Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ




Основными формами аудиторной работы магистрантов при изучении дисциплины «История и методология юридической науки» являются семинарские занятия и самостоятельная работа. Магистрант не имеет права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия, в противном случае он может быть не допущен к зачету.

В ходе семинарских занятий излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы.

Очень важна самостоятельная работа магистранта, связанная с освоением материалов изложенных в первоисточниках и научных публикациях, а также полученных в ходе практического применения теоретических знаний магистрантом. По согласованию с преподавателем или его заданию магистрант может подготовить рефераты по отдельным темам дисциплины.

В процессе подготовки к семинарскому занятию аспирант может воспользоваться консультациями преподавателя. В качестве примерных тем докладов, рефератов и вопросов для обсуждения можно использовать вопросы приведенные в планах семинарских занятиях. Занятия могут проводиться и в форме учебных конференций. Конференция включает в себя выступления аспирантов с подготовленными докладами по отдельным проблемам. Основу докладов, как правило, составляет содержание подготовленных рефератов. Желательно предварительно представить текст доклада преподавателю для ознакомления.

Самостоятельная работа должна носить творческий и планомерный характер. Самостоятельная работа должна носить научно-исследовательский характер. Она может заключаться в изучении первоисточников, научной литературы и практического использования полученных теоретических знаний. Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», то есть предварительного самостоятельного изучения материала следующего занятия.

Самостоятельная работа включает в себя также подготовку докладов, сообщений, выступлений на групповых занятиях, написание рефератов, выполнение заданий преподавателя.

В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальные, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций преподавателей можно ознакомиться на кафедре.

Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей магистрантов. Время и место самостоятельной работы (аудитории, библиотеки) выбираются магистрантами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя.

Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения Программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям, навыкам студентов. Затем приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном программой.

Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью общих работ. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данного раздела, включенных в него тем. Затем необходимо изучить наиболее важные правовые и иные источники, монографии и практику. При желании можно составить их краткий конспект. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно.

Как уже было сказано выше, магистранты должны подготовить контрольную работу.

Контрольная работа – это самостоятельная письменная работа, анализирующая и обобщающая публикации по заданной тематике, предполагающая выработку и обоснование собственной позиции автора в отношении рассматриваемых вопросов.

Подготовка контрольной работы – вид научной исследовательской деятельности. Его написанию предшествует изучение широкого круга первоисточников, нормативно-правовых актов, монографий, статей; обобщение личных наблюдений. Работа над контрольной работой активизирует развитие самостоятельного, творческого мышления, учит применять знания на практике при анализе актуальных социальных и правовых проблем.

План контрольной работы должен быть составлен таким образом, чтобы он раскрывал название работы.

Контрольная работа должна состоять из введения, в котором кратко обосновывается актуальность темы из основной части, в которой дается характеристика исторической эпохи; биографические сведения автора исследуемого произведения, и кратко излагается само произведение. В заключении формулируются выводы работы.

Изложение материала должно быть кратким, точным, последовательным. Необходимо употреблять термины, свойственные данной науке, избегать непривычных понятий и символов, сложных грамматических оборотов. Термины, отдельные слова и словосочетания допускается заменять принятыми текстовыми сокращениями, смысл которых ясен из контекста. Объем контрольной работы 12 страниц печатного теста (1,5 интервал), размер шрифта 14, гарнитура Times New Roman.

Темы контрольных работ представлены ниже.

Изучение дисциплины заканчивается зачетом, проводимым по всему ее содержанию. К зачету допускаются магистранты, систематически работавшие над дисциплиной в семестре; показавшие положительные знания по вопросам, выносившимся на групповые занятия. Непосредственная подготовка к зачету осуществляется по примерным вопросам и программе курса, представленным в данном комплексе. Тщательно изучите формулировку каждого вопроса, поймите его существо. В соответствии со смыслом вопроса составьте план ответа. План ответа желательно развернуть, приложив к нему ссылки на первоисточники, характерные цитаты. Отметьте для себя пробелы в знаниях, которые следует ликвидировать в ходе дальнейшего учебного процесса. Некоторые вопросы следует уточнить с помощью преподавателя. При непосредственной подготовке к зачету следует провести строгие границы между близкими вопросами, готовить развернутый ответ именно на поставленный вопрос, не забывая изучить материалы и в рамках всей программы учебного курса.

Контрольная работа выбирается по номеру зачетной книжки: Если номер заканчивается на цифру 1, магистрант выбирает одну тему из номеров 1, 11, 21 и т.д.

 

Контрольные задания

1. Мифологический этап формирования правовых идей в локальных цивилизациях

2. Юридическая наука в Древней Греции.

3. Зарождение основ диалектического и логического методов познания в рамках античной философии (Сократ, Платон).

4. Диалектика Аристотеля.

5. Влияние диалектики на римское право.

6. Основные школы римской юридической науки.

7. Римское право и юридическое государствоведение.

8. Частное и публичное право в Древнем Риме.

9. Кодификация Юстиниана и ее значение для развития западной юриспруденции.

10. Соотношение юриспруденции и религиозной идеологии в эпоху Средневековья.

11. Рецепция римского права средневековыми юристами. Дигесты и их значение для становления западной юридической науки.

12. Юриспруденция Нового Времени. Изменение концепции правопонимания и ее влияние на методологию права.

13. Развитие теорий естественного права.

14. Значение метафизики И. Канта и Г. Гегеля для развития юридической науки.

15. Формирование эпистемы «классической рациональности» (М.Фуко).

16. Марксистские представления о науке.

17. Проблема постнеклассической научной рациональности.

18. Юридическое образование в эпоху Нового времени. Энциклопедия права.

19. Формирование отраслей права в странах континентальной Европы и их влияние на возникновение юридической отраслевой науки.

20. Ч. Беккариа – основоположник классической школы уголовного права.

21. Юридическая наука и образование в России в XVII-XVIII вв.

22. «Новая индукция» Френсиса Бэкона.

23. Новоевропейский рационализм Рене Декарта.

24. Томас Гоббс об определении, умозаключении (силлогизме) и доказательстве.

25. Сенсуализм Джона Локка.

26. «Деятельностная» диалектика Иоганна Фихте.

27. Огюст Конт и его позитивная философия.

28. Критика теории естественного права Иеремией Бёнтамом.

29. Юридический позитивизм Джона Остина.

30. Отраслевая дифференциация в научной юриспруденции XIX века.

31. Роль специально-юридического метода в юридической науке ХIХ в.

32. Вклад представителей российской юриспруденции в становление социологии права (С. А. Муромцев, М. М. Ковалевский).

33. Юридическое образование в России в XIX в.

34. Нормативизм (Ганс Кельзен, Генри Харт).

35. Аналитическая юриспруденция.

36. Познавательно критическая теория права О. Вайнбергера.

37. Структурный функцианолизм и культурологический подход к праву Толкотта Парсонса.

38. Институциональная теория права.

39. Становление и развитие советской юридической науки. Марксистско-ленинская теория государства и права.

40. Томас Кун о «парадигме» в научном познании.

41. П. Фейерабенд о невозможности достижения истины.

42. Дифференциация и интеграция в рамках научной юриспруденции в XX в.

43. Развитие отраслевой юриспруденции в постсоциалистической России.

44. Неопозитивизм и постпозитивизм в науке (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).

45. Феноменологические представления о науке (Э. Гуссерль).

46. Структурализм и постструктурализм.

47. Фрейдизм и неофрейдизм.

48. Наука и синергетика.

49. Коммуникативная концепция науки (А. П. Огурцов).

50. Методологический кризис научного познания права, его последствия и пути преодоления.

51. Основные направления развития российского правоведения.

52. Общество и наука: типы взаимодействия.

53. Основные этапы развития юридической науки.

54. Возникновение методологии юридической науки и этапы её развития.

55. Классические, неклассические и постнеклассические юридические типы научного познания.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА МАГИСТРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ

1. Структура и элементы юридической науки.

2. Взаимосвязь юридической науки и философии науки.

3. Система источников истории и методологии юридической науки.

4. Истоки научной рациональности в странах Древнего Востока.

5. Юридические знания и юридическая профессиональная деятельность в Древнем Египте и Междуречье.

6. Основные направления древнекитайской философии и их отношение к праву.

7. Система источников римского права. Его систематизация при Юстиниане.

8. Влияние древнегреческой философии на правопонимание.

9. Юридическая наука и юридическая профессия в Древнем Риме.

10. Древнеримская философия и общественно-политическая мысль о праве.

11. Философская система Фомы Аквинского и его взгляды на право.

12. Философия и взгляды на законы Марсилия Падуанского.

13. Церковь, каноническое право и светские правовые системы в Западной Европе: проблемы взаимодействия и влияния.

14. Рецепция римского права в трудах современных ученых.

15. Юридические знания в эпоху позднего Возрождения.

16. Значение философских взглядов Ф. Бэкона и Р. Декарта для философии науки.

17. Основные направления философской и социально-политической мысли XVII–XVIII вв. и их влияние на правопонимание.

18. Правовые идеи Ш. Монтескье.

19. Философия и учение о праве И. Фихте.

20. Общая характеристика направлений западной юриспруденции в конце XVIII – XIX вв.

21. Юридическое образование в Европе в XVIII–XIX вв.

22. Марксистская типология государства и права. Ее критика.

23. Становление цивилизационного подхода и развитие общества, государства и права.

24. Утилитаризм И. Бентама.

25. Взгляды на право Р. Иеринга.

26. Учение о праве Р. Паунда.

27. Взгляды на право Т. Парсонса и его социология.

28. Нормативистская теория права и ее последователи.

29. Правовые взгляды Д. Холла.

30. К. Поппер и его политико-правовые взгляды. Критика марксизма.

31. Ф. Фукуяма и его взгляды на развитие современного общества.

32. Значение догматической юриспруденции.

33. Философия постмодернизма и ее влияние на правоведение.

34. Становление социологической юриспруденции в России.

35. Государственная школа права в России.

36. Юридический позитивизм в России.

37. Психологическая школа права. Л. И. Петражицкий.

38. Становление и развитие советской юридической науки в 20–30-е гг. ХХ в.

39. Эволюция советской юридической науки во второй половине 1980-х гг. – 1991 г.

40. Особенности советского юридического образования. Его эволюция.

41. Критика советскими учеными-юристами буржуазных государственно-правовых концепций и теорий.

42. Юридическое образование в России. Традиции и возможные пути развития.

43. Особенности системы подготовки юридических научных кадров в России.

44. Отраслевая российская юридическая наука.

45. Система российской юридической науки.

46. Этапы становления научной методологии.

47. Основные философские методы.

48. Общенаучные и частнонаучные методы.

49. Проблемы современного этапа развития научной методологии.

50. Классификация понятий и пониманий права В. С. Нерсесянца.

51. Объективная, абсолютная и относительная истина.

52. Практика как критерий истины.

53. Особенности проведения юридического эксперимента. Его виды и формы.

54. Система методов юридической науки на современном этапе.

55. Особенности методологии историко-правовых наук.

56. Особенности методологии теоретико-правовой науки.

57. Методология отдельных отраслевых наук.

58. Значение информационных технологий для развития методологии отдельных юридических наук.

59. Правовые аксиомы.

60. Парадигма в юридической науке.

61. Виды юридических конструкций.

62. Правовая система и ее элементы.

63. Структурализм и постструктурализм. Значение для правовой нации.

64. Типология и классификация систем. Значение для юриспруденции.

65. Сравнительное правоведение: этапы развития.

66. Использование исторического (конкретно-исторического) метода в историко- и теоретико-правовых исследованиях.

67. Этапы становления исторического метода.

68. Психологические методы в криминологии.

69. Социологическая школа права и ее современное значение.

70. Психологическая школа права: этапы развития и современность.

71. Феноменологическая герменевтика П. Рикера.

72. Философия понимания (герменевтика) Х. Г. Гадамера.

73. Зарождение юридической герменевтики в дореволюционной России.

74. Возрождение юридической герменевтики в современной России.

75. Информационные технологии в планировании и организации юридических исследований.

76. Особенности исследований в специальных юридических науках.

77. Организация юридических исследований в составе научных групп.

78. Организация междисциплинарных научных исследований.


ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Иконникова, Г. И., Ляшенко В. П. Философия права: учебник. – М.: Гардарики, 2007.

2. История и методология правовой науки: тенденции и перспективы: материалы международного симпозиума / Редкол.: А. Е. Абрамов, И. Д. Борисова, Р. Б. Головкин, О. Д. Третьякова, А. И. Филимонова. – Владимир: ВГГУ, 2009.

3. Нерсесянц, В. С. История политических и правовых учений: учебник. – М.: Норма, 2009. *[2]

Дополнительная

1. Аверин, А. В. Истина и судебная достоверность (Постановка проблемы). – 2-е изд. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2007.

2. Аверюшкин, А. Н. Философия науки. – М.: Прогресс-Традиция, 2005.

3. Азаркин, Н. М. Всеобщая история юриспруденции: курс лекций. – М.: Юридическая литература, 2003.

4. Алексеев, С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. – М.: Норма, 2001. *

5. Байтин, И. М. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). – 2-е изд. – М.: Право и государство, 2005.

6. Белов, В. А. Имущественные комплексы. Очерк теории и опыт догматической конструкции по российскому гражданскому праву. – М.: Центр ЮрИнфоР, 2004.

7. Бойко, А. И. Язык уголовного закона и его понимание. – М.: Юрлитинформ, 2010. *

8. Боннер, А. Т. Проблемы установления истины в гражданском процессе: монография. – СПб.: «Юридическая книга», 2009.

9. Буданов, В. Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. – М., 2008.

10. Громыко, А. Л. Современные политические школы и теории. – М.: ВЮЗИ, 2002.

11. Дедов, Д. И. Юридический метод: научное эссе. – М.: Волтерс клувер, 2008.

12. Делез, Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато. Капитализм и шизофрения,. – Екатеринбург: У-Фактория, 2010.

13. Захаров, В. Как готовить юриста: изучая русские рецепты. Очерки истории юридического образования в России второй половины XIX – начала XX века. – Курск: Курс. гос. ун-т, 2006.

14. Захарова, К. С. Системные связи принципов права: теоретические проблемы. – Самара: Самар. отд-ние Литфонда, 2009.

15. История государственно-правовых учений: учебник / под ред. В. В. Лазарева. – М.: Спарк, 2006.

16. История политических и правовых учений: учебник/ под ред. О. В. Мартышина. – М.: Норма, 2006.

17. Корнев, А. В., Борисов А.В. Правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России: учеб. пособие. – М.: ЭКСМО, 2005.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных