Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Как пользоваться пособием




Ткаченко Т.А.

Т 48 Фонетические рассказы с картинками. Звуки R РЬ. — М.:

АРКТИ, 2005. —33 с: ил. (Биб-ка практикующего логопеда: Учим произносить правильно).

ISBN 5-89415-457-Х

В пособии представлены 15 рассказов и сказок, модифициро­ванных либо составленных известным московским логопедом-прак­тиком с целью автоматизации правильного произношения у до­школьников и младших школьников. Все тексты снабжены специаль­ной фонетической символикой, а также цветными сюжетными кар­тинками, обеспечивающими наглядную базу для коррекции звуко-произношения, развития лексико-грамматических представлений и связной речи детей.

УДК 373

ББК 74.902 + 74.100.5

© Ткаченко Т.А., 2005
ISBN 5-89415-457-Х © АРКТИ, 2005


 

Библиотека практикующего логопеда Учим произносить правильно

Татьяна Александровна Ткаченко

ФОНЕТИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ С КАРТИНКАМИ Звуки Р, РЬ

Главный редактор И.Ю. Синельников

Ответственный за выпуск В.Е. Дрёмин

Редактор И. В. Сецкая

Корректор Ю.В. Петрова

Оформление СО. Вашакидзе

Верстка И.В. Орлова

Оформление обложки И.В. Орлова

Лицензия серия ИД № 04186 от 06.03.2001 Подписано к печати 10.06.2005. Формат 60x90/8. Объем 4 п.л. Печать офсетная. Бумага офсетная № 1. Тираж 3000 экз. Заказ №

Налоговая льгота (Постановление Правительства РФ№ 41 от 23.01.03).

Издательство «АРКТИ»

125212, Москва, Головинское шоссе, д. 8, кор. 2 Тел.: (095)742-1848


Советы автора

Уважаемые педагоги и родители!

Неправильное произношение у детей бывает либо самосто­ятельным дефектом речи, либо является составной частью бо­лее сложных нарушений, таких как алалия, дизартрия, ринола-лия, общее недоразвитие речи и пр.

И в том и в другом случае логопед, вслед за вызыванием* чи­стого, устойчивого звука, занимается автоматизацией (закреп­лением) правильного произношения.

Автоматизируется звук в строго определенной последова­тельности: в слогах, словах, предложениях, стихах и наконец — рассказах.

Рассказы — это вид связной речи, наиболее близкий к разго­ворному (в отличие от стихов). Воспроизводя рассказы, ребе­нок окончательно закрепляет вызванный логопедом звук, а за­тем переносит его в самостоятельные высказывания.

Очень важно, чтобы ребенок повторял и заучивал рассказы дословно. В противном случае, произвольно пересказывая текст, ребенок может употребить те слова, звуки в составе кото­рых еще не скорректированы.

Однократное употребление дефектных звуков не опасно. Од­нако при многократном повторении как правильно, так и не­правильно произносимые звуки автоматизируются. Т.е., зак­репляя один правильный звук (например, ЛЬ), взрослый одно­временно будет закреплять неправильное, дефектное произ­ношение нескольких более сложных звуков. Такое положение недопустимо!

На важность соблюдения этого принципа (принципа фоне­тической доступности) указывали многие авторы: Ф.Ф. Pay, Е.Ф. Pay, М.Е. Хватцев, Н.А. Никашина, ГА. Каше и др. К сожале­нию, этот важнейший принцип логопедии нередко игнорирует­ся как в специальной литературе, так и на практике.

 

* Термин «вызывание звука», по нашему представлению, более пред­почтителен, чем «постановка звука», особенно в случаях коррекции про­изношения по подражанию.


 

Следовательно, для эффективности коррекционной работы сложные звуки следует вводить в заучиваемые тексты постепен­но, по мере их уточнения.

Ранее в специальной литературе уже публиковались расска­зы авторов: А.Н. Ассмус, Т.Б. Филичевой, ГА. Каше, А.И. Богомо­ловой, Е.А. Алифановой, Н.Е. Егоровой и др.

Отдавая должное значимости пособий перечисленных авто­ров, отметим, что рассказы в них являются лишь небольшой со­ставной частью и не могут обеспечить полностью потребности практикующих логопедов.

При работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, когда автоматизация одного или группы звуков может длиться не­сколько месяцев, постоянно ощущается необходимость в новых текстах. Мы подобрали именно то количество рассказов, которое окажется достаточным для коррекции недостатков звукопроизношения при самой сложной и полиморфной его патологии.

Составляя рассказы и сказки, мы стремились разнообразить их тематическую палитру, с тем чтобы максимально расши­рить лексические рамки детской речи. Это особенно важно для детей с общим недоразвитием речи.

В группах названного профиля, когда в первом периоде обу­чения дети произносят правильно только самые простые соглас­ные звуки: М, Н, В, Ф, П, Б, Д, Т, Г, К, X, их мягкие варианты* (и все!), логопеду бывает особенно сложно подобрать рассказы для работы. Такие тексты мы поместили в альбом «Фонетичес­кие рассказы с картинками. Звук ЛЬ».

Каждый рассказ (во всех альбомах) максимально насыщен автоматизируемым звуком. В части рассказов исключены смешиваемые с основным, оппозиционные или более сложные звуки. Определить текст, наиболее подходящий для каждого ре­бенка (с учетом его произносительных возможностей и этапа обучения), позволяет наша фонетическая символика.

 

* Все мягкие согласные звуки мы обозначаем с помощью мягкого зна­ка, чтобы было понятно любому читателю.

 


В символике мы используем не все звуки, а только те, произ­ношением которых дети (4-6 лет) не овладевают в подавляю­щем большинстве случаев. Для краткости назовем перечень та­ких звуков основным фонетическим рядом. Итак, наша сим­волика охватывает следующие звуки основного фонетического ряда: С, СЬ*, 3, ЗЬ, Ц (свистящие); Ш, Ж, Ч, Щ (шипящие); ЛЬ, Л, Р, РЬ (сонорные).

Буквы, соответствующие названным звукам, помещены нами в верхней части каждой страницы с текстом. Различные их ком­бинации и составляют авторскую фонетическую символику, заключающуюся в следующем:

— буквы в левом верхнем углу страницы символизируют ос­новные автоматизируемые звуки;

— буквы со знаком «плюс» указывают на звуки, которые, по­мимо основных, присутствуют в тексте;

— буквы со знаком «минус» указывают на звуки, отсутствую­щие в тексте.

Такая фонетическая символика существенно облегчает ло­гопеду выбор рассказа, наиболее подходящего для ребенка на данном этапе обучения.

Заметим, что количество звуков, указанное в символике со знаками «плюс» или «минус», отражает уровень сложности тек­ста с произносительной точки зрения.

Чем больше звуков (из основного фонетического ряда) указа­но со знаком «минус», тем легче ребенку произносить текст, так как отмеченные звуки в нем не использованы.

Чем больше звуков указано со знаком «плюс», тем бо2лыиая звуковая нагрузка ложится на ребенка, а текст оказывается слож­нее в произносительном плане.

Рассказ выбирается логопедом с учетом того звука, автома­тизация которого на данном этапе коррекции произношения бо­лее предпочтительна.

Пособие снабжено цветными иллюстрациями. Немало­важно, что каждая из них помещена на том же развороте, что и текст, причем с левой стороны, т.к. ребенок обычно сидит во время индивидуальных занятий слева от взрослого. Рассмат­ривая картинку, ребенок эмоционально полнее воспринима­ет содержание текста, что, естественно, увеличивает обуча­ющий эффект.

 

 

Обращаем внимание логопедов на то, что желательно, чтобы родители имели дома набор пособий с фонетическими рас­сказами на все нарушенные у ребенка звуки. В таком случае логопеду не придется переписывать рассказы для домашних за­нятий с ребенком, а работа родителей, в свою очередь, окажет­ся более продуктивной.

Напомним, что только при совместной работе логопеда и ро­дителей коррекционный эффект окажется наилучшим.

Альбомы с фонетическими рассказами можно использовать не только на индивидуальных занятиях по коррекции недостат­ков звукопроизношения у детей, но и на групповых логопеди­ческих занятиях.

Рекомендуем данное пособие воспитателям массовых групп детских образовательных учреждений для занятий по звуковой культуре речи.

 

 


Как пользоваться пособием






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных