Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Антону, моему сыну, посвящаю эту книгу. 7 страница




- Как ты прошел?!

Я ему отвечал, что пользовался лоцманской картой.

4.

К концу навигации я так изучил реку, что продипломировался на первого штурмана, поскольку рабочий диплом второго штурмана у меня уже был. Экзамен по спецлоции принимал Борис Николаевич Еремеев, опытнейший капитан, позже заместитель, затем начальник Подтесовской РЭБ, впоследствии Подтесовского судоремонтного завода, автор книги о речниках "Кача впадает в Енисей", ныне исполнительный директор Ассоциации енисейских судовладельцев. Так вот, я не смог ответить ему на вопрос: как называется верхний красный бакен переката Пономаревские камни? Он подсказал мне название:

- Васькин, а еще у плотоводов его звали Васька х...ев.

Это ругательское название дано было перекату из-за больших трудностей, когда при заходе в него следовало делать крутой поворот с плотом, для чего на судне объявляли аврал и всей командой брали на клевку буксир, предварительно перетягивая его на левый борт.

На Енисее много таких мест, которые связаны с какими-либо событиями. Приведу несколько характерных примеров. В Осиновской системе на заходе в Индыгинский перекат расположен Петькин камень, обозначенный красным бакеном. На этом камне неоднократно пробивались баржи караванов, следующих вниз по течению. В начале 30-х годов теплоход "Красноярский рабочий" спускал большой караван, один лихтер сел на камень и пробился, его шкипером был Петр Иванович Мельников, в будущем последний капитан парохода "Чернышевский". В то время шкипера еще звали Петькой, и камень получил название "Петькин", чем Петр Иванович очень гордился.

Сахарный камень ранее назывался "Маклаковский", но в 1951 году на нем пробился теплоход "Россия" (капитан Доровских) с грузом сахара. Весь сахар, около 700 тонн, был затоплен и утрачен, с той поры камень стали называть "Сахарный".

Имеет свою историю и Серебряный камень. В середине девятнадцатого века один из красноярских архиереев плыл в низовья Енисея, в Туруханский край, на своем барке. Выше села Назимово у левого берега барк сел на камень и пробился. Для спасательных работ были наняты назимовские мужики. Сам архиерей расположился на небольшом острове, что напротив камня. Мужики свое дело сделали исправно, судно и груз были спасены, за что архиерей рассчитался с ними серебром. С той поры камень нарекли "Серебряный", а остров - "Архиерейская коса".

Фениксова коса находится выше Осиновского порога. Пароход "Феникс" прибыл на Енисей в 1887 году под командованием известного английского капитана Джозефа Виггинса. Этот пароход потерпел аварию и выбросился на небольшой песчаный остров, где его и замыло. В память об этом событии остров получил название "Фениксова коса".

Камень Модест расположен в Казачинском пороге под нижним сливом у левого берега. В 1898 году на этот камень из-за обрыва штуртроса был выброшен пароход "Модест". Снять с камня его не удалось: пароход переломился. Зимой была снята машина и часть корпуса. С той поры камень называется "Модест".

Банка Винника, каменистая гряда на середине реки ниже Зябликовского мыса, не была обозначена на карте, пока в 1990 году теплоход СТК-1032 под управлением капитана Анатолия Константиновича Винника не ударился об эти камни. Вследствие удара судно получило значительные повреждения. В ходе расследования было установлено, что эти камни были нанесены на первой карте Енисея 1897 года выпуска, затем на картах последующих изданий они исчезли по вине составителей. Каменную гряду обставили красным бакеном и назвали "Банка Винника".

На скале у левого берега Среднего Шиверского переката нарисовано изображение женщины, и эта скала называется "Барыня". Изображение нанесено неизвестно кем еще до революции, но до нынешних лет путейцы ежегодно его подкрашивают, меняя иногда одежды женщины в зависимости от моды. По скале Барыня определяются глубины в перекате (водомерный пост), и лоцманы сочинили присказку: "Если у барыни воды по п... (ниже пояса), то плавать можно везде".

Остров Кутейный, что ниже деревни Таскино, имеет очень хороший подход у ухвостья. И легенда гласит, что на этом острове в старое время кутили купцы. Остров Барочка, что в Осиновской системе, рядом с островом Кораблик, - туристическая достопримечательность, очень красивое место. Бытует легенда, что в годы Великой Отечественной войны на острове Барочка жил бакенщик-людоед, который съел, по разным слухам, две или три женщины.

Мыс Чкалов, северная оконечность острова Крестовский, назван в честь парохода "Чкалов"(капитан Кононович), который зимовал у этого острова в течение двух лет - с 1942-го по 1944 год. Судно было затоплено, но его спасли и сумели дать ему вторую жизнь. Бухта Варзугина названа в память капитана парохода "Лена" (впоследствии "Сергей Киров") Анатолия Григорьевича Варзугина, и находится она на восточном побережье Енисейского залива, севернее острова Крестовский. Скалы Вайгач называются так по имени парохода "Вайгач". Это судно и пароход "Таймыр" в 1915 году проводили гидрографические исследования в данном районе, и были случаи посадки на эти скалы.

5.

Поскольку речь пошла о туристических перевозках по Енисею, считаю своим долгом пригласить читателя пройти вместе с путешественниками от Красноярска до Диксона. От речного вокзала краевого центра под звуки марша "Прощание славянки" теплоход делает оборот и устремляется вниз по течению на север - по "Голубому меридиану", как многие справедливо называют Енисей.

Методист приступает к изложению путевой информации:

- Слева проплываем Стрелку, вантовый мост через протоку. Справа проходим ухвостье острова Молокова, который ранее назывался Телячий. Это колыбель полярной авиации. Отсюда на север и восток улетал Молоков, чье имя сейчас и носит этот остров. Отсюда летчики улетали спасать челюскинцев. Сегодня здесь располагается небольшая база для водолазов...

Дальше за кормой остается судостроительный завод, который новыми, современными судами обеспечивал практически весь обширный регион Сибири и Дальнего Востока. Более 50 процентов самоходного сухогрузного тоннажа, почти весь несамоходный тоннаж Енисейского пароходства - все это продукция судостроительного завода. Эпоха перестройки, рыночная экономика обернулись крахом для этого предприятия. Потеряв государственный заказ, завод не смог устоять и практически развалился.

Открывается панорама затона судоремонтного завода - дочернего акционерного общества Енисейского пароходства. Рядом - грузовой район "Злобино" Красноярского речного порта. Более половины всех погрузочно-разгрузочных работ выполняется на этом районе. Территория Злобинской нефтебазы начинается сразу за грузовым районом, это чувствуется по запаху нефтепродуктов. На поверхности реки появляется пленка - следы выхода сдренированных в грунтовые воды нефтепродуктов. По результатам исследования геологов, на сегодня под Злобинской нефтебазой скопилось более 10 тысяч тонн нефтепродуктов, которые кое-где выбиваются на поверхность фонтанчиками - в нижней части причалов Злобинского грузового района и ниже по течению.

Начинаются Ладейские перекаты. Раньше судоходство в этом месте обеспечивалось по линии вдоль левого берега. Судовой ход одностороннего движения был засемафорен. В результате капитальных разработок дна в Атамановской протоке путейцы спрямили судовой ход, и в районе Ладейских перекатов было открыто двухстороннее движение.

На берегу справа от теплохода остается целюлозно-бумажный комбинат, куда ежегодно доставляется по воде более 150 тысяч кубометров круглого леса. Вдали видны корпуса и дымовые трубы Красмаша, заводов резино-технических изделий, синтетического каучука, химкомбината "Енисей", КрасТЭЦ. Левый берег густо застроен современными жилыми корпусами, хорошо видны памятник основателю Красноярска Андрею Дубенскому, медицинская академия, краевая больница, и горизонт закрывается трубами Красноярского алюминиевого завода.

 

Русло Енисея поворачивает вправо и открывается вид на затон и поселок речников Ермолаево с одноименным градообразующим предприятием Енисейского пароходства - Ермолаевской РЭБ. Здесь отстаивается и ремонтируется весь несамоходный нефтеналивной тоннаж. Енисейскими конструкторами под руководством старейшего работника пароходства Евгения Михайловича Рыбина сконструирован и на Красноярской судоверфи, дочернем акционерном обществе Енисейского пароходства, построен зачистной счал - уникальное и крайне необходимое сооружение. Одновременно оно выполняет функции дока и обеспечивает операции пропаривания и зачистки каждого нефтеналивного судна.

Следующим интересным участком реки по ходу продвижения судна на север являются Шиверо-Атамановские перекаты. Название свое получили от деревни Шиверской, родины многих лоцманов и капитанов, и села Атаманово. На правом берегу, за пределами прямой видимости с теплохода, расположен знаменитый на весь мир горно-химический комбинат с его новейшими технологиями в области ракетостроения, производства спутников, с хранилищами ядерных отходов. Слева проплывает уже описанная выше Барыня - картина на скале, своеобразный водомерный пост.

В полутора километрах ниже Атаманово расположен сибирский "Артек", где раньше в течение всего лета отдыхали и набирали здоровье многие тысячи детей северян. В настоящее время лагерь потерял свою актуальность. На юге Минусинского района Норильская горная компания выстроила другую базу детского отдыха, а в 1999 году там же был открыт кадетский корпус, содержание которого на постоянной основе обеспечивает все та же компания.

Типичной для Енисея точкой до подхода к Казачинскому порогу, о котором туристы бывают наслышаны еще до приезда в Красноярск и с нетерпением ожидают встречи с ним, является деревня Павловщина. Здесь расположен крупный затон, где ремонтируются и в зимний период отстаиваются буксиры-толкачи, обеспечивающие перевозки лесных грузов на Красноярск, и практически весь сухогрузный палубный несамоходный тоннаж.

Еще два часа пути - и, наконец-то, диктор объявляет о подходе к Казачинскому порогу. Много достопримечательных мест на Енисее, которые привлекают туристов, и одним из них является Казачинский порог, удаленный от Красноярска на расстояние 250 километров ниже по течению. Расположенный в живописном месте реки, этот порог представляет собой серьезное препятствие для судов - и так на протяжении всей истории судоходства на Енисее. Первый пароход на Енисее был построен в 1863 году, а преодолеть Казачинский порог смогли только в 1882 году - впервые это сделал пароход купца Гадалова "Москва". В качестве бурлаков были наняты крестьяне окрестных деревень - Подпорожной, Галанино, Заливской и других.

Своим ходом порог преодолел пароход "Дальман", который открыл движение между Енисейском и Красноярском. И только через 40 лет с появлением в пороге туера № 166, впоследствии "Ангара", через Казачинский порог началось регулярное движение судов. В 1970 году туер "Ангара" был заменен на новый, построенный на Красноярском судоремонтном заводе, - дизель-электроход-туер "Енисей". И до сих пор здесь остался прежний, изначальный способ подъемки судов за туером, который сам поднимается с помощью лебедки и цепи, проложенной по корыту порога, и увлекает за собой других.

Много трагедий произошло и происходит в этом месте. Одна из них - гибель парохода "Модест", именем которого названа каменная плита, на которой он переломился, о чем я уже упоминал. И в наше время Казачинский порог проходят с особой предосторожностью. Как правило, на капитанском мостике при этом находится капитан, у руля - или старший помощник капитана, или кто-то из штурманов, на баке (носовая возвышенная часть судна, где расположены якорное устройство, вьюшки швартовных тросов, на некоторых судах гак для буксировки) - боцман, в машинном отделении у пульта управления - главный механик.

Сначала подается звуковой сигнал, и, если проход свободен на всем протяжении, на мачте поднимаются два цилиндра или два зеленых огня. А если он свободен частично - только до блокпоста "Два свистка", то на сигнальной мачте появляютя два знака: цилиндр и ниже его - конус, ночью сверху зеленый, а под ним - красные огни. В этом случае проход судну разрешен только до следующего блокпоста. Там снова подается сигнал, и если на мачте видны два вертикальных цилиндра - проход разрешен. Капитан выдает команде информацию:"Пошли в порог!" С этого момента и до выхода судна из порога выключаются все посторонние, не связанные с безопасностью движения, агрегаты и приборы. На ручном рулевом приводе стоит вахтенный рулевой. Все подчинено готовности к мгновенной реакции на любые непредвиденные случаи.

6.

Место впадения Ангары в Енисей - следующая достопримечательность, при виде которой туристы приглашаются на палубу полюбоваться небывалым пейзажем. Много красивых легенд сложено о красавице Ангаре, единственной дочери старика Байкала, и могучем красавце Енисее. Ничто не могло остановить своенравную дочь на пути к Енисею: ни свирепые пороги, ни россыпи камней, ни утесы, вставшие на пути беглянки, названные быками. И вот, пробив путь протяженностью 1 779 километров от Байкала до Стрелки, Ангара сливается с Енисеем, поражая людей своей шириной - в месте их встречи она гораздо шире Енисея. Воды Ангары сначала робко смешиваются с енисейской водой, и грань их слияния такая четкая, что хорошо видна с теплохода. И только в районе Бурмакинских камней полностью происходит слияние двух рек. После принятия в свои объятия Ангары Енисей становится широким, среди водной глади появляется много островов, берега реки делаются невысокими. Как от левого, так и от правого берега тянется много отмелей.

Бурмакинские камни - один из сложных участков реки от Стрелки, места впадения Ангары, до устья Подкаменной Тунгуски. Немало аварий было в этом месте. Однажды приключилась авария и с теплоходом "В. Чкалов". По причине отсутствия на штатном месте бакена, теплоход вышел за кромку судового хода, получил несколько пробоин и выбросился на отмель. Убытки от аварии были отнесены на бассейновое управление пути. Вины судоводителей здесь не было. В створе русла в этом месте планировалось строительство Средне-Енисейской гидроэлектростанции, более мощной, чем Красноярская ГЭС. Долгое время это было сдерживающим фактором развития поселков, расположенных выше по течению реки.

Отсюда по левому берегу начинаются многочисленные лесоэкспортные предприятия. Самые мощные из них - ЛДК-1, Ново-Енисейский ЛДК, ЛДК-2. Лесоэкспортные предприятия являются градообразующими для Лесосибирска, раскинувшегося по левому берегу на протяжении 30 километров. У основания этого города стоял Николай Терентьевич Колпаков, в то время первый секретарь Енисейского, затем Лесосибирского горкомов КПСС. Через пять лет после распада КПСС Николай Терентьевич снова возглавил районную администрацию. Лесоэкспортные предприятия ежегодно отправляли в Игарский порт на перевалку на морские суда более 500 тысяч тонн первоклассной ангарской сосны, которая шла на мировые рынки Европы, Ближнего Востока, Африки.

На всем пути до Игарки теплоход с туристами обгоняют караваны речных барж, на которых разнообразные грузы доставляются на север. Туристов обязательно знакомят с поселком речников Подтесово, с достопримечательностями города Енисейска. Основанный в 1619 году город Енисейск известен как сибирский Клондайк. Первые золотые россыпи открыли здесь охотники, которые в зобах глухарей обнаружили золотые самородки. В Енисейске туристы знакомятся с краеведческим музеем, где особый интерес представляют экспозиции, посвященные историческому периоду, когда Енисейск был одним из важнейших городов Сибири. Характерными для архитектуры города являются купола церквей, которых насчитывается семь. Сохранились развалины мужского монастыря, ныне восстанавливаемого Енисейской епархией.

Однажды курьезный случай произошел во время проведения экскурсии по теплоходу, когда один из туристов спросил у меня, почему деревню, что рядом с Енисейском, назвали Кемь. Я ответил, что, очевидно, по названию одноименной речушки, которая также называется Кемь.

- Нет, - ответил на свой вопрос турист, - Енисейская губерния была местом царской ссылки. Сначала резолюция царя была длинной: "К ебени матери". Потом он ее сократил: "В КЕМЬ".

Хотя это шутка, но в местном музее можно найти историю декабристов, которые отбывали здесь ссылку. Значительная роль Енисейска отмечается в освоении Сибири и Севера. Практически все высокоширотные экспедиции снаряжались в Енисейске. Беринг, Овцын, Прончищев и многие другие первооткрыватели уходили на утлых суденышках из Енисейска. В 1863 году здесь впервые на Енисее был построен пароход.

Наконец-то первая "зеленая стоянка" - Пятницкая. Рыбалка на удочку, катание туристов на шлюпках, собирание цветов - если это первые рейсы в июне, грибов, ягод - если путешествие ближе к осени. Каждый из туристов находит себе занятие. Здесь же организуются группы для знакомства с тайгой. Как-то в беседе с одним из весьма важных туристов, обремененным всякими почетными званиями и заслугами, он высказал мне тревогу:

- Вы не боитесь потерять в тайге туристов?

Я ему ответил:

- Мы хорошо понимаем, что в тайге легко запутаться в ориентировке и заблудиться, поэтому мы заранее делаем объявления, предупреждающие туристов об этой опасности, и сами организуем экскурсии, подаем звуковые сигналы для ориентировки.

- Ну, а если турист не послушается, уйдет и потеряется? - продолжал он высказывать свои сомнения.

- У нас в договоре на обслуживание туристов указано, что капитан не несет ответственности за поведение туриста на берегу, - отвечал я ему.

- Нет, - говорит он, - вам нужно на "зеленых стоянках" сделать просеки в тайге.

На это я ему ничего не смог возразить.

Много юмора и веселья вызывало у туристов наше объявление о том, чтобы они тщательно осматривали друг друга - нет ли на теле клещей. У судового врача всегда имеется вакцина против укусов клеща. В случае чего помощь оказывается своевременно. Настоящим бедствием для туристов являлись агрессивные полчища комаров и гнуса, от которых было одно спасение - всякие снадобья для их отпугивания.

Интересы туристов разных рейсов не всегда совпадают. Например, однажды был туррейс с шахтерами из Караганды. Каково же было наше удивление, когда все туристы-мужчины начали забираться на деревья. При этом на их лицах было такое удовлетворение, как будто они покоряли горную вершину. А во время рейса с туристами из Узбекистана почти все они выражали желание покататься на шлюпках, пригоршнями черпали из-за борта воду и восклицали: "О-о-о, сколько воды!?"

Следующий пункт остановки - старинное сибирское село Ярцево. На подходе к нему заметно выделяется роща из тополей и берез. Говорят, эту рощу в 1941 году в память земляков, ушедших на фронт, посадили выпускники средней школы. Деревня насчитывает более 100 дворов - сплошь добротные постройки из бруса. Как-то одна туристка из Одессы после экскурсии по Ярцево сказала:

- Если будут высылать из Одессы в Сибирь, буду проситься в Ярцево.

После стоянки в этом селе теплоход входит в границы большого заповедника, который носит обобщенное название "Осиновская система". Река в этом месте разливается в ширину до 20 километров, вокруг очень много островов, и перекаты с ограниченными глубинами переходят в Осиновский порог. Заповедник - это нерест практически всех ценных пород рыбы: стерлядь и осетр, муксун и нельма, таймень и сиг, - все это в разное время года размножается здесь и, как говорится, встает на ноги. Не счесть перелетных птиц, многие из которых выводят в заповеднике свое потомство: гуси разных мастей, журавли, лебеди, другие пернатые, - они проводят в этих местах настоящие хороводы. Тайга богата кедровой шишкой, боровой дичью. Водятся медведь, соболь, сохатый, белка. Здесь же располагается одно из живописных мест на Енисее - урочище Кораблика и Барочки. После двадцатикилометровой ширины Енисей сужается до 250 метров и рассекается островком Кораблик, который четко напоминает собой форштевень - носовую часть судна, а следом за ним с маленьким перешейком следует другой островок - Барочка. Хорошую песню о речниках, о Кораблике - Барочке "Стоит туман над Енисеем" сочинил поэт Лев Ошанин.

В этом створе Енисея было выбрано место под строительство еще одного гиганта гидроэнергетики. И я более чем уверен, никто бы из проектировщиков даже и глазом не моргнул, дав добро на затопление этого уникального живого уголка флоры и фауны, до конца еще далеко не изученного.

7.

Минуем устье еще одной великой реки - Подкаменной Тунгуски. В этом краю, имя которому Эвенкия, геологами найдены огромные месторождения водородного сырья. По большинству из них определены объемы запасов. И, думаю, недалек тот день, когда эти месторождения начнут приносить пользу России. Сегодня вопрос промышленного извлечения из недр углеводородного сырья упирается в разработку оптимальной транспортной схемы.

Места после впадения в Енисей Подкаменной Тунгуски весьма населенные. Здесь расположены такие поселения, как Сумароково, Комса, Лебедь, Бахта, Чулково. Далее следует старинное село Верхнеимбатск, которое расположено на правом берегу Енисея, на расстоянии 1130 километров на север от Красноярска. Основано оно мангазейскими казаками еще в 1607 году - в один год с Туруханским зимовьем - и на 12 лет старше города Енисейска и на 21 год - Красноярска.

Село стоит в окружении тайги, богатой зверем и дичью, а в Енисее водится много рыбы. Столетиями население занималось охотничьим и рыбным промыслами. В начале ХХ века в Верхнеимбатске насчитывалось 50 домов и 250 жителей. Здесь в 1913 году, следуя до города Енисейска на парусно-моторной яхте "Омуль", останавливался норвежский исследователь Арктики Фритьоф Нансен, а до него побывал русский академик Дмитрий Николаевич Анучин, изучавший в этих местах инородцев. В 1912 году, зимой, в селе жил финский языковед Доннер, изучавший енисейских остяков, их быт, язык.

Сегодня в Верхнеимбатске проживает около тысячи жителей. Есть школа, Дом культуры с библиотекой, почта, участковая больница, магазин, пристань, аэропорт. Здесь находится самый северный в крае сортоиспытательный участок по выращиванию овощей в открытом грунте. Еще это село - центр Южно-Туруханского госпромхоза, который имеет свою звероферму и охотничьи угодья которого занимают 7 миллионов гектаров, простираясь на 300 километров с севера на юг и на 230 километров - с запада на восток.

Речников Енисея разных поколений с жителями, проживающими на берегах Енисея, всегда связывали узы дружбы. Пример подобных отношений как раз хранит история Верхне-Имбатского. В свое время в церкви этого села венчался известный капитан парохода "Кооператор" Василий Васильевич Ильинский. Пароход был ошвартован у берега, капитан пригласил пассажиров первого класса, и свадьба продолжалась трое суток.

После слияния с Подкаменной Тунгуской Енисей снова течет в монолитном русле. Правый берег - гористый, поросший густой тайгой, левый - отмелый, болотистый, изобилует песчаными отмелями, осередками. Возле одного из них, под названием Зыряновский, наш теплоход останавливается. С береговой стороны осередка организуется коллективная рыбалка неводом, а после ее окончания на берегу варится капитанская уха. Рыбалка, конечно, не ахти какая, но не было случая, чтобы килограммов 30 - 40 рыбы не наловили. Уху из пойманной здесь рыбы готовят сами туристы под руководством судового шеф-повара. До самого позднего вечера идет прославление Енисея, людей, живущих на его берегах, звучат многочисленные пожелания здоровья туристам и экипажу.

Этот осередок славится еще одной достопримечательностью. Здесь на самом берегу был чум остяцкой семьи. Его хозяин в лагуне на кукане - так называется веревка, продернутая через жабры, - всегда держал три-четыре крупных осетра. Это был заказ нашего ресторана, и за рыбу мы щедро рассчитывались мукой, крупой, свежими овощами, пивом. Однажды я посоветовал ему набрать крупных кедровых шишек и продавать их туристам. К следующему рейсу он действительно собрал мешок шишек, но предложил их не на продажу, а на обмен. Во время этой обменной торговли туристы больше старались угостить его чем-нибудь этаким "заморским". Они спрашивали у него:

- Вы когда-нибудь пробовали апельсины, мандарины?

Он отвечал:

- Нет, у нас водится: осетр, нельма, другие рыбы, а апельсины и мандарины - не водится.

Много населенных пунктов появилось на Енисее в канун Отечественной войны и во время войны. Латыши, эстонцы, литовцы, финны, поволжские немцы и другие народы не по своей воле густо населяли берега Енисея. Несмотря на жесточайшие условия жизни, отсутствие медицинского обслуживания, какой бы то ни было техники, инструмента, благодаря одной только воле к естественному выживанию, особенно на первых порах, уже в пятидесятые годы многие здешние колхозы, составленные из переселенцев, стали миллионерами. По нынешним временам это весьма необычно, но речники покупали у них свежее мясо, продукты животноводства и, как это не удивительно, овощи.

Коренное население здешних мест всегда жило рыбной ловлей, охотой на лесного зверя. Припасов никогда не делали. На пушнину выменивали муку, сахар, чай, одежду, снасти, снаряжение - этим и жили.

После разоблачения культа личности, разного рода амнистий, отмены "срочных" и "бессрочных" поселений эти населенные пункты почти сразу же начали пустеть. У меня на душе всегда было тревожно, когда я осматривал заброшенные деревни - будто еще только вчера здесь кипела полная страстей жизнь. Но все избы, дворы были похожи друг на друга своими забитыми окнами, поваленными плетнями, распахнутыми калитками...

Еще 12 часов пути, и теплоход швартуется у дебаркадера пристани Туруханск, где туристы знакомятся с музеем ссыльных большевиков Якова Свердлова и Сурена Спандаряна, устраивается экскурсия на местный рыбозавод. На противоположном берегу Енисея сохранилось поселение Старотуруханск, который уходит корнями в допетровскую Русь - берет свое начало от Мангазейского царства.

Туруханск расположен на правом берегу Нижней Тунгуски, при ее впадении в Енисей. Нижняя Тунгуска - самый большой и многоводный приток Енисея, ее протяженность 2 989 километров. Судоходство здесь становится возможным только в паводковый период - до Туры, столицы Эвенкии. И лишь иногда суда пароходства поднимаются до водораздела с Ленским бассейном. Весной вода здесь доходит до отметки 28 метров и в течение 35 - 40 суток падает до такого уровня, что судоходство даже самыми мелкими судами делается невозможным. В большую воду до Туры поднимаются суда грузоподъемностью до 5 тысяч тонн. Главным препятствием для судоходства по Нижней Тунгуске является Большой порог, который находится в 140 километрах от ее устья. При сильно большой воде, когда ее горизонты превышают 25 метров, суда не могут подниматься в пороге из-за больших скоростей течения. В малую же воду в Большом пороге устанавливается лимитирующая глубина.

Кстати, и на Подкаменной Тунгуске имеется свой Большой порог. И в верховьях Енисея, в 150 километрах выше города Кызыла, также есть Большой порог, где грузовые баржи с буксирами поднимаются с помощью впомогательного судна, на котором установлена мощная лебедка. При этом пассажирские скоростные суда высаживают людей на берег, они пешком по тропинке проходят участок порога и затем снова делают посадку на свое судно.

Красивы берега Нижней Тунгуски на всем ее протяжении - и когда река течет глубоко в ущелье, и особенно они живописны вблизи устья. Порою, когда другие "зеленые стоянки" попадают под ненастную погоду, капитан, при экономии времени, принимает решение зайти в Нижнюю Тунгуску. Сразу же за поворотом открывается так называемая Карчага - огромное улово, где при большой воде на поверхности видна громадная воронка от вращающегося потока. Затем открывается вид на Стрельные горы - скалы Налимий лоб, Щеки и так далее. Однажды методист, впервые увидевший эти красоты, с восхищением воскликнул:

- Товарищи туристы! Вы являетесь первопроходимцами этих мест!

От волнения он исказил слово "первопроходцы".

Далее следует небольшая двухчасовая стоянка у живописного берега при впадении в Нижнюю Тунгуску реки Северная, где не поймать рыбу на удочку может только очень ленивый. И после этой стоянки теплоход, что называется, скатывается в Енисей.

Впадение Нижней Тунгуски в Енисей напоминает слияние с ним Ангары, только Енисей становится при этом в несколько раз шире, острова и протоки - очень большими, а берега в некоторых местах уходят за горизонт. После Туруханска туристы активно готовятся к карнавалу, который организуется при пересечении судном Полярного круга, об этом торжественном мероприятии уже рассказано в предыдущих главах.

Полярный круг - это линия, по которой проходит параллель широтой 66 градусов 33 минуты. На Енисее это примерно граница, идущая на левом берегу через селение Курейка, на правом - через устье одноименной речки. Село Курейка знаменито тем, что там отбывал ссылку И. В. Сталин (Джугашвили). Изба, в которой жил Сталин, в бытность его лидером СССР была обнесена громадным пантеоном с величественным памятником, который со стороны Енисея был виден издалека. Еще в начале 60-х годов в Курейке имелись две средние школы, техникум оленеводства, летние пионерские лагеря, к реке от пантеона спускалась красочная лестница. Очевидцы рассказывают, что когда разрушали пантеон, никто из механизаторов не хотел тащить в Енисей громадную статую вождя всех времен и народов, мотивируя это тем, что за похожие деяния им уже приходилось сидеть.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных