Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Религии Древней Индии




Ведийская религия

Характерной чертой ведийской религии являлся политеизм. Богов, как правило, наделяли свойствами человека (антропоморфизм), но иногда их изображали в виде полубогов-полузверей (териоморфизм).

Первоначально главным богом индоариев выступал бог Варуна - владыка вод, небесных, земных и подземных; вседержитель и творец мира. Но затем Варун был оттеснен богом грозы и войны – Индрой, - который становится богом, обеспечивающим существование космоса и космического порядка.

Группа богов представляла различные проявления солнца. Это бог Сурья (его глаз - Солнце, рассеивающее мрак и дарующее здоровье), бог Пушан («Расцветающий») - воплощение солнечной силы, бог Савитар - олицетворение пробуждения вселенной ото сна, благословение ее. Особым почитанием пользовался бог огня - Агни - защитник домашнего очага, и богиня - дева утренней зари - Ушас. Атмосферными явлениями ведали маруты - божества бури, ветра, грома и молнии. Богам противостояли духи и демоны - асуры, дасы, рикшасы и другие.

Индийцы ведической эпохи разделяли пространство вселенной на три сферы - небесную, земную и антарикшу (пространство между ними). Характерен для ведизма определенный синкретизм в описании богов; не существовало строгой иерархии богов и не было верховного бога; образы богов неопределенны (то люди, то животные, то абстрактные понятия). Веды обожествляли силы природы и признавали переселение душ, пытались постичь загадки мироздания, объясняемые в мифологической форме. Особенно интересным представляется учение о переселении душ, которое своими корнями уходит в древние ведические верования.

 

Брахманизм

В духовном мире индийцев той далекой эпохи присутствуют сложные космогонические представления. Сохраняется вера во всех прежних богов, но уже выделяется главный бог - Индра.

Важной чертой брахманизма является то, что в нем тесно переплетены философские и религиозные идеи, которые никогда не противопоставляются друг другу. Характерен для брахманизма и особый образ мышления, предполагающей органическое единство мира и освобождение человеческого сознания от предрассудка временности жизни и вечности смерти. Гегель писал: «Индусская культура весьма развита и величественна, но их философия тождественна с их религией, так что философия интересуется теми же самыми вопросами, которые мы находим в религии, равно как и священные книги, Веды, являются общей основой и философии» [16].

Брахманизм содержит ряд философских систем, таких, как, миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, считающихся равноправными формами толкования истины. Для более полного понимания данной картины мира, лежащей в основе древнеиндийской культуры, необходимо познакомиться с особенностями каждой системы.

Миманса разъясняет религиозные ритуалы и допускает жертвоприношения, необходимые для выполнения долга - дхармы, без чего невозможно уничтожение кармы. «В широком смысле карма - это общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения, т.е. дальнейшего существования; в узком смысле - влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования» [17]. Миманса не признает бога, так как считает, что мир создан из атомов в соответствии с моральным законом кармы.

Веданта считает, что мир возник из Брахмы. Центральной мыслью этого учения является утверждение о способности вида достичь тождества с Брахмой (это состояние называется атман). Атман дает освобождение от смерти, т.к. душа после смерти возрождается.

Санкхья признает существование двух реальностей - материальной и духовной. Они находятся в состоянии противоборства и единства. В этом - корень мирового зла. Избавиться от страданий можно только путем осознания качественного отличия духа от тела. Действительность - несовершенна, а жизнь - трагична.

Йога перенесла акцент на реальную практику, с помощью которой достигается отрыв от реального мира и происходит соединение с Богом. Йога состоит из восьми ступеней, продвигаясь по которым йог достигает состояния божественного транса и экстаза, высвобождая свой дух из телесной оболочки.

Ньяя основана на знании логики, с помощью которой можно объяснить конечную цель человеческой жизни - освобождение души.

Вайшешика учила, что существуют шесть видов положительной реальности - субстанция, качество, действие (карма), всеобщность, особенность, присущность и один вид отрицательной - небытие.

Лейтмотивом брахманизма является идея незначительности человеческой жизни, в сравнении с миром неземным. Древнейший архетип круга представляет в брахманизме бесконечный круговорот вещей - мировой закон. Жизнь рассматривается как бесконечное колесо перерождений души (сансара), определяемого накопленной человеком кармой, здесь присутствует жесткая обусловленность посмертной судьбы от морального поведения человека при жизни.

Расширяясь и обогащаясь, брахманизм получил название индуизма.

 

Индуизм

Индуизм и по сей день остается самой распространенной религией Древней Индии: ему следует более 80 % населения. Индуизм воспринял черты ведийской религии и брахманизма, впитал в себя различные обряды, верования и суеверия, не создав при этом единой теологии и единого культа, представляя собой эклектичную модель религии.

Прежде всего индуизм включает в себя культ трех богов: Брахмы, Вишну и Шивы. Брахма считается создателем и управителем мира, Вишну его охранителем, а Шива - разрушителем. Такое тримурти (триединство) главных божеств, воспринимаемое как проявление единого высшего божества, привело к появлению двух основных направлений в индуизме - вишнуизма и шиванизма, закрепленных в текстах пуран - главных памятниках индуистской мысли. Вообще для индуистской религиозно-мифологической системы характерна ассимиляция различных верований, осуществляемая благодаря концепции аватар (учение о боге Вишну, нисходящем в мир и появляющемся в разных образах в процессе перевоплощения). В ранних индуистских текстах говорится о десяти аватарах (нисхождениях) Вишну: в образах рыбы, черепахи, вепря, человеко-льва, карлика, Парашурамы, Рамы, Кришны, Будды, Кали.

Парашурама, или Рама («Рама с топором») - герой поэмы «Рамаяна». Кришна - популярный бог доарийского происхождения. Его последователи образовали кришнаизм - ветвь Вишнуизма. Будда («Просветленный»), создатель буддийского учения. Кали - Вишну в образе всадника, восстанавливающего справедливость, порядок на земле.

Культ Шивы получил также большую популярность. Шива ассоциировался не только с разрушением, его представляли и богом плодородия, покровителем скота, аскетом, танцором-шаманом. Соответственно, Шива - многолик, многорук, а на его лбу находится всеиспепеляющий третий глаз.

Индуизм обожествлял многих животных. Особенно почиталась священная корова Сурабхи («Хорошо пахнущая»). По преданию, эта корова пребывает в раю бога Индры. Нигде, кроме Египта, культ животных не держался так стойко, как в Индии. Почитание коров, обезьян, змей по сей день остается неотъемлемой чертой индийской культуры.

Индуисты отказались от кровавых жертвоприношений, не строили храмов, и только с проникновением в индуизм буддийской культурной традиции стали возводиться храмы и ваяться статуи.

Необыкновенную популярность и широчайшее распространение индуизма можно объяснить единением разных религиозных идей и принципов в рамках одной религии, их потрясающей терпимостью друг к другу, всенародным характером религиозных праздников. Индуизм обусловил появление феномена индо-буддийской традиции.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных