Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГЕНЕЗИС ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ 4 страница




Вторая тенденция, определяющая развитие юридической мысли Возрож­дения – секуляризация. Эпоха Возрождения - период кризиса римско-католиче­ской церкви и защищаемой ею ортодоксальной религии, формирования анти­схоластического типа мышления. Такого рода мышление, несомненно, связано с общим «обмирщением» общественного сознания.

Важную роль в процессах формирования антисхоластического мышления сыграл Николо Макиавелли (1469–1527 гг.) - дипломат и политик (секретарь Флорентийской республики), автор ряда произведений: «Государь», «Рассуж­дения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции» и др. Макиавелли справедливо называют основателем политической науки. С Н. Макиавелли на­чинается новая эпоха политического мышления. Политическая мысль стре­миться отделиться от спекулятивного мышления, этики и религии, принимая в качестве методологического принципа принцип спецификации предмета иссле­дования, который должен изучаться автономно, отдельно от других областей. Введение самого термина stato, т.е. «государство» в политическую науку свя­зывают с Николо Макиавелли. В центре внимания Макиавелли идеальный пра­витель и технологии его властвования. Исследование Макиавелли отталкива­ется от принципа религиозного индифферентизма. Ученый отказывается от теологической аргументации в сфере государствоведения. Метод Макиавелли не имеет ничего общего со схоластикой. Он отвергает идею опоры на какие-либо авторитеты. Исследовательская позиция Макиавелли – позиция эмпи­ризма, согласно которому единственным источником знания о политике явля­ется опыт. Свою концепцию политики он создает в результате изучения исто­рии Древнего Рима, а также своего собственного опыта государственной службы. Макиавелли формирует новое, практически не освоенное античной и средневековой мыслью представление о том, что политическое бытие опреде­ляется не божьей волей, но объективным ходом развития событий. Таким обра­зом, Макиавелли делает объектом политического исследования государство как социальное, но не божественное образование. Он оставляет позиции средневе­кового теоцентризма, во имя возрожденческих позиций антропоцентризма. Ут­верждая, что государство – человеческое, но не божественное образование, Макиавелли способствует отделению политическая мысли от теологии. По мнению Макиавелли, политическое поведение определяется не законами хри­стианской морали, но требованиями пользы. Таким образом, Макиавелли за­кладывает основы нового типа политической этики – этики утилитаризма. Именно утилитарное, но не сакральное отношение к политическим институтом открывает возможности их научного анализа, реконструкции, реорганизации.

Секуляризации юридической мысли способствовала Реформация - ши­рокое антифеодальное, антикатолицистское общественное движение, развер­нувшееся в первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе. Назва­ние движения «реформация» было связано с тем, что в качестве главной цели его представители выдвигали реформирование католической церкви, церков­ных институтов, отношений церкви и государства. Главными очагами европей­ской Реформации были Германия и Франция.

В рамках Реформации осуществляется критический пересмотр сущест­вующих религиозных учений и институтов. Реформация представляла собой буржуазное облеченное в религиозную форму движение против феодального строя и защищавшего этот строй католицизма.

Ведущий идеологом Реформации был немецкий теологМартин Лютер(1483–1546 гг.). Он сформулировал важнейшие религиозно-политические идеи, которые сыграли важную роль в процессах автономизации юридического зна­ния как специфической формы интеллектуальной культуры. М. Лютер дискре­дитирует авторитет Римско-католической церкви и, тем самым, способствует освобождению юридической науки от ее догматов. Важнейшей частью люте­ровской доктрины является представление о том, что спасение достигается не деяниями и верой, как утверждали католики, но только верой. Лютер полагал, что каждый верующий оправдываясь верой непосредственно перед Богом, яв­ляется священником самому себе. Лютер провозглашает, что между человеком и Богом, человеком и Словом Божьим не должно быть специальных посредни­ков, только Богу, утверждает Лютер, люди обязаны повиноваться и служить. Следовательно, услуги католической церкви излишни.

М. Лютер отделяет политико-правовую сферу жизни общества от духов­ной, религиозной. Он утверждает, что в границах мирских отношений, свет­ской власти следует руководствоваться практической целесообразностью, ре­альными интересами, определяемыми человеческим разумом, тогда как в гра­ницах духа, веры единственное руководство – вера, закон Божий. Лютер ут­верждает, что мирской порядок обеспечивается светской властью, которая опи­рается на естественное, но не божественное право. Естественное право качест­венно отлично от права божественного, поскольку первое управляет внешним поведением людей - имущественными отношениями, вещами; тогда как об­ласть действия другого – внутренний мир человека, его душа. Этот внутренний мир, согласно Лютеру, находится вне юрисдикции государства, он не подчи­нен его законам.

М.Лютер, опираясь на библейские идеи, формулирует антифеодальный, антисословный принцип равноправия людей, он утверждает, что все сословия одинаковы, никто из людей не имеет превосходства над себе подобными, цер­ковники ничем не отличается от мирян. Идея равноправия, представленная Лю­тером в богословской форме, тем не менее, предвосхищала важнейшие поло­жения классической юридической науки. М.Лютер выдвигает принципиально новое понимание власти – не как привилегии, а как служения. Он утверждает, что христианский «управитель должен считать себя слугой, а не господином народа».

Наконец, важнейшее достижение М. Лютера – утверждение принципа свободы мысли и совести. М. Лютер утверждал: «Ни папа, ни епископ, ни ка­кой бы то ни было человек, не имеет права установить хоть единую букву над христианином, если не будет на то его собственного согласия». Этот принцип безусловной необходимости «собственного согласия» индивида с предписы­ваемым ему «сверху» образом мыслей по своей значимости выходит за пре­делы религиозно-нравственных отношений. Принцип свободы мысли и совести подрывает основу основ схоластической логики – ее авторитаризм.

Таким образом, учение М. Лютера содержит целый ряд идей, которые были восприняты последующей юридической мыслью и ряд принципов, кото­рые способствовали тому, чтобы юридическая мысль обрела статус юридиче­ской науки.

Не менее значимым деятелем Реформации был Жан Кальвин (1509–1564), который подобно Лютеру был сторонником идей социального равноправия и разграничения полномочий власти духовной и светской. В центре кальвинского учения – догмат о божественном предопределении. Суть этого догмата заклю­чается в том, что Бог предопределил одних людей к спасению, других – к ги­бели. Спасение не обеспечивается принадлежностью к высшему сословию. Ж. Кальвин специфическими религиозными аргументами отстаивает представление о равноправии людей. Помимо этого он предпринимает коренную реформу церкви, внося в ее устройство элементы демократизма и лишая священников их особого статуса посредников между человеком и Богом.

Идеологи Реформации подготовили мыслительный материал, на почве которого в XVII–XVIII вв. сложилась классическая юридическая наука. В целом, эпоху Возрождения в развитии юридической науки можно счи­тать периодом, обобщающим достижения юридической мысли прошлых эпох и прокладывающим пути в будущее. Возрождение – это заря восходящей науки о праве. Интеллектуальная мысль эпохи Возрождения подготавливает почву для рождения научной рациональности. В ее пространстве сталкиваются две оппо­зиционные формы рациональности, два идеала знания – средневековый, моно­логический, доктринально-дисциплинарный и античный, диалогический креативно-гуманистический. Некоторые идеологи Ренессанса пытались примирить христианство с античностью, создать некоторую новую синтетическую рели­гию. Однако снятие этой антитезы осуществляется уже в Новое время – время рождения европейской науки.

 

 

  1. Юридическое знание Нового и Новейшего времени

Характеристика юридического знания Нового времени предполагает, прежде всего, установление хронологических рамок данного периода. Определяющими для формирования новой буржуазной системы ценностей были революция в Голландии и Англии.

Сама эпоха буржуазных революция настоятельно требовала философского осмысления правовой реальности, поскольку происходил слом феодального права. Новые общественные отношения требовали правовой регламентации, что, в свою очередь, дало импульс для развития юридического знания в целом.

Рационализм Нового времени обусловил снижение влияния церкви на правовое сознание и науку. Базовым лейтмотивом всей правовой мысли Нового времени явились опиравшиеся на рационалистическое мировоззрение теории естественного права и общественного договора. Априорным компонентом теории естественного права, прорывающим глубокую брешь в предшествующем Новому времени феодальному правопониманию, было признание людей равными в своих правах.

Поскольку с начала Нового времени в юридическом знании происходил отход от базовых схоластических установок и принципов, то возникла безусловная потребность в реформировании университетского образования, освобождения его от оков влияния церкви. Кроме того, настоятельная потребность в данном реформировании заключалась и в том, что новая буржуазная власть была заинтересована в подготовке кадров профессиональных юристов «освободившихся» от давления схоластов.

Слом феодальной системы в совокупности с изменением статусов университетов имел весьма важные для юридической науки и юридического образования последствия. В частности, происходило постепенное и планомерное разрушение универсальной юридической науки, выразившееся в тенденциях к формированию национальных правовых систем. Безусловно, многие из них были основаны на традициях римского права.

Развитие юридической науки, ее методологии неразрывно связано с научными достижениями в других сферах знания. Основы

современной науки были заложены еще в XVI – XVII вв. Она, по мнению многих ученых, стала продуктом имевшей место в этот период научной революции, которая берет свое начало примерно с 1543 г. – с издания труда Н. Коперника «Об обращении небесных сфер». Возникновение новых идей в технических и естественных науках не могло не отразиться и отразилось на гуманитарных науках и методологии науки.

Базовые идеи новой западноевропейской юридической науки заложил известный голландский ученый, выдающийся политический деятель и юрист, один из первых крупных теоретиков школы естественного права Гуго Гроций (1583 – 1648). В 1625 г. выходит в свет его, пожалуй, главное сочинение, которое принесло ему известность во всей Европе, «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права».

В основе политико-правового учения Г. Гроция лежит естественно-правовая теория. Г. Гроций полагал, что общежитие людей и государств основывается на разумной природе человека, которому присуще стремление к мирному и разумно устроенному общежитию. При этом мыслитель различал право естественное и право волеустановленное. В качестве основы естественного права, согласно Г. Гроцию, выступает сама природа человека. Правила поведения, вытекающие из потребностей разумно устроенного общежития, становятся общеобязательным естественным правом. Они обязательны для всех людей вне зависимости от их расового происхождения, религиозных предпочтений и прочего.

В рассуждениях Г. Гроция усматриваются и зачатки договорной теории. Волеустановленное право, согласно взглядам Г. Гроция должно соответствовать основным положениям естественного права. При этом мыслитель в качестве источника волеустановленного права рассматривает либо волю Бога, либо волю людей, разделяя, таким образом, право на «божественное» и «человеческое».

Г. Гроций проводит противопоставление права и морали. Соблюдение моральных правил, в отличие от правовых предписаний, не может быть осуществлено посредством деятельности суда или ведения войн. Г. Гроций заложил основы международного права. Базовым принципом международного права мыслитель считал незыблемость договоров между государствами. По мнению Г. Гроция, международные отношения должны основываться на принципах права, рациональности, равенства, сотрудничества и взаимодействия. В сфере международных отношений нормы естественного права также обязательны для правителей и государств.

Дальнейшее развитие юридического знания нашло свое отражение в работах английского философа, политического мыслителя и правоведа Томаса Гоббса (1588 – 1679). Логическим основанием правовых взглядов Т. Гоббса был материализм. Человека мыслитель воспринимал, как «тело в мире тел». Среди широкого круга работ Т. Гоббса можно выделить трактаты «О гражданине» (1642) и «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и светского» (1651).

Т. Гоббс основывал свое учение на анализе природы и страстей человека. Ему принадлежит понимание «естественного состояния рода человеческого», предшествующего государственному периоду. В догосударственную эпоху отсутствует явление частной собственности, а также нет моральных принципов и установлений, отсутствуют понятия правильного и неправильного, справедливого и несправедливого. Постепенно человечество начинает искать альтернативу такому состоянию, поскольку к данному поиску людей толкает страх смерти, а также стремление к хорошей и безопасной жизни. Кроме того, пагубность естественного состояния, где нет власти, способной держать людей в страхе, грозит им банальным самоистреблением, вследствие чего возникает острая необходимость естественно состояние сменить государственным.

Т. Гоббс разграничивает естественное право и естественный закон. В его понимании естественное право – это царство свободы, а естественный закон – это обязательства, накладываемые на каждого разумом каждого. Согласно естественному праву все люди равны и свободны, каждый обладает правом на все и каждый является судьей своих поступков. Инстинкт самосохранения и разум человека формулирует естественные законы, как средство для обеспечения безопасности. Однако единственным гарантом мира и реализации естественных законов является государственная власть.

Общественный договор, таким образом, выступает в качестве взаимной договоренности индивидов о добровольном отказе от большинства своих естественных прав и свобод и передачи верховной власти над собой государству. Естественный закон в данном контексте приобретает определенную иерархию.

Главный естественный закон постулирует необходимость искать мира и следовать ему, защищая себя всеми возможными средствами. Из этого закона следует второй естественный закон – «в случае согласия на то других, человек должен отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться той степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе». Именно данный закон Т. Гоббс рассматривал как условие и основание для заключения между людьми общественного договора. Третий естественный закон –справедливость как требование выполнения заключенных договоров. После заключения общественного договора индивиды уже не в праве востребовать обратно у государства переданные ему естественные права.

Дальнейшее становление научных знаний в области права принадлежит английскому философу, политическому и правовому мыслителю Джону Локку (1632-1704). Джон Локк, в первую очередь, размышляет об источнике знания.

Джон Локк разрабатывал теорию согласования прав гражданина и власти. Данная проблема актуализировалась в связи с изменением социального положения буржуазии в обществе. Если в начале Нового времени первоочередная задача заключалась в обосновании правовых основ передачи власти от церкви к светскому государству, то после периода буржуазных революций основная опасность новому классу исходила от самого государства. Джон Локк одним из первых выступал за отделение законодательной власти от исполнительной. Законодательную власть Локк считал высшей властью в государстве. Законодательная власть должна быть сосредоточена в руках представительного органа – парламента. Но при этом делает важную оговорку, что государство и орган законодательной власти должны получить только такую сумму полномочий, которые делают для них возможным обеспечение основных прав и свобод подданных.

Законодательная власть, таким образом, не является неограниченной. Она может издавать только общие нормы, т. е. законы. Но она не может принимать акты по частным случаям. Кроме того, народ, согласно взглядам Джона Локка, должен быть в праве отстранять или изменять состав законодательного органа. Характерной чертой научного знания Нового времени являлась проблема метода познания, что, безусловно, экстраполировалось на поиск оптимальных методов и в юридическом знании. Для передовых буржуазных идеологов рубежа XVI-XVII вв., которые связывали развитие науки с естествознанием, получившим широкое распространение в это время, был присущ материалистический подход.

Критикуя средневековую схоластику, материалисты нового времени утверждали, что основными чертами ее являлись догматизм, умозрительность, слепое следование церковным авторитетам, а также отсутствие систематического эмпирического наблюдения, эксперимента и поспешность выводов. Проблема метода познания выходит, таким образом, для гуманитарного знания в целом и для юриспруденции, в частности, на первый план.

Одним из представителей науки Нового времени, решавших задачу обоснования научных методов познания, был Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626). С его именем обычно связывают основание экспериментальной науки данного периода. Бэкон полагал, что разработка научного метода познания даст человеку силу над природой и позволит создать процветающее общество. Бэкон разграничил веру и научное знание, выступая против схоластики и догматизма.

Главным методом науки Бэкон объявляет индукцию – познание путем восхождения от частного к общему. Бэкон полагал, что с помощью индукции на основе изучения отдельных предметов можно прийти к общему выводу о свойствах целого класса данных предметов. Фрэнсис Бэкон формулирует важнейший тезис: «знание – сила».

Фрэнсис Бэкон полагал, что необходима реформа науки, важнейшими условиями которой должны быть:

- усовершенствование методов обобщения и образования понятий;

- очищение разума от заблуждений;

- основа научных знаний не на пассивном созерцании, а на эксперименте.

В отличие от эмпиризма Бэкона, другой известный мыслитель

Нового времени Рене Декарт (1596 – 1650) был основоположником научного рационализма. Он отводил решающую роль в познании разуму. В основу своей теории познания Декарт ставит принцип сомнения. Размышления Декарта приводят его к мысли о существовании духовной мыслящей субстанции. Достоверные знания не могут быть получены из опыта и его обобщений. Они, по мнению мыслителя, могут возникнуть только из деятельности самого ума, либо из понятий, присущих уму от рождения. Последними, по утверждению Декарта, являлись идеи бога, духовной и телесной субстанции.

Рене Декарт выдвигал четыре требования к методу познания:

1. Начинать познание необходимо с ясных и отчетливых истин – аксиом.

2. Необходимо делить каждую сложную исследуемую проблему на составные части.

3. В познании необходимо идти от простых предметов к сложным.

4. Необходимо составлять полное представление о предмете.

Основными методами познания Декарт считал дедукцию, индукцию и интеллектуальную интуицию при ведущей роли дедукции. Как рационалист, Декарт не отвергал опыт, но ставил его на последнее место. К числу ясных и отчетливых истин, с которых начинается познание, Декарт относил:

- идею существования Бога;

- принципы математики;

- принципы логики.

Вторая половина XVIII в. во Франции была ознаменована кризисом абсолютизма и событиями Великой французской революции. В общественно-политической и правовой действительности данная эпоха во Франции на первое место выдвигает признание прав человека в условиях разумно организованного государства во главе с просвещенным правителем. Франция эпохи Просвещения формирует гражданское общество, «важнейшим институтом которого становится общественное мнение». Основы для накопления новых знаний в области юриспруденции в эпоху французского Просвещения были заложены Вольтером (1694 – 1778). Вольтер, будучи воинствующим атеистом, объявил религию главным источником невежества, порождающего все беды народа, но выгодного церкви.

Главная смысловая парадигма всех произведений Вольтера – антифеодальная, в центре которой находится антиклерикализм. В своих произведениях Вольтер стремился отразить несостоятельность религии как системы. Вольтер считал, что источником религии выступают невежество и обман. Однако, по мнению мыслителя, религия необходима в обществе для управления людьми. В религии, как полагал Вольтер, содержатся моральные и социальные сдерживающие факторы, выступающие необходимой основой для охраны общественного порядка и частной собственности.

Основное влияние на становление и развитие юридического знания оказала предложенная Вольтером концепция «просвещенного монарха». Во власти такого правителя устранить царящую в обществе несправедливость посредством установления равенства всех перед законом, отмены пыток, учреждения свободы слова и вероисповедания, а также неприкосновенность частной собственности, гласность суда и другие основополагающие принципы организации правовой действительности.

Вольтер был ярым противником церковных привилегий, а также церковных судов. По мнению Вольтера, священнослужители должны стать государственными служащими и получать жалование от государства. Регистрация актов гражданского состояния должна перейти в ведение государства.

Выдающийся французский просветитель, внесший существенный вклад в развитие юридического знания Нового времени Шарль Луи де Монтескье (1689-1755) выступил с критикой теории Томаса Гоббса о «войне всех против всех», как естественном состоянии людей. Монтескье настаивал на том, что человек от природы не агрессивен, а, напротив, боязлив. Его естественным состоянием является стремление к миру. На ранней стадии развития человеческого общества человек опирался на естественные законы – сохранение мира, добывание пищи и другие. Среди таких законов особое место, по Монтескье, занимает желание жить в коллективе, в обществе. В дополнение к естественным законам люди во имя общего блага создают «человеческие законы».

Основным произведением Монтескье, важным для государственно- правовой науки, можно считать работу «О духе законов». В ней он высказывает мысль о том, что люди становятся равными благодаря законам: «В природном состоянии люди рождаются равными, но они не могут сохранить этого равенства; общество отнимает его у них, и они вновь становятся равными лишь благодаря законам».

Монтескье связывает государственные и правовые институты с определенной исторической обстановкой. Кроме того, процесс законотворчества в государстве зависит, по мысли Монтескье, от многих факторов, прежде всего, от нравов, обычаев, религиозных верований, численности населения и природных условий. Характер государства и его правовой системы находятся у философа в зависимости от географического положения страны, климата, ее величины и других факторов. Монтескье был сторонником теории разделения властей при ведущей роли законодательной власти. Изданные ей законы реализуются уже исполнительной и судебной. Причем власти должны взаимно сдерживать друг друга. Это способствовало бы и достижению принципа верховенства права.

Соотношение права и закона выступает в учении Монтескье как соотношение духа законов и законодательства. Таким образом, учение Монтескье о духе законов и его теория разделения властей существенно обогатили правовую мысль и дали импульс дальнейшему развитию юридического знания.

Нельзя не отметить влияние на становление юридического знания одной из наиболее ярких фигур французского Просвещения – Жан-Жака Руссо (1712 – 1778). Жан-Жак Руссо вошел в историю юридической мысли как автор целого ряда оригинальных для своего времени идей. К их числу можно отнести следующие концептуальные основы – свободы и равенства, естественного состояния и общественного договора, общей воли и юридических законов и др.

Руссо идеализировал естественное состояние, рассматривая его как «прекрасную дикость». Естественный человек, по мнению мыслителя, - это счастливый человек, который живет простыми чувствами и страстями, следуя инстинкту, а не рассудку. Руссо полагал, что конец естественному состоянию общества положила частная собственность, которая породила страх, войну и имущественное расслоение. Руссо был убежден, что права человека в условиях политического и экономического неравенства могут быть защищены только законами. Важнейшим правом человека Руссо считал свободу. Главной целью всей системы законодательства, по Руссо, являются свобода и равенство.

Таким образом, работы французских просветителей значительно обогатили юридическое знание Нового времени, а также в значительной степени подготовили почву для Великой французской революции. Существенный вклад в развитие юридического знания внесли представители немецкой классической философии конца XVIII – начала XIX вв.

Основываясь на критическом анализе предшествующего накопленного знания в области права, представители немецкой классической философии систематизировали и дополнили их, а также оказали влияние на развитие методологических основ юриспруденции. Воплощение данных знаний наиболее полно представлено в работах Иммануила Канта и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.

Иммануила Канта (1724 – 1804) по праву считают основоположником немецкой классической философии, а также одним из создателей концепции правового государства. Существенное место в работах Канта занимают вопросы познания. В основе кантовского учения о познании лежит его своеобразная теория о явлении «вещи в себе». Он делает вывод о том, что природа вещей, как они существуют сами по себе, т. е. «вещь в себе», недоступна человеческому познанию. В этой связи познание возможно только относительно «явлений», которые представляют собой способ обнаружения вещи в нашем опыте. Кант полагал, что существуют вещи независимо от человека и его сознания, т.е. объективно. Вещи оказывают воздействие на органы чувств человека. В сознании человека формируется представление о вещах, но познать мы можем только внешнюю сторону вещи, а сущность, глубинную основу познать не возможно. Поэтому все вещи выступают для человека как «вещи в себе».

Кант подчеркивал приоритет общечеловеческих ценностей надличными. По его мнению, мораль должна главенствовать над политикой. Кант считал неотъемлемыми правами человека его естественные права. Единственным первоначальным правом, присущим каждому человеку, мыслитель считал свободу.

Значительным вкладом в совершенствование юридического знания следует признать разработанные кантом теоретико-правовые идеи и принципы учений о правовом государстве и гражданском обществе. Важнейшим признаком государства мыслитель считал верховенствозакона. Государство призвано гарантировать устойчивый правопорядок, выстраиваясь на началах общественного договора и народного суверенитета.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) является одним из родоначальников систематизированного научного изучения права. Кроме того, Гегель внес неоценимый вклад в разработку методологии познания, в том числе и права. Одной из основных работ Гегеля является «Философия права», в которой он применял к изучению права диалектический метод, а также выступал с критикой договорной теории. В отношении этого Гегель писал следующее: «Разумное назначение человека – жить в государстве, а если еще нет государства, то есть требование разума, чтобы оно было основано. Государство должно давать разрешение вступить в него или выйти из него; это, следовательно, не зависит от произвола отдельных людей, и государство зиждется тем самым не на договоре, предпосылкой которого служит произвол». Исходным методологическим принципом всего учения Гегеля являлось положение о том, что истинное знание может быть достигнуто только в рамках целостной философской системы.

Разработку диалектического метода, как глобальной основы и базиса в изучении права, можно считать важнейшей заслугой Гегеля. Он разработал, во-первых, основные принципы диалектики (принцип развития, принцип всеобщей универсальной связи и принцип противоречивости явлений и предметов мира), а, во-вторых, основные законы диалектики:

- закон всеобщей противоречивости или единства и борьбы противоположностей;

- закон перехода количественных изменений в качественные и обратно;

- закон диалектического синтеза или закон отрицания отрицания.

Право, по Гегелю, есть наличное бытие свободной воли. Идея права заключается в свободе. Философ выступает за правовое ограничение войны, хотя и допускает в определенных случаях ее начало. Гегель полагал, что «спор между государствами, если их суверенные воли не приходят к согласию, может быть решен только войной». Право и свобода у Гегеля неразрывно связаны. Право отражает состояние общества. Следовательно, по Гегелю, право необходимо рассматривать в развитии и во взаимосвязи с другими социальными феноменами.

Хронологическим началом юридической науки Новейшего времени следует считать рубеж XIX – XX вв. В этот период произошло становление неклассической научной рациональности, для которой было характерно стремление соотнести знания об объекте с особенностями познающего субъекта. Весь XX в. оказался насыщен идеями, в центре которых были проблемы антропологии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных