Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пословицы и поговорки




Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Меткость и точность пословиц и поговорок. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл.

Теория литературы
(пословица, поговорка)

Расширение знаний о пословицах и поговорках, сопоставление с пословицами других стран мира. Иллюстрации и рисунки к пословицам и поговоркам.
«Необозрима область жизни, охваченная пословицами и поговорками, — пишет исследователь фольклора В. П. Аникин. — Пословица и поговорка — одновременно и явление языка, и явление искусства. Емкое пословичное суждение только в речи раскрывает свой смысл. „Не в свои сани не садись“ — говорит пословица. Ее употребляют, когда хотят сказать: не равняйтесь с тем, кто тебе не ровен по положению, но она может иметь и другой смысл: не берись не за свое дело. А как разнообразны могут быть сами случаи, к которым применяют эту пословицу. Их просто невозможно перечислить».
Этапы работы по теме:
— Организация конкурсов и викторин на лучшее знание пословиц, рассказов о собирателях и исследователях пословиц.
— Сопоставление с пословицами других стран мира.
— Создание рисунков и обсуждение их (по теме «Пословицы»).
— Обсуждение иллюстраций по теме «Пословицы и поговорки».
— Создание сочинений, рассказов по одной из пословиц или с включением в рассказ многих пословиц по избранной школьниками теме.
В конце урока распределяется материал по теме «Народные песни. Предания» по группам восьмиклассников.
На втором уроке — рассказ учителя о народных песнях. Учитель расскажет об особом мире народной песни, о песнях исторических, хоровых, любовных, солдатских, семейных. Они рассказывают о том, что действительно было, о героях, об исторических событиях, об одном из эпизодов исторического события. Они повествуют о прошлом.
Фольклористы обращают внимание на то, что исторические песни меньше былин и больше песен лирических, они сюжетны, их эпический характер проявляется в повествовательности, герои их, как правило, известные исторические деятели (Иван Грозный, Ермак, Разин, Петр I, Пугачев, Суворов и др.).
Исторические песни изображают не только действия героев, но и их переживания.
Собирание и публикация их связана с именами М. Д. Чулкова, П. Н. Рыбникова, Н. Е. Ончукова, И. А. Худякова, Б. Н. Путилова, а изучение — с именами О. Ф. Миллера, В. Ф. Миллера, А. Н. Веселовского, А. Н. Лозановой, Б. Н. Путилова. Известны песни о Кострюке (отголосок на женитьбу Ивана Грозного на дочери черкесского князя Темрюка — Марии), о взятии Казани, о гневе Ивана Грозного на сына, о Ермаке, о Степане Разине, о Емельяне Пугачеве, другие песни о воинах.
Близки к этому жанру балладные песни, они остроконфликтны, среди них есть любовные, семейные, исторические (в них нет картин исторических событий, изображены исторически типичные ситуации), социально-бытовые баллады («Князь и старицы», «Оклеветанная жена», «Молодец и королевна»). Смысл баллад в выражении моральных оценок поведения персонажей, в глубоком гуманизме.
Протяжные лирические песни — стихотворные произведения, которые поются в одиночку или хором. Главное содержание таких песен составляет выражение чувств и мыслей по поводу жизненных обстоятельств, которые их вызвали.
Среди собирателей — М. Д. Чулков, В. Ф. Трутовский, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. В. Кольцов. Среди ученых, изучавших лирические песни, — А. X. Востоков, А. Н. Веселовский, Н. П. Колпакова, В. Я. Пропп, В. Е. Гусев.
Особый вид песен — бурлацкие, о рекрутчине, разбойничьи; а также игровые, хороводные, плясовые, обрядовые.
Не менее интересный жанр песен — частушка. Эти короткие песенки называли в разных местах по-разному: «припевки», «пригудки», «приговорки», «прибаски», «прибаутки».
Первое специальное издание частушек — сборник Д. К. Зеленина «Песни деревенской молодежи», затем вышли «Сборник деревенских частушек» В. И. Симакова, «Сборник великорусских частушек», сборники частушек М. И. Смирнова, С. Г. Лазутина, Н. П. Колпаковой и др.
«У нас народ, — писал Н. А. Добролюбов, — сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль».
В. П. Аникин рассказывает о календарных песнях, подблюдных, хороводных, игровых, плясовых, любовных, шуточных, исторических, разбойничьих. В исторических песнях встречаются постоянные эпитеты (злата-серебра, скатный жемчуг и т. д.). Исторические песни XVI века включают в себя песни о взятии Казани, об Иване Грозном, о Ермаке. Исторические песни XVII века откликнулись на смерть сына Ивана Грозного, Дмитрия, появление двух Лжедмитриев, поход поляков на Русь, борьбу против них Минина и Пожарского, восстание Степана Разина. Сюжеты песен XVIII века связаны с походом на Азов, с булавинским, пугачевским восстаниями. Народные песни XIX века связаны с войной 1812 года, Крымской войной, с именами Суворова, Кутузова, Платова, Нахимова, Наполеона.
Далее учитель расскажет об особенностях лирических, любовных песен, семейных, солдатских и пр. Однако самым важным будет рассказ о песнях исторических, так как они тесно связываются с последующими темами курса 8 класса.
Следующим этапом этого урока будет чтение статьи учебника и обсуждение материала о народных песнях четырьмя группами учащихся, т. е. семинар, который содержит короткие сообщения восьмиклассников об исторических, любовных, семейных, рекрутских, солдатских и других народных песнях, сопровождаемые примерами песен, сообщениями о частушках, исполнением двух-трех частушек.
В конце урока учитель подводит итоги работы учащихся, рассказывает об изучении и собирании песен, их сходстве и отличии от жанра былин, об исторических сведениях, которые несут исторические песни.
Важно, чтобы в процессе рассказов, диалогов, исполнения песен и частушек у учащихся возникло желание постичь особенности песен исторических и лирических, солдатских и семейных. Это должно проявиться и в рассказах, и в исполнении песен.
Интересно, например, обратить внимание на то, что исторические песни по сравнению с былинами являются более поздней формой народной поэзии, героями исторических песен были борцы за родину и права народа. Песни короче былин, отличаются от былин и манерой исполнения (былины сказываются, исторические песни поются), эпитеты более индивидуализированы. Исторические песни близки и к песням лирическим, например, в них есть лирические зачины («На заре то было, на зореньке...», «Ах туманы вы мои, туманушки...»), цель которых создать определенное настроение, подготовить к восприятию эмоционального содержания. Сравнения, встречающиеся в песне, часто общие и для других жанров устного народного творчества. Например, отрицательная форма («Не сизы орлы клохочут, Не серые гуси возголосят...») близка к отрицательным формам в былинах.
Лирические песни раскрывают внутренний мир человека.
Расскажут учащиеся и о семейных, любовных, ямщицких, сатирических, солдатских песнях и их особенностях.
Народные частушки также станут предметом разговора на таком уроке, причем всегда найдутся в классе школьники, умеющие их исполнять. Таким образом урок-семинар превращается в особенный урок — урок-праздник, на котором восьмиклассники продемонстрируют не только свои знания, но и умения, способности, таланты.
При хорошей подготовительной работе урок становится для школьников интересным, запоминающимся.
Подытоживая работу школьников, учитель отметит наиболее удачные ответы, сообщения, исполнение, вновь обратит внимание на исторические песни и предания, на передачу в них исторических событий, предложит еще раз перечитать предания, исторические песни к следующему уроку и подготовить ответ на вопрос: «Как сообщает народ об исторических событиях в преданиях и песнях?»

Виды работы на уроке могут быть разными:
— Беседа с учащимися дает представление о том, что запомнили они из рассказа учителя, чтения статей учебника и дополнительных материалов.
— Индивидуальные рассказы о различных видах народных песен.
— Конкурс на лучшее инсценирование обрядовой песни.
— Конкурс на лучшее исполнение песни (любовной, исторической, шуточной — на выбор).
— Сообщения учащихся о различных видах народных песен.
— Организация вечера народной песни.
— Уроки внеклассного чтения и развития речи на тему «Народные песни».
— Прослушивание рассказа учителя о песенном жанре.
— Чтение, осмысление и пересказ статьи учебника.
— Подготовка докладов о песнях (обрядовых, исторических и пр.).
— Создание иллюстраций к песням.
— Создание сочинений на данную тему.
— Написание собственных коллективных (от группы учащихся) песен, если такие творческие силы есть в классе.
— Создание частушек на школьные темы.
— Создание инсценировок, вечеров, концертов на тему «Фольклор на уроках литературы».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных