Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГЕНЕЗИС ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ 1 страница




  1. Периодизация развития юридической науки.
  2. Истоки юридической науки в культуре Древневосточных цивилизаций.
  3. Юридическая мысль в культуре Древней Греции.
  4. Юридическая мысль в Древнем Риме.
  5. Юридический рационализм Средневековья.
  6. Юридическое знание Нового и Новейшего времени.

 

  1. Периодизация развития юридической науки

Периодизацию развития юридической науки часто проводят в соответствии с общей периодизацией истории человечества. В связи с этим обычно выделяют:

1. Историю Древнего мира (примерно Х в. до н. э. — конец V в. н. э.), т. е. от возникновения первых государств до падения Римской империи (476 г. н. э.). Этот период связан преимущественно с генезисом юридической науки в Древней Греции и Древнем Риме.

2. История Средних веков (конец V — конец ХV в.). Этот период связан с правом Византии, а затем европейских государств, с возникновением юридического образования.

3. Новое время (XVI–XIX вв.), причем верхней границей может служить Первая мировая война (1914–1918 гг.) и революционные события в России 1917 г. Именно в этот период сформировалась юридическая наука в современном понимании, а связан этот процесс преимущественно с государствами Европы и США.

4. Новейшее время (с ХХ в.). Это период связан с развитием юридической науки за предшествующее нашему времени столетие, когда она приобрела глобальный характер.

Однако более обоснованной является периодизация юридической науки, основанная на внутренней логике ее развития:

1. Юридическая наука как удел избранных (IV в. до н. э. — ХII в. н. э.).

2. Юридическая наука как вид профессиональной деятельности (ХIII–ХVII вв.).

3. Юридическая наука как социальный институт (ХVIII–ХIХ вв.).

4. Юридическая наука, как массовое глобальное явление (с ХХ в.).

1. Юридическая наука как удел избранных (IV в. до н. э. — ХII в. н. э.). Для этого периода характерно, что теоретическое осмысление феномена права было действительно уделом либо одиночек, либо представителей определенных философских или религиозных направлений. Собственно ученые-юристы были в основном самоучками. Юридическое образование делало только первые шаги (юридические школы Древнего Рима и Византии), а первым из университетов стал Болонский, созданный в 1083 г. на базе юридической школы.

Право возникло одновременно с первыми государствами (ХХХII–ХХХ вв. до н. э.), а первые дошедшие до нас памятники права датируются рубежом ХХII–ХХI вв. до н. э. (законы Ур-Наммы). Однако о возникновении юридической науки ранее VI в. до н. э. говорить не приходится, хотя предпосылки ее возникновения формировались многие века. Ее генезис (зарождение) связан с Древней Грецией. До нас дошли сведения о правовых реформах полулегендарного Драконта (проведена около 620 г. до н. э.), вполне реальных Салона (проведена в 594 г. до н. э.) и Клисфена (осуществлена 508 г. н. э.), а особенно Перикла (даты жизни 500–429 г. до н. э.) в середине V в.

Приоритет в значительной степени принадлежит софистам (Протагор, Гиппий, Фросимах и др.), которые перешли от натурофилософии к философии человека и начали разделять фюсис (природу, прообраз естественного права) и номос (закон). Сократ (469–399 г. до н. э.) говорил о неразрывной связи права и государства, необходимости назначать управленцев (в том числе судей) не по жребию, а по квалификации («правление знающих»), толковал право как компромисс между гражданами, по сути, обосновал презумпцию справедливости закона и обоснованности приговора. Сократ вывел формулу, что «законное» и «справедливое» тождественны. Приверженность ей он доказал не только своей жизнью, но и смертью, предпочтя подчиниться законному, хотя и явно несправедливому, по мнению многих, приговору.

Ученик Сократа Платон (427–347 гг. до н. э.) организовал в пригороде Афин, в Академе (отсюда «академия»), школу (387 г. до н.э.), просуществовавшую почти тысячу лет. Он сформулировал учение о понятиях, одним из первых предложил выделить формы государства (тимократия, демократия, монархия, аристократия, олигархия, тирания, охлократия). Философ выступал за профессионализацию государственного аппарата («правление философов», подобно «правлению знающих» Сократа). Он постулировал принудительный характер закона, но ратовал за равновесие убеждения и принуждения. Справедливость он помещал в основу государства и права. При этом его приверженность абсолютному равенству, этатизму (сторонник цензуры, вмешательства государства в дела общества и др.) и идеализму («вечные идеи», показанные через аллегорию пещеры) делают его одним из идеологов своеобразного коммунизма.

Ученик Платона Аристотель Стагирит (384–322 г. до н. э.) в 335 г. до н. э. основал Ликей (у храма Аполлона Ликейского, отсюда «лицей»), который просуществовал до 529 г. н. э. Он так же считал подчинение закону нравственным долгом и был убежден, что «дела, продиктованные добродетелью, открывают путь к счастью». Он подошел к разделению права на частное и публичное. При этом для частного права выводилась уравнительная справедливость (арифметическое равенство), а для публичного — распределительная справедливость (геометрическое равенство). Аристотель стоял у истоков патриархальной теории возникновения государства и теории среднего класса (полития). Его можно признать и одним из идеологов правового государства, ибо «закон должен властвовать над всеми».

Последовательно придерживались идеи правового государства эпикурейцы (основатель данной школы Эпикур (341–270 гг. до н. э.)). Умеренность и законопослушание он считал причиной душевного спокойствия, которое и означает приятную и счастливую жизнь: «Нельзя жить сладко, не живя разумно, хорошо и праведно».

Представители школы стоиков, прежде всего Зенон (336–264 гг.), перенесли акцент в осмыслении права на самоограничение, осознание ограничения произвола государства и каждого гражданина во имя интересов как всего общества, так и каждого из людей. Именно стоики наиболее глубоко для своего времени разрабатывали идеи естественного права. Однако осмысление феномена права в Древней Греции осуществлялось в рамках философии и юриспруденция не стала отдельной сферой знания.

Эта прерогатива принадлежит Древнему Риму, где юриспруденция обособилась в отдельную сферу знаний. Уже в 254 г. до н. э. Тиберий Корунканий, жрец из плебеев, заявил, что будет разъяснять содержание законов всем желающим. Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.), юрист и оратор, испытал влияние стоиков. Он был последовательным сторонником формального равенства (обосновал формальное равенство фактически неравных людей), идеологом правового государства и естественного права («природного закона»), одним из первых теоретиков гражданского общества. Сабиан в I в. н. э. создал первую частную школу права (аналогичные школы функционировали впоследствии в Александрии (Музион), Афинах, Риме, Константинополе, Бейруте и др.). При этом нельзя недооценивать влияние древнегреческих ученых на изучение права в Древнем Риме. В частности, римские стоики, прежде всего философ Сенека (3–65 гг. н. э.) и император Марк Аврелий (121–180 гг. до н. э.) обосновывали формальное равенство, свободу как осознанную необходимость и полагали сознательность основой права.

Классическое римское право (I–III в. н. э.) дало высокие образцы исследований в сфере частного права, связанные прежде всего с отцами-учителями римского права Гаем, Павлом, Папинианом, Модестином, Ульпианом. В частности, проведенное Ульпианом (170–228 г. н. э.) разграничение частного и публичного права (по предмету правового регулирования и правовому положению сторон) до сих пор сохраняет свое значение.

Вершиной античного правоведения стал Свод цивильного права («кодекс») византийского императора Юстиниана (527–565 гг.). Он состоял из следующих частей: 1) институции (элементарные учебники, прежде всего Гая); 2) дигесты (или пандекты) (собрание из отрывков трудов 38 римских юристов, в т. ч. Сцеволы, Лабеона, отцов-учителей римского права), 3) кодекс (собрание отрывков из императорских распоряжений (конституций)). Данные акты дополнили новеллы.

В период раннего европейского Средневековья научные исследования правовых явлений (вне Византии и осколков римского мира) практически не осуществлялись.

2. Юридическая наука как вид профессиональной деятельности (ХIII–ХVII вв.).Этот период связан, во-первых, с появлением профессионального юридического образования и возрастанием роли профессиональных юристов, во-вторых, с активизацией изучения римского права и, в-третьих, с усиление влияния религии и повышением значения канонического права. Как уже указывалось, первым университетом стал Болонский (1083 г., формально устав университета получил в 1158 г.) созданный на базе высшей юридической школы. Ее основателем стал лидер болонской школы глоссаторов (комментаторов-толкователей норм римского права) Ирнерий (1055–1130). Затем университеты создавались преимущественно в Италии: Падуя (1222 г.), Неаполь (1224 г.), Сиена (1240 г.), Рим (1303 г.); Франции: Париж (1120 г., устав получил в 1215 г.), Монпелье (1289 г.), Тулуза (1229 г.), Авиньон (1303 г.); Англии: Оксфорд (1167 г.), Кембридж (1209 г.)) и др. История донесла до нас имена таких видных университетских ученых-юристов, как Донелл, Куяций, Готофред (Италия), В. Гросин, Т. Лонакр (Англия) и др. Несколько позднее университеты были созданы и в городах других стран Европы: Лиссабоне (1290 г.), Кракове (1364 г.), Вене (1365 г.), Гейдельберге (1386 г.) и др.

Наиболее сильные юридические школы были в Болонском (римское право) и Парижском (каноническое право) университетах. Первоначально среди студентов, в том числе юристов, преобладали лица духовного звания, а религиозная терминология отразилась на педагогической (декан — десятник, кафедра — место проповеди и др.).

Отметим, что еще в рамках патристики (учения отцов христианской церкви II–VIII вв.) было сформулировано учение о справедливости («без справедливости государство — шайка разбойников»), равенстве, абсолютной ценности личности, зачатки учения о социальном праве (Иоанн Златоуст (347–407), Аврелий Августин (354–430) и др.). Церковное учение о праве получило дальнейшее развитие у схоластов (от лат. «школа, учение»). Наиболее известным их представителем стал Фома Аквинский (1225–1274), создатель официальной доктрины католической церкви — томизма. Он одним из первых выдвинул требование об обязательном обнародовании законов, считал их сочетанием действия разума и воли. Он отстаивал право народа восстать против беззаконной власти, наиболее подробно разработал божественную теорию происхождения права. Средневековый мыслитель делил законы на «вечные», «естественные», «божественные» и «человеческие», причем последние должны были быть направлены на общее благо и согласовываться с предшествующими.

Марсилий Падуанский (1280–1343) представлял скептическое направление, заявлял о светском характере государства, связывал его возникновение с общественным договором, одним из первых предложил разграничить законодательную и исполнительную власти.

Именно университеты играли в то время важнейшую роль в правовой, политической и общественной жизни. Они участвовали в разрешение споров между государствами, сыграли важнейшую роль в расколе католической церкви (Я. Гус, М. Лютер и др. были университетскими профессорами). Университетские юристы давали заключения о законности браков английского короля Генриха VIII, о параллельном избрании римских пап и антипап, а среди кардиналов и даже римских пап было немало профессоров канонического права. Бывший декан юридического факультета и ректор Парижского университета П. Кошон (1371–1442) осудил на сожжение Ж. Д'Арк в 1431 г., а среди руководителей правительств разных стран юристы имели наибольшее представительство (Т. Вулси (1473–1530) и Т. Мор (1478–1535) в Англии и др.).

Юридическая наука в полном объеме стала феноменом Нового времени, а ее наиболее яркими представителями — выходцы из Европы. Юриспруденция окончательно отделилась от философии и богословия, а помимо общей теории и истории права стали более интенсивно развиваться отраслевые науки (государственное право, уголовное право и др.).

В Новое время к принципам справедливости и формального равенства ученые добавили принцип индивидуальной свободы, однако он коренился как в религиозной (теория «двух мечей»), так и в политико-правовой доктрине той эпохи, вполне согласовывался с законодательством (право на судебную защиту, признание субъективных прав и др.). Француз Ж. Боден (1530–1596) стоял у истоков науки публичного и государственного права, заложил основы учения от государственном суверенитете, был одним из основателей учения о финансовом праве.

Наиболее яркой фигурой можно считать голландца Г. Гроция (1583–1645). Он стал создателем светской философии права и одним из первых ученых-юристов в современном смысле этого слова. Современное учение о естественном праве и деление права на естественное и позитивное связано именно с его трудами. С ним связан и поиск общих признаков права, что придало юриспруденции подлинно научные формы. Кроме того, Г. Гроций стоял у истоков учения о методах права, его деления на внутреннее и международное.

Британец, сторонник сильного государства Т. Гоббс (1588–1679) стал теоретиком правового государства и гражданского общества, сторонником договорной теории (но с акцентом на «божественное право королей») возникновения государства и одним из пионеров учения о принципах (естественных законах) права. Закон и право он разграничивал как обязанность и свободу. Либерал Д. Локк (1632–1704) рассматривал тот же круг проблем, но с иных позиций. Он был одним из идеологов трудовой теории собственности, оказавшей большое влияние на дальнейшее развитие экономики и права. Главными естественными правами он считал свободу, равенство и собственность, а государство должно выступать их гарантом. Его концепция «стремления к счастью» даже вошла в Конституцию США.

3. Юридическая наука как социальный институт (ХVIII–ХIХ вв.). В этот период юридическая наука стала социальным институтом, выступала как предпосылкой социально-экономических преобразований, так и их следствием. Именно научное обоснование правового государства и гражданского общества стало в значительной степени катализатором Великой французской революции 1789–1794 гг.

Юридическое образование приобрело характер, который в общих чертах сохранился до сих пор. Римское и каноническое право перестали быть его основой, был сделан акцент на изучение национального права, последовательное изучение отдельных отраслевых дисциплин и др. Стоит отметить обоснование Ш.-Л. Монтескье (1689–1755) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Его не без основания считают первым социологом права, идеологом естественного права и общественного договора.

Важнейшее значение в этот период имело появление научного позитивизма. Большая заслуга в этом принадлежит британцу И. Бентаму (1748–1832), который последовательно разделил право и мораль. Он определял право как совокупностью норм, связанных с государством, и в значительной степени отождествил право с законом. Право неизбежно должно было стать формально определенным, рассчитанным на неопределенный круг лиц и неопределенное число случаев. Он вывел метод рационализма и позитивного оптимизма, обосновав главный лозунг правового утилитаризма: задача права принести «наибольшее счастье наибольшему числу людей». Следовательно, законодатель должен искать равновесие, допускающее максимальную свободу, но ограничивающее любое поведение, которое препятствует счастью других людей. Он вывел принцип утилитарной справедливости и равенства: «Все считаются за одного, никто не считается более чем за одного». Разграничение морали и права углубил его ученик Дж. Остин (1790–1859), связав право исключительно с волей суверена.

Результатом научного осмысления правовых реалий новой буржуазной эпохи стал Гражданский кодекс Франции, или Кодекс Наполеона (1804 г.). В его подготовке принимали участие наиболее яркие французские юристы той эпохи, в том числе Ж. Порталис (1746–1807) и Ж.-Ж. Комбасерес (1753–1824).

Немецкий философ Г. Гегель (1770–1831) внес в изучение права диалектическое начало, рассматривал правовую реальность во всех ее проявлениях, разделил право и идею права. Основой права он последовательно провозглашал свободу и формальное равенство, стал одним из основных теоретиков гражданского общества как предпосылки правового государства. Его соотечественники Г. Гуго (1764–1844), Ф. Савиньи (1779–1861), Г. Пухта (1798–1846) были наиболее яркими представителями исторической школы права. Они критиковали крайности естественного права, считали право социально-культурным явлением с собственной историей, проявлением «народного духа», частью национальной культуры. Они выдвинули метод историзма как противовес рационализму, провозгласили переход от народного права к «праву науки», или праву юристов.

Этот же период связан с диалектико-материалистическим подходом к праву в рамках марксизма. Немцы К. Маркс (1818–1883) и Ф. Энгельс (1820–1895), соединив материализм и диалектику, обосновали неразрывную связь права и государства (относящихся к надстройке) при их зависимости от экономики (базиса), классовую сущность права («право — возведенная в закон воля правящего класса»), комплексный (социологический) подход к изучению правовых явлений. Они обосновали формационный подход к типологии государства и права, диалектико-материалистическую (марксистскую) версию возникновения государства и права.

Другой немец, Р. Иеринг (1818–1892), стал основателем «юриспруденции понятий». Он считал право не идеалом и не велением государства, а результатом конфликта интересов, итогом «борьбы за право» заинтересованных субъектов. Критиковал крайности естественно-правовой и исторической школ, развивал органическое представление о праве (на основании его структуры и функций), выводил на главные позиции цель в праве.

В связи с этим совсем не случайно именно в Германии было принято Германское Гражданское Уложение (1896 г.), которое стало результатом многолетней работы многих германских ученых, образцом для дальнейшего правотворчества. Оно действует с изменениями до настоящего времени.

4. Юридическая наука, как массовое глобальное явление (с ХХ в.). В этот период благодаря разветвленной системе высшего образования и научно-исследовательских учреждений юридическая наука стала массовым и глобальным явлением. Уже в конце ХIХ в. юридическими исследованиями занималось больше людей, чем за всю историю науки до середины того же века.

К классическим естественно-правовому и позитивистскому подходу к праву добавился социологический, связанный с выведением на первый план самих регулируемых правом общественных отношений, которые зачастую принимались за право. Именно в ХХ в. это направление оформилось со многими побочными ответвлениями. Оно связано с именем австрийца Е. Эрлиха (1862–1922). Определенную пограничную сферу составил социологический позитивизм (американец Р. Паунд (1870–1964) и др.), строившийся на основе прагматизма и функционализма. При этом в дефиницию права включался определенный порядок, поддерживаемый силой; совокупность норм права и фактическая реализация этих норм, отправление правосудия. Это не отменяло разделения «книжного права» и «права в действии», а монополия государства на принуждение сочеталась с расширением судейского усмотрения.

Естественно-правовое направление было связано с «возрождением естественного права с изменяющимся содержанием» (австриец Р. Штаммлер (1856–1938) и др.). Право отождествлялось с формальной справедливостью, а набор естественных прав менялся с развитием всей совокупности общественных отношений. Немец Г. Радбрух (1878–1949) правильность (позитивность) права связывал с совокупностью его соответствия принципам справедливости (равенства), целесообразности и правовой стабильности (безопасности). Принципы провозглашались высшей правовой ценностью, а абсолютно несправедливое право провозглашалось не правом.

В 20–40-х гг. ХХ в. в США господствующим направлением выступал «правовой реализм» (О. Холмс (1841–1935), К. Н. Ллевеллин (1893–1962), Д. Фрэнк (1889–1957) и др.). Основой этого направления были прагматизм и фрейдизм. Ключевые положения сводились к тому, что право подвижно и создается судами и выступает только как средство регулирования (правовой плюрализм). При этом выражалось тотальное недоверие к нормам и фактам вплоть до отрицания нормативности права, а право понималось как практическая деятельность по принятию судебных и административных решений. Известно скандинавское (психологическое) направление правового реализма (шведы А. Хегерстрем (1869–1939), В. Лунштет (1882–1955), К. Оливеркрон (1897–1980) и др.). Право провозглашалось системой норм о силе, при этом на первое место выводилось психологическое воздействие этих норм.

Развитие правового позитивизма было связано с «чистым учением о праве» австрийца Х. Кельзена (1881–1973) и «аналитическим правоведением» британца Г. Харта (1907–1992). Х. Кельзен свел право только к упорядоченной совокупности правовых норм, связанных с государством, причем каждая из них выводилась в той или иной степени из более сильной юридически нормы. Именно как исследовательский нормативно-догматический метод такой подход является весьма эффективным. Напротив, Г. Харт исходил из социального контекста рассмотрения права, но при этом разделял право и мораль, связывал право с легальной процедурой его принятия и возможностью принудительного исполнения.

Помимо классических направлений, в правоведении получили развитие неклассические подходы (интегральный (интегративный подход), юридическая герменевтика и др.).

Прогресс юридической науки в это время был связан с развитием сравнительного правоведения, использованием различных методов исследования (выделением криминологии, обособлением социологии права, использованием в правовых исследованиях вычислительной техники, затем компьютеров и др.), развитием юридического образования. Встал вопрос о формировании «виртуального права».

  1. Истоки юридической науки в культуре Древневосточных цивилизаций

Наукакак социальный институт, форма культуры и специфический вид познавательной деятельности возникла в Европе в XVI -XVII вв. в результате формирования особой формы знания и познания – научного рационализма и его эмансипации от иных - мифологических, религиозных, философских форм знания и познания. История формирования научного рационализма - сложный нелинейный про­цесс, соединяющий периоды эволюционного накопления но­вых знаний и пе­риоды революционных прорывов к новым познавательным ру­бежам. Можно выделить основные этапы становления научного рационализма. Рождение ра­ционалистической установки связано с периодом VIII –V вв. до н.э. Кристаллизация научной рациональности в русле иных форм зна­ния – мифологии, религии, философии, обозначаемая как протона­учный этап раз­вития рационализма, осуществляется в культуре Древнего Вос­тока, Древней Греции, Древнего Рима, Средневековья, Возрождения.

Научная рациональность не возникает внезапно, на «пустом месте». История рационализма берет начало в культуре Древних Восточных цивилизаций – Древнего Китая, Древней Индии, Древнего Египта, на почве которых прорас­тают первые ростки разумно-рассудочной познавательной стратегии. Зачатки научного знания формируются в лоне традиционной - мифологической куль­туры. Мифология как исторически наиболее ранняя форма мировоззрения складывается в результате актуализации образно-эмоциональной стратегии об­работки информации о мире и являет собой систему эмоционально окрашен­ных образов.

Мифологическая картина мира находила выражение в образе «мирового древа», с помощью которого моделировалась структура мира, предстающая как иерархически упорядоченный космос, в котором природа и общество являются частями космического целого. Доминантой мировоззрения мифологического человека выступал космоцентризм – человек ощущал себя элементом космиче­ского целого, человеческая жизнь, осмысляемая как продолжение жизни кос­мической, растворялась в природе. На основе «подражания природе» формиро­вались образцы поведения и деятельности. Основным способом выработки стратегий поведения было наблюдение, накопление информации об окружаю­щей природе. Сферой обобщения и закрепления накопленного опыта стал, регулирующий все многообразие деятельности чело­века, ритуал.

Важнейшей характеристикой традиционного мифологического мышле­ния является синкретизм – нерасчлененность различного рода представлений, в том числе и нерасчлененность представлений о человеке и мире, исключающая саму возможность субъектно-объектного отношения человека к миру. Тради­ционалистская стратегия бытия – это стратегия адаптации к существующим природным и социально-историческим условиям. Неотъемлемой частью тради­ционной мифологической культуры является сакральное отношение к мифу, исключающее любые попытки критического переосмысления сложившихся са­кральных мифологем. Традиционная культура ненаучна, главным ее принци­пом является принцип подчинения авторитету традиции, следовательно, она исключает инновации, в ней нет заказа на новые технологии. Тем не менее, именно в рамках традиционной культуры формируются первые ростки рацио­нальности и протонаука. Очевидно, что научный рационализм принципиально отличается от мифологических форм познания, поэтому он рождается не столько вследствие усложнения или количественного роста мифологических представлений, сколько в результате качественного скачка, актуализации принципиально новой стратегии обработки когнитивной информации. Такого рода качественный скачок, прорыв к новой форме мышления был обусловлен жизненной необходимостью – контрпродуктивностью сложившихся форм жиз­недеятельности и необходимостью создания новых, более эффективных. Оче­видно, что значительную роль в процессах развития рационализма играло обы­денное познание, в рамках которого развиваются и усложняются рассудочные когнитивные стратегии. Именно в пространстве обыденного познания активи­зируется особый – утилитарный (с позиций пользы, выгоды) тип отношения к миру как средству. Утилитарное, но не сакральное отношение к миру стано­вится важнейшим условием преодоления ограниченности традиционного ми­фологического мышления. Утилитаризм – способ разгерметизации синкретиче­ского мышления, оперирующего нерасчлененными представлениями. Утилитаризм является предтечей рационализма: его важнейшая миссия – дискредитация мифологического, образно-эмоционального мышления и подго­товка почвы для критического, рационального мышления. Как представляется, утилитаристский здравый смысл есть исторически наиболее ранняя форма рас­судочного осмысления мира, этап рационализации мышления.

Что касается рационализма как такового, то датой его рождения принято считать период «осевого времени». Понятие «осевое время» вводит Карл Яс­перс. Под осью мировой истории он понимает духовный процесс, который шел между 800 и 200 гг. до н.э. В это время в Китае жили Конфуций и Лао-Цзы, возникли все направления китайской философии, в Индии жил Будда и воз­никли Упанишады, в Иране проповедовал Заратустра, в Палестине выступали древнеиудейские пророки, в Греции творили Гомер, Парменид, Гераклит, Пла­тон. «Осевое время», по Ясперсу, это время появления человека такого типа, какой сохранился по сей день, а именно, человека рефлексирующего. Рефлек­сия, по Ясперсу, есть особая способность - способность мышления делать своим объектом мышление, способность сознания осознавать сознание. «Осе­вое время», согласно Ясперсу, знаменует конец господства мифологического мышления.

Разумеется, актуализация разумно-рассудочного мышления не означала рождения науки, для выделения науки как особой формы культуры, сферы обще­ственного сознания и способа познания мира необходимы были: накопление значительного массива знаний, приобретение специфических навыков, институ­циализация научной деятельности и т.п. Применительно к цивилизациям Древ­него Востока о науке как таковой говорить преждевременно - здесь существовала протонаука, которая была вплетена в мифологические формы знания. Это в пол­ной мере относится и к юридическому знанию. Зачатки юридического научного знания формируются в результате развития рефлексии относительно сущест­вующих политико-правовых отношений, однако объяснительные конструкции, выстраиваемые в результате такого рода рефлексии, содержат значительную долю мифологических смыслов. В частности ведущим объяснительным принци­пом выступает присущий в целом мифологическому мировоззрению принцип космоцентризма. В рамках космоцентрического мировоззрения земной порядок – микрокосм - рассматривался как отражение общемирового космического по­рядка – макрокосма. Право и государство в таком смысловом контексте предста­вали как внешние по отношению к человеку, заданные свыше силы. Мифологи­ческое истолкование права и государства присуще политико-правовой культуре Древних Восточных цивилизаций, они, в той или иной мере, отражены в Законах Хаммурапи, Законах Ману, Зороастризме, Даосизме, Конфуцианстве, Буддизме.

Например, в Законах Ману – древнеиндийском политико-правовом па­мятнике - вечный космический закон и закон человеческий объединяются по­средством понятия «дхарма». Дхарма понимается одновременно как закон при­роды, моральный закон, обычное право и право позитивное.

Еще более выпуклой представляется эта связь небесных и земных поряд­ков в древнекитайской религиозно-философской доктрине даосизма, где Дао понимается какестественный ход вещей, естественная закономерность, опре­деляющая законы неба, природы и общества, олицетворяющая высшую добро­детель и естественную справедливость.

Необходимо отметить тот факт, что в традиционной культуре право предстает не столько как юридический, сколько как нравственный феномен. Такое понимание права базируется на противопоставлении подлинного, задан­ного космосом закона и закона, созданного человеком, который квалифициру­ется как искажение законов космических. Позитивное право, в таком контексте предстает в худшем случае как суррогат, а в лучшем случае как явление вто­ричное и преходящее. Позитивному праву проти­вопоставляется естественное право, понимаемое особым образом - как задан­ные Космосом моральные предписания.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных