Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Материальная и художественная культура




Археологические раскопки позволили обнаружить на территории Китая стоянки неолитического периода. Особенно интересны находки в Яншао, где были обнаружены разнообразные орудия труда - каменные топоры, тесла, ножи, зернотерки, а также великолепная керамика, покрытая разнообразными узорами, что позволяет судить о высоком уровне гончарного ремесла. Наряду с черной полированной керамикой встречается белая каолиновая керамика и изделия из меди. В III тыс. до н.э. культура Яншао сменилась культурой Луншань, восхищающей нас чудесными произведениями черной керамики.

Со II тыс. до н.э. на территории Китая складываются первые городские культуры, обнаруженные в Хэнани, Хунани, Цзянси. Наиболее крупным государственным образованием этого времени являлось государство Шан-Инь. Шанский правитель назывался ваном, одновременно он являлся полководцем и верховным жрецом. Раскопки позволили обнаружить остатки царского дворца, храма и жилых домов. Были обнаружены 300 гробниц, одни из которых являлись раскошными царскими усыпальницами, другие - скромными погребениями бедняков. В царских гробницах находилось большое количество ценных предметов из бронзы, золота, нефрита, черепахи и перламутра. Отчетливо просматривается преемственность традиций культуры неолита с материальной культурной эпохи Инь: форма треногих сосудов (ли), земляные стены городищ, гадательные кости, каолиновая керамика.

Хозяйство сохраняло черты натурального, существовало общинное земледелие, особенно широко было распространено подсечное земледелие. На рисовых полях уже прибегали к искусственному орошению, о чем свидетельствуют надписи на гадательных костях (изображение поля и бегущей воды). Имеются основания предполагать, что уже в Иньскую эпоху стало распространяться шелководство, совершенствовалась техника изготовления различных предметов из камня, высокого развития достигло гончарное мастерство. Появился гончарный круг, сосуды подвергались обжигу, иногда покрывались глазурью и расписывались веревочным или шнуровым орнаментом. Достаточно высокого уровня достигла металлургическая техника.

В период Шан-Инь происходил бурный процесс классового расслоения и формировалась деспотическая государственная власть. Легенды этого времени повествуют о божественном происхождении царей-основателей династий. Так, в одном сказании идет речь о том, как девушка Цзя Ди проглотила яйцо, оброненное пролетавшей ласточкой, зачав от него ребенка - Цио (Яйцо), - потомок которого Чэн Тан основал династию Инь.

Предполагают, что в эпоху Шан-Инь возникла древнейшая пиктографическая (картинная) и графическая виды письменности, насчитывающие более 1500 знаков.

Государство Шан-Инь, ослабленное борьбой с кочевниками, около 1027 г. до н. э. попадает под власть чжоусских племен, осевших в бассейне р. Вей и основавших там новое государство - Чжоу (YIII-III вв. до н.э.).

Чжоусцы создали большое, но непрочное государственное образование, возглавляли которое наследственные правители из царского рода, воспринявшие от шанцев титул «ван». Священное право «ванов» на власть исходило из мифологических представлений. Чжоусский правитель был объявлен «Сыном Неба» - посредником между Небом и Землей, владыкой Поднебесной. Двуединый культ верховного божества Неба и Сына неба был межэтническим, надплеменным, что объединяло разные этнические общности. Однако под натиском соседних племен и собственной родовой знати Чжоусское царство распалось на уделы.

Древнекитайский народ создал совершенно особый тип культуры, определяемый своеобразным мировоззрением. В жизни китайцев значительную роль занимали: социальная этика, традиционный эталон мышления и поведения, рационально-практическое осмысление действительности.

 

Примечания

[1] Древние цивилизации. / С.С. Аверинцев, В.П. Алексеев, В.Г. Ардзинба и др.; Под общей редакцией Г.Н. Бонгард-Левина. - М., 1989. - С.6

[2] Н.Я. Данилевский. Россия и Европа. – М., 1991

[3] К. Ясперс. Указ. соч.

[4] К. Леви-Стросс. Первобытное мышление. - М., 1994. - С. 124

[5] И.С. Клочков. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время / Очерки. – М., 1983. – С.17-18

[6] М. Илиаде. Космос и история. - М., 1987

[7] И.П. Вейберг. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. – М., 1986. – С.161

[8] И.С. Клочков. Светлое прошлое и сомнительное будущее (Вавилонское представление о времени) // Конференция молодых научных сотрудников и аспирантов (тезисы докладов) – М., 1974

[9] М. Ф. Альбедиль. Забытая цивилизация в долине Инда. – СПб, 1991. – С.34, 117

[10] С. Наровчатов. Необычное литературоведение. - М., 1973. – С. - 40

[11] Ю.М. Лотман. Семиотика культуры // Избранные статьи. В 3-х т. Т.1. –Таллинн, 1992. – С.36-37

[12] С. Л. Франк Культура и религия // Философские науки. 1991. - № 7. – С.- 81

[13] А. Мень. История религий. В поисках пути, Истины и Жизни. - М., 1994. - С.36

[14] К. Керам. Боги, гробницы, ученые. - М., 1963. - С.292

[15] Всемирная история. Т. 1. - М., 1996. - С. 54

[16] Г. Гегель. Соч. Т. IХ. Лекции по истории философии. - Л., 1932. - С. 116

[17] Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С.248

 

 

Литература

Альбедиль М.Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. - С. -Петербург, 1991

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. - М., 1980

Васильев Л.С. Проблема генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета).- М., 1989

Древние цивилизации / С. С. Аверинцев, В.П. Алексеев, В.Г. Ардзинба и др.; Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. - М., 1989

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.1. - М.,1986

Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. – М., 1986

Керам К.В. Боги, гробницы, ученые: Роман архитектуры. - М., 1986

Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время / Очерки. – М., 1983

Котрелл Л. Во времена фараонов. - М., 1982

Крамер С.Н. История начинается в Шумере / Пер. с англ.- М., 1991

Культура Древнего Египта / Под ред. И.С. Кацнельсона– М., 1976

Этика и ритуал в традиционном Китае: Сб. ст. / Редкол.: Л.С. Васильев (отв. ред.) и др. - М., 1988

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных