Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Неизвестные победители и великая сила духа




Созвездие доблестных героев веры состоит не только из выдающихся вождей, патриархов, судей, царей, пророков и мучеников. В заключительных стихах этой главы мы встречаемся с целой армией замечательных людей, имен которых мы никогда не узнаем, но чья героическая вера сохранилась в памяти поколений как драгоценное сокровище. Нередко такая вера порождала героизм, а иногда — силу духа и стойкость. Но во всех случаях их вера ожидала исполнения Божьих обещаний.

1. Вера, порождавшая героизм (11:33—35а)

Которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 34 Угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 35 Жены получали умерших своих воскресшими...

Из этих стихов явствует, что вера нередко имеет наступательный характер, когда отказывается признать неизбежность ситуации и бросается в бой. Но здесь задействованы не только воинские качества, ибо вера одерживает также нравственные и духовные победы. Верой утверждается Божья справедливость, исполняются Божьи обещания и проявляется Божья сила даже в воскресении. Именно такой верой слабость превращается в силу.

Но не меньше впечатляют и видимые достижения веры. Верой люди побеждали диких зверей, укрощали огонь и иноземных агрессоров. Во всех этих случаях вера действовала как мошное оружие, как активный фактор, всегда необходимый для выживания.

Перечень героических деяний сменяется затем не менее важным и необходимым повествованием о совершенно иных ситуациях с совершенно иными акцентами, когда ни победить врага, ни спастись бегством невозможно. Враг слишком силен, обстоятельства вышли из-под контроля. В этих случаях вера помогает принять жизнь такой, какая она есть, и дает людям силы встретить страдания и беды со спокойствием, терпением и доверием. Автор обращает особое внимание на эти добродетели, потому что они требуют от нас еще большей веры.

2. Вера, порождающая мужество (11:356-38)

...Иные же замучены были, не принявши освобождения, дабы получить лучшее воскресение; 36 Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу. 37 Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в мило-тях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 38 Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. ШШ

Во времена жестоких гонений и преследований многим людям была дарована такая вера, которая помогала им мужественно переносить страдания (в 11:356 использовано слово в значении «пытки»), насмешки и другие испытания. Мир презирал их, но он не был достоин их. Как сказал Кальвин, «хотя мир презирает Божьих детей, как мусор, его ненависть к ним на самом деле является наказанием самому миру, потому что вместе с ней приходят Божьи благословения». В кризисные периоды вера позволяла им правильно оценивать настоящее и предвидеть будущее. Когда им давали шанс освободиться и спасти свою жизнь, они понимали, что нынешняя свобода имеет лишь временный характер. Они ожидали лучшего воскресения, потому что знали, что их ожидают радости другой, лучшей страны, которые вечно верный Бог приготовил для них (11:16,11). Этим мужественным мужчинам и женщинам была дана сила не побеждать обстоятельства, а выносить страдания, но они сумели превратить выпавшее на их долю страшное горе в триумфальный подвиг.

3. Вера, ожидающая исполнения обещаний (11:39,40)

И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 40 Потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

При всем своем совершенстве их вера была ограничена рамками ветхого завета, но стремилась клучшему. Они ожидали исполнения Божьих обещаний, предвидели более полное откровение во Христе, но не увидели их осуществления. Они могли бы достичь совершенства, став христианами, то есть через Иисуса и Его жертву. Совершенство и исполнение Божьих обещаний пришлое новым заветом, через вечное наследие, которое обретается через принятие более совершенной жертвы. Божий дом (3:2,6) состоит из верных святых ветхого и нового заветов, ибо все они одинаково искуплены Христом, единственным Совершителем всеобщей веры (12:2).

Заключение

В данном отрывке читатели становятся свидетелями мужественного жизненного подвига старозаветных святых людей, с одной стороны, и несовершенства их достижений — с другой. Они смогли сделать очень много, но их дела были неполными и несовершенными. Они унаследовали, получили и подтвердили Божьи обещания, но чаше всего они были вынуждены только ожидать и надеяться всю жизнь, и этим была отмечена их вера. Ни Авраам, ни Исаак, ни Иаков не увидели обещанного (11:13), но они имели терпение. Также и христиане, с одной стороны, имеют обещания и получают благословения, а с другой, верят другим и терпеливо ожидают их исполнения. Но нам дано значительно больше, чем ветхозаветным верующим, которые были просто лишены доступных нам благословений. Им не было дано ощущение личного внутреннего очищения, свободы от страха; они не имели возможности приходить к престолу за немедленной помощью и благодатью; они были лишены истинного вечного спасения, твердой надежды, чистой совести, гарантированного прощения и всегда открытого доступа к Богу (1:3; 2:15,18; 4:15,16; 7:25; 5:9; 6:18,19; 9:14,26; 10:19-22), который мы имеем

во Христе. Все эти щедрые благословения и богатые дары неизменно должны подвигать нас к более горячей вере и более серьезным жертвам. Если те стойкие посвященные мученики сумели достичь столь многого, имея при этом так мало, то каким же по-настоящему искренним и полным должно быть наше служение Богу! Данные нам для этого возможности разнообразны, а источники наших сил не ограничены.

 

 

Глава 12

Взирать на Него

Завершив повествование о стойкости и силе духа старозаветных верующих, автор обращается теперь к страданиям и свершениям величайшего героя веры—Господа Иисуса Христа. Господь предупреждал Своих учеников, что некоторым из них придется пережить тяжелые испытания, некоторые будут убиты, и все они будут «ненавидимы всеми народами» за имя Его. И притеснения придут не только от политических властей, но и от религиозных лидеров. Иисус говорил им, что их будут изгонять из синагог, всякий, кто убьет их, будет считать это благим делом перед Богом (Мф. 24:9; Ин. 16:2). Послание не раз утверждает, что быть верующим действительно стоит, ибо вера вознаграждается, но это совсем нелегко. Нам предстоит преодолеть нелегкую дистанцию, что потребует от нас терпения и постоянства. Нас ободряет и укрепляет знание, что прежде нас по этому пути уже прошли другие, которые свидетельствуют нам о Божьей верности. Джон Уайт сказал, что «автор хочет показать нам свидетелей веры, наших предшественников, которые подтверждают истину, что вера не подводит». Они пробежали свою дистанцию; теперь наша очередь; теперь предстоит бежать нам. И, хотя они вдохновляют нас, они не могут дать нам для этого силы, ибо все необходимое для постоянства веры и терпения мы получаем от Иисуса, Который не только дал нам совершенный личный пример, но и посылает нам самую необходимую помощь (2:18; 4:16). Понимание христианской жизни как забега на дистанцию знакомо всем читателям Нового Завета (1 Кор. 9:24; Гал 2:2). Используя здесь эту же выразительную спортивную аналогию, автор акцентирует внимание своих читателей на том, от чего на этой дистанции они должны отказаться, как они должны ее проходить и на что ориентироваться во время движения.

1. От чего мы должны отказаться (12:1а)

Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и зачинающий нас грех...

Христианин не может позволить чему бы то ни было помешать его движению, ведущему к прекрасной и вечной награде. На этом пути возникают две серьезные преграды: одна ограничивает наше продвижение вперед (бремя), а другая искажает и портит нашу природу (грех). Слово, переведенное как бремя (onkon) в классической литературе обозначает излишний физический вес, непомерную нагрузку. В данном контексте оно ассоциируется с тяжелыми одеждами, то есть с чем-то, препятствующим движению. Еще духовный «спортсмен» должен также сбросить с себя запинающий... грех. Хотя следует признать, что различие между бременем и грехом не очень велико и порой неощутимо настолько, что некоторые комментаторы предлагают считать вторую фразу просто продолжением первой, ее пояснением. Постоянный грех очень быстро опутывает всего человека, и, прежде чем мы осознаем происшедшее, мы оказывается вдовушке, поверженными на землю и неспособными продолжать забег, в котором имели все предпосылки для победы.

2. Как мы должны бежать свою дистанцию (12:16)

... И с терпением будем проходить предлежащее нам поприще.

Верующие должны с терпением (hypomones) проходить свою дистанцию. Слово «терпение» многократно звучит на страницах послания (10:32,36; 12:7). Иисус «претерпел» крест и перед смертью «претерпел... такое над Собою поругание от грешников» (12:2,3). Ученики Христа должны ясно осознавать, что «идти по следам Его» (1 Пет. 2:21) — значит переносить ненависть, боль, страдание и презрение. Зрелые верующие знают, что та жизнь, которой они себя посвятили, обещает им ни с чем не сравнимые блага, но и предъявляет к ним жесточайшие требования.

Продвижение по пути веры с терпением возможно, если только смотреть не на прекрасные, ободряющие свидетельства других, не на бегущих рядом других верующих, не на конечную цель, не на ожидающую в конце награду, а только на Христа. В противном случае можно упасть на дистанции от потери сил или рассеянности.

3. Куда нам обратить свой взор (12:2,3)

Взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. 3 Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.

В процессе прохождения жизненной дистанции взгляд каждого христианина должен быть устремлен прямо и неуклонно на Самого Господа Иисуса. Слово, использованное здесь (aphordntes) и переведенное взирать, подразумевает сознательное отведение взгляда от посторонних соблазнов и искушений. Такой «бегун» неотрывно «смотрит на Иисуса» (N ЕВ) не только вначале, но на всем протяжении этого нелегкого, наполненного борьбой пути, зная о том, что «Христос всегда рядом и всегда в поле зрения» (Уэсткотт). После этого автор с блестящим мастерством опытного богослова поворачивает свое повествование в нужную сторону, чтобы начать яркий и выразительный рассказ о Том, на Которого мы должны взирать.

Мы должны взирать на сострадающего Иисуса. Здесь вновь наше внимание обращается на человеческое имя Христа, ибо Иисус, как человек, лично познал превратности земной жизни во всей ее жестокости. Когда нам кажется, что наши силы на исходе и нет возможности проходить «предлежащий» нам путь, следует вспомнить, какой путь прошел Он. Иисус вытерпел все. Хотя Его путь был несравненно труднее нашего, Он восторжествовал над всем, Своей силой преодолев все, и, значит, нам тоже это доступно.

Мы также должны взирать на победившего Иисуса. Христос открывается нам как первопроходец на пути веры, ибо именно Он зародил в нас христианскую веру и продолжает приводить

«многих сынов» к славе (2:10). Он также является вождем тех ветхозаветных святых, о которых мы говорили ранее. Он «ведет за Собой всех Божьих людей от начала времен по пути веры, несмотря на то, что со времени Его воплощения и крестных страданий Его личный пример увлекает за собой Его народ совершенно новым, неизвестным прежде путем» (Брюс). Он никогда не подводил их, и они никогда не разочаруются в Нем.

Верующие должны взирать на Иисуса как на единственного совершителя веры. Он доводит веру древних святых и нашу веру до триумфальной полноты. Только Он, и больше никто, способен сделать это. Да, наше нравственное совершенство очень важно, но оно не способно довести до полноты и совершенства нашу веру. Наше преданное служение также не менее важно и ценно, но и оно не способно сделать нашу веру идеальной, Каким бы ярким и впечатляющим ни был наш духовный опыт, единственным совершителем полноты нашей веры является Иисус. Верующие полагаются на Него полностью, потому что Он прошел Свой великий путь до самого финиша, и только в Нем мы обретаем всю полноту жизни (Кол. 2:10).

Желающие проходить свою дистанцию с упорством и терпением должны взирать на Иисуса как на верного служителя. Он пришел в этот мир, напоминает нам Послание к Евреям, чтобы исполнить Божью волю (10:7,9), пришел как униженный (2:14,17) и смиренный (5:8) раб. Под «предлежащей Ему радостью», возможно, подразумевается радость предстоящей встречи с Богом, Который удовлетворен тем, что воля Его полностью исполнена (Ин. 17:4), а, возможно, эта радость происходит оттого, что Его трудом «многие сыны» приведены к славе (12:10). Многие комментаторы считают, что фразу по причине радости следует перевести скорее «вместо радости», и тогда мы получим такой текст: «Вместо предназначенной Ему радости Он претерпел крест» (рассуждение автора основано на английском переводе Библии. — Примеч. пер.). Отсюда следует, что радость была предназначена Ему от вечности, где Он был еще вместе с Отцом. Иисус «принял образ раба» и «не считал Себя неравным Богу» (Флп. 2:5—8; в русском переводе Библии — «не почитал хищением быть равным Богу». — Примеч. пер.).

Христиане должны взирать на Иисуса как на совершенного священника, Который воссел на небесах. В этих стихах слышится отголосок первых стихов послания: Он, «совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте» (1:3). Сердце автора ликует, оттого что «мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах» (8:1). Несомненно то, что в нашей жизни бремена и тяготы будут препятствовать нашему продвижению по дистанции, грех будет опутывать нас и не давать возможности идти, осквернять наше свидетельство и огорчать нашего Господа. В такие моменты мы должны обратить взгляд на Христа и вспомнить, что Он восседает на небесах, потому что Его великий труд по спасению человечества окончен. Если мы будем смотреть на Него с верой и раскаянием (1 Ин. 1:9), мы получим необходимое нам очищение от греха и милостивое прощение (9:14,26; 10:11,12,17,18). Он единственный, Кто может устранить препятствия на нашем пути.

Кроме того, верующие должны взирать на Иисуса как на воцарившегося Господа. Он сейчас находится у престола Бога. Его искупительная работа завершена, и Он ожидает окончания времен, того великого момента, когда каждый язык исповедует Его господство. Первые христиане находились под жестоким владычеством кесаря, и когда социальные притеснения сменялись физическим насилием, они обращались за помощью к воцарившемуся Христу. Они укреплялись знанием того несомненного факта, что их судьба находится не в руках кесаря или местных правителей и начальников, а в сильных руках воцарившегося Господа Иисуса.

Наконец, христиане должны взирать на Иисуса как на терпеливого мученика. Они должны смотреть на Него, чтобы не обессилеть и не упасть. Они могут подвергаться насмешкам, издевательствам, оскорблениям; они могут быть отвержены и презираемы всеми, оклеветаны, брошены в тюрьму и даже убиты, — но ведь и Он пережил все это. Особенно велики были Его страдания в последние несколько дней жизни. Мы должны смотреть на Него и укрепляться великим примером Его терпения перед лицом свирепой ненависти, чтобы не потерять силы в пути. Христианин может ослабеть и изнемочь, этими двумя выразительными глаголами автор выражает опасность, которая ожидает христиан. Как заметил Уильям Баркли, Аристотель говорил о «спортсмене, который бросается на землю, тяжело дыша и расслабляясь,

после того как минует финишную отметку. Так же и автор Послания к Евреям страстно призывает нас: „Не сдавайтесь скоро-не расслабляйтесь до финиша; не падайте на землю до тех пор пока не минуете финишную черту; стойте на ногах до самого конца"». Ни один мужчина и ни одна женщина не смогут победить втаком суровом состязании без Божественной помощи. Но это послание, как и весь Новый Завет, уверяет нас в верности Иисуса, Который всегда приходит к нам на помощь. Мы должны взирать на Него неотрывно.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных