Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА И ИЗМЕНЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ




Существует известный парадокс: чем больше мы знаем, тем шире область непознаваемого. Наука никогда не стремилась превратить свои знания в догмы и всегда исходила из установ­ки, что любая научная теория, какой бы неопровержимой она ни казалась, может быть изменена в связи с изучением еще не­познанных явлений. Современная наука углубилась в область по­знания микро- и мегамира, достигла таких границ, которые тре­буют расширения области рационального мировосприятия обще­признанных явлений. Задача современной науки - поспеть за радикально изменяющейся социокультурной реальностью и стать значимой для нее путем использования своей прогностической функции.

Являясь сложноорганизованным объектом, современная на­ука предполагает как дифференциацию, так и интеграцию раз­личных научных дисциплин. Поэтому одно из важных измене­ний мировоззренческих ориентаций современной науки - направ­ленность на целостное обобщение имеющейся системы многообразных областей знания. Наука направлена на глубин­ное постижение объективного мира, поэтому важной мировоз­зренческой ориентацией остается стремление к созданию единой общенаучной картины мира, включающей в себя непротиворе­чивое объяснение многообразных явлений действительности, в том числе и паранаучных. Узкоспециализированный подход ва­жен лишь в синтезе научных знаний.

Наука разделяется на науку переднего края, опирающуюся на сенсационные открытия и гипотезы, и академическую, «нор­мальную» науку, развивающуюся на принятых основоположе­ниях. Существует также разделение науки на официальную и «народную», т.е. этнонауку, имеющую своими корнями особен­ность специфического мировосприятия этноса, его обычаев и традиций. Она транслируется, как правило, от наставника к ученику в бесписьменной форме, связана с рецепторными пред­писаниями, знанием знахарей, целителей и пр. Говорят о на­уке восточной в противовес науке западной, о науке классичес­кого образца, центром которой являются идеалы детерминиз­ма, и науке, учитывающей индетерминистские факторы и статистические закономерности. Многочисленные образы на­уки рождают специфическую мировоззренческую ориентацию современного человека, предполагающую опору на плюрализм и построение альтернативных сценариев возможного развития. Идея плюрализма занимает достаточно видное место среди ми­ровоззренческих ориентаций современной постнеклассической стадии развития науки.

Важной мировоззренческой ориентацией современной на­уки становится установка на ее парадигмальный характер. Так, для мировоззренческих ориентаций науки классического типа, царившей в XVII-XVIII вв., была характерна норма социокуль­турной автономии научного знания, которая диктовала требо­вания максимально возможных ограничений и ограждений науки от влияния культуры. Автономия науки диктовала пол­ную независимость науки от многообразия социокультурных факторов. Она предполагала также выработку некоего универ­сального научного стандарта - классического идеала научности. Как правило, в качестве такового выделялись либо математи­ка с ее аксиоматическим-дедуктивным методом, либо физика с ее механико-экспериментальным методом. Для мировоззрен­ческих ориентаций современной, постнеклассической стадии науки характерно упразднение ее социокультурной автономии и принятие идеи социокультурной обусловленности науки. Од­нако новой чертой оказывается тенденция опровержения тра­диции инновацией, т.е. абсолютизация значимости нового. Идеалом постнеклассической стадии науки является междис­циплинарный подход синергетики, объединяющий строгие ма­тематические и физические модели постижения действитель­ности с наукой об обществе. Мир предстает как неравновес­ная, динамическая, сложнорегулируемая система, отсюда возникают ориентации, подчиненные идее становления и нестационарности развития. Социальная реальность предстает как во многом зависимая от деятельности человечества. Это на­целивает на учет феномена обратной связи и особой роли ак­тивности субъекта в познании. Сам субъект познания мыслится как коллектив, состоящий из специалистов разных дисципли­нарных областей.

Современные мировоззренческие установки, опираясь на раз­витие квантовой физики, релятивистской космологии, а также генетики, предполагают новый взгляд и переосмысление таких категорий, как необходимость и случайность, причина и след­ствие, часть и целое. Современная наука демонстрирует несводимость состояния целого к сумме состояний его частей. При­чинность мыслится как система вероятностных взаимодействий, а случай определяется как «Его Величество случай!». Современ­ная наука ведет к переосмыслению значения эксперимента как многократно повторяющего серии одних и тех же результатов. Принципиально изменяется стратегия экспериментирования. Применительно к развивающимся нестабильным системам экс­перимент, основанный на энергетическом взаимодействии с такой системой, не позволит воспроизвести одни и те же ее состояния. Необратимость процессов развития не обеспечивает возможно­сти воссоздания начальных состояний системы до ее участия в эксперименте. Особую роль приобретает экспериментирование при помощи ЭВМ, позволяющее вычислить разнообразие воз­можных структур и состояний, которые может породить данная система.

Изменение мировоззренческих ориентаций происходит под влиянием изучения наукой таких сложных природных комплек­сов, в функционирование которых включен сам человек, т.е. «чело­векоразмерных» систем. К их числу относят медико-биологические объекты, объекты экологии, объекты биотехнологии, генной инженерии, системы «человек - машина», сложные информа­ционные комплексы, системы искусственного интеллекта. Изу­чение этих объектов показывает огромную роль гуманистичес­ких принципов и ценностей, так как преобразование «человеко­размерных» систем сталкивается с огромным числом запретов и ограничений. Недопустимы стратегии, потенциально содержа­щие в себе катастрофические последствия. Это обусловливает формирование мировоззренческой установки, связанной с тре­бованием личностной социокультурной направленности научного познания. В определении приоритетов научного исследования огромное место принадлежит экономическим и социально-по­литическим целям и задачам.

Мировоззренческие ориентации, рожденные современной наукой, не отличаются простотой и однозначностью, они наце­лены на динамичное восприятие мира. Утвердившаяся в науке концепция глобального эволюционизма предписывает воспри­нимать действительность и с точки зрения системности, и с точки зрения эволюционирования объектов любого рода. Универсальность процессов эволюции распространяется на огромное многообра­зие процессов, происходящих в окружающем мире, - от неор­ганической материи до органических и социальных систем. Выбор эволюционно пригодных состояний идет в направлении от наи­менее вероятностного к наиболее вероятностному, в ситуации, когда из всего мыслимо возможного отбирается наиболее адап­тивно возможное.

Все неравновесные динамические системы в природе разде­ляются на консервативные и диссипативные. Консервативная система связана с принципиальным свойством сохранения, ко­торое указывает на существование некоей основы или субстан­ции, существующей неизменно, несмотря на многообразные обменные процессы, происходящие между системой, ее частя­ми и внешней средой. Консервативные системы сохраняют ка­чество перманентности. Примером осмысления такого рода си­стем могут быть как воззрения древних, например Фалеса о пер­воначале воды или Платона о порождающей мощи идей, так и теоретические аналоги, содержащиеся в классической механи­ке Ньютона (его три закона, свидетельствующие о постоянстве взаимодействий, сил ускорения, противодействия, земного при­тяжения). Однако классическая механика создавала представ­ления о системах, которые являлись консервативными и одно­временно необратимыми во времени. Качество необратимости является главным для диссипативных систем, подразумевающих исчерпание доступной энергии, в связи с чем в физике дисси­пация расценивалась как некая деградация. В биологии же, на­против, в силу очевидности процессов эволюции необратимость мыслилась как возрастание сложности. Сегодня к диссипатив­ным системам относят широкую совокупность систем, в том числе и саму жизнь. Для описания поведения таких систем ис­пользуются такие факторы, как температура, давление, концен­трация, скорость. Состояние диссипативных систем не может отличаться инвариантностью, а чередование событий бу­дет необратимым.

Однако убеждение, что и постоянство (сохранение), и изме­нение (неустойчивость) есть важнейшие характеристики миро­здания, пронизывало все философские системы. Поэтому пра­вомерен вывод: современные мировоззренческие ориентации представляют собой конкретно-историческое единство философ­ско-мировоззренческих принципов постижения действительно­сти и направлены на постижение мира с точки зрения объек­тивности, всесторонности, развития и взаимосвязи явлений. В современной науке продолжает сохранять доминирующее по­ложение мировоззренческая установка на объективность вос­приятия и воспроизведения явлений в процессе исследования. Вместе с тем она дополняется нацеленностью на эффективность решения практических проблем, инструментальную пригодность и полезность знания. Сохраняет свою значимость идея истори­ческой изменчивости знания, которая, в свою очередь, допол­няется социокультурными ценностями, задающими набор ог­раничений развитию науки. Наука не может быть вне и над куль­турой — она пребывает в исторически определенном культурном контексте. В современных мировоззренческих ориентациях, как отмечают ученые, особое значение приобретают ценностно-це­левые структуры.

Важное место среди современных мировоззренческих ори­ентаций занимает идея коэволюции, т.е. согласованного разви­тия природных процессов и целесообразной человеческой де­ятельности. Отношения с природой требуют диалога и снятия тех рисков и напряжения, которое создает техногенная циви­лизация.

Совокупные достижения современной науки внедряют в ми­ровоззрение современника идею необратимости, нелинейности развития, идею альтернативности, вариабельности и сценарно­го подхода. Механизм бифуркации, т. е. неединственности про­должения развития, сочетается с принципом саморегуляции. Зна­чимым оказывается принцип корпоративных эффектов. Очень многие современные мировоззренческие принципы получили признание благодаря распространению синергетики как теории самоорганизации. Ее междисциплинарная природа позволяет обогатить мировоззрение современника как выводами из обла­сти естественнонаучного знания, так и установками, порожден­ными современными гуманитарными науками. Современная стадия развития науки обеспечивает возникновение новых ми­ровоззренческих установок, которые несут в себе новые гумани­тарные смыслы и ответы на вызовы исторического развития. Современная наука включает в себя ориентиры космопланетар­ного мышления. Мировоззрение современника должно быть направлено на осмысление процессов диалога культур, на соче­тание достижений техногенной цивилизации и традиционных типов общества, культур Востока и Запада. Синтез восточного и западного мировидения обусловливает новое качество миро­воззренческих ориентаций.

Научно-технический прогресс влечет за собой необходимость изменения типов коммуникации, образа жизни, ускоряюще­еся изменение природной среды и среды обитания человека. Научно-технический взгляд на мир, абсолютизация ра­ционалистических приоритетов, направленность на активное преобразование мира выявляет приоритеты сугубо технологи­ческого стиля мышления, когда субъект деятельности стремится дать четкий ответ на вопрос, как достичь того или иного эф­фекта. Особое место принадлежит процессам информатизации и «интернетизации». Интернет превратился в массовую, до­ступную всем реальность, которая неизбежно рождает новые мировоззренческие установки. Создание информации, ее обра­ботка и функционирование становятся фундаментальным ис­точником развития современности, силой, преобразующей все основные сферы жизнедеятельности людей.

Современная наука - очень сложный и динамичный фактор общественного развития. Наука делает открытия, рождает новые гипотезы и теории, совершенствует методы и технологии, уве­личивает темпы НТП, рождая мировоззренческие установки, которые зачастую включают в себя оппозиционные ориентиры. Они характеризуются амбивалентностью.

Так, приоритеты целостности и междисциплинарности сталки­ваются с признанием полицентричности, углубленной дифферен­циации и узкой специализации; антропологический поворот к че­ловеку и социокультурная обусловленность познания сочетается с принципом стохастичности, неопределенности развития, когда человек рассматривается как одна из географических сил, наряду с прочими; требования коэволюции и саморегуляции наталкива­ются на противоречия техногенной цивилизации, риски и угрозы экологической катастрофы; установка на самоидентификацию личности и общества сталкивается с принципиальной мозаично­стью, эклектичностью и фрагментарностью повседневного бытия и унификацией массовой культуры; творчество заменяется симу­ляцией, самореализация - отчуждением.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных