. New York: John Wiley and Sons, pp. 27—50.

Hagman, R. R. 1932. A study of fears of children of preschool age. J. exp. Educ., 1, 110—30.

Halliday, James L. 1948. Psychosocial medicine, a study of the sick society. New York: W. W. Norton & Co., Inc.

Hallowell, A. I. 1938. Fear and anxiety as cultural and individual variables in a primitive society J. soc, Psychol., 9, 25—47.

____. 1941. The social function of anxiety in a primitive society. Amer. social. Rev., 6:6, 869—87.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных