Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






График 17. Динамика цены в смешанной экономике.




 

Однако за пределами рыночного сектора превышение расходов производителя над доходами потребителя устраняет конкуренцию (так как некому и не из-за чего конкурировать), а с ней - и объективный механизм установления равновесной (общественной) цены. Цена на государственном рынке формируется в соответствии с индивидуальными затратами каждого производителя, т.е. соответствует индивидуальной “цене предложения”. Образно говоря, - сколько производителей занято в общественном секторе, столько и будет “равновесных цен”. Словом, общественный сектор - это совокупность индивидуальных рынков, располагаемых по степени допускаемой обществом возрастающей дороговизны.

Возникает парадокс: если в рыночном («частном») секторе господствует общественная (усредненная) равновесная цена, то на общественном (государственном) рынке господствует индивидуальная цена, отражающая и покрывающая затраты именно данного производителя, приспособленная под его затраты.

Все это дает дополнительную характеристику государственного сектора смешанной экономики: если нерыночный сектор в ценовом аспекте представлен единственной равновесной общественной ценой, то нерыночный сектор - множеством индивидуально-устанавливаемых административным способом цен, цель которых - возмещение затрат того производителя, продукция которого признана общественно-необходимой, но издержки производства у которого по ряду объективных и субъективных причин не укладываются в рамки рыночно-равновесной цены.

Отсюда иначе выглядит и судьба предприятий, не выдержавших конкуренции на рыночном секторе, т.е. испытания равновесной ценой. Ведь превышение расходами предприятия рыночно-равновесной цены теоретически означает его банкротство. Однако в случае, если потребность считается социально-значимой и общество стремится максимизировать объем её удовлетворения, ранжирование предприятий по величине их издержек, представленное отрезком «ОЕ» (см. график 18), сохраняет свою важность и за пределами “квадрата рынка”. Можно предположить, что дифференциация предприятий по величине издержек сохраняет ту же тенденцию (см. отрезок «ЕМ»). Естественно, что государство, желая самым экономным способом увеличить объем удовлетворения данной потребности, будет (по мере движения от точки «D» к точке «С»), вовлекать предприятия в порядке возрастания их индивидуальных затрат. И тогда возникает «вторичная конкуренция” - между предприятиями, уже отвергнутыми равновесной ценой рыночного сектора, но ещё сохраняющими надежду остаться хотя бы в общественном секторе.

График 18. “Рыночная” и “общественная” конкурентоспособность предприятий.

 

Таким образом, общественный сектор смешанной экономики сохраняет важнейшую характеристику рынка - конкурентность, но эта конкуренция происходит между убыточными (по рыночным меркам) предприятиями за право функционировать на поле “общественного сектора”. Разумеется борьба между рыночно-убыточными, но общественно-приемлемыми по уровню издержек, предприятиями за доступ к общественным средствам, происходящая в государственном секторе смешанной экономики, имеет иной характер, чем борьба за доступ к частным средствам частных покупателей, происходящая в рыночном секторе. Очень часто административный отбор предприятий, которые государство считает экономически оправданно привлекать к удовлетворению потребностей неплатежеспособной части населения, принимает форму коррупции – подкупа предприятиями чиновников, распоряжающихся общественными деньгами. Особой «удачей» это становится для “рыночного” предприятия (т.е. имеющего издержки производства меньшие, чем рыночно-равновесная цена). Тогда переход в общественный сектор сулит ему многократное и гарантированное увеличение прибыли. Ведь в этом случае его “доравновесные” издержки производства будут проданы государству по “сверхравновесной” цене. Правда, для этого и чиновник должен умудриться “не заметить” реальный уровень издержек данного предприятия. Однако то, что для предприятия является удачей, для общества оборачивается прямым разорением.

*

Почему общественный сектор выступает как «квазирынок» (т.е. как искусственно-организованный рынок), а неплатежеспособная часть потребности должна все-таки принимать искусственную для неё форму искусственно создаваемого государством «спроса»? Ответ следует искать в системности современной экономики: не может одна её часть функционировать в «рыночной», а другая - в «нерыночной» форме. Поэтому общественному сектору экономики приходится обряжаться в рыночную видимость, тем самым маскируя свою нерыночную сущность, более того – придавая и рынку видимость всеобщности, а и потому ещё сильнее затрудняя анализ как реального рынка и реальных рыночных процессов, так и нерыночной природы общественного сектора.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных