Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






IV. Сообщение ученика.




Реальный Фауст жил в Германии первой половины 16 века. Бакалавр теологии, врач, философ, чернокнижник и прорицатель Иоганн (или Иоганес, или Георг, или Георгий) Фауст путешествовал по различным городам и снискал себе шумную известность: одни видели в нем ученого, постигшего тайны вселенной, только что не кудесника, другие считали его шарлатаном и проходимцем, но всегда его имени сопутствовала молва о сделке с чертом, о поддержке, которую ему оказывала нечистая сила.

ХVI век был в Германии веком мощных социальных движений, победным шествием идей гуманизма, овладевшего умами немецкого Возрождения. Географические открытия, развитие науки, ломка многих средневековых нравственно-религиозных представлений способствовали духовному раскрепощению человека. На этом фоне исторический Фауст был достаточно заметной фигурой. Поэтому кроме исторического Фауста существовало большое количество прототипов литературного образа — ученых, алхимиков и схоластов, живших не только в Германии, но и в других странах Европы. Сама легенда о докторе Фаусте получила завершающее оформление с выходом в свет в Германии «Народной книги о докторе Фаусте», изданной в 1587 г. Иоганном Шписом, которую Гете знал, как и все в Германии. Знал Гете и кукольные комедии о Фаусте, разыгрывавшиеся на подмостках бродячих театров, драму Марло. Сам Гете писал «Фауста» тоже как пьесу, первую часть — как драму, вторую — для оперного театра (в ней поэтому пять актов), хотя непосредственно для театра не предназначал.

 

V. Слово учителя.

Творческая история трагедии «Фауст» насчитывает 60 лет. Работа над первоначальным текстом продолжалась вплоть до отъезда в Веймар. Вариант, созданный до 1775 г., впоследствии получит на звание «Пра-Фауст». Он будет опубликован много позже (1886).

Первой публикацией из «Фауста» был «Фрагмент» в собрании в собрании сочинений Гете в 1799 г., включающий кое-что из того, что создавалось совсем недавно, когда Гете вернулся к оставленному замыслу Бесовская Вальпургиева ночь, представляющая шабаш на горе Брокен, и сцене «Кухня ведьм» были написаны им в Италии (1788). Гете поднимает народную легенду на классическую высоту, с которой как на ладони видна современность. Теперь Гете замыслил трагедию. Ее план созревает в переписке с Шиллером в конце июня 1797 г.

«Фауст» 70-х годов трагедией в классическом стиле не был. Герой народной книги, продавший душу Мефистофелю, выступал в роли бунтаря-штюрмера. Уставший от схоластического бесплодия ученый оставил свою келью, чтобы вкусить радости жизни. Жертвой его бунта оказалась юная простолюдинка Маргарита-Гретхен, как он зовет ее в минуты нежности. Фауст закалывает ее брата Валентина, вступившегося за честь сестры, а сама Маргарита осуждена на казнь как детоубийца.

Штюрмерский вызов обществу состоял в том, чтобы привлечь внимание к ужасу обыденного и привлеченного, при котором сильные не находят себе применения, а слабые становятся жертвами. Страдают те и другие. А общество тупо выносит приговор, исполняя то, что считает законом. В жанре народной трагедии герои нравственно не становятся выше окружающих их людей.

Гете в окончательном варианте пошел дальше: он освобождает героев, даруя им небо. Спасение Маргариты — прелюдия к финалу второй части, к спасению Фауста.

Голос свыше в «Пра-Фаусте» не мог бы прозвучать, т. к. в нем были лишь земля и ад, но не было неба. Теперь же высота дана сразу в прологе: «Пролог на небе». Впрочем, принято считать, что прологов два: первый — «Театральное вступление», где, по сути, поставлен вопрос о высоком и низком. В начале они кажутся несовместимыми, как поэт и толпа. Но этот сюжет, взятый из народной книги, был любим читателями, зрителями.

«Пролог на небе» предваряет всю историю, позволяя взглянуть на землю с божественной высоты. Оттуда все видится неизменным и вечным, о котором поет хор архангелов. При этом Господь убежден в победе добрых начал в человеке, в том, что по собственному желанию он вырвется из тупика.

 

VI. Беседа с учащимися:

— Какие исторические события повлияли на формирование мировоззрения и становления поэта?

— Какие этапы жизни и творчества Гете вы можете выделить?

— Что послужило причиной обращения Гете к личности Фауста?

— Что нового внес поэт в известный сюжет «Народной книги о докторе Фаусте»?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных