Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Пословицы и поговорки
Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Меткость и точность пословиц и поговорок. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл.
Теория литературы (пословица, поговорка)
Расширение знаний о пословицах и поговорках, сопоставление с пословицами других стран мира. Иллюстрации и рисунки к пословицам и поговоркам. «Необозрима область жизни, охваченная пословицами и поговорками, — пишет исследователь фольклора В. П. Аникин. — Пословица и поговорка — одновременно и явление языка, и явление искусства. Емкое пословичное суждение только в речи раскрывает свой смысл. „Не в свои сани не садись“ — говорит пословица. Ее употребляют, когда хотят сказать: не равняйтесь с тем, кто тебе не ровен по положению, но она может иметь и другой смысл: не берись не за свое дело. А как разнообразны могут быть сами случаи, к которым применяют эту пословицу. Их просто невозможно перечислить». Этапы работы по теме: — Организация конкурсов и викторин на лучшее знание пословиц, рассказов о собирателях и исследователях пословиц. — Сопоставление с пословицами других стран мира. — Создание рисунков и обсуждение их (по теме «Пословицы»). — Обсуждение иллюстраций по теме «Пословицы и поговорки». — Создание сочинений, рассказов по одной из пословиц или с включением в рассказ многих пословиц по избранной школьниками теме. В конце урока распределяется материал по теме «Народные песни. Предания» по группам восьмиклассников. На втором уроке — рассказ учителя о народных песнях. Учитель расскажет об особом мире народной песни, о песнях исторических, хоровых, любовных, солдатских, семейных. Они рассказывают о том, что действительно было, о героях, об исторических событиях, об одном из эпизодов исторического события. Они повествуют о прошлом. Фольклористы обращают внимание на то, что исторические песни меньше былин и больше песен лирических, они сюжетны, их эпический характер проявляется в повествовательности, герои их, как правило, известные исторические деятели (Иван Грозный, Ермак, Разин, Петр I, Пугачев, Суворов и др.). Исторические песни изображают не только действия героев, но и их переживания. Собирание и публикация их связана с именами М. Д. Чулкова, П. Н. Рыбникова, Н. Е. Ончукова, И. А. Худякова, Б. Н. Путилова, а изучение — с именами О. Ф. Миллера, В. Ф. Миллера, А. Н. Веселовского, А. Н. Лозановой, Б. Н. Путилова. Известны песни о Кострюке (отголосок на женитьбу Ивана Грозного на дочери черкесского князя Темрюка — Марии), о взятии Казани, о гневе Ивана Грозного на сына, о Ермаке, о Степане Разине, о Емельяне Пугачеве, другие песни о воинах. Близки к этому жанру балладные песни, они остроконфликтны, среди них есть любовные, семейные, исторические (в них нет картин исторических событий, изображены исторически типичные ситуации), социально-бытовые баллады («Князь и старицы», «Оклеветанная жена», «Молодец и королевна»). Смысл баллад в выражении моральных оценок поведения персонажей, в глубоком гуманизме. Протяжные лирические песни — стихотворные произведения, которые поются в одиночку или хором. Главное содержание таких песен составляет выражение чувств и мыслей по поводу жизненных обстоятельств, которые их вызвали. Среди собирателей — М. Д. Чулков, В. Ф. Трутовский, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. В. Кольцов. Среди ученых, изучавших лирические песни, — А. X. Востоков, А. Н. Веселовский, Н. П. Колпакова, В. Я. Пропп, В. Е. Гусев. Особый вид песен — бурлацкие, о рекрутчине, разбойничьи; а также игровые, хороводные, плясовые, обрядовые. Не менее интересный жанр песен — частушка. Эти короткие песенки называли в разных местах по-разному: «припевки», «пригудки», «приговорки», «прибаски», «прибаутки». Первое специальное издание частушек — сборник Д. К. Зеленина «Песни деревенской молодежи», затем вышли «Сборник деревенских частушек» В. И. Симакова, «Сборник великорусских частушек», сборники частушек М. И. Смирнова, С. Г. Лазутина, Н. П. Колпаковой и др. «У нас народ, — писал Н. А. Добролюбов, — сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль». В. П. Аникин рассказывает о календарных песнях, подблюдных, хороводных, игровых, плясовых, любовных, шуточных, исторических, разбойничьих. В исторических песнях встречаются постоянные эпитеты (злата-серебра, скатный жемчуг и т. д.). Исторические песни XVI века включают в себя песни о взятии Казани, об Иване Грозном, о Ермаке. Исторические песни XVII века откликнулись на смерть сына Ивана Грозного, Дмитрия, появление двух Лжедмитриев, поход поляков на Русь, борьбу против них Минина и Пожарского, восстание Степана Разина. Сюжеты песен XVIII века связаны с походом на Азов, с булавинским, пугачевским восстаниями. Народные песни XIX века связаны с войной 1812 года, Крымской войной, с именами Суворова, Кутузова, Платова, Нахимова, Наполеона. Далее учитель расскажет об особенностях лирических, любовных песен, семейных, солдатских и пр. Однако самым важным будет рассказ о песнях исторических, так как они тесно связываются с последующими темами курса 8 класса. Следующим этапом этого урока будет чтение статьи учебника и обсуждение материала о народных песнях четырьмя группами учащихся, т. е. семинар, который содержит короткие сообщения восьмиклассников об исторических, любовных, семейных, рекрутских, солдатских и других народных песнях, сопровождаемые примерами песен, сообщениями о частушках, исполнением двух-трех частушек. В конце урока учитель подводит итоги работы учащихся, рассказывает об изучении и собирании песен, их сходстве и отличии от жанра былин, об исторических сведениях, которые несут исторические песни. Важно, чтобы в процессе рассказов, диалогов, исполнения песен и частушек у учащихся возникло желание постичь особенности песен исторических и лирических, солдатских и семейных. Это должно проявиться и в рассказах, и в исполнении песен. Интересно, например, обратить внимание на то, что исторические песни по сравнению с былинами являются более поздней формой народной поэзии, героями исторических песен были борцы за родину и права народа. Песни короче былин, отличаются от былин и манерой исполнения (былины сказываются, исторические песни поются), эпитеты более индивидуализированы. Исторические песни близки и к песням лирическим, например, в них есть лирические зачины («На заре то было, на зореньке...», «Ах туманы вы мои, туманушки...»), цель которых создать определенное настроение, подготовить к восприятию эмоционального содержания. Сравнения, встречающиеся в песне, часто общие и для других жанров устного народного творчества. Например, отрицательная форма («Не сизы орлы клохочут, Не серые гуси возголосят...») близка к отрицательным формам в былинах. Лирические песни раскрывают внутренний мир человека. Расскажут учащиеся и о семейных, любовных, ямщицких, сатирических, солдатских песнях и их особенностях. Народные частушки также станут предметом разговора на таком уроке, причем всегда найдутся в классе школьники, умеющие их исполнять. Таким образом урок-семинар превращается в особенный урок — урок-праздник, на котором восьмиклассники продемонстрируют не только свои знания, но и умения, способности, таланты. При хорошей подготовительной работе урок становится для школьников интересным, запоминающимся. Подытоживая работу школьников, учитель отметит наиболее удачные ответы, сообщения, исполнение, вновь обратит внимание на исторические песни и предания, на передачу в них исторических событий, предложит еще раз перечитать предания, исторические песни к следующему уроку и подготовить ответ на вопрос: «Как сообщает народ об исторических событиях в преданиях и песнях?»
Виды работы на уроке могут быть разными: — Беседа с учащимися дает представление о том, что запомнили они из рассказа учителя, чтения статей учебника и дополнительных материалов. — Индивидуальные рассказы о различных видах народных песен. — Конкурс на лучшее инсценирование обрядовой песни. — Конкурс на лучшее исполнение песни (любовной, исторической, шуточной — на выбор). — Сообщения учащихся о различных видах народных песен. — Организация вечера народной песни. — Уроки внеклассного чтения и развития речи на тему «Народные песни». — Прослушивание рассказа учителя о песенном жанре. — Чтение, осмысление и пересказ статьи учебника. — Подготовка докладов о песнях (обрядовых, исторических и пр.). — Создание иллюстраций к песням. — Создание сочинений на данную тему. — Написание собственных коллективных (от группы учащихся) песен, если такие творческие силы есть в классе. — Создание частушек на школьные темы. — Создание инсценировок, вечеров, концертов на тему «Фольклор на уроках литературы».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|