Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Стихотворения о Родине
Два раздела учебника для 8 класса посвящены этой теме. Учащимся предстоит прочитать, подумать над тем, какой видят они родную природу в разные времена года, какое настроение рождают картины природы, пейзажи в душе поэта и какие чувства возбуждают в читателе эти стихотворения? Главное направление на таких уроках — чтение поэтических произведений учителем и учащимися, обсуждение этого чтения, осмысление прочитанного. Хорошо бы на этих уроках использовать репродукции пейзажных картин самых известных художников XIX и XX веков, музыкальные произведения, тогда занятия, посвященные родной природе и Родине, превращаются в уроки-концерты, активно содействующие эмоциональному и эстетическому развитию учащихся. На таких уроках учитель и учащиеся готовят рассказы об авторах, чтение их произведений, комментирование. Кроме того, восьмиклассники подготавливают выставку книг, портреты поэтов, о которых будет идти речь на уроке, звукозапись с авторским (поэты XX века) и актерским чтением. Этот раздел включен в каждый из учебников по нашей программе с тем, чтобы школьники постепенно накапливали знание поэтических произведений, знали их наизусть, учились выразительно читать стихотворения, получали удовольствие от их чтения. Кроме того, ребята учатся сопоставлять описание природы, отношение к ней поэта, чувства, которые рождает созерцание окружающего мира, и чувства, которые вызывают картины природы в поэте. Урок или два сдвоенных урока, посвященных этой теме, целесообразно провести как урок-концерт, урок-раздумье. Для этого нужно заранее подготовить группы учащихся с рассказом об авторе и чтением стихотворения этого автора. Сам учитель начнет со вступительного слова о том, что русские поэты всегда писали о родной природе и Родине. Отношение это не всегда было простым: вспомним стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина» или стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Русский язык». Но всегда в стихотворных произведениях поэтов чувствуется любовь к родному краю и боль за то, что совершается на Родине. Пожалуй, особенно интересно в этом отношении стихотворение З. Гиппиус «Знайте». Утверждают, что оно явилось ответом на слова Блока о том, что революция погубила Россию, и что ей уже не восстать из пепла. Эти занятия как бы продолжают уроки, посвященные поэзии XIX века. В раздел включены поэтические произведения XX века авторов, которые остались в России, и авторов, которые эмигрировали из нашей страны в начале века. — Кого из них вы можете назвать? — На что обращают внимание поэты-эмигранты? Что их волнует? Что такое ностальгия? Уроки, посвященные этой теме, будут представлять собой, как мы уже говорили, уроки-раздумья, где каждый выступит либо с рассказом о писателе, либо с чтением стихотворения.
1 Литература в школе. — 1980. — №4. 2 Лихачев Д. С. Монументально-исторический стиль древнеславянских литератур // Славянские литературы: VIII международный съезд славистов: Доклады советской делегации. — М., 1978. — С. 132. 3 Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. — М., 1970. — С. 109. 4 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. — М., 1954. — Т. 1. — С. 369. 5 Литература в школе. — 1953. — № 5.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|