Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Анализ ОКР №2 по теме «Социология и политология о личности, обществе, власти и государстве».

ЗАНЯТИЕ №34

Анализ ОКР №2. Тема «Социология и политология о личности, обществе, власти и государстве».

Тема: «Заключение. Смена ценностных приоритетов в современном мире. Согласие и взаимодействие как условия выживания человека и общества».

 

Цели:

1. обучающая: систематизация и коррекция знаний о понятиях: общество, социальная структура, социальное действие и взаимодействие, социальные нормы, социальный статус, социальная роль, социализация, социальный контроль, стратификация, социальная группа, социальные общности, социальные институты, социальные организации, политика, политическая система общества, политическая организация, политические отношения, власть, общественная власть, политическая власть, государственная власть; государство, демократия, избирательное право, избирательная система, избирательный процесс, политический процесс, политическое поведение, политическая культура; явлениях и закономерностях: социальные связи и отношения, социализация, политика в современном обществе, взаимоотношения между субъектами политики, политические интересы, политическая система, власть как общественное явление, легальность и легитимность власти, государственная власть; состав и структура органов государственной власти в Республике Беларусь, политическое поведение и политическая культура личности; причинно-следственных связях и возможных последствиях явлений: неуспешная социализация личности и социальный контроль, дисфункции социальных институтов и благополучие общества, несовпадение частных и общих, объективных и субъективных интересов, противостояние в обществе между субъектами политики, отсутствие силы и ресурсов у государственной власти и стабильность в обществе, низкой политической культуры личности.

2. развивающая: формировать умение анализировать основные понятия, излагать и аргументировать свою точку зрения, обобщать и синтезировать явления.

3. воспитательная: формировать у учащихся культуру социальных отношений, ответственное отношение к социальным ролям, политическую культуру и активную гражданскую позицию.

 

 

Тип занятия: обобщение изученного материала.

Вид занятия: обобщение, систематизация и коррекция знаний и способов деятельности.

Оборудование: контрольные вопросы и задания к ОКР №2

 

 

Ход занятия:

Этап 1. Ориентировочно-мотивационный (вводный)

 

Подготовка учебного материала, необходимого оборудования, концентрация внимания учащихся.

 

Этап 2. Контрольно-коррекционный (основной)

 

Анализ ОКР №2 по теме «Социология и политология о личности, обществе, власти и государстве».

 

 

Этап 3. Операционно-познавательный (заключительный)

 

1. Вопросы для обсуждения:

1. Смена ценностных приоритетов в современном мире.

2. Согласие и взаимодействие как условия выживания человека и общества.

3. Подведение итогов.

 

Вопрос №1.В истории мирового сообщества 90-е годы XX века ознаменовались рядом событий, во многом определяющих судьбы человечества в XXI веке. Из их числа можно выделить важнейшее – принятие ООН концепции устойчивого развития.

Само словосочетание «устойчивое развитие» вытесняет сегодня традиционные определения «социализм», «капитализм». За этим словосочетанием всё более явственно проступают контуры будущего общества, к построению которого сегодня стремятся многие страны Запада и Востока, севера и Юга. Можно даже отметить, что стремление к устойчивому развитию уже приобрело необратимый характер, несмотря на то, что для его реализации ещё нужно преодолеть много проблем. Республика Беларусь тоже постепенно втягивается в это международное движение, о чём свидетельствуют её международные договоры, где прямо указывается основа сотрудничества – «устойчивое развитие».

Устойчивое развитие может быть определено как стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее окружающую природную среду и обеспечивающее непрерывный прогресс общества.

Принимая устремления мирового сообщества к устойчивому развитию Беларусь принимает и основные критерии этого развития – экономическая эффективность, экологическая безопасность и социальная справедливость, выраженные в индексе развития человеческого потенциала (ИРЧП).

Составными взаимозависимыми частями ИРЧП являются:

- показатель ВВП на душу населения с поправкой на местную стоимость жизни (паритет покупательной способности - ППС);

- долголетие, измеряемое ожидаемой продолжительностью жизни;

- образованность измеряется комбинацией грамотности взрослых и среднего количества лет обучения.

Ключевым понятием концепции устойчивого развития является изменение качества роста. Этот рост должен быть менее материало- и энергоёмким и более справедливым при распределении прибылей.

Для перехода к устойчивому развитию необходимо решить три основные проблемы:

- экологическую, являющуюся результатом того, что человечество в XX в. вышло за пределы возможностей биосферы, на что указывают начавшиеся глобальные изменения в окружающей среде;

- экономическую – подспудно развивающийся экономический кризис, который проявляется в виде региональных и локальных финансовых кризисов, торговых войн, депрессий и застоев в экономике, роста экономической эмиграции и безработицы;

- социально-демографическую, проявляющуюся в нарастании разрыва между бедными и богатыми людьми в каждой стране и уровне жизни между богатыми и бедными странами в мире.

В Беларуси разработана Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 г. (НСУР-2020). Она включает в себя решение следующих задач:

- повышение уровня благосостояния нации, изменение структуры потребления;

- приоритетное развитие здравоохранения, образования, науки и культуры;

- улучшение демографической ситуации;

- переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики;

- проведение рыночных преобразований экономики, повышение её эффективности и конкурентоспособности;

- формирование эколого-ориентированной экономической системы, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию отходов;

- эффективная координация деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества.

Реализация данных мер позволит обеспечить эволюционный переход Беларуси от этапа индустриального общества к новой постиндустриальной цивилизации.

 

Вопрос №2. Социальное согласие - состояние и процесс взаимодействия между социальными субъектами, имеющими сходные ценности, потребности, интересы и цели, при которых социальная система обладает интеграцией, устойчивостью, определенным социальным порядком и целостностью.

Современный человеческий мир представляет собой совокупность интеграционных и дезинтеграционных процессов. С одной стороны происходит распад и дробление отдельных социумов, обособление субъектов общественной жизни, в связи с воздействием роста национального и индивидуального самосознания. Эта тенденция проявляется в различных формах социальной напряженности и конфликтности. С другой стороны, человеческий мир приобретает свойства целостности и единства, благодаря развитию социальных связей, новых институтов и актуализации новых видов коммуникации. Эти тенденции проявляются в различных формах: социальное согласие, толерантность, социальный порядок.

Современные постсоветские общества переживают сегодня трудный временной период, находятся на переломном этапе своего развития. В связи с трансформацией политической, экономической и социальной системы, усилилось социальное расслоение различных групп населения, и, следовательно, возросла социальная напряженность и конфликтность.

Общество раздирают различные конфликты (социально-экономические, политические, межэтнические). В этих условиях на первый план выходит проблема поддержания стабильности и согласия в обществе. Особую актуальность приобретает вопрос о возможности построения и реализации концепции социального порядка основанного на социальном согласии. Только посредством поддержания социального согласия в обществе, между социальными группами и слоями, на межличностном уровне можно достичь стабильности в обществе. Современная политическая ситуация в постсоветских государствах полна проявления нетерпимости к политическим противникам и оппонентам, высокой политической напряженностью и конфликтами, т.е. отсутствием взаимопонимания между участниками политического процесса.

В процессе развертывания глобализации большую значимость приобретает также проблема согласия на международном уровне. В связи с объединительными процессами, происходящими в мире (Европейский союз), созданием и деятельностью международных организаций (НАТО, ООН), а также проблемами международного терроризма, локальных военных конфликтов, согласие между странами, народами, этносами и религиями является залогом мира во всем мире. В условиях многополярного человеческого мира, образующегося в результате создания новых видов социализации и коммуникации, национальной и этнической дивергенции, экологической дисбалансированности, одной из главных потребностей людей становится обретение мира и согласия для своего выживания и полноценной жизнедеятельности.

Таким образом, проблема формирования социального согласия является, пожалуй, одной из наиболее актуальных проблем любого общества, в частности белорусского. Человечество может выжить лишь при условии, что социальное согласие и социальная интеграция будут развиваться. Проблема согласия имеет как глобальное, так и региональное значение.

В солидарности, взаимодействии между гражданами и общественными группами - залог достижения всеобщего благосостояния и благосостояния каждого человека. Вот почему так важен поиск компромисса между интересами разных социальных, национальных, политических, религиозных групп граждан, за гражданский мир и национальное согласие.
Только в солидарном обществе может быть воплощен принцип социальной справедливости и достигнуто равенство людей.

Солидарность понимается как выявление взаимосвязи людей, как основное условие выживания человеческого рода. Согласие, сочувствие, взаимоуважение образуют основу солидарности. Отношения общества к слабым и больным являются показателями его гуманности. Стабильные трудовые коллективы и стабильная семья позитивно влияют на процесс становления согласия в обществе.

 

Вопрос №3. Ещё раз напомнить учащимся, что основной целью социально-гуманитарной подготовки учащихся в учебных заведениях, обеспечивающих получение среднего специального образования, выступает формирование и развитие важнейших компетенций.

Дисциплина «Основы социально-гуманитарных наук» это интегрированный курс основ научных знаний по философии, социологии и политологии.

В результате изучения дисциплины ОСГН и других социально-гуманитарных дисциплин учащиеся должны приобрести следующие компетенции:

социально-личностные (гражданственности и патриотизма; культурно-ценностной и личностной ориентации; конструктивно-критического отношения к действительности; социального взаимодействия; коммуникации; здоровьесбережения; самосовершенствования);

академические (универсальные) (владение системой основ социально-гуманитарных знаний; использование социально-гуманитарных знаний для решения теоретических и практических задач жизнедеятельности; владение методом сравнительного анализа и выбора решений; владение методом моделирования; владение методами учения и самообразования);

социально-профессиональные (готовность использовать в профессиональной деятельности основы научно-теоретических знаний о нравственно-правовых аспектах трудовых отношений; умение моделировать деятельность по достижению цели; умение работать в команде; готовность к взаимодействию с коллегами).

Ведущая цель учебной дисциплины «Основы социально-гуманитарных наук» - формирование социально-личностных компетенций учащихся, которые обеспечивают решение и выполнение гражданских, социально-профессиональных и личностных задач и функций.

Дисциплина ОСГН носит пропедевтический (подготовительный, вводный) характер и служит базой для последующего, более глубокого изучения философии, социологии, политологии самостоятельно или в ВУЗе.

 

 

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
о результатах публичных слушаний | Новый взгляд на старые обстоятельства


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных