Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






постановка проблемы и ее решение

ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ

«Факторы развития психики:

в отечественной и зарубежной психологии»

Понятие факторов психического развития.

Факторы психического развития это ведущие детерминанты развития психики человека. Сегодня ими принято считать наследственность, среду и активность. (самостоятельно по файлам «Два развития» изучить материал: Два развития. // Школьный психолог. 2000. - № 1, -с.8-9).

Наследственность - свойство организма повторять в ряду поколений программу индивидуального развития и в частности обмена веществ. Наследственность согласно современным представлениям типизирует психическое развитие, то есть обеспечивает реализацию генотипической программы биологического вида в целом (генотип - совокупность всех генов, генетическая конструкция организма, а фенотип - совокупность всех признаков и свойств особи, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой).

О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства, биологическая беспомощность новорожденного и младенца, которая становится обратной стороной богатейших возможностей для последующего развития.

Среда - окружающие человека общественные материальные и духовные условия его существования. Чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся.

Активность - деятельностное состояние организма как условие его существования. Она проявляется в поисковой активности, произвольных и сознательных действиях, самосовершенствовании, актах свободного самоопределения, то есть тогда, когда движение к определенной цели требует от субъекта преодоления сопротивления среды. Таким образом, активность как активное преодоление среды обеспечивает самодвижение, саморазвитие, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. (Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. Реана А.А. - СПб.: Прайм- Еврознак, 2002. - с.34-36)

Факторы развития психики: постановка проблемы.

Проблема детерминации (причинной обусловленности) психического развития имеет длительную историю. Ее суть - спор о том, какие факторы (или движущие силы) - биологические (внутренние, природные, связаные с наследственностью) или социальные (внешние, культурные, средовые) играют в развитии важнейшую роль. (Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2004. - с.16)

Другими словами этот вопрос можно маркировать как "природа или воспитание": какую роль в развитии ребенка играют биология (природа) и среда (воспитание). Решение этого вопроса имеет не только чисто теоретическое значение (убедиться в том, что те или иные достижения - качества, свойства, способности, компетентность и т.п. - в развитии ребенка происходят благодаря его наследственности или благодаря его опыту?), но несомненное практическое значение - от этого зависит цели, содержание и методы обучения, воспитания. (сама)

Этот вопрос об обусловленности психического развития занимал умы величайших философов, первоначально был поставлен еще в философии и именно в рамках философских учений были предложены две крайние точки зрения, два противоположных подхода в решении этой проблемы. (Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2004. - с.16)

Философы прошлого надеялись ответить на этот вопрос путем идентификации в качестве причины либо наследственности, либо среды. (Кайл Р. Детская психология: тайны психики ребенка. - СПб.: Прайм- Еврознак, 2002. - с.22)

Первый подход (его можно назвать природной позицией или нативизмом) связывают с именем французского философа Жан-Жака Руссо (1712-1778), который считал, что развитие - это естественное раскрытие способностей, заложенных в ребенке. По его мнению, существуют природные, естественные законы развития и дети нуждаются лишь в минимальном влиянии со стороны взрослых. К примеру новорожденные наделены от природы чувством справедливости и нравственного начала, которые раскрываются естественным образом и стихийно по мере роста ребенка.

Второй подход (его можно назвать средовой позицией или сенсуализмом) обязан своим происхождением идеям английского философа Джона Локка (1632-1704), который утверждал, что новорожденный ребенок подобен tabula rasa (чистой доске), на которой опыт оставляет свои письмена. Поэтому обучение и жизненный опыт, а не врожденные факторы, имеют самое важное значение в развитии. (Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2004. - с.16)

К слову сказать, эти две крайние точки зрения на детерминацию психического развития по-разному подходят к решению и другой сквозной проблемы возрастной психологии, которую можно маркировать как "активный или пассивный ребенок". Суть ее - в ответе на вопрос: находятся ли дети в процессе своего развития целиком во власти среды (пассивный ребенок) или же активно влияют на собственное развитие посредством своих уникальных индивидуальных характеристик (активный ребенок). Пассивный взгляд соответствует позиции Дж.Локка, согласно которой ребенок - это "чистая доска", на которой опыт оставляет свои письмена. Активный же взгляд соответствует точке зрения Ж.-Ж.Руссо, согласно которой развитие - это естественное раскрытие заложенных природой способностей. (Кайл Р. Детская психология: тайны психики ребенка. - СПб.: Прайм- Еврознак, 2002. - с.22)

Значение теорий для изучения психического развития ребенка.

Для многих людей слово теория ассоциируется со словом "скучный": скучные профессора придумывают скучные теории, которые не имеют ничего общего с реальным миром. Но это не так. Если вы хотите понять, как происходит развитие детей, теории необходимы, поскольку в них определяются причины развития. Для возрастной психологии теория - это организованный набор идей, которые призваны объяснить развитие.

Например, предположим, у друзей или знакомых есть ребенок, который часто плачет. Можно было бы дать несколько объяснений его плача: он плачет, потому что голоден; чтобы заставить родителей взять его на руки; потому что просто капризничает; из-за того что у него повышенное внутричерепное давление и т.п. Каждое из этих объяснений представляет собой простейшую теорию, т.к. пытается описать причины. Конечно, реальные теории развития отличаются намного большей сложностью, но цель - объяснение развития и поведения - та же.

Теории ведут к предсказаниям, которые могут проверяться в исследованиях, в которых они либо подтверждаются (результаты исследования соответствуют предсказанию), либо отвергаются (результаты отличаются от предсказаний). Например, возьмем одно из объяснений плача: если малыш плачет потому, что голоден, мы предсказываем, что более частое кормление прекратит его плач.

Итак, теории крайне необходимы для исследований развития детей: они являются источником предсказаний для исследований, которые часто ведут к изменениям в самих теориях.

Некоторые из теорий основываются на одних и тех же идеях и допущениях в отношении детей и их развития, но различаются в деталях. Схожие теории часто группируются вместе, образуя теоретический подход. (Кайл Р. Детская психология: тайны психики ребенка. - СПб.: Прайм- Еврознак, 2002. - с.23)

Обзорно охарактеризуем ключевые подходы в исследовании детского развития.

Решение проблемы детерминации психического развития в зарубежных и отечественных теориях.

Роберт Кайл, автор учебника-бестселлера по детской психологии, настаивает, что все многообразие теорий детского развития для удобства рассмотрения можно свести к пяти подходам, каждый из которых транслирует свой взгляд на проблему психического развития детей. Итак, исследователи детского развития традиционно придерживаются пяти общих теоретических подходов: биологического, психодинамического, наученческий (бихевиоральный), когнитивно-генетический, контекстуальный.

Согласно биологическому подходу, психическое развитие обусловлено преимущественно биологическими факторами, то есть интеллектуальное и личностное развитие, так же как физическое и моторное, протекают в соответствии с биологическим планом. Ярким примером такого подхода является теория созревания Арнольда Гезелла (1880-1961). В соответствии с ней развитие ребенка отображает определенную и заложенную внутри организма программу; опыт значит для него очень мало. Как и Ж.-Ж. Руссо за 200 лет до него, Гезелл призывал родителей позволить своим детям развиваться естественным путем. При отсутствии вмешательства со стороны взрослых, утверждал А.Гезелл, различные психические достижения - речь, игра, логическое рассуждение и др. - будут проявляться спонтанно, согласно заранее определенному графику развития.

Среди других биологических теорий наиболее известной является этологическая теория Конрада Лоренца (1903-1889), согласно которой многие модели поведения имеют наследственную природу и закрепились в силу их значимости для выживания (то есть являются адаптивными). Например, цепляние, хватание и плач играют для младенцев адаптивную роль, так как эти действия стимулируют заботу со стороны взрослых. Этологи считают, что все животные, в том числе и человек, биологически запрограммированы, так что отдельные виды научения имеют место только в определенные периоды, которые были названы критическими (это отрезок времени в развитии, когда может происходить специфический вид научения; до или после него подобное научение затруднено или вообще невозможно).

Один из наиболее известных критических периодов мы находим в исследованиях К.Лоренца, австрийского зоолога, лауреата Нобелевской премии. Лоренц заметил, что недавно вылупившиеся гусята следуют повсюду за гусыней. Он предположил, что гусята биологически запрограммированы на то, чтобы следовать за первым движущимся объектом, который они видят сразу после вылупления. Обычно этим объектом бывает мать, поэтому следование за ней является первым шагом в импритинге (моментальное запечатление), который формирует эмоциональную связь с матерью. Лоренц проверил свою теорию, показав, что если удалить мать сразу после вылупления птенцов и заменить ее движущимся объектом, птенцы будут следовать за ним и относится как к "матери". Как видно на снимках, которые приводятся в различных учебниках, этим объектом стал сам Лоренц! Им было также обнаружено, что птенец должен увидеть этот движущийся объект, как правило, в течение одного дня после своего вылупления, иначе в его памяти не произойдет импритинга. Другими словами, существует критический период импритинга, который длится около дня: если птенцы видят движущийся объект после окончания критического периода, его запечатление не происходит. Таким образом, несмотря на то, что основополагающий механизм развития является биологическим, для "запуска" запрограммированных, адаптивных моделей поведения необходим опыт.

В применении к психическому развитию ребенка этологическая теория была развита Дж.Боулби в его концепции привязанности.

Итак, биологический подход высвечивает биологические основы развития ребенка и напоминает нам, что гены детей являются продуктом длительной эволюционной истории и влияют буквально на каждый аспект развития ребенка.

Согласно психодинамическому подходу, развитие определяют конфликты, жизненные проблемы, возникающие в различном возрасте (развитие - это результат реакций ребенка на жизненные трудности и препятствия). Этот научный подход к детскому развитию является старейшим и берет свое начало с работ австрийского врача и психиатра Зигмунда Фрейда (1856-1939). На основе анализа историй болезни своих пациентов со странными недугами (они не были вызваны какой-то явной соматической причиной) он пришел к выводу, что развитие определяется главным образом тем, насколько хорошо люди разрешают конфликты, с которыми сталкиваются в разные возрастные периоды.

Две важных составляющих в психоаналитической теории З.Фрейда - представления о структуре личности и его объяснения психосексуального развития.

Фрейд предположил, что личность состоит из трех основополагающих компонентов, которые проявляются в разном возрасте и находятся друг с другом в конфликтных отношениях. Эти конфликтные отношения и обусловливают всю динамику психической жизни. В качестве таких компонентов он назвал "Оно" (Ид), "Я" (Эго) и "Сверх-Я" (Супер-эго). Его объяснения психосексуального развития выглядят следующим образом: люди желают получить удовольствие, начиная с рождения. Когда дети растут, фокусная точка удовольствия перемещается с одной части тела на другую. В результате психосексуального развития последовательно сменяются стадии, каждая из которых характеризуется повышенной чувствительностью определенной части тела (эрогенной зоны). В соответствии с этим выделяются оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная стадии. Фрейд считал, что развитие протекает оптимальным образом, когда потребности в удовольствии детей на каждой стадии удовлетворяются, но не чрезмерно. Если потребности детей не получают адекватного удовлетворения, дети испытывают фрустрацию и противятся переходу на более зрелую ступень развития. (Например, малыш, чьи потребности в оральной стимуляции не удовлетворялись, может удовлетворить их с помощью курения, будучи подростком или взрослым). Если же дети фокусируются и «зацикливаются» на каком-то одном источнике стимуляции (находят его чрезмерно приятным), то также с трудом переходят к более продвинутым стадиям. На взгляд Фрейда родителям приходится решать трудную задачу, как удовлетворить потребности ребенка, не потакая ему.

Другой представитель психодинамического подхода, ученик Фрейда - Эрик Эриксон (1902-1994) разрабатывал психосоциальную теорию становления личности, согласно которой развитие состоит из последовательных стадий, каждую из которых определяет уникальный психосоциальный кризис или вызов общества развивающейся личности. Названные им восемь стадий выделены в соответствии с тем социальным вызовом (требованиями), с которым люди сталкиваются в определенном возрасте. Таким образом, Эриксон полагал, что психологический и социальный аспекты развития более важны, чем биологический и сексуальный.

Наученческий (бихевиоральный) подход делает акцент на роли вознаграждений и наказаний, а также подражания. Основателем его по праву считают Джона Уотсона (1878-1958), автором классической теории научения. Он доказывал, что научение определяет то, какими будут дети: при правильной методике можно научить чему угодно почти любого ребенка. Вслед за Дж.Локком Дж.Уотсон придает опыту первостепенное значение в определении направления психического развития.

Другой представитель этого подхода - Б.Ф.Скиннер (1904-1990) обосновал теорию оперантного обусловливания, суть которой в следующем: последствия поведения определяют, будет ли это поведение повторено в будущем. В качестве таких последствий он называет подкрепление (последствие, которое в будущем повышает вероятность поведения, за которым оно следует; положительное - награда, поощрение, похвала и др.; отрицательное - вознаграждение за счет удаления неприятных вещей) и наказание (последствие, которое понижает вероятность в будущем поведения, за которым оно следует; либо путем добавления чего-то неприятного, либо путем отмены приятного события). Несмотря на то, что она была проверена в ходе экспериментов над животными, принципы оперантного обусловливания можно перенести на поведение детей, что показали более поздние исследователи развития ребенка.

В теории социального научения Альберта Бандуры (г.р.1925) подчеркивается: 1) роль подражания в приобретении ребенком опыта, ведь дети могут научаться и без помощи подкрепления или наказания, просто наблюдая за теми, кто их окружает, чтобы получить информацию о подобающем, допустимом поведении;

2) дети подражают тому наблюдаемому поведению, которое получает вознаграждение, а не наказание, и которое демонстрирует значимый для них человек;

3) опыт дает детям ощущение самоэффективности (уверенность в собственной умелости, успешности, компетентности).

Эта теория называется «социальной», поскольку в ней делается акцент на поступки других людей, которые являются для детей важным источником информации о мире. Вместо оперантно обусловливаемого ребенка, который механически реагирует на подкрепление и наказание, в этой теории появился социально-познающий ребенок, который активно интерпретирует события.

Итак, все теоретики из этого лагеря разделяют взгляд, что дети в своем развитии движимы опытом.

Когнитивно-генетический подход акцентирует внимание на том, как дети мыслят и как их мышление меняется с течением времени (с возрастом).

Наиболее известная из теорий этого подхода была выдвинута Жаном Пиаже (1896-1980). Он полагал, что дети пытаются естественным образом осмыслить, понять физический и социальный мир и подобно ученым создают свои детские «теории», в которые они объединяют все, что им известно об объектах и людях. Эти теории ежедневно проверяются опытом: если ожидаемые события происходят, то вера ребенка в свою теорию усиливается; если этого не происходит, то теория пересматривается. По результатам клинических бесед с детьми Пиаже выяснил, что в некие моменты развития дети осознают, что их теории имеют серьезные недостатки, и пересматривают их радикальным образом. Такой радикальный пересмотр по мнению Пиаже происходит трижды: впервые в возрасте около 2 лет; второй раз - примерно в 7-летнем возрасте и третий раз - перед самим началом отрочества (11-12 лет). Таким образом, дети проходят последовательно через 4 стадии когнитивного развития, каждая из которых отражает определенное фундаментальное изменение в том, как дети понимают свою среду, и каждая -характеризуется более сложными видами рассуждений.

Другой пример из этого подхода - информационная теория (теория обработки информации), согласно которой когнитивная (познавательная) способность человека состоит из ментальных аппаратных средств (по аналогии с компьютером - дисковода, запоминающего устройства с произвольным доступом и центрального процессора, то есть это когнитивные структуры, ответственные за хранение информации) и ментального программного обеспечения (по аналогии с компьютером - программ, которыми мы пользуемся, то есть это организованный ряд когнитивных процессов, позволяющих детям выполнить конкретные жизненные задачи). Сторонники этой теории так объясняют изменения в мышлении в процессе развития: совершенствование аппаратных средств и усложнение программного обеспечения, которое использует преимущества улучшенных аппаратных средств (по аналогии с совершенствованием персональных компьютеров).

Итак, согласно Пиаже (усложнение теорий, создаваемых детьми) и представителям информационной теории (усовершенствование аппаратного и программного обеспечения), мышление детей становится более усложненным по мере их развития.

Согласно контекстуальному подходу, на психическое развитие влияет культурный контекст, который включает в себя как ближайшую, так и более удаленную среду.

Ни один из подходов не является абсолютно непогрешимым: каждый хорошо объясняет отдельные аспекты развития. (Кайл Р. Детская психология: тайны психики ребенка. - СПб.: Прайм- Еврознак, 2002. - с.23-28, 40)

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика гранулоцитарной системы фагоцитоза - нейтрофилов | Глава 1. Десять самых вредных заблуждений


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных