Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СИМПАТИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА




Все человеческое является относительным,

поскольку опирается на внутренние контрасты;

ибо все феномены по природе - энергетические.

К. Г. Юнг.

 

Симпатическая нервная система (СНС) является средством, с помощью которого Человек, еще не реализованный, программирует себя или является запрограммированным в повседневной жизни, как в цикле трансмиграции, переселения души и повторного рождения; что касается состояния СНС, здесь существенно то, что наш удел является четко очерченным. Ида мобилизует энергию желания, а Пингала - энергию действия (физического и умственного). Эта биполярная система, функционирующая посредством действия и реакции, может давать начало только относительному синтезу, который инициирует противоречащие друг другу, но авторегулирующиеся процессы обратной связи. Жан Пиаже, не зная того, занимает даоистскую позицию, отмечая: " Авторегулирование, кажется, составляет одновременно одну из самых универсальных характеристик жизни и самый общий механизм, который является общим для органической и познавательной реакций ". Его наблюдение подкрепляется наблюдением Юнга: " Психика является автономно регулируемой системой, и она не будет иметь ни баланса, ни системы авторегулирования без противоположных сил, способных уравновешивать одна другую ".

Упоминание баланса позволяет сделать вывод, что когда психические движения, проистекающие от двух боковых каналов, находятся более или менее в равновесии, человек представляет собой сбалансированную личность, которая предрасположена к пробуждению третьего канала Сушумны (пути "золотой середины"), как прелюдии к самореализации.

Левая СНС использует энергию Ида Нади, лунного канала, находящегося слева от Сушумны. Сеть, питаемая этим каналом, руководит психикой подсознательной жизни и имеет выход в суперэго. Весь наш прошлый опыт аккумулируется здесь. Когда наше внимание задерживается в левой стороне, мы погружаемся в наши эмоции, прошлое, ностальгию и другие эмоциональные состояния. Расстройства в этом канале дают начало эмоциональным проблемам и напряжениям в суперэго, которые подвергают психику многим видам вмешательств - от сравнительно мягких до чрезвычайных случаев одержимости. (Мы далее вернемся к этой теме). Люди, чей темперамент имеет корни в Тамо Гуне, имеют тенденцию развивать привычки и быть покорными и страдающими. Такие люди отягощены условностями, поворачивают свою агрессивность против самих себя и допускают агрессию по отношению к себе со стороны других. После смерти самые демонические типы оказываются в семи кругах ада, которые коротко называются коллективным подсознательным. Такие развращенные духи (прета, бхут) могут бродить там, в поисках первой же возможности бежать из этих адских областей, становясь паразитами на психике какого-нибудь человеческого существа. Путаница между сексом и Самореализацией, особенно проявлявшаяся в 60-х годах, сделала нас особенно уязвимыми для ловушек подсознательного. Фрейд посвятил навязчивое внимание этой части нашей психической жизни, которую он представлял как понятие о либидо, эросе и танатосе.

Правая СНС использует энергию Пингала Нади, солнечного канала, находящегося справа от Сушумны. Она питает наше активное сознание и имеет выход в эго. Когда наше внимание уходит в правую сторону, мы погружаемся в умственную деятельность, планирование, организацию и все области психической деятельности, ориентированные в будущее, что составляет надсознательное. В случае, когда использование энергии Пингала Нади становится чрезмерным, тогда происходит то, что мы можем описать как разновидность токовой перегрузки в сети, что проявляется в симптомах умственного возбуждения и истощения, что может беспокоить интеллектуалов, бюрократов, технократов и всех тех, кто очарован Кратос, властью. Конечно, эго наполняется и раздувается. После смерти темпераменты, имевшие корни в Пингала Нади, катапультируются в направлении областей коллективного надсознательного. В самых лучших случаях они оказываются в том, что описывается как небесные районы (их всего семь уровней, как говорит нам Шри Матаджи). Но это тупик. Для того, чтобы получить реализацию, они должны принять новое человеческое рождение. В самых худших случаях раджасический темперамент становится Чингисханом, Тамерланом или Гитлером, которые пытаются господствовать над своими ближними посредством сил, которыми они овладели, или, в менее эффектных вариантах, аскетами, сексуально подавленными священниками или хатха йогами, которые гальванизируют свои сверх изобилующие правосторонние энергии, чтобы обеспечить себе разновидность психического господства над другими.

Конечно, у каждого есть эго и оно создает многочисленные проблемы для всех нас, даже если мы и не знаем о них. Индивид, находящийся под господством эго, имеет сильную тенденцию выносить приговоры, строить воздушные замки и обращать свою агрессивность против других. Адлер в своей теории воли к власти подвел итог плодам своих исследований в этой области нашей психики.

Чтобы проиллюстрировать взаимодействие между Ида и Пингала, давайте рассмотрим следующую последовательность событий. Когда новорожденный ребенок выходит из чрева матери, он получает травму отделения, которая записывается в его подсознательном (Ида Нади). Его шумный протест утверждает его в этом новом существовании и провозглашает его индивидуальное эго (Пингала Нади). Подсознательное младенца, так сказать, банк "магнитных" данных, записывает все реакции на новые ситуации; питаемое информацией из этого банка, эго утверждает само себя. С возрастанием деятельности ребенка эго и суперэго в двух полушариях головного мозга начинают раздуваться подобно воздушным шарам и впоследствии полностью покрывают родничковую мембрану, которая затем начинает окостеневать. Это окостенение отмечает разрыв соединения с Вселенским Несознательным. Новый микрокосм рождается. И человеческое существо, отрезанное от тонкой божественной энергии, которую оно абсорбировало через верхушку головы, становится идентифицированным в качестве индивида, отделенного от Всего, и его психика становится полем напряжения между эго и суперэго.

С ростом индивида развитие умственных и творческих способностей раздувает эго, в то же время растет и суперэго, так как оно ежедневно увеличивает запас опыта и условностей. Эго и суперэго создают разновидность пленки иллюзий, которая не дает нашему вниманию стать погруженным в реальность Сахасрара Чакры. Только Кундалини может пройти сквозь этот кокон иллюзорного сознания. Но пока Сушумна закрыт, энергия СНС отрезана от парасимпатической нервной системы и наше внимание, идентифицированное с СНС, не может пройти сквозь точку равновесия в Агия Чакре. Внимание колеблется слева направо и справа налево в постоянном эллиптическом движении. Опять процитируем Юнга: "Каждая психологическая крайность тайно содержит в себе свою противоположность и находится некоторым образом в близком и существенном родстве с ней".

Течение энергии колеблется между двумя полюсами, приходя в покой время от времени вблизи точки равновесия Сушумны. Устойчивость и зрелость личности являются обратно пропорциональными амплитуде этих колебаний. Чем больше они становятся сбалансированными, тем больше личность становится интегрированной. Эти движения энергии между двумя противоположными нади оказывают решающее влияние на наше поведение и на нашу внутреннюю эволюцию. Ибо слишком часто они потрясают нас, и мы становимся жертвой гун. Вот почему лютнист сказал Сиддхартхе Гаутаме, что найти нужную высоту тона [ на лютне ] можно только тогда, когда струны инструмента натянуты ни слишком сильно, ни слишком слабо. Этот совет помог Будде в его просветлении; когда мои струны слишком слабо натянуты (чрезмерная активность левой СНС), я компенсирую это подтягиванием их (активизируя правую СНС). Этот процесс управляет прогрессом не только в нашей повседневной жизни, но и в цикле последующего рождения; таким образом Юнг заключает, что психическая жизнь управляется "регуляторной функцией противоположностей", которую Гераклит называл энантиодромией.

Все это отсылает нас обратно к нашим прежним соображениям относительно космической экологии гун, Инь и Ян у Лао Цзы, миграции электронов в космической ванне электролита и диалектике.

Архетипическая игра между нади Вираты пронизывает материю Вселенной и наши концептуальные модели настолько же, насколько это делает наша нервная система.

Как действует эта авторегулирующаяся функция в человеческом теле? Когда одна из сторон СНС используется чрезмерно, тогда другая поражается. Чтобы привести весьма экстремальный пример на физическом уровне, мы можем сказать, что человек слишком раджасического темперамента (т.е. находящийся под влиянием Раджо Гуны), доминирующий, с чрезмерно активным Пингала Нади, подвержен опасности стать жертвой сердечного приступа (сердце контролируется Ида Нади), в то время как тот, кто слишком сильно подвержен давлению Тамо Гуны на Ида Нади, угнетенный, самоуничтожающий (тамасический), будет иметь умственные расстройства (внимание контролируется Пингала Нади).

Но задолго до того, как человек приходит в такое состояние, организм здорового индивида уже посылает сигналы опасности, реагируя на движение энергии в двух нади и, таким образом, предвидя выход их из равновесия. Эти сигналы проявляются как следующие симптомы: для "правостороннего" человека, с чрезмерно активным Пингала Нади, - это непрекращающаяся умственная деятельность, возбуждение, раздражительность, бессонница, тошнота; для "левостороннего" человека, с чрезмерно активным Ида Нади, - это апатия, скука, беспокойство, депрессия. К несчастью, мы не знаем, как расшифровать эти сигналы, не знаем также, как реагировать на них, чтобы привести нашу систему снова в равновесие. Бывает так, что годами наша система теряет способность поддерживать слитность системы, приводя к психическим и физическим проблемам.

Когда психическая энергия, такая как внимание (читта), колеблется между крайностями левой и правой сторон, ей становится трудно выдерживать результирующие напряжения. Они могут достичь точки пробоя (депрессия, психоз, нервное расстройство) и раскрыть систему для пагубных сущностей, находящихся снаружи индивида. В самых худших случаях, если энергия-сознание слишком сильно идентифицируется с одним из этих двух каналов, поведение становится экстремальным и патологическим. Такой человек вполне может притягивать к себе человека, страдающего от прямо противоположного неправильного отождествления; это садомазохизм.

Искусство Саттва состоит в том, чтобы поддерживать посредством моральной высокой нравственности (дхарма) равновесие направленных в противоположные стороны движений между Ида и Пингала Нади таким образом, чтобы внимание становилось собранным в точке, где встречаются эти два эллипса (см. рис.).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных